КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 7: специальные административно-правовые режимы
1. Режим чрезвычайного положения. 2. Режим военного положения. 3. Режим охраны государственной границы Республики Беларусь. 4. Таможенные режимы. 5. Режим секретности (государственная тайна).
Понятие и статус административно-правовых режимов - неотъемлемые составляющие административного права. Понять природу административно-правовых режимов помогают общие характеристики правового режима. Слово «режим» имеет несколько значений: государственный строй, метод управления; установленный распорядок жизни (работы питания, отдыха, сна); совокупность правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели (режим экономии). Правовой режим представляет собой систему норм права, которая регулирует деятельность, отношения между людьми по поводу определенных объектов. При этом различают как юридическую сторону режима (систему правил), так и фактическую сторону (реальное осуществление режимных норм). Некоторые авторы (Н.И. Матузов, А.В. Малько) под правовым режимом имеют в виду особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности или неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права. Особым видом правовых режимов являются административно-правовые режимы. Среди ученых-административистов нет единого подхода к понятию этих режимов, их классификации. Так, Ю.А. Тихомиров считает, что административно-правовой режим есть специфический порядок деятельности субъектов в разных сферах государственной жизни, устанавливается в законах и подзаконных актах и направлен на их строгую целевую и функциональную деятельность на тех участках, где нужны дополнительные средства для поддержания требуемого государственного состояния. По его мнению, режимы делятся на три группы. Первая охватывает административно-правовые режимы для определения государственных состояний (чрезвычайного, военного положения, охраны государственных границ, таможенных границ, регулирования внешнеторговой деятельности и т.д.). Вторая включает в себя функциональные административно-правовые режимы, призванные обеспечивать функции управления и сферы деятельности (налоговой, санитарной, экологической и др.). Третья группа режимов включает легализирующие режимы, касающиеся как официальной регистрации юридических и физических лиц, так и регламентации нормативных требований к видам деятельности. Ю.М. Козлов, А.Г. Чернявский и другие под административно-правовым режимом понимают основанный на нормах административного права особый порядок функционирования его субъектов, направленный на преодоление негативных явлений в соответствующей сфере государственного управления. Шире рассматривает административно-правовые режимы Д.Н. Бахрах. Он исходит из того, что административно-правовой режим сопровождает деятельность органов и должностных лиц государственной администрации при их взаимодействии с гражданами и организациями, а также между ее звеньями при реализации ими своих функциональных обязанностей, при регулировании ими различных социальных объектов и процессов. Такой режим Д.Н. Бахрах определяет как общий режим деятельности государственной администрации. Элементами общего административного режима являются режим законности деятельности государственной администрации, паспортный режим, режим государственной службы и др. Все эти режимы рассчитаны на повседневную административную деятельность и типичные социально-управленческие ситуации. Однако иногда требуются специальные меры исполнительной деятельности, применяемые на определенной территории, в отношении определенного объекта или предмета. Их называют специальными административно-правовыми режимами (например, режим чрезвычайного положения). Таким образом, административно-правовой режим представляет собой особый вид государственного регулирования, в ходе которого создается и используется соответствующая комбинация юридических, организационных и иных средств для обеспечения определенного государственного состояния. Следовательно, назначение административно-правовых режимов - это регулирование особых государственных состояний с помощью системы специальных средств, а именно: правовые нормы и акты, устанавливающие особый порядок деятельности; государственные органы, специально создаваемые ими, наделенные полномочиями формировать и поддерживать соответствующий режим; детальная регламентация действий субъектов права и их взаимоотношений между собой; система контроля и ответственности за деятельностью в рамках административно-правового режима; более широкое применение ограниченно-разрешительных и запретительных методов; наличие специальных организационных, технических, материальных и финансовых средств. 1. РЕЖИМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии со ст. 84 Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О чрезвычайном положении» на всей территории Республики Беларусь или в ее отдельных местностях особый временный правовой режим деятельности государственных органов, иных организаций, их должностных лиц, допускающий установленное указанным Законом ограничение (приостановление) прав и свобод граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Основанием для введения чрезвычайного положения является наличие обстоятельств, представляющих непосредственную угрозу безопасности жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ; беспорядки, сопровождающиеся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность для жизни и здоровья людей, территориальной целостности и существования государства. Чрезвычайное положение на всей территории Республики Беларусь или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Республики Беларусь с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Указ Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения подлежит немедленному официальному опубликованию, а также распространению через все другие средства массовой информации, каналы связи и оповещения. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Республики Беларусь, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях - 60 суток. В случае если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента Республики Беларусь. На период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих чрезвычайных мер и временных ограничений (приостановления): полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий государственных органов; установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства; усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта; установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств; установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости; запрещение или ограничение проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования со стороны групп лиц и организаций, в результате действий которых введено чрезвычайное положение; отложение проведения забастовок или приостановление их на территории, на которой введено чрезвычайное положение, но не более чем на трехмесячный срок; ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра; приостановление деятельности опасных производств, определяемых указом Президента Республики Беларусь при введении чрезвычайного положения, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества; эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами. При наличии чрезвычайных ситуаций или беспорядков указом Президента Республики Беларусь могут быть предусмотрены иные чрезвычайные меры и временные ограничения (приостановления), например: временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением им временных жилых помещений; введение карантина, проведение санитарно-противоэпидеми-ческих, ветеринарных и других мероприятий; введение комендантского часа, т.е. запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и (или) документов, удостоверяющих личность граждан; ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов; приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения; проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств граждан; некоторые другие. На территории, на которой введено чрезвычайное положение, выборы и референдумы не проводятся в течение всего срока действия чрезвычайного положения. Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента Республики Беларусь назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение. Он наделен обширными полномочиями - от издания приказов и распоряжений по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения, обязательных для исполнения на соответствующей территории всеми организациями и должностными лицами, гражданами, а также начальниками (командирами) органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, воинских формирований, расположенных (дислоцирующихся) на данной территории, до выдворения в установленном порядке за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение, лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения. Для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, в составе комендатуры территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Пре зидента Республики Беларусь может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения. Объединенным оперативным штабом руководит комендант территории.
2. РЕЖИМ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Законодательной основой военного положения являются Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь «О военном положении», «Об обороне», «О Вооруженных Силах Республики Беларусь», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и воинской службе» и др. Согласно ст. 84 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения вводит на территории страны военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики. Кроме объявления военного положения в распоряжении государства имеются такие средства, как объявление войны, мобилизация, территориальная оборона, гражданская оборона. Все они взаимосвязаны, но могут применяться и раздельно.
3. РЕЖИМ ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Государственная граница является неотъемлемым атрибутом государственности республики, ее независимости и суверенности. Понятие «государственная граница» неоднозначное и включает в себя три критерия: фактический, юридический и технический. Фактически Государственная граница есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы территории Республики Беларусь - суши, вод, недр и воздушного пространства. Юридическая граница Республики Беларусь закрепляется международными договорами и иными законодательными актами. Участки Государственной границы с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению. С технической точки зрения Государственная граница должна быть обозначена соответствующей линией на местности. Технический критерий предусматривает также определенное обустройство границы, организацию ее охраны. В правовом отношении режим Государственной границы обеспечивается Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О Государственной границе», указами Президента Республики Беларусь, нормативными актами, регламентирующими деятельность различных государственных органов, связанных с охраной границы. К таким органам относятся: Государственный пограничный комитет, Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел, Комитет государственной безопасности, Таможенный комитет, республиканские органы государственного управления, осуществляющие в пределах своей компетенции на Государственной границе санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный, экологический и иные виды контроля, и др. Режим охраны границы состоит из следующих элементов: режим Государственной границы; пограничный режим; режим в пунктах пропуска. Можно также выделить режим особых полномочий органов пограничной службы и войск ПВО. Режим Государственной границы включает правила: содержания Государственной границы; пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами; перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных (далее - товары); плавания и пребывания невоенных и военных плавсредств в части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, принадлежащих Республике Беларусь, захода иностранных плавсредств в порты Республики Беларусь и пребывания в них; ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Республики Беларусь хозяйственной и иной деятельности; разрешения инцидентов, связанных с нарушением режима Государственной границы. С учетом взаимных интересов Республики Беларусь и сопредельных государств отдельные правила режима Государственной границы могут не устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным. Пограничный режим - режим пограничной зоны, устанавливаемый в интересах создания необходимых условий для охраны Государственной границы. Пограничный режим включает правила: въезда, временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне; производства работ в пограничной зоне; учета и содержания самоходных и несамоходных плавсредств на пристанях, причалах, в портах и иных пунктах базирования, их плавания и нахождения во внутренних водах Республики Беларусь в пределах пограничной зоны и в принадлежащей Республике Беларусь части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов. Установление иных правил пограничного режима не допускается. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах допустимо только на основании и в порядке, предусмотренных Законом. Лица, виновные в нарушении пограничного режима, несут ответственность, установленную законодательными актами Республики Беларусь. В целях обеспечения на Государственной границе надлежащего порядка Советом Министров Республики Беларусь устанавливаются пограничная зона и пограничная полоса. Пограничная полоса - полоса местности, непосредственно прилегающая к Государственной границе на ее границе на ее сухопутных участках или вдоль берегов пограничных рек, озер и иных водных объектов. Пограничная зона устанавливается, как правило, в пределах прилегающей к Государственной границе территории района, города, поселка, сельсовета. В состав пограничной зоны (там, где она устанавливается) включаются также принадлежащая Республике Беларусь часть вод пограничных рек, озер и иных водных объектов и расположенные в этих водах острова. В пограничную зону могут не включаться территории населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. Пределы пограничной зоны определяются решениями областных исполнительных комитетов по представлению Государственного пограничного комитета Республики Беларусь. Режим в пунктах пропуска включает правила въезда в эти пункты, пребывания, передвижения и выезда из них лиц и транспортных средств. Режим в пунктах пропуска устанавливается Советом Министров Республики Беларусь, поддерживается и контролируется органами пограничной службы Республики Беларусь исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля. Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытая для международных сообщений, а также иное, специально оборудованное место, где осуществляется пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, товаров и животных. В помещениях пунктов пропуска и местах, где осуществляется пограничный контроль, командирами соединений (частей) органов пограничной службы Республики Беларусь вводятся дополнительные режимные правила.
