Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция. 1: административно-правовые основы управления отдельными отраслями экономики




ТЕМА 8. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫМИ ОТРАСЛЯМИ И СФЕРАМИ

 

 

1. Правовые основы и содержание управления экономической сферой.

2. Управление промышленностью.

3. Управление сельским хозяйством.

4. Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством.

5. Управление коммуникациями.

6. Управление природопользованием и охраной окружающей среды.

7. Управление торговлей.

 

1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ

 

Из всех отраслей и сфер, регулируемых административно-правовыми нормами, наиболее сложны те, которые касаются эко­номики. Эффективная национальная экономика служит гаран­тией независимости государства.

Переход к рыночному механизму регулирования экономи­ческих отношений предусматривает постоянное углубление пра­вового влияния на экономические процессы, расширение сферы применения общегосударственных программ развития экономи­ки, приватизации государственной и коммунальной собствен­ности, демонополизации, конкуренции, безотходных технологий (экологизация общественного производства).

При таких условиях, особенно в нынешней экономической ситуации, государственное управление не только необходимо, наоборот, его значение возрастает. Только государство в лице его органов власти может: осуществлять экономическую и со­циальную политику с целью обеспечения интересов всех слоев населения; смягчать стихийные процессы рыночной саморегу­ляции с целью предотвращения хаоса в экономике; стимулиро­вать рыночную экономику, обеспечивать эффективность ее фун­кционирования с одновременным ограничением и предупрежде­нием негативных последствий экономической власти собствен­ников, особенно монополистов; гарантировать защиту нацио­нальных интересов и внутреннего рынка от внешней экономической и политической экспансии.

В государственном управлении экономикой речь идет не о возобновлении административно-командной системы, а о созда­нии новой системы управления, которая осуществляла бы исполнительную власть на принципах регулирования, координа­ции, поощрения выбора наиболее приоритетных направлений деятельности, самостоятельности в поисках вариантов решения различных проблем.

Государственное руководство в сфере экономики должно иметь целью создание механизма демократического управления, который направлялся бы и контролировался исполнительной властью.

Государственное руководство в сфере экономики сочетает органичное объединение мер экономического роста и финансо­вой стабилизации,с активной социальной политикой, стабили­зацией и повышением жизненного уровня населения, его пла­тежеспособного спроса. Главные направления, которые охваты­ваются государственным руководством в сфере экономики: фи­нансовая политика и ее стабилизация; денежно-кредитная по­литика и укрепление банковской системы; инновационно-инве­стиционная деятельность; ускорение приватизационных процес­сов; усиление управления государственным сектором экономи­ки; внешнеэкономическая политика и привлечение иностран­ных инвестиций; преодоление платежного кризиса; политика доходов и регулирования заработной платы; стимулирование малого бизнеса; налоговая политика; социальная политика (пен­сионная реформа, занятость населения и др.).

Административно-правовое регулирование экономической сферы осуществляется в нескольких направлениях. Оно вклю­чает разработку и реализацию системы мероприятий програм­много руководства, прогнозирования, структурного преобразова­ния народного хозяйства, государственную поддержку экономи­ческого и научно-технического потенциала, а с другой — созда­ние правовой и экономической основ социально ориентирован­ного функционирования предприятий, хозяйственных объедине­ний, других организационно-хозяйственных структур, эффектив­ного управления государственным имуществом.

 

2. УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ

 

Промышленность - ведущая отрасль народнохозяйственно­го комплекса государства, ставящая своей целью добычу и пе­реработку природных богатств. От состояния и развития промышленности зависят состояние и развитие других отраслей народного хозяйства, социально-культурного и административ­но-политического строительства, а следовательно, и уровень жиз­ни граждан, развития общества, государства в целом.

Управление промышленностью осуществляется по отрасле­вому принципу с учетом территориального и межотраслевого управления. Оно направлено на координацию и дальнейшее раз­витие производственных сил общества и государства, повыше­ние эффективности труда, снижение себестоимости продукции, повышение ее качества и конкурентоспособности на мировом рынке, защиту и наполнение внутреннего рынка отечественны­ми товарами, услугами и т.д.

