Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7: специальные административно-правовые режимы




 

1. Режим чрезвычайного положения.

2. Режим военного положения.

3. Режим охраны государственной границы Республики Беларусь.

4. Таможенные режимы.

5. Режим секретности (государственная тайна).

 

Понятие и статус административно-правовых режимов - неотъемлемые составляющие административного права.

Понять природу административно-правовых режимов помо­гают общие характеристики правового режима.

Слово «режим» имеет несколько значений:

государственный строй, метод управления;

установленный распорядок жизни (работы питания, отды­ха, сна);

совокупность правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели (режим экономии).

Правовой режим представляет собой систему норм права, которая регулирует деятельность, отношения между людьми по поводу определенных объектов. При этом различают как юри­дическую сторону режима (систему правил), так и фактическую сторону (реальное осуществление режимных норм).

Некоторые авторы (Н.И. Матузов, А.В. Малько) под право­вым режимом имеют в виду особый порядок правового регули­рования, выражающийся в определенном сочетании юридичес­ких средств и создающий желаемое социальное состояние и кон­кретную степень благоприятности или неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Особым видом правовых режимов являются администра­тивно-правовые режимы. Среди ученых-административистов нет единого подхода к понятию этих режимов, их классификации. Так, Ю.А. Тихомиров считает, что административно-правовой режим есть специфический порядок деятельности субъектов в разных сферах государственной жизни, устанавливается в зако­нах и подзаконных актах и направлен на их строгую целевую и функциональную деятельность на тех участках, где нужны дополнительные средства для поддержания требуемого государ­ственного состояния. По его мнению, режимы делятся на три группы. Первая охватывает административно-правовые режи­мы для определения государственных состояний (чрезвычайно­го, военного положения, охраны государственных границ, тамо­женных границ, регулирования внешнеторговой деятельности и т.д.). Вторая включает в себя функциональные административ­но-правовые режимы, призванные обеспечивать функции управ­ления и сферы деятельности (налоговой, санитарной, экологи­ческой и др.). Третья группа режимов включает легализирую­щие режимы, касающиеся как официальной регистрации юридических и физических лиц, так и регламентации нормативных требований к видам деятельности.

Ю.М. Козлов, А.Г. Чернявский и другие под администра­тивно-правовым режимом понимают основанный на нормах административного права особый порядок функционирования его субъектов, направленный на преодоление негативных явле­ний в соответствующей сфере государственного управления.

Шире рассматривает административно-правовые режимы Д.Н. Бахрах. Он исходит из того, что административно-право­вой режим сопровождает деятельность органов и должностных лиц государственной администрации при их взаимодействии с гражданами и организациями, а также между ее звеньями при реализации ими своих функциональных обязанностей, при регу­лировании ими различных социальных объектов и процессов. Такой режим Д.Н. Бахрах определяет как общий режим дея­тельности государственной администрации. Элементами общего административного режима являются режим законности дея­тельности государственной администрации, паспортный режим, режим государственной службы и др. Все эти режимы рассчи­таны на повседневную административную деятельность и ти­пичные социально-управленческие ситуации.

Однако иногда требуются специальные меры исполнитель­ной деятельности, применяемые на определенной территории, в отношении определенного объекта или предмета. Их называют специальными административно-правовыми режимами (на­пример, режим чрезвычайного положения).

Таким образом, административно-правовой режим представ­ляет собой особый вид государственного регулирования, в ходе которого создается и используется соответствующая комбина­ция юридических, организационных и иных средств для обеспе­чения определенного государственного состояния. Следователь­но, назначение административно-правовых режимов - это регулирование особых государственных состояний с помощью сис­темы специальных средств, а именно:

правовые нормы и акты, устанавливающие особый порядок деятельности;

государственные органы, специально создаваемые ими, наде­ленные полномочиями формировать и поддерживать соответству­ющий режим;

детальная регламентация действий субъектов права и их взаимоотношений между собой;

система контроля и ответственности за деятельностью в рам­ках административно-правового режима;

более широкое применение ограниченно-разрешительных и запретительных методов;

наличие специальных организационных, технических, мате­риальных и финансовых средств.

1. РЕЖИМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

 

Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии со ст. 84 Конституцией Республики Беларусь и Законом Рес­публики Беларусь «О чрезвычайном положении» на всей тер­ритории Республики Беларусь или в ее отдельных местностях особый временный правовой режим деятельности государствен­ных органов, иных организаций, их должностных лиц, допускающий установленное указанным Законом ограничение (приос­тановление) прав и свобод граждан Республики Беларусь, инос­транных граждан и лиц без гражданства, прав организаций, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Основанием для введения чрезвычайного положения яв­ляется наличие обстоятельств, представляющих непосредствен­ную угрозу безопасности жизни и здоровью людей, территори­альной целостности и существованию государства, устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К та­ким обстоятельствам относятся чрезвычайные ситуации природного и техногенного харак­тера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпиде­мии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных при­родных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, по­влекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, зна­чительные материальные потери и нарушение условий жизне­деятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ;

беспорядки, сопровождающиеся насилием либо угрозой на­силия со стороны группы лиц и организаций, в результате кото­рых возникает опасность для жизни и здоровья людей, террито­риальной целостности и существования государства.

Чрезвычайное положение на всей территории Республики Беларусь или в ее отдельных местностях вводится указом Пре­зидента Республики Беларусь с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики Нацио­нального собрания Республики Беларусь. Указ Президента Рес­публики Беларусь о введении чрезвычайного положения подле­жит немедленному официальному опубликованию, а также рас­пространению через все другие средства массовой информации, каналы связи и оповещения.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Республики Беларусь, не может превышать 30 су­ток, а вводимого в ее отдельных местностях - 60 суток.

В случае если в течение этого срока цели введения чрезвы­чайного положения не были достигнуты, срок его действия мо­жет быть продлен указом Президента Республики Беларусь.

На период действия чрезвычайного положения может пре­дусматриваться введение следующих чрезвычайных мер и вре­менных ограничений (приостановления):

полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий государ­ственных органов;

установление ограничений на свободу передвижения по тер­ритории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граж­дан и лиц без гражданства;

усиление охраны общественного порядка, объектов, подле­жащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

установление ограничений на осуществление отдельных ви­дов финансово-экономической деятельности, включая переме­щение товаров, услуг и финансовых средств;

установление особого порядка продажи, приобретения и рас­пределения продовольствия и предметов первой необходимости;

запрещение или ограничение проведения собраний, митин­гов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования со сто­роны групп лиц и организаций, в результате действий которых введено чрезвычайное положение;

отложение проведения забастовок или приостановление их на территории, на которой введено чрезвычайное положение, но не более чем на трехмесячный срок;

ограничение движения транспортных средств и осуществле­ние их досмотра;

приостановление деятельности опасных производств, опре­деляемых указом Президента Республики Беларусь при введе­нии чрезвычайного положения, в которых используются взрыв­чатые, радиоактивные, а также химически и биологически опас­ные вещества;

эвакуация материальных и культурных ценностей в безо­пасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвы­чайными обстоятельствами.

При наличии чрезвычайных ситуаций или беспорядков ука­зом Президента Республики Беларусь могут быть предусмотре­ны иные чрезвычайные меры и временные ограничения (приос­тановления), например:

временное отселение жителей в безопасные районы с обяза­тельным предоставлением им временных жилых помещений;

введение карантина, проведение санитарно-противоэпидеми-ческих, ветеринарных и других мероприятий;

введение комендантского часа, т.е. запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных ме­стах без специально выданных пропусков и (или) документов, удостоверяющих личность граждан;

ограничение свободы печати и других средств массовой ин­формации путем введения предварительной цензуры с указани­ем условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, зву­коусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;

приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;

проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств граждан;

некоторые другие.

