Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2: административно-правовые основы управления социально-культурной сферой




1. Управление образованием.

2. Управление наукой.

3. Управление в области культуры.

4. Управление здравоохранением.

 

Социально-культурная сфера - это духовная (нематериаль­ная) по характеру и идеологической направленности деятель­ность многообразных по своему профилю учреждений, выража­ющаяся в создании, использовании (распространении) и охране духовных ценностей, ориентированная на воспитание человека, на наиболее полное удовлетворение социально-культурных по­требностей населения.

 

4. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

 

В ст. 49 Конституции Республики Беларусь закреплено пра­во каждого гражданина на образование. Основанием для реали­зации этого права является система образования, которая обес­печивает общеобразовательную и профессиональную подготов­ку. В сфере образования решаются две основные задачи: образо­вание и воспитание.

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность в сфере образования в государстве, является Закон Республики Беларусь «Об образовании». Он закрепляет доступность и бес­платность дошкольного, среднего, профессионально-техническо­го и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; развитие внешкольного, последипломного образова­ния и иных форм обучения. Им же регулируются вопросы предоставления государственных стипендий и льгот ученикам и студентам; социальной защиты воспитанников, учеников, студентов, курсантов, слушателей, стажеров, клинических ординаторов, аспи­рантов, докторантов и других лиц, независимо от форм их обуче­ния и типов заведений, в которых они обучаются; способы содей­ствия получению образования в домашних условиях и т.д.

По каждому образовательному и образовательно-квалифи­кационному уровню отдельно разрабатываются государственные стандарты образования. Система образования Республики Бела­русь состоит из дошкольных учреждений; учреждений, обеспе­чивающих получение начального, базового, общего среднего, про­фессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образова­ния для лиц с особенностями психофизического развития (учеб­ные заведения); учреждений внешкольного воспитания и обуче­ния; социально-педагогических учреждений; специальных учеб­но-воспитательных учреждений.

Структура образования включает в себя: дошкольное обра­зование; общее базовое образование; общее среднее образование; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; послевузовское образование.

Государственная политика в области образования заключа­ется в том, что Республика Беларусь признает образование при­оритетной сферой социально-экономического, духовного и куль­турного развития общества. От имени государства в республике политика в области образования реализуется органами государ­ственной исполнительной власти и органами местного самоуправления. Основными принципами образования являются: приоритетность образования; обязательность общего базового обра­зования; осуществление перехода к обязательному общему сред­нему образованию; доступность дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственность и непрерывность уров­ней и ступеней образования; национально-культурная основа образования; приоритет общечеловеческих ценностей, прав че­ловека, гуманистического характера образования; научность; экологическая направленность образования; демократический характер управления образованием; светский характер образо­вания.

Язык образования в Республике Беларусь определяется Кон­ституцией и Законом «О языках в Республике Беларусь», со­гласно которым Республика Беларусь гарантирует каждому граж­данину Республики Беларусь неотъемлемое право на воспитание и получение образования на белорусском или русском языке.

Это право обеспечивается системой дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, профессионально-технических учи­лищ, средних специальных и высших учебных заведений. Пра­во на воспитание и получение образования на родном языке имеют и лица других национальностей, живущие в республике.

Учебно-воспитательный процесс в учебных заведениях сво­боден от вмешательства политических партий, общественных и религиозных организаций. В организациях системы образова­ния не допускаются создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих поли­тические цели, а также создание и анонимная или иная проти­воречащая законодательству деятельность религиозных органи­заций.

Учреждения образования в вопросах воспитательной дея­тельности на основании письменных заявлений родителей и законных представителей детей (самих совершеннолетних обу­чающихся) во внеучебное время могут взаимодействовать с заре­гистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государствен­ных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержа­ние и формы такого взаимодействия определяются Правитель­ством Республики Беларусь по согласованию с Президентом.

К педагогической деятельности допускаются лица, которые имеют соответствующее образование и профессиональную под­готовку. Профессиональные права и обязанности педагогичес­ких работников определяются законодательством Республики Беларусь, положениями и уставами соответствующих учрежде­ний образования.

Управление образованием в Республике Беларусь осуществ­ляется системой государственных органов и органов местного самоуправления. К органам управления образованием относят­ся: Министерство образования (Минобразования), другие мини­стерства, которым подчинены учебные заведения, местные орга­ны исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Республиканским отраслевым органом государственного управления в области образования является Министерство об­разования Республики Беларусь. Согласно возложенным на него задачам в сфере прогнозирования и планирования развития об­разования, разработки организационного и правового механизма его функционирования Минобразования анализирует состоя­ние образования в государстве, прогнозирует и планирует его дальнейшее развитие с учетом потребностей личности, обще­ства, государства; разрабатывает нормативно-правовую базу фун­кционирования системы образования, осуществляет экспертизу проектов общегосударственных, ведомственных, других решений и программ в части, которая касается образования, готовит проекты законодательных актов и правительственных решений; про­гнозирует и упорядочивает структуру сети учебно-воспитатель­ных заведений; разрабатывает предложения относительно пе­речня специальностей и квалификаций; обеспечивает выполне­ние вузами государственного заказа и договоров на подготовку специалистов; разрабатывает положения об учебно-воспитатель­ных учреждениях образования.

