Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Административно-правовые основы управления межотраслевой сферой 1 страница




СФЕРОЙ

ЛЕКЦИЯ.3: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ

1. Управление в области обороны.

2. Управление в области государственной безопасности.

3. Управление внутренними делами.

4. Управление иностранными делами.

5. Управление в области чрезвычайных ситуаций.

6. Управление юстицией.

 

В административно-правовой теории и практике государ­ственного управления к сфере административно-политической деятельности относятся такие отрасли, как оборона, безопас­ность, внутренние дела, иностранные дела, юстиция. Органы уп­равления (исполнительной власти) этими отраслями являются составной частью единой системы органов исполнительной вла­сти и активно осуществляют функции государства.

 

1. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ

 

Оборона Республики Беларусь - это комплекс политичес­ких, экономических, экологических, военных, социальных и пра­вовых мероприятий по обеспечению независимости, территори­альной целостности, защиты интересов государства и мирной жизни народа. Защита Отечества - конституционная обязан­ность каждого гражданина, поскольку оборона страны относит­ся к важнейшим функциям государства и является делом все­го народа.

Цель обороны - создание необходимых условий для предот­вращения военного нападения и организации вооруженного от­пора возможной агрессии против Республики Беларусь в любое время и при любых обстоятельствах.

Военная доктрина Республики Беларусь основывается на следующем: государство соблюдает принцип неприкосновеннос­ти Государственной границы Республики Беларусь, не выдвигает никаких территориальных претензий к другим государствам и не признает таких претензий со стороны других государств; уважает политическую независимость и государственный суверенитет других стран и признает их право решать вопросы обеспе­чения национальной безопасности в соответствии со своими ин­тересами без угрозы безопасности другим государствам; высту­пает за решение всех межгосударственных противоречий исклю­чительно путем переговоров на взаимоприемлемой основе; со­действует сбалансированному сокращению вооружения на евро­пейском континенте в рамках обязательств, определенных меж­дународными соглашениями и договорами; исключает односто­роннее сокращение вооружения в ущерб военной безопасности государства, допуская его только с учетом своих экономических возможностей и объективной целесообразности для обеспечения необходимого уровня обороноспособности Республики Беларусь.

Основы организации обороны Республики Беларусь и пол­номочия государственных органов по ее обеспечению, обязанно­сти предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц по осуществлению обороноспособности страны предусмотрены Законом Республики Беларусь «Об обороне».

Оборона относится к важнейшей функции государства и является всеобщим делом. Для ее осуществления Республика Беларусь имеет Вооруженные Силы, внутренние войска Мини­стерства внутренних дел, органы пограничной службы, органы государственной безопасности, Службу безопасности Президен­та, иные воинские формирования, создаваемые в соответствии с законодательством, а также привлекает органы внутренних дел, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям.

Организация обороны включает: анализ, оценку и прогнози­рование развития военно-политической обстановки; разработку основных направлений военной политики и военной доктрины Республики Беларусь; правовое регулирование в области оборо­ны и военного строительства; создание и обеспечение эффектив­ного функционирования военной организации государства; со­здание, подготовку и поддержание в необходимой степени мобилизационной готовности государственных органов и иных орга­низаций, входящих в военную организацию государства, транспорта и коммуникаций; строительство и развитие Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также планиро­вание их применения; совершенствование и подготовку к функ­ционированию в условиях военного времени системы управле­ния военной организацией государства, а также экономикой Республики Беларусь; охрану Государственной границы Республи­ки Беларусь и обеспечение вооруженной защиты Республики Бе­ларусь; разработку основных направлений развития вооружения, военной техники, формирование и реализацию программ воору­жения, государственного оборонного заказа по разработке, произ­водству, поставкам, совершенствованию и ремонту вооружения, военной техники; развитие и совершенствование системы инфор­мационного обеспечения деятельности военной организации госу­дарства; планирование и осуществление мероприятий по террито­риальной и гражданской обороне; другие мероприятия, предус­мотренные законодательством Республики Беларусь.