На территории, на которой введено чрезвычайное положе­ние, выборы и референдумы не проводятся в течение всего срока действия чрезвычайного положения.

Для осуществления единого управления силами и средства­ми, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, ука­зом Президента Республики Беларусь назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение. Он наделен обширными полномочиями - от издания приказов и распоряжений по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения, обязательных для исполнения на соответствующей территории всеми организациями и должностными лицами, граж­данами, а также начальниками (командирами) органов внутрен­них дел, органов государственной безопасности, органов и под­разделений по чрезвычайным ситуациям, воинских формирова­ний, расположенных (дислоцирующихся) на данной террито­рии, до выдворения в установленном порядке за пределы терри­тории, на которой введено чрезвычайное положение, лиц, нару­шающих режим чрезвычайного положения.

Для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, в составе комендатуры территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Пре зидента Республики Беларусь может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения. Объединенным оперативным штабом руководит комендант территории.

 

2. РЕЖИМ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

 

Законодательной основой военного положения являются Конституция Республики Беларусь, законы Республики Бела­русь «О военном положении», «Об обороне», «О Вооруженных Силах Республики Беларусь», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и воинской службе» и др.

Согласно ст. 84 Конституции Республики Беларусь Пре­зидент Республики Беларусь в случае военной угрозы или на­падения вводит на территории страны военное положение, объяв­ляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трех­дневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики.

Кроме объявления военного положения в распоряжении го­сударства имеются такие средства, как объявление войны, моби­лизация, территориальная оборона, гражданская оборона. Все они взаимосвязаны, но могут применяться и раздельно.

 

3. РЕЖИМ ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Государственная граница является неотъемлемым атрибу­том государственности республики, ее независимости и суверен­ности. Понятие «государственная граница» неоднозначное и включает в себя три критерия: фактический, юридический и технический.

Фактически Государственная граница есть линия и прохо­дящая по этой линии вертикальная поверхность, определяю­щие пределы территории Республики Беларусь - суши, вод, недр и воздушного пространства.

Юридическая граница Республики Беларусь закрепляется международными договорами и иными законодательными акта­ми. Участки Государственной границы с сопредельными госу­дарствами, не оформленные в международно-правовом отноше­нии, подлежат их договорному закреплению.

С технической точки зрения Государственная граница дол­жна быть обозначена соответствующей линией на местности. Технический критерий предусматривает также определенное обустройство границы, организацию ее охраны.

В правовом отношении режим Государственной границы обеспечивается Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О Государственной границе», указами Президента Республики Беларусь, нормативными актами, регла­ментирующими деятельность различных государственных орга­нов, связанных с охраной границы. К таким органам относят­ся: Государственный пограничный комитет, Министерство ино­странных дел, Министерство внутренних дел, Комитет государ­ственной безопасности, Таможенный комитет, республиканские органы государственного управления, осуществляющие в преде­лах своей компетенции на Государственной границе санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный, экологический и иные виды контроля, и др.

Режим охраны границы состоит из следующих элементов:

режим Государственной границы;

пограничный режим;

режим в пунктах пропуска.

Можно также выделить режим особых полномочий органов пограничной службы и войск ПВО.

Режим Государственной границы включает правила:

содержания Государственной границы;

пересечения Государственной границы лицами и транспорт­ными средствами;

перемещения через Государственную границу грузов, това­ров и животных (далее - товары);

плавания и пребывания невоенных и военных плавсредств в части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, принадлежащих Республике Беларусь, захода иностранных плав­средств в порты Республики Беларусь и пребывания в них;

ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Республики Беларусь хозяйственной и иной дея­тельности;

разрешения инцидентов, связанных с нарушением режима Государственной границы.

С учетом взаимных интересов Республики Беларусь и со­предельных государств отдельные правила режима Государствен­ной границы могут не устанавливаться, а характер устанавли­ваемых правил может быть упрощенным.