В сфере учебно-воспитательного процесса Минобразования определяет требования к содержанию, уровню и объему соци­ально необходимого государственного минимума образования (ус­танавливает государственные стандарты знаний по каждому предмету), обеспечивает непрерывность образования, интеграцию обучения с наукой и производством, разрабатывает и утвержда­ет соответствующие типовые учебные планы, программы для учебно-воспитательных заведений; разрабатывает условия при­ема в учебно-воспитательные заведения; обеспечивает издание соответствующей литературы по вопросам образования и др.

Минобразования вносит предложения о создании, реоргани­зации, ликвидации в установленном порядке заведений, органи­заций, предприятий образования; содействует развитию новых учебно-воспитательных заведений; проводит в установленном порядке аттестацию и аккредитацию образовательных заведе­ний, независимо от форм собственности и подчинения, выдает им лицензии и сертификаты; осуществляет государственное ин­спектирование учебно-воспитательных заведений; организует повышение квалификации и переподготовку кадров системы об­разования; осуществляет общее руководство научной деятель­ностью и др.

Для согласованного решения вопросов, которые отнесены к компетенции Минобразования, обсуждения наиболее важных направлений деятельности и развития образования в Минобразовании создается соответствующая коллегия.

Акты Минобразования, принятые в пределах его полномо­чий, обязательны для министерств и госкомитетов и подчинен­ных им учебных заведений, местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, подчиненных им органов управления образованием, учебных заведений, незави­симо от форм собственности.

Другие министерства, которым также подчинены учебные заведения (МВД, МЧС и др.)» осуществляют вместе с Министер­ством образования государственное управление подчиненными им учебными заведениями путем их финансирования, создания материальной базы, назначения на должность руководителей этих заведений, организации подготовки научных и научно-педагогических кадров, обеспечения организационного и методического руководства; контрольные функции по вопросам соблю­дения требований о качестве образования и др. Акты этих орга­нов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, подчиненных им органов управления образо­ванием, учебных заведений соответствующего профиля.

Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, реализуя государственную политику в области образования, в пределах своей компетенции: обеспечивают раз­витие сети заведений образования, укрепление их материаль­ной базы, хозяйственное обслуживание; осуществляют соци­альную защиту работников сферы образования, детей, ученичес­кой и студенческой молодежи, создают согласно требованиям нормативов материально-технического и финансового обеспече­ния условия для их воспитания, обучения и работы; организу­ют учет детей дошкольного и школьного возраста; контролиру­ют соблюдение правил обучения детей в заведениях образова­ния; решают вопросы, связанные с опекой и попечительством несовершеннолетних, оставшихся без родительской заботы, де­тей-сирот, защитой их прав, предоставлением им материаль­ной и другой помощи; по месту жительства создают надлежа­щие условия для воспитания детей, молодежи, развития их спо­собностей и удовлетворения их интересов; обеспечивают в сель­ской местности регулярную и бесплатную доставку к месту обу­чения и обратно детей дошкольного возраста, учеников и педа­гогических работников; организуют профессиональную консультацию молодежи и продуктивный труд учащихся; определяют потребности, объемы, разрабатывают предложения по государ­ственному заказу на подготовку трудовых кадров для региона.

Для решения этих задач местными органами государствен­ной исполнительной власти и органами местного самоуправле­ния создаются соответствующие органы управления образова­нием - отделы образования и управления образования (на об­ластном уровне).

Непосредственное управление детским дошкольным заведе­нием (детские ясли, детский сад), школой, внешкольным учеб­ным заведением осуществляет директор (заведующий), кото­рый назначается вышестоящим органом управления образова­ния или органом местного самоуправления. Соответствующее образование, стаж работы и наличие организаторских способно­стей - основные условия назначения на должность руководите­ля любого образовательного заведения. Руководитель несет пер­сональную ответственность перед государством за организацию и качество учебно-воспитательной работы, укрепление здоровья и физическое развитие учеников и воспитанников, а также за финансово-хозяйственное состояние заведения. В своей деятель­ности он опирается как на трудовой коллектив, так и на общественные организации, цель которых - предоставление разнооб­разной помощи учебно-воспитательным заведениям. Полномо­чия директора (заведующего) регламентируются положениями и уставами учебно-воспитательных заведений.

Для обеспечения коллегиального рассмотрения основных вопросов воспитательной и методической работы в учебном за­ведении действует педагогический совет, который состоит из учителей и представителей общественности. При школах и до­школьных детских заведениях могут создаваться родительские комитеты из числа родителей учеников и воспитанников, кото­рые призваны оказывать помощь учебно-воспитательному заве­дению, а также семьям в воспитании детей.