4. ТАМОЖЕННЫЕ РЕЖИМЫ
Правовое обеспечение таможенных режимов осуществляется Конституцией Республики Беларусь, Таможенным кодексом, Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, Положением о Государственном таможенном комитете, нормативными актами Таможенного комитета и др. Согласно ст. 18 Таможенного кодекса Республики Беларусь таможенный режим - это совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещенных через таможенную границу Республики Беларусь для таможенных целей. Таможенным кодексом введено 15 видов таможенных режимов: выпуск для свободного обращения; реимпорт; транзит; торговля; переработка на таможенной территории; переработка под таможенным контролем; временный ввоз (вывоз); свободная таможенная зона; свободный склад; переработка вне таможенной территории; экспорт; реэкспорт; уничтожение; отказ в пользу государства. Лицо, перемещающее товары, вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено актами законодательства Республики Беларусь по таможенному делу. Окончательное решение о помещении товаров под тот или иной режим принимает таможенный орган, который и выдает соответствующее разрешение. В отдельных случаях изменение одного таможенного режима на другой не допускается. Например, после установления таможенного режима свободного обращения нельзя вернуть уплаченные таможенные платежи даже при условии выяснения заявителем впоследствии того, что полученный им товар утратил свои потребительские свойства более чем на 50 %. В ходе обеспечения таможенного режима Государственный таможенный комитет Республики Беларусь преследует следующие цели: 1) экономическую - пополнение доходной части бюджета страны; 2)защитную - обеспечение экономической, санитарной безопасности государства, защита здоровья населения, общественного порядка, культурных и исторических ценностей и т.д. К элементам общего таможенного режима относят: меры экономической политики, т.е. административное воздействие на ввоз и вывоз товаров путем запретов или ограничений, что предполагает лицензирование, квотирование и применение иных административных рычагов регулирования экономических процессов; таможенное оформление; таможенные платежи; таможенный контроль; правила пользования и распоряжения таможенными товарами и транспортными средствами. В зависимости от этих элементов выделяют разновидности общего таможенного режима: льготный, обычный, усиленный. По признаку объекта общий таможенный режим делится на три вида: режим товаров; режим транспортных средств; режим валюты и валютных ценностей.