Пограничный режим - режим пограничной зоны, устанав­ливаемый в интересах создания необходимых условий для ох­раны Государственной границы.

Пограничный режим включает правила:

въезда, временного пребывания, передвижения лиц и транс­портных средств в пограничной зоне;

производства работ в пограничной зоне;

учета и содержания самоходных и несамоходных плавсредств на пристанях, причалах, в портах и иных пунктах базирования, их плавания и нахождения во внутренних водах Республики Беларусь в пределах пограничной зоны и в принадлежащей Республике Беларусь части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов.

Установление иных правил пограничного режима не допус­кается. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах допустимо только на основании и в порядке, предусмотренных Законом. Лица, виновные в нарушении пограничного режима, несут ответственность, установленную законодательными акта­ми Республики Беларусь.

В целях обеспечения на Государственной границе надлежа­щего порядка Советом Министров Республики Беларусь уста­навливаются пограничная зона и пограничная полоса.

Пограничная полоса - полоса местности, непосредственно прилегающая к Государственной границе на ее границе на ее сухопутных участках или вдоль берегов пограничных рек, озер и иных водных объектов.

Пограничная зона устанавливается, как правило, в пределах прилегающей к Государственной границе территории района, города, поселка, сельсовета. В состав пограничной зоны (там, где она устанавливается) включаются также принадлежащая Рес­публике Беларусь часть вод пограничных рек, озер и иных вод­ных объектов и расположенные в этих водах острова. В погра­ничную зону могут не включаться территории населенных пунк­тов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреж­дений, учреждений (объектов) культуры, а также места массово­го отдыха, водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан.

Пределы пограничной зоны определяются решениями област­ных исполнительных комитетов по представлению Государствен­ного пограничного комитета Республики Беларусь.

Режим в пунктах пропуска включает правила въезда в эти пункты, пребывания, передвижения и выезда из них лиц и транспортных средств.

Режим в пунктах пропуска устанавливается Советом Ми­нистров Республики Беларусь, поддерживается и контролирует­ся органами пограничной службы Республики Беларусь исклю­чительно в интересах создания необходимых условий для осу­ществления пограничного, таможенного и иных видов контроля.

Под пунктом пропуска через Государственную границу по­нимается территория в пределах железнодорожного, автомобиль­ного вокзала, станции, речного порта, аэропорта, аэродрома, от­крытая для международных сообщений, а также иное, специаль­но оборудованное место, где осуществляется пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через государ­ственную границу лиц, транспортных средств, товаров и живот­ных.

В помещениях пунктов пропуска и местах, где осуществля­ется пограничный контроль, командирами соединений (частей) органов пограничной службы Республики Беларусь вводятся дополнительные режимные правила.

 

4. ТАМОЖЕННЫЕ РЕЖИМЫ

 

Правовое обеспечение таможенных режимов осуществляет­ся Конституцией Республики Беларусь, Таможенным кодексом, Кодексом Республики Беларусь об административных правона­рушениях, Положением о Государственном таможенном коми­тете, нормативными актами Таможенного комитета и др.

Согласно ст. 18 Таможенного кодекса Республики Беларусь таможенный режим - это совокупность положений, определяю­щих статус товаров и транспортных средств, перемещенных че­рез таможенную границу Республики Беларусь для таможенных целей.

Таможенным кодексом введено 15 видов таможенных ре­жимов: выпуск для свободного обращения; реимпорт; транзит; торговля; переработка на таможенной территории; переработка под таможенным контролем; временный ввоз (вывоз); свобод­ная таможенная зона; свободный склад; переработка вне тамо­женной территории; экспорт; реэкспорт; уничтожение; отказ в пользу государства.

Лицо, перемещающее товары, вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой, неза­висимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не пре­дусмотрено актами законодательства Республики Беларусь по таможенному делу. Окончательное решение о помещении това­ров под тот или иной режим принимает таможенный орган, который и выдает соответствующее разрешение.