Управление профессионально-техническим учебным заведе­нием, в котором обеспечиваются первичная профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работ­ников, осуществляет директор, которого назначают специально уполномоченный республиканский орган исполнительной вла­сти в сфере профессионально-технического образования, миниcтерства и другие республиканские органы исполнительной вла­сти, которым подчинены профессионально-технические учебные заведения государственной формы собственности. Руководитель профессионально-технического учебного заведения другой (част­ной) формы собственности назначается учредителем.

Управление средним специальным и высшим учебным заве­дением (техникум, училище, колледж, институт, консерватория, академия, университет) осуществляет его руководитель (ректор, директор и т.д.). Он исполняет следующие функции: самостоя­тельно в пределах действующего законодательства решает воп­росы функционирования заведения; в пределах своих полномо­чий издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми подразделениями заведения (факультетами, кафед­рами, филиалами, отделениями, учебно-консультативными, на­учно-исследовательскими подразделениями, конструкторско-тех-нологическими бюро и др.); представляет высшее учебное заве­дение образования в государственных и других органах, отвеча­ет за результаты деятельности заведения перед органом управ­ления, в подчинении которого оно находится; является распо­рядителем имущества и средств заведения; принимает на работу и освобождает от работы сотрудников заведения; определяет их функциональные обязанности и др.

Совещательный орган управления высшего учебного заве­дения - ученый совет, на который возложены обязанности по координации и контролю за научной, учебной, методической и воспитательной работой в заведении.

Все учебные и воспитательные заведения, независимо от форм собственности и порядка образования, осуществляют оператив­ный и бухгалтерский учет своей деятельности (как хозяйствен­ной, так и учебно-воспитательной), за правильность которого должностные лица этих заведений несут предусмотренную за­конодательством дисциплинарную, административную и уголов­ную ответственность. Контроль за соблюдением требований за­конодательства заведениями образования в сфере учебно-воспитательной работы осуществляют вышестоящие органы в отно­шении подчиненных им учебных заведений системы Минобра­зования, специальные контролирующие органы ведомственной направленности, такие как департамент контроля качества об­разования, по другим вопросам - в области бюджетной, финансовой дисциплины, соблюдения природоохранительного законо­дательства - органы местного самоуправления, исполнительной власти и специальные контролирующие органы межведомственного и надведомственного контроля.

Основные задачи департамента контроля качества образова­ния: осуществление и совершенствование государственного кон­троля за функционированием системы образования Республики Беларусь; осуществление контроля качества образования, пре­доставляемого учебными заведениями всех типов и иными уч­реждениями образования, независимо от ведомственной подчи­ненности и форм собственности; разработка нормативных пра­вовых актов в области осуществления контроля качества систе­мы образования; изучение международного опыта совершенство­вания форм и методов контроля за функционированием систе­мы образования.

 

2. УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ

 

Государство оказывает приоритетное содействие развитию науки как определяющему источнику экономического роста и неотъемлемой составляющей национальной культуры и обра­зования, создавая необходимые условия для реализации интел­лектуального потенциала граждан в сфере научно-технической деятельности, обеспечивая использование достижений науки и техники для решения социальных, экономических, культурных и других проблем.

Правовые основы государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности определены в законах Рес­публики Беларусь «Об основах государственной научно-техни­ческой политики» и «О научной деятельности». В соответствии с ними развитие науки и техники - определяющий фактор про­гресса общества, повышения благосостояния его членов, их ду­ховного и интеллектуального роста.

Государственное управление и регулирование научной дея­тельности осуществляется согласно принципам органичного единства научно-технического, экономического, социального и духовного развития общества, централизации и децентрализа­ции управления научной деятельностью; соблюдению требований экологической безопасности; признанию свободы творчес­кой, научной и научно-технической деятельности; сбалансиро­ванному развитию фундаментальных и прикладных исследова­ний; использованию достижений мировой науки, возможнос­тям международного научного сотрудничества; свободе распрос­транения научной и научно-технической информации; откры­тости для международного научно-технического сотрудничества, обеспечению интеграции белорусской науки в мировую в сочетании с защитой интересов национальной безопасности.

Научную деятельность осуществляют ученые, научные и пе­дагогические работники, а также учреждения, организации, выс­шие учебные заведения, общественные организации. Каждая орга­низационная форма имеет определенные особенности. Непосред­ственно в сфере организации науки действуют специализирован­ные органы исполнительной власти, а также государственные учреждения. С целью благоприятствования формированию госу­дарственной политики развития науки, определения приоритет­ных научно-технических направлений, выработки стратегии тех­нологического развития, усовершенствования структуры управ­ления наукой и системы подготовки научных кадров создан специальный орган - Государственный комитет по науке и технологиям.