Наряду с промышленными предприятиями государственного сектора в новых экономических условиях дальнейшее развитие получают промышленные предприятия негосударственных форм собственности - акционерные, частные, совместные (в том числе и с международным капиталом) и др. Государственное управле­ние ими существенно отличается от управления промышленны­ми предприятиями общегосударственной и коммунальной соб­ственности и сводится к воздействию на них экономическими мерами (налоговой, таможенной, финансовой политикой и др.), контролем за их деятельностью.

Система органов управления промышленностью включает: промышленные министерства; государственные комитеты, кото­рые имеют свои промышленные объекты; местные советы и их исполкомы (по вопросам, делегированным им государством); администрации промышленных объединений и промышленных предприятий.

Общее управление промышленностью в Республике Бела­русь, проведение государственной политики в этом направле­нии возложены на Совет Министров, который управляет объек­тами государственной собственности, направляет и координи­рует работу министерств, иных органов исполнительной влас­ти и др.

Центральное место среди органов управления промышлен­ностью занимают промышленные министерства, на которые воз­ложены задачи по непосредственной практической реализации государственной политики в соответствующих отраслях.

К промышленным относятся такие республиканские орга­ны исполнительной власти, как Министерство промышленнос­ти, Министерство энергетики, Государственный военно-промыш­ленный комитет и др. Разделение министерств и государствен­ных комитетов на чисто промышленные и другие достаточно условно, поскольку промышленные предприятия имеют и неко­торые иные министерства и комитеты, а также негосударствен­ные (общественные) образования. Это Министерство экономики, Министерство транспорта и коммуникаций, различные обществен­ные объединения (профсоюзы) и др.

В соответствии со своей компетенцией эти государственные органы принимают участие в формировании и реализации госу­дарственной политики как в целом, так и по соответствующим направлениям; разрабатывают и применяют на практике меха­низм такой политики; обеспечивают всестороннее развитие подчиненной им подотрасли; повышают эффективность производ­ства и качество продукции на подведомственных им предприя­тиях; в пределах полномочий, предусмотренных законодатель­ством, осуществляют функции управления имуществом пред­приятий, которые отнесены к сфере управления соответствующего центрального органа; разрабатывают необходимые финансово-экономические и другие нормативы, механизмы их внедре­ния; утверждают отраслевые стандарты и следят за их соблюде­нием и т.д.

В систему органов управления промышленностью входят также органы министерств, государственных комитетов, иных органов государственного управления на местах, которые дей­ствуют на основании соответствующих положений о них, и ад­министрации государственных промышленных объединений, про­мышленных предприятий. Это говорит о том, что управление отраслями и подотраслями промышленности организуется, как правило, по трехзвенной системе: министерство - областное уп­равление - предприятие. В ряде случаев (при управлении боль­шими промышленными образованиями - объединениями или при управлении предприятиями, которые имеют особо важное для народного хозяйства или отрасли значение) используется двухзвенная система: министерство - промышленное предприя­тие или объединение.

Непосредственное руководство основным производственным звеном промышленности - промышленным предприятием - осуществляет вышестоящий (относительно него) орган — админис­трация объединения - для предприятия, которое входит в его состав, или непосредственно министерство — для объединений и некоторых наиболее важных предприятий министерства, а так­же предприятий, которые напрямую подчинены министерству.

Промышленные предприятия и их объединения - основные (первичные) звенья промышленности. Именно они являются непосредственными производителями промышленной продукции. Их деятельность соединяет в себе как централизованное руко­водство, так и самостоятельность и инициативу в принятии кон­кретных решений в пределах своих полномочий и в соответ­ствии с прогнозами экономического и социального развития от­расли, предписаний вышестоящих органов.

Предприятие осуществляет любые виды хозяйственной дея­тельности, если они не запрещены законодательством Респуб­лики Беларусь и соответствуют целям, предусмотренным уста­вом предприятия. Государство гарантирует соблюдение прав и законных интересов предприятия.

Управление промышленным предприятием осуществляется в соответствии с его уставом на основании объединения прав собственника относительно хозяйственного использования сво­его имущества и принципов самоуправления трудового коллек­тива. Предприятие самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штаты.

Собственник осуществляет свои права по управлению пред­приятием непосредственно или через уполномоченные им орга­ны. Собственник или уполномоченные им органы могут делеги­ровать эти права совету предприятия (правлению) или иному органу, который предусмотрен уставом предприятия и представ­ляет интересы собственника и трудового коллектива.