Важные функции в сфере обороны возложены на Президен­та Республики Беларусь - гаранта государственного суверените­та и территориальной целостности государства. Президент яв­ляется Главнокомандующим Вооруженными Силами Республи­ки Беларусь. Он осуществляет общее руководство подготовкой военной организации государства с целью обеспечения военной безопасности Республики Беларусь, в частности: формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь; назнача­ет на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности; назначает на должности и осво­бождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил; вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики Нацио­нального собрания Республики Беларусь; определяет задачи орга­нам государственного управления по организации вооруженной защиты Республики Беларусь; назначает на должности и осво­бождает от должностей министров обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, председателей Комитета государствен­ной безопасности Республики Беларусь, Государственного по­граничного комитета и их заместителей, командующего внут­ренними войсками Министерства внутренних дел Республики Беларусь, начальника железнодорожных войск - начальникадепартамента железнодорожных войск Министерства обороны Республики Беларусь; утверждает план обороны Республики Бе­ларусь, определяет задачи военной организации государства по организации вооруженной защиты Республики Беларусь; вно­сит на утверждение Национального собрания Республики Бела­русь военную доктрину Республики Беларусь, предложения по объему бюджетных ассигнований на оборону; утверждает кон­цепции военного строительства и строительства Вооруженных Сил, планы строительства, развития и применения Вооружен­ных Сил, других войск и воинских формирований, государствен­ную программу оперативного оборудования территории Респуб­лики Беларусь, план гражданской обороны, положение о терри­ториальной обороне; издает правовые акты по вопросам боевой готовности, планирования и ведения военных действий Во­оруженными Силами, другими войсками и воинскими формиро­ваниями; утверждает мобилизационные планы Республики Бе­ларусь; утверждает планы накопления материальных средств в государственном и мобилизационном резервах; утверждает го­сударственную программу вооружения; утверждает структуру и численность Вооруженных С.ил, других войск и воинских фор­мирований, их дислокацию.

Высшим коллегиальным координационно-политическим органом, создаваемым в целях реализации полномочий Прези­дента Республики Беларусь как Главы государства и Главноко­мандующего Вооруженными Силами, является Совет безопасно­сти Республики Беларусь. Он вносит предложения Президенту Республики Беларусь по вопросам государственной политики в области военной безопасности государства, определяет основ­ные направления военной политики, принципы военного строи­тельства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинс­ких формирований, а также основополагающие положения во­енной доктрины Республики Беларусь; организует устойчивое функционирование военной организации государства в любых условиях военно-политической обстановки; определяет струк­туру и численность Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований с учетом реальной объективной достаточности для обороны, а также экономических возможностей государства и вносит их на утверждение Президенту Республики Беларусь; вносит предложения Президенту Республики Беларусь по воп­росам введения, продления и отмены военного, чрезвычайного положения; координирует перевод экономики Республики Бела­русь на работу в условиях военного времени; заслушивает руко­водителей республиканских органов государственного управле­ния по вопросам обороны и обеспечения военной безопасности государства; определяет основные направления международной военно-политической деятельности, задачи по развитию союз­нических и партнерских отношений с другими государствами; осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодатель­ством Республики Беларусь в области обороны.

Палата представителей Национального собрания Респуб­лики Беларусь рассматривает проекты законов в области оборо­ны, в том числе об объявлении войны и о заключении мира, о военном, чрезвычайном положении.

Совет Республики Национального собрания Республики Бе­ларусь: одобряет или отклоняет принятые Палатой представи­телей Национального собрания Республики Беларусь проекты законов в области обороны; отменяет решения местных Советов депутатов по вопросам обороны, не соответствующие законода­тельству Республики Беларусь; рассматривает указы Президента Республики Беларусь о введении военного, чрезвычайного поло­жения, полной или частичной мобилизации и в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение.