Основные задачи этого органа: реализация государственной политики в научной, научно-технической и инновационной де­ятельности, а также в области охраны прав на объекты интел­лектуальной собственности; организационно-экономическое ре­гулирование вопросов развития научной, научно-технической и инновационной деятельности и охраны прав на объекты интел­лектуальной собственности; анализ уровня проводимых иссле­дований и разработок, выработка предложений по повышению их экономической эффективности; координация деятельности республиканских органов государственного управления, органи­заций в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности; совершенствование структуры научно-технического потенциала республики и повышение эф­фективности его использования; проведение единой государствен­ной политики в области международного научно-технического сотрудничества; развитие инновационной инфраструктуры, создание механизмов поддержки субъектов инновационной дея­тельности; обеспечение контроля за исполнением законодатель­ства Республики Беларусь по вопросам развития научной, науч­но-технической, инновационной деятельности и охраны прав на объекты интеллектуальной собственности, а также целевым ис­пользованием средств республиканского бюджета, выделяемых на финансирование научной деятельности в Республике Беларусь и международного научно-технического сотрудничества, и т.д.

Другие республиканские органы исполнительной власти осу­ществляют управление наукой и инновационной деятельнос­тью в соответствующих отраслях, направляют и контролируют деятельность подчиненных им научных организаций; организу­ют производство современной конкурентоспособной продукции; несут ответственность за уровень научно-технического развития соответствующих отраслей.

Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обеспе­чивают выполнение государственных научных и научно-техни­ческих программ, разрабатывают и организовывают выполнение региональных программ.

Особое место в системе органов, функционирующих в сфере науки, принадлежит Высшей аттестационной комиссии Рес­публики Беларусь (ВАК). Она реализует государственную поли­тику в области аттестации научных и научно-технических кад­ров высшей квалификации, присуждает научные степени и при­сваивает ученые звания, контролирует деятельность специализированных ученых советов и качество аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Высшая аттестационная комиссия уполномочена принимать в установленном порядке в пределах своей компетенции норма­тивные акты, обязательные для выполнения всеми учреждения­ми, организациями и предприятиями республики, независимо от их подчиненности; получать в установленном порядке от мини­стерств, других органов управления и подведомственных им уч­реждений, организаций и предприятий информационно-анали­тическую, статистическую и другую информацию по вопросам аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации; контролировать деятельность аспирантур, адъюнктур, докторантур, органов по присуждению ученых степеней и присвоению ученых званий, созданных в организациях и уч­реждениях, независимо от подчиненности и форм собственнос­ти, запрашивать от них информацию по вопросам присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий научным и науч­но-педагогическим работникам; заслушивать отчеты руководи­телей органов по присуждению ученых степеней и присвоению ученых званий; создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке экспертные советы и советы по защите диссертаций в учреждениях, организациях республики, незави­симо от их подчиненности; отменять решения советов по защи­те диссертаций по присуждению ученых степеней и советов учреждений и организаций о присвоении ученых званий, лишать их полномочий в случае нарушения ими установленного поряд­ка присуждения ученых степеней и званий; лишать в установ­ленном порядке научных и научно-педагогических работников и иных лиц ученых степеней и званий; проводить международ­ные и республиканские конференции, конгрессы, совещания и семинары по вопросам подготовки и аттестации научных и на­учно-педагогических кадров высшей квалификации.

В целях сохранения и усиления интеллектуального потен­циала, создания благоприятных условий для дальнейшего раз­вития фундаментальной науки, обеспечения со стороны госу­дарства финансовой поддержки научных исследований создано высшее научное учреждение Республики Беларусь - Нацио­нальная академия наук. Академия наук является высшей госу­дарственной научной организацией Республики Беларусь, осу­ществляющей организацию, проведение и координацию фунда­ментальных и прикладных научных исследований и разработок в целях научного обеспечения экономического, социального и культурного развития Республики Беларусь.

Академия наук объединяет в своем составе действительных членов (академиков), членов-корреспондентов, почетных и инос­транных членов Академии наук, а также отделения и регио­нальные филиалы Академии наук, аппарат Академии наук, на­учные организации и иные юридические лица, находящиеся в ее ведении, работников этих организаций и юридических лиц.

Основными задачами Академии наук являются: научное обес­печение экономического, социального и государственно-правово­го развития Республики Беларусь, ее культуры, рационального использования и охраны природы; организация, проведение и координация фундаментальных и прикладных научных иссле­дований и разработок по важнейшим направлениям естественных, технических, гуманитарных, социальных наук и искусств в целях получения новых знаний о человеке, обществе, природе и увеличения научно-технического, интеллектуального и духов­ного потенциала Республики Беларусь; определение и внесение для утверждения, в установленном законодательством порядке перечней приоритетных направлений фундаментальных и при­кладных научных исследований Республики Беларусь; выявле­ние принципиально новых путей научно-технического прогрес­са, участие в разработке рекомендаций по использованию дос­тижений отечественной и мировой науки на практике; обеспе­чение развития науки в регионах Республики Беларусь; созда­ние условий для развития научных школ, подготовки научных работников высшей квалификации, повышения квалификации ученых и специалистов, в том числе в зарубежных научных центрах, и т.д.

Развитие отраслевой науки также осуществляется в рам­ках научно-исследовательских, опытно-конструкторских и дру­гих учреждений, входящих в систему соответствующих мини­стерств, государственных комитетов и других органов исполни­тельной власти. Общее руководство отраслевыми научно-иссле­довательскими институтами осуществляют органы исполнитель­ной власти, в систему которых они входят.

Научные исследования в вузах - вузовская наука - органи­зуются в целях: использования научно-технического потенциа­ла высшей школы для определения приоритетных направлений фундаментальных исследований, усиления влияния науки на ре­шение образовательных и воспитательных задач; исследования и разработки теоретических и методологических основ развития образования. Исполнителями научно-исследовательских работ являются профессорско-преподавательский состав, студенты, док­торанты, аспиранты, стажеры, научные сотрудники.

 

3. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Культура как самостоятельная отрасль социально-культур­ного строительства включает в себя широкий круг государ­ственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, заведений культуры: театральное, музыкальное, хореографическое, изобразительное, декоративно-прикладное, эс­традное и цирковое искусство; концертные организации, музеи, библиотеки, дома культуры и др.; кинематографию, телевидение и радиовещание; издательское дело, полиграфию и книжную тор­говлю.

Управление в области культуры включает: организацию создания, распространения и популяризации произведений ли­тературы и искусства; обеспечение распространения информа­ции и пропаганды достижений культуры; сохранение и исполь­зование культурных ценностей; охрану произведений искусства и памятников культуры, повышение культурного уровня насе­ления; руководство предприятиями, организациями и учрежде­ниями культуры. При этом необходимо иметь в виду, что госу­дарство осуществляет лишь отдельные управленческие функ­ции, например контроль за качеством образования.

Законодательство Республики Беларусь о культуре регули­рует общественные отношения: по установлению организацион­но-правовых и экономических гарантий создания, сохранения, распространения и популяризации произведений материальной и духовной культуры, сохранению и передаче культурных тра­диций, охране исторических и культурных ценностей в целях возрождения и развития белорусской национальной культуры и культур национальных сообществ Беларуси как составной части общечеловеческой культуры, формирования культурной среды, моральных начал, эстетических взглядов и вкусов народа и приобщения его к художественному творчеству, к гуманисти­ческим ценностям культуры.

Основные принципы культурной деятельности в Республи­ке Беларусь: свобода творческой деятельности и саморазвитие культурных процессов, плюрализм направлений и стилей в твор­честве, отказ от монополизма в культуре; защита интеллекту­альной собственности; общедоступность духовных ценностей; право на беспрепятственную культуротворческую деятельность на территории Республики Беларусь для всех национальных со­обществ; приоритет условий для развития белорусской нацио­нальной культуры; гуманистическая направленность, усиление личного начала в культурной деятельности, ориентация на об­щечеловеческие и высокоморальные ценности; обеспечение свя­зей белорусской национальной культуры с культурами других народов; соединение государственных и общественных начал в организации культурной деятельности; самостоятельность куль­турной деятельности Республики Беларусь.

Государственные органы во взаимодействии с общественны­ми объединениями обязаны обеспечивать развитие культуры и несут ответственность за духовное, моральное и эстетическое воспитание граждан.

В Республике Беларусь гарантируется развитие разнообраз­ных по типам и видам деятельности предприятий, учреждений и организаций культуры: театров, студий, мастерских, киноте­атров, киноустановок, концертных, художественных и других те­атрально-зрелищных и культурно-просветительных учреждений, внешкольных, учебных, научно-исследовательских и других предприятий, учреждений и организаций культуры с учетом истори­ческих, этнических и географических особенностей местности.

В каждом административно-территориальном образовании (городе, поселке, деревне) создается общественно необходимый комплекс предприятий и учреждений культуры, гарантирующий удовлетворение духовных и эстетических запросов населения.

Управленческая деятельность в области культуры осуществля­ется с помощью системы органов исполнительной власти, каждый из которых реализует свою компетенцию на отдельных участках культурного строительства: непосредственно культура, телевиде­ние и радиовещание, кинематография, издательское дело и др.

Систему органов управления в области культуры составля­ют: Министерство культуры (Минкультуры), управления (отде­лы) культуры местных исполнительно-распорядительных орга­нов, подведомственные им театры, концертные организации, ху­дожественные коллективы, цирки, библиотеки, музеи, клубы и другие театрально-зрелищные предприятия и заведения культу­ры, специальные учебные заведения культуры и искусств, музы­кальные и художественные школы.

Министерство культуры Республики Беларусь действует на основании Положения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь. Основные задачи Министер­ства культуры: участие в формировании и реализации государ­ственной политики в области культуры, искусства, кинемато­графии, охраны историко-культурных ценностей; разработка государственных программ и обеспечение государственных гаран­тий развития культуры и искусства, организация выполнения актов законодательства по вопросам культуры; сохранение на­ционального культурного наследия, имеющего значение для на­рода Беларуси, его духовного и морального совершенствования, формирования национального самосознания; развитие и коор­динация сотрудничества с зарубежными странами в области куль­туры, искусства, сохранение историко-культурного наследия; оп­ределение научно обоснованных направлений экономического и производственно-технического развития культуры, оптимальной политики инвестиций; координация проведения научных, про­ектных, реставрационных и консервационных работ в целях со­хранения историко-культурного наследия; содействие развитию культур национальных меньшинств Беларуси; подготовка и пе­реподготовка кадров для учреждений культуры, разработка и реализация мер по социально-правовой защите работников куль­туры.