Наем (назначение, избрание) руководителя предприятия яв­ляется правом собственника (собственников) имущества пред­приятия и реализуется непосредственно или через уполномочен­ные им органы.

Администрацию промышленного предприятия в соответ­ствии с принципом единоначалия возглавляет его руководитель. При найме (назначении, избрании) собственником или уполно­моченным им органом руководителя предприятия на должность заключается контракт, в котором определяются права, сроки найма, обязанности и ответственность руководителя предприя­тия перед собственником и трудовым коллективом, условия его материального обеспечения и увольнения с должности с учетом гарантий, предусмотренных контрактом и законодательством Республики Беларусь.

Руководитель предприятия (как правило, это генеральный директор (директор) или начальник, управляющий) самостоя­тельно без доверенности действует от лица предприятия, решает вопросы хозяйственной, финансовой, социальной и иных видов деятельности (за исключением отнесенных уставом к компе­тенции других органов управления данного предприятия). Его полномочия производны от задач и прав предприятия, которое он возглавляет. В пределах своей компетенции руководитель издает обязательные для исполнения приказы по предприятию, зачисляет в штат и увольняет работников, применяет к ним меры поощрения и налагает на них дисциплинарные взыска­ния. Члены администрации предприятия - заместители руково­дителя предприятия, руководители и специалисты подразделе­ний аппарата управления и структурных подразделений (про­изводств, цехов, отделов, отделений, участков, и других анало­гичных подразделений предприятий), а также мастера и стар­шие мастера назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем предприятия.

Полномочия производственных подразделений и их руково­дителей регулируются уставом промышленного предприятия, положениями о них.

 

3. УПРАВЛЕНИЕ СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ

 

Сельское хозяйство (агропромышленный комплекс), призван­ное обеспечивать общество продовольствием и сырьем для про­мышленного производства, охватывает производство сельскохо­зяйственной продукции, ее заготовку (закупку) и переработку.

Государственная политика в сфере агропромышленного ком­плекса направлена на установление правовых основ его функци­онирования, утверждение национальных и других программ эко­номического, научно-технического, социального и культурного развития села, определение объемов бюджетного финансирова­ния, направлений инвестиционной политики.

Президент и Совет Министров Республики Беларусь опреде­ляют потребность государства в сельскохозяйственной продук­ции и сырье, осуществляют политику поддержки отечественного производителя сельскохозяйственной продукции, защиты внут­реннего рынка, в пределах своей компетенции и бюджетного финансирования создают, реорганизуют и ликвидируют респуб­ликанские и местные органы государственного управления агро­промышленным комплексом.

Систему специализированных органов государственного уп­равления агропромышленным комплексом возглавляет Мини­стерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бе­ларусь (Минсельхозпрод) - республиканский орган исполнитель­ной власти, деятельность которого направляется и координиру­ется Советом Министров Республики Беларусь. Минсельхозпрод является главным (ведущим) в системе республиканских орга­нов исполнительной власти по вопросам формирования и обес­печения реализации государственной аграрной политики, про­довольственной безопасности государства, государственного уп­равления в сфере сельского хозяйства, пищевой промышленно­сти, переработки сельскохозяйственной продукции и иных по­дотраслей данной сферы.

Основные задачи Минсельхозпрода: обеспечение реализации государственной аграрной политики, организация разработки и осуществление мероприятий по гарантированию продовольствен­ной безопасности государства; обеспечение осуществления госу­дарственного управления в отраслях агропромышленного про­изводства; разработка и реализация мероприятий по структур­ной перестройке отраслей агропромышленного производства; участие в реализации государственной политики в сфере пред­принимательства; участие в формировании и реализации соци­альной политики в сельской местности; координация деятель­ности органов власти по вопросам реализации государственной аграрной политики, социальной политики в сельской местнос­ти; обеспечение продовольственной безопасности государства; проведение аграрной реформы.

В пределах своих полномочий на основании и во исполне­ние актов законодательства Минсельхозпрод издает приказы, организовывает и контролирует их выполнение. Решения, при­нятые в пределах его полномочий, являются обязательными для выполнения республиканскими и местными органами исполни­тельной власти, органами местного самоуправления, предприя­тиями, учреждениями и организациями всех форм собственнос­ти и гражданами.

Государственную политику в области земельных отноше­ний проводит Государственный комитет по имуществу, кото­рый осуществляет проведение единой государственной полити­ки в части земельных отношений.