В отдельных случаях изменение одного таможенного режи­ма на другой не допускается. Например, после установления таможенного режима свободного обращения нельзя вернуть уп­лаченные таможенные платежи даже при условии выяснения заявителем впоследствии того, что полученный им товар утра­тил свои потребительские свойства более чем на 50 %.

В ходе обеспечения таможенного режима Государственный таможенный комитет Республики Беларусь преследует следую­щие цели:

1) экономическую - пополнение доходной части бюджета страны;

2)защитную - обеспечение экономической, санитарной безопасности государства, защита здоровья населения, общественно­го порядка, культурных и исторических ценностей и т.д.

К элементам общего таможенного режима относят: меры экономической политики, т.е. административное воздействие на ввоз и вывоз товаров путем запретов или ограничений, что пред­полагает лицензирование, квотирование и применение иных ад­министративных рычагов регулирования экономических процес­сов; таможенное оформление; таможенные платежи; таможен­ный контроль; правила пользования и распоряжения таможен­ными товарами и транспортными средствами. В зависимости от этих элементов выделяют разновидности общего таможенного режима: льготный, обычный, усиленный.

По признаку объекта общий таможенный режим делится на три вида: режим товаров; режим транспортных средств; ре­жим валюты и валютных ценностей.

 

5. РЕЖИМ СЕКРЕТНОСТИ (ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА)

 

Государственные секреты - сведения, защищаемые госу­дарством в целях предотвращения их несанкционированного распространения и создания угрозы национальной безопаснос­ти Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан.

Иными словами, государственной тайной являются защи­щаемые государством сведения в области военной, экономичес­кой, внешнеэкономической, разведывательной и другой деятель­ности, разглашение которых может нанести существенный вред безопасности Республики Беларусь.

Признаки государственной тайны:

важнейшие сведения в любой сфере государственной дея­тельности;

разглашение сведений (тайны) причиняет существенный ущерб или наносит вред государству;

сведения, составляющие государственную тайну, закрепля­ются законом;

государственная тайна охраняется соответствующими ста­тьями Уголовного кодекса Республики Беларусь;

режим государственной тайны обеспечивается специальным государственным органом управления — Комитетом государ­ственной безопасности Республики Беларусь;

режим государственной тайны распространяется на лиц, которые обладают сведениями, составляющими государственную тайну, и имеют отношение к ее охране (защите).

Республиканские органы государственного управления, иные государственные органы и организации, наделенные полномочи­ями по отнесению сведений к государственным секретам и их защите, на основании Перечня сведений, составляющих госу­дарственную тайну Республики Беларусь, утвержденного Прези­дентом Республики Беларусь, составляют перечни сведений, под­лежащих засекречиванию.

Перечни сведений, подлежащих засекречиванию, утвержда­ются руководителями республиканских органов государственно­го управления, иных государственных органов и организаций, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государ­ственным секретам и их защите, по согласованию с органами государственной безопасности Республики Беларусь и пересматриваются по мере необходимости, но не реже, чем каждые пять лет.

Государственные секреты делятся на два вида: государствен­ная тайна и служебная тайна.

Государственная тайна - государственные секреты, разгла­шение или утрата которых могут повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь, а также создать угрозу безопасности граждан либо их конституционным правам и свободам.

Служебная тайна - государственные секреты, разглашение или утрата которых могут причинить существенный вред наци­ональной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан. Сведения, составляю­щие служебную тайну, имеют характер отдельных данных, вхо­дящих в состав сведений, составляющих государственную тайну и не раскрывающих ее в целом.

В зависимости от категории сведений, составляющих госу­дарственные секреты, характера и объема мер, необходимых для обеспечения их сохранности и защиты, устанавливаются три степени секретности сведений: особой важности, совершенно секретно, секретно.

В соответствии со степенью секретности сведений, составля­ющих государственные секреты, присваиваются соответствую­щие грифы секретности:

для носителей государственной тайны - «Особой важнос­ти», «Совершенно секретно»;

для носителей служебной тайны - «секретно».