Министерство культуры Республики Беларусь разрабатыва­ет и осуществляет государственные программы комплексного развития культуры, приобщения населения Республики Бела­русь к национальному и мировому культурному достоянию; про­водит республиканские и международные конференции, фести­вали, конкурсы, смотры профессионального искусства и народ­ного творчества, праздники, художественных выставок и другие мероприятия, связанные с показом и пропагандой достижений культуры и искусства республики и зарубежных стран; осуще­ствляет регулирование деятельности учреждений и предприя­тий, непосредственно подчиненных Министерству культуры, по­средством утверждения положений (уставов), заключения кон­трактов с руководителями, управление имуществом, выработку рекомендационных нормативов по административно-управлен­ческому персоналу; содействует выполнению подведомственны­ми предприятиями и организациями заказов на работы и услу­ги, поставку товаров народного потребления и иной продукциидля государственных нужд; осуществляет координацию деятельно­сти субъектов хозяйствования всех форм собственности в сфере профессионального искусства, народного творчества путем исполь­зования своих прав, экономических стимулов, через государствен­ный социально-творческий заказ; финансирует в установленном порядке подведомственные учреждения и организации и др.

Министерство культуры в пределах своих полномочий и во исполнение законодательства Республики Беларусь издает по­становления и приказы, вместе с другими центральными и мест­ными органами исполнительной власти, органами местного са­моуправления - совместные акты. Для согласованного решения вопросов, которые относятся к компетенции Минкультуры, обсуждения наиболее важных направлений его деятельности и развития культуры и искусств создается коллегия, решения ко­торой проводятся в жизнь приказом министра культуры. Для анализа проблем культуры и искусства, координации работы по выполнению программ исследований в области культуры, раз­работки научных рекомендаций и предложений по основным вопросам развития искусства, культурно-просветительной ра­боты, массового художественного творчества, художественного образования в Министерстве культуры образуются научный со­вет, другие консультативные органы. Состав и положения о них утверждает министр культуры.

Уполномоченным органом управления телевидением, радио­вещанием и иными средствами массовой информации является Министерство информации. В соответствии с возложенными на него задачами и в пределах действующего законодательства это министерство: разрабатывает и осуществляет общереспубликанские программы по удовлетворению спроса населения на печатные издания, продукцию телевидения и радиовещания; осу­ществляет аналитическую деятельность и сбор статистических данных в сфере массовой информации, книгоиздания, распрост­ранения печатной продукции; организует производство бумаги, картона и других материалов для нужд отрасли; организует и совершенствует единую систему охраны государственных тайн в средствах массовой информации; разрабатывает и в установ­ленном порядке вносит в Совет Министров Республики Бела­русь предложения о ставках авторского вознаграждения за ли­тературные, драматические и музыкальные произведения дляпечати, создаваемые по заказам радио и телевидения, а также за материалы, передаваемые по телевидению и радио, и др.

Массовая информация - это публично распространяемая пе­чатная и аудиовизуальная информация. Печатными средствами массовой информации являются периодические печатные изда­ния (пресса) - газеты, журналы, бюллетени, а также единичные издания с определенным тиражом. Аудиовизуальные средства массовой информации: радиовещание, телевидение, кино, зву­козапись, видеозапись и др.

Правовые основы деятельности печатных средств массовой информации в Республике Беларусь урегулированы Законом «О печати и других средствах массовой информации». Их дея­тельность регулируется также законами Республики Беларусь «О рекламе», «Об авторском праве и смежных правах», «О рати­фикации договора Всемирной организации интеллектуальной соб­ственности по исполнениям и фонограммам» и другими законо­дательными актами. Все средства массовой информации, кото­рые издаются на территории Республики Беларусь, подлежат го­сударственной регистрации в органах исполнительной власти.

Законом Республики Беларусь «Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны Рэспублiкi Беларусь» урегулированы право­вые, организационные, социальные и экономические отношения в сфере охраны культурного наследия с целью его сохранения, использования объектов культурного наследия в общественной жизни, защиты традиционного характера среды.

Историко-культурным наследием является совокупность отличительных итогов и свидетельств исторического и духовно­го развития белорусского народа, воплощенных в историко-куль­турных ценностях.

Государственная политика в области учета и охраны исто­рико-культурного наследия определяется в Республике Беларусь Национальным собранием Республики Беларусь и осуществля­ется Советом Министров Республики Беларусь через Министер­ство культуры Республики Беларусь и его представителей в ме­стных исполнительных и распорядительных органах.