 

4. УПРАВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВОМ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

 

Государственное управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством осуществляется в рамках единой отраслевой системы с учетом общегосударственных интересов, интересов регионов и местного самоуправления, что связано с разграничением государственной собственности (на общегосу­дарственную и местную) и закреплением за органами местного самоуправления объектов строительного комплекса и жилищ­но-коммунального хозяйства. В деятельности по управлению рассматриваемыми сферами в нынешних условиях хозяйствова­ния соответствующие органы реализуют свои функции путем координационных, разрешительных, контрольно-надзорных пол­номочий.

Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством охватывает две важнейшие составные части эконо­мики: строительство и жилищную сферу.

Строительство является отраслью материального производ­ства, которая обеспечивает создание и реконструкцию объектов производственного, коммунально-бытового, социально-культур­ного и жилищного назначения.

Управление строительством включает проведение единой технической политики в отрасли, планирование и разработку организационно-правовых основ проектирования и строитель­ства, их материально-техническое и финансовое обеспечение, нор­мирование, работу с кадрами, организацию техники безопаснос­ти и охраны труда, проведение мероприятий по повышению качества архитектурных и строительных работ, осуществление контроля за соблюдением строительных правил, норм, стан­дартов и др.

Основные задачи в сфере строительства: коренное измене­ние инвестиционной политики, значительное сокращение коли­чества одновременно сооружаемых объектов, существенное умень­шение объектов незавершенного строительства, развитие малых и средних населенных пунктов.

Жилищная сфера охватывает управление жилищным фон­дом и объектами коммунального хозяйства, их содержание, стро­ительство и ремонт.

Жилищный фонд - это совокупность жилых домов и жи­лых помещений, независимо от форм собственности. Он состоит из государственного жилищного фонда, общественного жилищ­ного фонда, фонда жилищно-строительных кооперативов и час­тного жилищного фонда.

Коммунальное хозяйство делится на следующие группы объектов: а) санитарно-технические (водопровод, канализация, предприятия по очистке городов); б) энергетические (электро­станции, котельные, тепловые, электрические и газовые сети); в) транспортные (троллейбусы, трамваи и др.); г) объекты внеш­него благоустройства (путепроводы, зеленые насаждения, мостовые и т.д.).

Органы управления жилищно-коммунальным хозяйством организуют выполнение программ развития отрасли, обеспечи­вают деятельность жилищно-коммунальных объектов, подбор и расстановку кадров, проводят единую техническую политику, осуществляют мероприятия по усовершенствованию коммуналь­ного обслуживания населения, промышленных и социально-культурных объектов, разработку и организационное обеспечение управленческих решений.

Особенностью управления жилищно-коммунальным хозяй­ством является то, что значительные полномочия по управле­нию этой отраслью имеют местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, которые, в свою очередь, принимают региональные программы развития предприятий отрасли и организуют их выполнение.

Республиканскими органами государственного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства и строительства являются Министерство жилищно-коммунального хозяйства и Министерство архитектуры и строительства.

Управление строительством и жилищно-коммунальным хо­зяйством на местах возложено на соответствующие управления и отделы местных исполкомов.

 

5. УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИЯМИ

 

Под управлением коммуникациями понимают управление транспортом, связью, сетями и системами топливного, энергети­ческого и водного снабжения, т.е. управление всеми областями хозяйства, которые обслуживают сферы производства (промыш­ленность, агропромышленный комплекс и др.) и жизнедеятель­ности людей, но не создают материальных ценностей.

Термин «коммуникации» означает пути сообщения, сово­купность всех видов путей сообщения, которые подготовлены и устроены таким образом, чтобы обеспечивать процесс перемеще­ния людей и грузов различного назначения, и является состав­ной частью каждого вида транспорта. Регулирование деятель­ности транспорта и связи относится к различным отраслям права: административного, гражданского, финансового и др.

Управление транспортом и связью регулируется законами, кодексами, уставами, положениями об отдельных видах транс­порта и связи.

Транспорт призван удовлетворять потребности населения и общественного производства в перевозках. Цель государствен­ного управления в области транспорта: своевременное, полное и качественное удовлетворение потребностей населения и обще­ственного производства в перевозках и потребностей обороны государства; защита их прав во время транспортного обслужи­вания; безопасное функционирование транспорта; соблюдение необходимых темпов и пропорций и др.