Присвоение носителям государственных секретов иных гри­фов запрещается.

Допуск физического лица к государственным секретам осу­ществляется после заключения с ним договора о допуске к госу­дарственным секретам.

Типовая форма договора о допуске к государственным сек­ретам и порядок его заключения определяются Советом Мини­стров Республики Беларусь.

Для получения физическим лицом допуска к государствен­ным секретам необходимо:

письменное согласие на проведение в отношении его органа­ми государственной безопасности Республики Беларусь прове­рочных мероприятий, подтверждающих отсутствие оснований, предусмотренных ст. 24 Закона Республики Беларусь «О госу­дарственных секретах». При этом срок проведения провероч­ных мероприятий не должен превышать одного месяца;

письменное согласие на частичные временные ограничения его прав в соответствии со ст. 29 указанного Закона и принятие на себя в связи с этим соответствующих обязательств перед государством;

ознакомление с актами законодательства Республики Бела­русь о государственных секретах, а также с нормативными правовыми актами Республики Беларусь, предусматривающими от­ветственность за нарушение законодательства о государствен­ных секретах;

принятие обязательства перед государством по выполнению установленных актами законодательства Республики Беларусь требований в сфере защиты государственных секретов;

определение видов и размеров компенсаций за ограничение его прав, установление порядка предоставления компенсаций;

принятие руководителем юридического лица решения о до­пуске физического лица к государственным секретам.

Необходимость заключения с физическим лицом договора о допуске к государственным секретам определяется перед назна­чением его на должность.

В зависимости от степени секретности сведений, составляю­щих государственные секреты, устанавливаются три формы до­пуска к государственным секретам, соответствующие степени секретности этих сведений:

форма № 1 - форма допуска к сведениям особой важности и их носителям;

форма № 2 - форма допуска к совершенно секретным сведе­ниям и их носителям;

форма № 3 - форма допуска к секретным сведениям и их носителям.

Наличие допуска формы № 1 является основанием для дос­тупа к сведениям допуска формы № 2 и допуска формы № 3, а наличие допуска формы № 2 является основанием для доступа к сведениям допуска формы № 3.

Обстоятельства, порядок и сроки перерегистрации либо из­менения формы допуска физических лиц к государственным сек­ретам устанавливаются Советом Министров Республики Бела­русь.

Доступ к государственным секретам без оформления допус­ка предоставляется:

Президенту Республики Беларусь - с момента вступления его в должность;

Премьер-министру Республики Беларусь - с момента назна­чения его на должность;

депутатам Палаты представителей Национального собра­ния Республики Беларусь, депутатам местных Советов депута­тов, членам Совета Республики Национального собрания Рес­публики Беларусь - с момента признания их полномочий;

судьям - с момента назначения их на должность.

По истечении полномочий указанных лиц их доступ к госу­дарственным секретам прекращается.

Участники уголовного, гражданского и (или) администра­тивного процессов, кроме судей, получают без оформления до­пуска доступ к материалам дел, содержащим государственные секреты, на период участия в этих делах в порядке и объеме, предусмотренных процессуальным законодательством Респуб­лики Беларусь.

Ограничение прав физического лица, имеющего либо имев­шего доступ к государственным секретам, в соответствии с За­коном «О государственных секретах» может касаться прав:

на выезд за границу, если физическое лицо осведомлено о сведениях, составляющих государственную тайну, - до истече­ния срока, указанного в договоре о допуске к государственным секретам;

на распространение сведений, составляющих государствен­ные секреты, и (или) использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения, - до рассекречивания этих сведе­ний;

на неприкосновенность личной жизни - до окончания про­ведения проверочных мероприятий.

За нарушение законодательства Республики Беларусь о го­сударственных секретах виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Надзор за точным и единообразным исполнением законо­дательства Республики Беларусь о государственных секретах осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры в пределах их компетенции.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.