В компетенцию Министерства культуры Республики Бела­русь в области охраны историко-культурного наследия входит: 1) сохранение ценностей, их среды и условий существования;2) недопущение потери отличительных достоинств ценностей, их научно необоснованных изменений; 3) контроль за практи­ческим использованием ценностей; 4) изучение историко-куль­турного наследия, обнаружение и учет ценностей; 5) возвраще­ние в Республику Беларусь ценностей Беларуси, оказавшихся за ее пределами.

Общественные отношения в области музейного дела урегу­лированы Законом Республики Беларусь «Аб музеях i музей­ным фондзе Рэспублш1 Беларусь», которым установлены пра­вовые, экономические, социальные основы научного комплекто­вания, изучения, хранения и использования памятников приро­ды, материальной и духовной культуры, деятельности музей­ных заведений.

В Республике Беларусь действует система архивных учреж­дений, которая осуществляет свои функции в соответствии с Законом Республики Беларусь «О Национальном архивном фон­де и архивах в Республике Беларусь». В нее входят: Нацио­нальный архивный фонд Республики Беларусь; республикан­ские и отраслевые государственные архивы; местные архивные учреждения; архивные подразделения государственных музеев и библиотек; архивные подразделения органов, предприятий, уч­реждений, организаций; архивы (архивные подразделения) объе­динений граждан, предприятий, учреждений и организаций; на­учно-исследовательские учреждения в области архивного дела.

Республиканским органом исполнительной власти, кото­рый управляет архивным делом и несет ответственность за его состояние и дальнейшее развитие, является Министерство юс­тиции - департамент по архивам и делопроизводству, осуще­ствляющий контроль и нормативно-методическое обеспечение ведения делопроизводства и архивного дела.

Особое место в сфере культуры и искусства занимают объе­динения граждан. В Республике Беларусь созданы и действуют творческие союзы писателей, композиторов, художников, теат­ральных деятелей, кинематографистов, журналистов, архитек­торов, дизайнеров и др.

Правовые, социальные, экономические и организационные принципы деятельности творческих союзов в области культуры и искусства регулируются Законом «Об об­щественных объединениях».

Органы местного управления и самоуправления осуществ­ляют собственные полномочия в отношении: управления уч­реждениями культуры; создания необходимых условий для вос­питания детей, молодежи, развития их способностей; решения вопросов о предоставлении профессиональным творческим ра­ботникам на льготных условиях в пользование помещений под мастерские, студии и лаборатории, необходимые для их творчес­кой деятельности; организации медицинского обслуживания и питания в учреждениях культуры, которые принадлежат терри­ториальным органам либо переданные им; создания условий для развития культуры; содействия возрождению ячеек тради­ционного народного творчества, национально-культурных тра­диций населения, художественных промыслов и ремесел; содействия работе творческих союзов, национально-культурных то­вариществ, ассоциаций, других общественных и неприбыльных организаций, которые действуют в сфере культуры.

 

4. УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ

 

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государствен­ных учреждениях здравоохранения (ст. 45 Конституции). Охра­на здоровья обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ.

Право на охрану здоровья - это, прежде всего, обеспечение соответствующего уровня жизни, безопасной для жизни и здо­ровья человека окружающей природной среды.

Охрана здоровья граждан базируется на ряде принципов, которые закреплены в Законе Республики Беларусь «О здраво­охранении»: создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения; ответственность граждан за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья других людей; профи­лактическая направленность здравоохранения; доступность ме­дицинской помощи и лекарственного обеспечения населения; приоритетное медицинское обслуживание и лекарственное обес­печение детей и матерей; координация и контроль Министер­ством здравоохранения Республики Беларусь деятельности в области здравоохранения других органов государственного уп­равления, ведающих вопросами здравоохранения, и субъектов, осуществляющих деятельность в области здравоохранения; эко­номическая заинтересованность юридических и физических лиц в охране здоровья населения; ответственность государственных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за состояние здоровья населения; участие общественности и граж­дан в охране здоровья населения.

В целом здравоохранение может рассматриваться как сис­тема мероприятий, направленных на обеспечение сохранения и развитие физиологических и психологических функций, опти­мальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной биологически возможной продолжительнос­ти жизни.

Систему здравоохранения Республики Беларусь составляют государственное здравоохранение и частное здравоохранение. Основой системы здравоохранения является государственное здравоохранение.

Государственная система здравоохранения включает Ми­нистерство здравоохранения Республики Беларусь, управления (комитеты) и отделы здравоохранения местных исполнитель­ных и распорядительных органов, отраслевые органы управле­ния министерств, а также подведомственные им организации здравоохранения, медицинские учреждения образования и науч­но-исследовательские организации.

Частная система здравоохранения включает организации здравоохранения, медицинские учреждения образования и науч­но-исследовательские организации, создаваемые физическими и негосударственными юридическими лицами.

Управление здравоохранением в Республике Беларусь осу­ществляется на принципах гласности, коллегиальности и учас­тия общественности.