В Республике Беларусь действует единая транспортная сис­тема, которая должна отвечать требованиям общественного про­изводства и национальной безопасности, иметь разветвленную инфраструктуру, обеспечивать внешнеэкономические связи госу­дарства. К единой транспортной системе относятся: транспорт общего пользования (железнодорожный, морской, речной, авто­мобильный и авиационный, а также городской электротранс­порт и метрополитен); промышленный железнодорожный транс­порт; ведомственный транспорт; трубопроводный транспорт; пути сообщения общего пользования.

Правовой статус железнодорожного транспорта определяет­ся Законом Республики Беларусь «О железнодорожном транс­порте», а также уставом железнодорожного транспорта общего пользования, морского - Кодексом торгового мореплавания Рес­публики Беларусь, речного - Водным кодексом Республики Бе­ларусь, авиационного - Воздушным кодексом Республики Беларусь, автомобильного — Законом Республики Беларусь «О до­рожном движении».

Государственное управление в области транспорта осуще­ствляют Министерство транспорта и коммуникаций Республи­ки Беларусь (Минтранс), специально уполномоченные на то орга­ны исполнительной власти, а также местные Советы. Данное министерство является республиканским органом, который обес­печивает управление транспортом на территории всего государства.

Министерство транспорта и коммуникаций Республики Бе­ларусь реализует государственную политику в области транс­порта и дорожного хозяйства; содействует структурной пере­стройке экономики Беларуси; осуществляет руководство транспортно-дорожным комплексом; несет ответственность за его раз­витие; координирует работу объединений, учреждений, предпри­ятий и организаций железнодорожного, речного, авиационного, автомобильного и дорожного хозяйства, которые входят в сферу его управления.

На Минтранс возложены следующие задачи: осуществление государственного управления транспортным комплексом Рес­публики Беларусь; реализация государственной политики ста­новления и развития транспортного комплекса для обеспечения своевременного, полного и качественного удовлетворения потреб­ностей населения и общественного производства в перевозках; обеспечение взаимодействия и координации работы автомобиль­ного, авиационного, железнодорожного, речного транспорта и до­рожного комплекса; осуществление мероприятий по созданию единой транспортной системы Беларуси; создание равных усло­вий для развития хозяйственной деятельности предприятий транспорта всех форм собственности; обеспечение вхождения транспортного комплекса республики в европейские и мировые транспортные системы.

В соответствии с этими задачами Минтранс Беларуси обес­печивает выполнение единой государственной экономической, тарифной, инвестиционной, научно-технической и социальной политики на транспортно-дорожном комплексе, обеспечивает защиту прав граждан во время их транспортного обслуживания, содействует развитию внешнеэкономических связей.

Через Минтранс Республики Беларусь осуществляется уп­равление железнодорожным транспортом государства. В состав железнодорожного транспорта входят предприятия железнодо­рожного транспорта, осуществляющие перевозку пассажиров и грузов, подвижной состав железнодорожного транспорта, же­лезнодорожные пути сообщения, учебные заведения, техничес­кие школы, детские дошкольные учреждения, учреждения здра­воохранения, физической культуры и спорта, культуры, научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации, другие предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, которые обеспечивают его функционирование.

Деятельность морского и речного транспорта Республики Бе­ларусь регулируется системой норм, которые затрагивают как административно-правовые, так и иные отношения (граждан­ско-правовые, земельные, трудовые, финансовые и др.). Основ­ные задачи Минтранса Республики Беларусь на морском и реч­ном флоте: организация слаженной работы предприятий, кото­рые относятся к сфере его управления, с целью удовлетворения потребностей населения и общественного производства в мор­ских и речных перевозках; осуществление мероприятий по эф­фективному использованию подвижного состава морского и реч­ного транспорта, его пополнению, ремонту, обеспечению матери­ально-техническими и топливно-энергетическими ресурсами; обеспечение безопасности функционирования морского и речного транспорта.

В состав автомобильного транспорта входят предприятия автомобильного транспорта, осуществляющие перевозку пасса­жиров и грузов, авторемонтные и шиноремонтные предприятия, подвижной состав автомобильного транспорта, транспортно-экспедиционные предприятия, а также автовокзалы и автостан­ции, учебные заведения, ремонтно-строительные организации и социально-бытовые учреждения, другие предприятия, учрежде­ния и организации, независимо от форм собственности, которые обеспечивают работу автомобильного транспорта.

Основные задачи органов управления автомобильным транс­портом: организация слаженной работы объединений, предпри­ятий, учреждений и организаций, которые относятся к сфере его управления, с целью удовлетворения потребностей обще­ственного производства и населения в автомобильных перевоз­ках; осуществление мероприятий по эффективному использова­нию подвижного состава автомобильного транспорта, его пополнению, ремонту, обеспечению материально-техническими и топ­ливно-энергетическими ресурсами, определению структуры пар­ка; организация выполнения требований, предъявляемых к обес­печению безопасности дорожного движения, и др.

Минтранс в процессе выполнения возложенных на него за­дач взаимодействует с республиканскими и местными органами государственной исполнительной власти, органами местного са­моуправления, а также соответствующими органами других го­сударств. В пределах своих полномочий и на основании законо­дательства Республики Беларусь издает приказы, организует и контролирует их исполнение. В случаях, предусмотренных законодательством, решения Минтранса являются обязательны­ми для выполнения гражданами, предприятиями, учреждения­ми и организациями, независимо от форм собственности.

Государству принадлежит полный и исключительный суве­ренитет над воздушным пространством Республики Беларусь, являющимся частью территории Беларуси. В состав авиацион­ного транспорта входят предприятия воздушного транспорта, которые осуществляют перевозку пассажиров и грузов, аэрофо­тосъемку, сельскохозяйственные работы, а также аэропорты, аэро­дромы, аэроклубы, транспортные средства, системы управления воздушным движением, учебные заведения, ремонтные заводы гражданской авиации, иные предприятия, учреждения и орга­низации, независимо от форм собственности, которые обеспечи­вают работу авиационного транспорта.

Орган, осуществляющий управление гражданской авиаци­ей, - Министерство транспорта и коммуникаций - Департамент по авиации. Его основные задачи: реализация государственной политики по вопросам развития гражданской авиации; обеспе­чение потребностей отраслей национальной экономики и насе­ления в перевозках грузов и пассажиров; регистрация и сертификация объектов и субъектов гражданской авиации; разработ­ка и реализация утвержденных Минтрансом основных направ­лений экономической, тарифной, финансовой, кадровой, научно-технической политики и экологической безопасности в граж­данской авиации; осуществление надзора за обеспечением авиа­ционной безопасности и безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации; осуществление других функций, которые вытекают из возложенных на него задач.

В случаях, предусмотренных законодательством, решения Департамента по авиации по вопросам безопасности полетов, авиационной безопасности и регулирования доступа эксплуатантов к рынку авиационных перевозок и услуг являются обя­зательными для выполнения министерствами, республикански­ми и местными органами исполнительной власти, органами ме­стного самоуправления, предприятиями, учреждениями и орга­низациями всех форм собственности и гражданами.

В систему трубопроводного транспорта Республики Беларусь входят: магистральный трубопроводный транспорт, функцио­нирующий как единый технологический комплекс со всеми объектами и сооружениями, с помощью которого осуществляют­ся транзитные, межгосударственные, межрегиональные постав­ки продуктов транспортировки потребителям; промышленный трубопроводный транспорт - весь другой немагистральный транс­порт в пределах производств, а также нефтегазовые внутрипро-мышленные нефте-, газо- и продуктопроводы, городские газо­проводные, водопроводные, теплопроводные, канализационные сети, мелиоративные системы и др. Правовые, экономические и организационные принципы деятельности трубопроводного транспорта определяет Закон Республики Беларусь «О магистральном трубопроводном транспорте».

Дорожный комплекс - одна из важнейших составляющих каждого цивилизованного государства. В Республике Беларусь автомобильные дороги общего пользования делятся на два вида: автомобильные дороги государственного значения и автомобиль­ные дороги местного значения.

Современная связь - одна из приоритетных и важнейших отраслей экономики, призванная удовлетворять запросы потре­бителей, органов государственной власти, органов местного са­моуправления, обороны и безопасности государства в средствах и услугах почтовой и электрической связи. Отношения в обла­сти связи регулируются законами Республики Беларусь «О поч­товой связи», «Об электросвязи», другими актами законода­тельства. Правовой статус, полномочия и обязанности операто­ров связи, а также использование радиочастотного ресурса опре­деляются отдельными законодательными актами.

Республиканским органом исполнительной власти в обла­сти связи является Министерство связи и информатизации.

Управление связью заключается в определении основных направлений развития отрасли, к которым отнесены: разработ­ка и осуществление мероприятий по развитию и усовершен­ствованию единой национальной системы связи, повышению ее качества, доступности и постоянного функционирования; регу­лирование деятельности по удовлетворению потребностей орга­нов государственной власти и органов местного самоуправле­ния, предприятий, объединений, учреждений, организаций и фи­зических лиц в услугах электрической и почтовой связи обще­го пользования; содействие развитию предпринимательства на конкурентных основах в сфере предоставления услуг связи; про­ведение государственной антимонопольной политики в области связи.

Минсвязи в пределах своих полномочий на основании и во исполнение актов законодательства издает приказы, организует и контролирует их выполнение. Его решения, принятые в преде­лах полномочий, обязательны для выполнения республикански­ми и местными органами исполнительной власти, органами мес­тного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.

Почтовую и электронную связь в едином технологическом процессе осуществляют государственные предприятия связи. Почтовая связь - это приемка, обработка, перевозка и доставка письменных отправлений, материальных ценностей, выполне­ние поручений физических и юридических лиц относительно денежных переводов, банковских операций.

 

6. УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

Природа представляет собой систему взаимосвязанных эко­логических подсистем, которые охватывают живую и неживую материю и самого человека. Для человека природа выступает в разных качествах: как естественные условия его жизни и дея­тельности; как источник и средство производства материаль­ных благ; как объект его хозяйственной и культурной дея­тельности; как источник и средство морального воспитания и эстетического удовлетворения.

Статья 13 Конституции Республики Беларусь закрепляет положение о том, что недра, воды, леса составляют исключи­тельную собственность государства. Земли сельскохозяйствен­ного назначения находятся в собственности государства.

Понятия «использование» и «охрана природных ресурсов» во многом взаимосвязаны, но было бы неверно полностью отож­дествлять их.

Использование природных ресурсов направлено на получе­ние из природных ресурсов определенных полезных как для об­щества в целом (например, в хозяйственных целях), так и для отдельных индивидов (например, для оздоровительных целей) свойств.

Цель охраны природных ресурсов - предотвращение эколо­гически вредных последствий их использования, сохранение в первозданном состоянии отдельных компонентов окружающей среды, ее экологического баланса. Следует подчеркнуть особое значение охраны природных ресурсов в контексте реализации конституционного положения о праве граждан на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права (ст. 46 Конституции Республики Бела­русь).

В системе управления использованием и охраной природ­ных ресурсов значительные полномочия имеют государственные органы, деятельность которых направлена на решение широко­го круга вопросов. К ним относятся: Совет Министров Респуб­лики Беларусь, Министерство природных ресурсов и охраны ок­ружающей среды Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министерство по чрезвычай­ным ситуациям Республики Беларусь, Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь и иные республиканские орга­ны государственного управления в соответствии с законодатель­ством Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь в соответствии с За­коном «Об охране окружающей среды»: определяет единую го­сударственную политику Республики Беларусь в области охра­ны окружающей среды; принимает нормативные правовые акты в области охраны окружающей сРеДы; обеспечивает разработку и выполнение государственных программ рационального исполь­зования природных ресурсов и охраны окружающей среды; ус­танавливает порядок разработки территориальных комплексных схем охраны окружающей среды и их финансирования; опреде­ляет меры по охране окружающей среды, научно обоснованному использованию природных ресурсов и улучшению качества ок­ружающей среды; устанавливает порядок использования при­родных ресурсов; определяет виды вредного воздействия на ок­ружающую среду; устанавливает в соответствии с законодатель­ством Республики Беларусь нормативы оплаты и (или) налого­вые ставки за использование природных ресурсов, выбросы заг­рязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, другое вредное воздействие на окружающую среду; оп­ределяет в соответствии с законом о бюджете на очередной фи­нансовый (бюджетный) год направления использования средств республиканского и местных целевых бюджетных фондов охра­ны природы; утверждает Положение о Красной книге Респуб­лики Беларусь; осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды; осуществляет иные полно­мочия, возложенные на него законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные орга­ны. К его функциям, в частности, относятся: разработка и при­нятие нормативных актов в области охраны окружающей сре­ды; организация разработки территориальных комплексных схем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; утверждение лимитов на изъятие объектов растительного и животного мира; координация деятельности республиканских органов государственного управления в облас­ти охраны окружающей среды и использования природных ре­сурсов; проведение государственной экологической экспертизы; организация учета и оценки природных ресурсов и др.

Управление использованием и охраной природных ресурсов на территориях соответствующих административно-территори­альных единиц осуществляют местные исполнительно-распоря­дительные органы. К их полномочиям отнесены: разработка и реализация утвержденных законом программ рационального использования земель, лесов, повышения плодородия земель, на­ходящихся в государственной собственности; разработка и реа­лизация региональных экологических программ; осуществле­ние мероприятий по возмещению убытков, причиненных нару­шением законодательства об охране окружающей природной среды предприятиями, учреждениями, организациями и граж­данами; организация работы по ликвидации последствий эко­логических аварий, привлечение к этой работе предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности и граждан, и др.

Непосредственное управление использованием и охраной природных ресурсов осуществляют органы специальной компе­тенции. Такими являются Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство лесного хозяйства и их органы на местах.

 

7. УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВЛЕЙ

 

Сфера управления торговлей охватывает несколько направ­лений деятельности - внешнеэкономическую, торговую, быто­вого обслуживания населения. Их осуществление регулируется Конституцией Республики Беларусь, законами «О торговле», «О защите прав потребителей», Гражданским кодексом, актами Президента, Совета Министров и другими нормативными право­выми актами.

Основные принципы государственного регулирования тор­говли: соблюдение равенства прав субъектов торговли на осу­ществление торговли; исключение неправомерного вмешатель­ства государственных органов в деятельность субъектов торгов­ли; приоритет экономических методов государственного регули­рования торговли; обеспечение условий реализации права на свободу выбора торгового партнера и товара; ограничение, пре­сечение и предупреждение монополистической деятельности, со­здание равных условий для развития свободной конкуренции; защита государством прав и законных интересов субъектов тор­говли и потребителей.

Основные формы государственного регулирования торговли: сертификация, техническое нормирование и стандартизация, го­сударственная гигиеническая регламентация и государственная гигиеническая регистрация товаров; лицензирование торговли в случаях и порядке, предусмотренных законодательством; кво­тирование поставок товаров; формирование товарных ресурсов, проведение закупочных и товарных интервенций.

К основным полномочиям Министерства торговли Респуб­лики Беларусь в области государственного регулирования тор­говли относятся: принятие в пределах его компетенции норма­тивных правовых актов, регулирующих отношения в области торговли; разработка и реализация республиканских долгосроч­ных и краткосрочных программ развития торговли; координа­ция деятельности республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, местных ис­полнительных и распорядительных органов в области торгов­ли; создание и ведение торгового реестра в порядке, определяе­мом Советом Министров Республики Беларусь; формирование товарных ресурсов, обеспечение проведения закупочных и товарных интервенций; обобщение опыта применения законода­тельства о торговле, разработка предложений по его совершен­ствованию; осуществление государственного контроля в облас­ти торговли; применение к субъектам торговли, виновным в нар­ушении законодательства Республики Беларусь о торговле, мер от­ветственности в случаях и порядке, установленных законодатель ными актами; осуществление мониторинга конъюнктуры внут­ренней и внешней торговли, распространение полученной ин­формации среди заинтересованных субъектов торговли; иные полномочия в соответствии с законодательством.

К основным полномочиям местных исполнительных и рас­порядительных органов в области государственного регулирова­ния торговли относятся: разработка и реализация программ развития торговли на территории соответствующих админист­ративно-территориальных единиц; принятие в пределах их ком­петенции нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговли на территории соответствующих адми­нистративно-территориальных единиц; формирование товарных ресурсов для административно-территориальных единиц в це­лях обеспечения бесперебойной торговли; осуществление госу­дарственного контроля в области торговли; применение к субъек­там торговли, виновным в нарушении законодательства Республики Беларусь о торговле, мер ответственности в случаях и порядке, установленных законодательными актами; иные пол­номочия в соответствии с законодательством.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 3394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.