Совет Министров Республики Беларусь в пределах своих полномочий решает вопросы и несет ответственность за всесто­роннее удовлетворение потребностей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в необходимых финансовых и материальных ресурсах для защиты Республики Беларусь, вы­полнение международных договоров по вопросам коллективной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями. Он организует разработку и формирование государственного обо­ронного заказа, оснащение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований вооружением, военной техникой и дру­гими материальными средствами и ресурсами по их заказам; определяет объемы материальных ресурсов и бюджетных ассиг­нований на нужды обороны, проведение научно-исследовательс­ких и опытно-конструкторских работ в области обороны; опре­деляет порядок ведения воинского учета призывников и лиц, состоящих в запасе, в военных комиссариатах и организациях; осуществляет руководство подготовкой граждан Республики Беларусь к военной службе, их призывом на военную службу, службу в резерве и обеспечивает создание обученных резервов; вносит на утверждение Президенту Республики Беларусь моби­лизационные планы Республики Беларусь и планы создания, накопления, сохранения и своевременного обновления запасов материальных средств в государственном и мобилизационном резервах, организует разработку мобилизационных планов эко­номики Республики Беларусь, ее перевод на работу в условиях военного времени; создает необходимые запасы материальных средств государственного резерва на арсеналах и базах, обеспе­чивает их содержание, руководит мобилизационной подготов­кой экономики Республики Беларусь и переводом ее на работу в условиях военного времени и др.

Органом государственного управления Вооруженными Си­лами Республики Беларусь является Министерство обороны, которое несет полную ответственность за их развитие и подго­товку к выполнению задач обороны. Министерство обороны оце­нивает военно-политическую обстановку и определяет уровень военной угрозы, принимает участие в разработке проекта воен­ной доктрины и формирований оборонного бюджета государ­ства, разрабатывает и подает на рассмотрение Президенту про­екты государственных программ строительства и развития Воо­руженных Сил, развития вооружения и военной техники, об­щей структуры и численного состава Вооруженных Сил, объема бюджетных ассигнований на потребности обороны.

Министерство обороны Республики Беларусь осуществляет руководство боевой, оперативно-технической и нравственно-пси­хологической подготовкой войск, военной наукой, проводит военно-научные исследования, организует и обеспечивает во­енно-патриотическое воспитание личного состава, осуществ­ляет координационные, контрольные и другие полномочия в сфере обороны.

Органы местного управления в пределах своих полномо­чий принимают участие в государственных и общественных ме­роприятиях, проводимых в области обороны. Они обеспечивают потребности Вооруженных Сил, других войск и воинских фор­мирований в материальных средствах, энергетических и других ресурсах и услугах по их заказам, выделяют для нужд обороны земельные участки; предоставляют воинским частям, военным учебным заведениям и организациям Вооруженных Сил, дру­гих войск и воинских формирований служебные помещения и жилую площадь, коммунальные, бытовые и другие услуги в со­ответствии с законодательством Республики Беларусь; в соот­ветствии с законодательством Республики Беларусь организуют и проводят подготовку допризывников и призывников к воен­ной службе, патриотическое воспитание населения, призыв граж­дан Республики Беларусь на военную службу, оказывают содей­ствие в проведении военных, учебных и специальных сборов военнообязанных граждан, в том числе учебных сборов граж­дан, обучающихся на военных кафедрах гражданских высших и средних специальных учебных заведений; обеспечивают соци­альную защиту военнослужащих, лиц, уволенных с военной служ­бы, военнообязанных, членов их семей; реализуют возложенные на них полномочия и функции в области мобилизационной под­готовки и мобилизации; обеспечивают выполнение организаци­ями государственного оборонного заказа на соответствующей территории; организуют планирование и обеспечивают выпол­нение мероприятий по территориальной обороне; организуют выполнение мероприятий, предусмотренных планами гражданс­кой обороны; координируют и согласовывают свою деятельность в военное время с органами военного управления в соответствии с планом обороны.

Предприятия, учреждения и организации выполняют госу­дарственные заказы и договоры по производству и поставке воо­ружения и другой продукции для потребностей обороны, осу­ществляют научные разработки, исследования, выполняют во­енно-транспортные обязательства и другие задачи, определен­ные действующим законодательством.

Вооруженные Силы Республики Беларусь являются воен­ной государственной структурой, предназначенной для воору­женной защиты суверенитета, независимости, территориальной целостности и неделимости Республики Беларусь от военного нападения или угрозы военного нападения извне.

Вооруженные Силы Республики Беларусь состоят из воин­ских объединений, соединений, частей, подразделений, воинских учреждений и учебных заведений.

Принцип построения Вооруженных Сил Республики Бела­русь, их состав, общая структура и численность, порядок комп­лектования, дислокации, мобилизации и демобилизации опреде­ляются Законом Республики Беларусь «О Вооруженных Силах Республики Беларусь» и другими законодательными актами.

В состав Вооруженных Сил Республики Беларусь входят су­хопутные войска, военно-воздушные силы и войска противовоз­душной обороны.

Главным военным органом по планированию обороны госу­дарства, управлению Вооруженными Силами Республики Бела­русь, координации и контролю за исполнением задач в сфере обороны органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, военными формированиями, созданными в со­ответствии с законами Республики Беларусь, и правоохрани­тельными органами в пределах, установленных законами Рес­публики Беларусь, нормативными правовыми актами Президен­та и Совета Министров, является генеральный штаб, возглав­ляемый начальником, которого по представлению министра обо­роны назначает на должность и освобождает от должности Пре­зидент. На должность начальника Генерального штаба назна­чается военнослужащий. Начальник Генерального штаба под­чиняется министру обороны.

Вооруженные Силы Республики Беларусь комплектуются военнослужащими в соответствии с Законом Республики Бела­русь «О воинской обязанности и воинской службе». Всеобщая воинская обязанность устанавливается в целях обеспечения ком­плектования Вооруженных Сил Республики Беларусь и других воинских формирований, созданных в соответствии с законода­тельством, а также подготовки населения к защите государства.

Всеобщая воинская обязанность включает в себя: подготов­ку граждан к военной службе; приписку (регистрацию) к при­зывным участкам; принятие и призыв на военную службу; про­хождение военной службы; выполнение воинской обязанности в запасе; соблюдение правил воинского учета. Комплектование Вооруженных Сил Республики Беларусь и других воинских фор­мирований военнослужащими осуществляется через военные комиссариаты, являющиеся местными органами военного уп­равления.

 

2. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Под государственной безопасностью понимают состояние защищенности государственного суверенитета, конституционно­го порядка, территориальной целостности, экономического, на­учно-технического и оборонительного потенциала Республики Беларусь, законных интересов государства и прав граждан от разведывательно-подрывной деятельности иностранных специальных служб, посягательств со стороны отдельных организа­ций, групп и лиц»

Безопасность достигается проведением единой политики в сфере ее обеспечения системой мероприятий экономического, политического, организационно-правового и другого характера. Она охватывает мероприятия экологического, медицинского, во­енного, а также специального характера. Поэтому законодатель­ством предусмотрено, что в осуществлении мероприятий в от­ношении государственной безопасности участвуют органы зако­нодательной, исполнительной и судебной власти, негосударствен­ные организации и граждане.

Обеспечение государственной безопасности включает опре­деление жизненно важных интересов личности, общества и го­сударства; выявление факторов, создающих угрозу националь­ной безопасности; формирование системы противодействия не­гативным факторам и возникающим угрозам. Оно основывает­ся на принципах законности, предполагающей соблюдение норм международного права и национального законодательства; «все­общей безопасности», предполагающей взаимный учет и со­блюдение интересов всех субъектов отношений в сфере безопас­ности как внутри страны, так и на международном уровне; со­блюдения баланса жизненно важных интересов и взаимной от­ветственности личности, общества и государства в вопросах обеспечения национальной безопасности; постоянного информиро­вания граждан республики по вопросам состояния националь­ной безопасности.

Субъекты обеспечения государственной безопасности мно­гочисленны, к ним относятся: граждане Республики Беларусь на выборах, референдумах, а также через органы государствен­ной власти и органы местного самоуправления высказывают и реализуют свое видение в отношении обеспечения государственной безопасности, привлекают внимание общественных и госу­дарственных институтов к опасным явлениям, защищают соб­ственную безопасность; Парламент Республики Беларусь в рам­ках своих полномочий осуществляет законодательное регули­рование и контроль за деятельностью органов государственной власти и должностных лиц в отношении осуществления ими соответствующих полномочий в сфере государственной безопас­ности; Президент Республики Беларусь как Глава государства обеспечивает государственную независимость, осуществляет ру­ководство в сферах национальной безопасности и обороны; Со­вет безопасности Республики Беларусь координирует и контро­лирует деятельность органов исполнительной власти в сферах государственной безопасности и обороны; Совет Министров Рес­публики Беларусь принимает меры по обеспечению обороноспо­собности, национальной безопасности и борьбы с преступнос­тью; Конституционный Суд Республики Беларусь решает воп­росы о соответствии законов и других правовых актов в сфере государственной безопасности Конституции Республики Бела­русь; суды общей юрисдикции осуществляют правосудие в сфе­ре государственной безопасности; прокуратура Республики Бе­ларусь осуществляет надзорные полномочия в сфере государ­ственной безопасности; Национальный банк Республики Бела­русь разрабатывает и осуществляет эмиссионно-кредитную по­литику в интересах государственной безопасности; министер­ства и другие органы исполнительной власти в пределах своих полномочий обеспечивают реализацию законов, указов, концеп­ций, программ, постановлений органов государственной власти в сфере государственной безопасности, создают и поддерживают в состоянии готовности соответствующие силы и средства безо­пасности.

Особая роль в этой сфере отводится военной организации государства, к которой относятся Вооруженные Силы Респуб­лики Беларусь, внутренние войска, органы и подразделения МВД Республики Беларусь, пограничные войска, воинские подразде­ления Министерства по чрезвычайным ситуациям и др.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь и Кон­цепцией национальной безопасности Республики Беларусь об­щее руководство безопасностью осуществляет Президент Реcпублики Беларусь. Он возглавляет Совет безопасности Респуб­лики Беларусь, основными задачами которого являются: опре­деление стратегических интересов Республики Беларусь, концептуальных подходов и направлений обеспечения государствен­ной безопасности и обороны; осуществление текущего контро­ля деятельности органов исполнительной власти в сфере госу­дарственной безопасности и обороны; подготовка оперативных решений, направленных на предупреждение чрезвычайных ситу­аций, которые могут привести к значительным социально-по­литическим, экономическим, военным и другим последствиям, и мероприятий по, их ликвидации.

Совет Министров Республики Беларусь осуществляет и контролирует реализацию конкретных мероприятий по государ­ственной безопасности органами государственных служб специ­альной компетенции.

К числу основных органов специальных служб безопаснос­ти относится Комитет государственной безопасности. Его ос­новными задачами являются: предупреждение, выявление и пре-„ сечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдель­ных лиц, направленной на причинение ущерба безопасности Республики Беларусь; добывание разведывательной информации об угрозе безопасности Республики Беларусь в политической, экономической, военной, экологической, информационной и гу­манитарной сферах; защита независимости и территориальной целостности Республики Беларусь, ее конституционного строя, экономических интересов, промышленного, военного и научно-технического потенциала; борьба в пределах своей компетен­ции с терроризмом, организованной преступностью, коррупцией, нелегальной миграцией, незаконным оборотом наркотических средств, оружия, ядерных материалов и их компонентов, а так­же материалов, подлежащих экспортному контролю; предупреж­дение, выявление и пресечение преступлений, расследование ко­торых отнесено актами законодательства Республики Беларусь к ведению органов государственной безопасности; контроль за обеспечением защиты государственных секретов в государствен­ных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, а также координация этой деятельности; обеспечение государственных органов, предприятий, учреждений и организаций правительственной и опера­тивной связью, а также организация и обеспечение криптогра­фической и инженерно-технической безопасности шифрованной, засекреченной и кодированной связи в Республике Беларусь и ее учреждениях за рубежом, осуществление государственного кон­троля за этой деятельностью.

Комитет государственной безопасности возглавляет Предсе­датель, который несет персональную ответственность за выпол­нение задач, возложенных на данный комитет. Его назначает на должность Президент Республики Беларусь. Общее руковод­ство деятельностью органов государственной безопасности Рес­публики Беларусь осуществляют Президент и Совет Министров.

Органы государственной безопасности образуют единую централизованную систему, в которую входят: Комитет государ­ственной безопасности Республики Беларусь; управления Ко­митета государственной безопасности Республики Беларусь по областям (территориальные органы); управление военной кон­трразведки Комитета государственной безопасности Республи­ки Беларусь.

Управления Комитета государственной безопасности Респуб­лики Беларусь по областям и управление военной контрразвед­ки Комитета государственной безопасности Республики Бела­русь находятся в подчинении Комитета государственной безо­пасности Республики Беларусь.

Органы государственной безопасности имеют в своем подчинении учебные заведения, военно-медицинские, оздоровитель­ные учреждения, воинские части, подразделения специального назначения и иные подразделения.

Деятельность органов безопасности Республики Беларусь и сотрудников основывается на принципах законности, уважения к правам и достоинству личности, непартийности, единства сис­темы органов и централизации управления ими, сочетания глас­ных и негласных методов и средств деятельности и осуществля­ется по таким основным направлениям: 1) контрразведыва­тельная деятельность; 2) борьба с коррупцией и организован­ной преступностью; 3) разведывательная деятельность.

Контрразведывательная деятельность заключается в выяв­лении, предупреждении, пресечении разведывательной и другой деятельности специальных служб и организации иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на причине­ние вреда безопасности Республики Беларусь.

Сущность борьбы с коррупцией и организованной преступ­ностью составляют оперативно-розыскные мероприятия по вы­явлению, предупреждению, прекращению и раскрытию шпиона­жа, террористической деятельности, организованной преступ­ности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотичес­ких средств, контрабанды и других преступлений; проведению дознания и предварительного следствия по делам, отнесенным к компетенции органов безопасности Республики Беларусь. Орга­ны безопасности Республики Беларусь осуществляют также ме­роприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и рас­крытию деятельности незаконных вооруженных формирований, отдельных лиц и общественных объединений, имеющих цель насильственного изменения конституционного строя Республи­ки Беларусь, а также решают другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Разведывательная деятельность - это комплекс мероприя­тий специального назначения, направленных на информацион­но-аналитическое обеспечение эффективного решения органами исполнительной власти вопросов внутренней и внешней дея­тельности, связанных с государственной безопасностью.

В Законе Республики Беларусь «Об органах государствен­ной безопасности Республики Беларусь» закреплены обязанно­сти и права сотрудников этих органов. В соответствии со свои­ми основными задачами они обязаны: информировать Прези­дента Республики Беларусь и по его поручению другие государ­ственные органы об угрозе безопасности Республики Беларусь; предупреждать, выявлять и пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранны государств, а также отдельных лиц, направленную на причине­ние ущерба безопасности Республики Беларусь; проводить до­знание и предварительное следствие по актам законодательства Республики Беларусь, которые отнесены к их ведению, осуще­ствлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении; осуществлять контрразведы­вательные мероприятия по обеспечению в пределах своих пол­номочий безопасности в Вооруженных Силах Республики Беларусь, пограничных войсках Республики Беларусь, внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь, иных воинских формированиях, а также в органах внутренних дел Республики Беларусь, таможенных органах Республики Бе­ларусь, в Министерстве по налогам и сборам Республики Бела­русь и его инспекциях; обеспечивать в пределах своих полномо­чий безопасность объектов оборонного комплекса, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных цен­тров, других стратегических объектов, а также приоритетных научных разработок; обеспечивать в пределах своих полномо­чий безопасность государственных органов, проводить меропри­ятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан Рес­публики Беларусь за ее пределами; оказывать в пределах своих полномочий содействие органам государственной охраны по воп­росам, относящимся к их компетенции; осуществлять в соот­ветствии с законодательством Республики Беларусь межведом­ственный контроль за обеспечением защиты государственных секретов государственными органами и юридическими лицами, а также координировать их деятельность по сохранности государ­ственных секретов; участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну; в установленном порядке осуществлять меры, связанные с допус­ком граждан к таким сведениям; оказывать в пределах своей компетенции содействие пограничным войскам Республики Бе­ларусь в обеспечении охраны Государственной границы Респуб­лики Беларусь и др.

Важные функции в сфере безопасности Республики Беларусь осуществляют внутренние войска. В соответствии с Законом Рес­публики Беларусь «О внутренних войсках Министерства внут­ренних дел Республики Беларусь» они участвуют в охране обще­ственного порядка; обеспечивают режим изоляции лиц, отбыва­ющих наказание в виде лишения свободы и заключенных под стражу, и их конвоирование; охраняют особо важные государственные объекты и специальные грузы; участвуют в осуществ­лении режима чрезвычайного положения; выполняют задачи в системе территориальной обороны Республики Беларусь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.