Государственное управление здравоохранением осуществля­ют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Респуб­лики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Бе­ларусь, республиканские органы государственного управления, имеющие ведомственную систему здравоохранения, управления

(комитеты) и отделы здравоохранения местных исполнитель­ных и распорядительных органов.

Президент Республики Беларусь определяет основные на­правления государственной политики в области охраны здоро­вья населения, стратегию ее развития, утверждает Национальную концепцию охраны здоровья населения и национальные меди­цинские программы, осуществляет контроль за соблюдением за­конодательства в области охраны здоровья населения.

Национальное собрание Республики Беларусь принимает за­коны по вопросам охраны здоровья населения и ежегодные за­коны об утверждении республиканского бюджета на очередной финансовый год, в котором определяются расходы на охрану здоровья населения.

Совет Министров Республики Беларусь осуществляет госу­дарственную политику в области охраны здоровья населения, реализует национальные медицинские программы, разрабатыва­ет, утверждает и реализует государственные программы по охра­не здоровья населения в пределах, предусмотренных законода­тельством, координирует деятельность органов государственно­го управления, юридических и физических лиц в области охра­ны здоровья населения. Не реже одного раза в год Совет Мини­стров Республики Беларусь отчитывается перед Президентом Республики Беларусь об осуществлении государственной поли­тики в области охраны здоровья населения и о состоянии здоро­вья населения Республики Беларусь.

Органы местного управления и самоуправления обеспечи­вают финансирование государственных органов и иных органи­заций здравоохранения, находящихся в их ведении; реализуют национальные и государственные программы по охране здоро­вья населения; разрабатывают, утверждают и реализуют регио­нальные медицинские программы по развитию здравоохранения; координируют деятельность подведомственных органов управ­ления и самоуправления, юридических и физических лиц в об­ласти охраны здоровья населения; несут ответственность за со­стояние здоровья населения, проживающего на соответствую­щей территории.

Уполномоченным республиканским органом исполнитель­ной власти в области здравоохранения является Министерство здравоохранения (Минздрав) Республики Беларусь, компетенция которого определяется Положением о нем, утвержденным по­становлением Совета Министров Республики Беларусь. К основным задачам Минздрава относятся: осуществление государ­ственной политики в области охраны здоровья населения; обес­печение медицинской помощи в Республике Беларусь, гаранти­рованное обеспечение установленного Правительством объема бесплатной медицинской помощи в государственных учрежде­ниях здравоохранения; профилактическая деятельность, форми­рование здорового образа жизни, медицинское просвещение; обес­печение санитарно-эпидемического благополучия населения; улучшение качества медицинской помощи, а также повышение ее эффективности. Для решения этих задач и развития охраны здоровья в Минздраве создается коллегия, решения которой про­водятся в жизнь приказами министра.

Государственные функции в области здравоохранения вы­полняют и другие органы, которые в своем ведении имеют уч­реждения здравоохранения. К таким органам, в частности, от­носятся Министерство обороны, МВД, КГБ и др.

Соответствующие функции в управлении охраной здоровья граждан Министерство здравоохранения Республики Беларусь реализует путем проведения контроля за качеством и безопас­ностью продуктов питания, лечебных средств и изделий меди­цинского назначения. Деятельность Министерства здравоохра­нения в этом направлении сводится к реализации государствен­ной политики в сфере государственного контроля за качеством и безопасностью отдельных видов продуктов питания (специ­альных пищевых добавок, лечебных средств, врачебного расти­тельного сырья и лечебной косметики и т.д.), обеспечению ин­тересов государства в этой сфере и межведомственной коорди­нации по указанным вопросам.

Охрану здоровья населения обеспечивают и санитарно-профилактические, лечебно-профилактические, физкультурно-оздо­ровительные, санаторно-курортные, аптечные, научно-медицин­ские и другие учреждения здравоохранения.

К учреждениям здравоохранения относятся больницы, по­ликлиники, специализированные диспансеры, родильные дома, санитарно-эпидемические центры, станции скорой медицинской помощи, медико-санитарные части учреждений и организаций и др. чреждения здравоохранения осуществляют свою деятель­ность на основании устава, утвержденного собственником или уполномоченным им органом.

Независимо от юридического статуса учреждения здравоох­ранения, руководство им может осуществлять только лицо, ко­торое отвечает установленным государством единым квалифи­кационным требованиям.

Государство поддерживает и поощряет индивидуальную предпринимательскую деятельность в области здравоохранения, ко­торая может реализовываться только при наличии специального разрешения (лицензии) на осуществление такой деятельности.

Законом Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» регулируются общественные отноше­ния, возникающие в сфере обеспечения санитарного и эпидеми­ческого благополучия населения, определяются соответствую­щие права и обязанности государственных органов, предприя­тий, учреждений, организаций и граждан в этой сфере, устанав­ливается порядок организации государственной санитарно-эпидемической службы и осуществления государственного санитарно-эпидемического надзора.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 3018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.