5. РЕЖИМ СЕКРЕТНОСТИ (ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА)
Государственные секреты - сведения, защищаемые государством в целях предотвращения их несанкционированного распространения и создания угрозы национальной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан. Иными словами, государственной тайной являются защищаемые государством сведения в области военной, экономической, внешнеэкономической, разведывательной и другой деятельности, разглашение которых может нанести существенный вред безопасности Республики Беларусь. Признаки государственной тайны: важнейшие сведения в любой сфере государственной деятельности; разглашение сведений (тайны) причиняет существенный ущерб или наносит вред государству; сведения, составляющие государственную тайну, закрепляются законом; государственная тайна охраняется соответствующими статьями Уголовного кодекса Республики Беларусь; режим государственной тайны обеспечивается специальным государственным органом управления — Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь; режим государственной тайны распространяется на лиц, которые обладают сведениями, составляющими государственную тайну, и имеют отношение к ее охране (защите). Республиканские органы государственного управления, иные государственные органы и организации, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам и их защите, на основании Перечня сведений, составляющих государственную тайну Республики Беларусь, утвержденного Президентом Республики Беларусь, составляют перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Перечни сведений, подлежащих засекречиванию, утверждаются руководителями республиканских органов государственного управления, иных государственных органов и организаций, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам и их защите, по согласованию с органами государственной безопасности Республики Беларусь и пересматриваются по мере необходимости, но не реже, чем каждые пять лет. Государственные секреты делятся на два вида: государственная тайна и служебная тайна. Государственная тайна - государственные секреты, разглашение или утрата которых могут повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь, а также создать угрозу безопасности граждан либо их конституционным правам и свободам. Служебная тайна - государственные секреты, разглашение или утрата которых могут причинить существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан. Сведения, составляющие служебную тайну, имеют характер отдельных данных, входящих в состав сведений, составляющих государственную тайну и не раскрывающих ее в целом. В зависимости от категории сведений, составляющих государственные секреты, характера и объема мер, необходимых для обеспечения их сохранности и защиты, устанавливаются три степени секретности сведений: особой важности, совершенно секретно, секретно. В соответствии со степенью секретности сведений, составляющих государственные секреты, присваиваются соответствующие грифы секретности: для носителей государственной тайны - «Особой важности», «Совершенно секретно»; для носителей служебной тайны - «секретно». Присвоение носителям государственных секретов иных грифов запрещается. Допуск физического лица к государственным секретам осуществляется после заключения с ним договора о допуске к государственным секретам. Типовая форма договора о допуске к государственным секретам и порядок его заключения определяются Советом Министров Республики Беларусь. Для получения физическим лицом допуска к государственным секретам необходимо: письменное согласие на проведение в отношении его органами государственной безопасности Республики Беларусь проверочных мероприятий, подтверждающих отсутствие оснований, предусмотренных ст. 24 Закона Республики Беларусь «О государственных секретах». При этом срок проведения проверочных мероприятий не должен превышать одного месяца; письменное согласие на частичные временные ограничения его прав в соответствии со ст. 29 указанного Закона и принятие на себя в связи с этим соответствующих обязательств перед государством; ознакомление с актами законодательства Республики Беларусь о государственных секретах, а также с нормативными правовыми актами Республики Беларусь, предусматривающими ответственность за нарушение законодательства о государственных секретах; принятие обязательства перед государством по выполнению установленных актами законодательства Республики Беларусь требований в сфере защиты государственных секретов; определение видов и размеров компенсаций за ограничение его прав, установление порядка предоставления компенсаций; принятие руководителем юридического лица решения о допуске физического лица к государственным секретам. Необходимость заключения с физическим лицом договора о допуске к государственным секретам определяется перед назначением его на должность. В зависимости от степени секретности сведений, составляющих государственные секреты, устанавливаются три формы допуска к государственным секретам, соответствующие степени секретности этих сведений: форма № 1 - форма допуска к сведениям особой важности и их носителям; форма № 2 - форма допуска к совершенно секретным сведениям и их носителям; форма № 3 - форма допуска к секретным сведениям и их носителям. Наличие допуска формы № 1 является основанием для доступа к сведениям допуска формы № 2 и допуска формы № 3, а наличие допуска формы № 2 является основанием для доступа к сведениям допуска формы № 3. Обстоятельства, порядок и сроки перерегистрации либо изменения формы допуска физических лиц к государственным секретам устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь. Доступ к государственным секретам без оформления допуска предоставляется: Президенту Республики Беларусь - с момента вступления его в должность; Премьер-министру Республики Беларусь - с момента назначения его на должность; депутатам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутатам местных Советов депутатов, членам Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь - с момента признания их полномочий; судьям - с момента назначения их на должность. По истечении полномочий указанных лиц их доступ к государственным секретам прекращается. Участники уголовного, гражданского и (или) административного процессов, кроме судей, получают без оформления допуска доступ к материалам дел, содержащим государственные секреты, на период участия в этих делах в порядке и объеме, предусмотренных процессуальным законодательством Республики Беларусь. Ограничение прав физического лица, имеющего либо имевшего доступ к государственным секретам, в соответствии с Законом «О государственных секретах» может касаться прав: на выезд за границу, если физическое лицо осведомлено о сведениях, составляющих государственную тайну, - до истечения срока, указанного в договоре о допуске к государственным секретам; на распространение сведений, составляющих государственные секреты, и (или) использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения, - до рассекречивания этих сведений; на неприкосновенность личной жизни - до окончания проведения проверочных мероприятий. За нарушение законодательства Республики Беларусь о государственных секретах виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства Республики Беларусь о государственных секретах осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры в пределах их компетенции.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |