КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 4. Административно-правовые основы управления межотраслевой сферой 4 страница
При этом в современных условиях круг вопросов, по которым необходима координация (согласование) деятельности отраслевых органов, непрерывно расширяется, что объясняется появлением и увеличением сектора частной экономики, который при сохранении государственного сектора порождает множество новых объектов управления. Характерными чертами органов межотраслевого управления являются: во-первых, надведомственность полномочий межотраслевых органов исполнительной власти, которая выражается в том, что правовые акты, издаваемые в пределах их компетенции, являются обязательными для всех органов государственного управления, не подчиненных им предприятий, учреждений и организаций. Органы межотраслевого управления занимая особое положение, несут ответственность за состояние и развитие порученной им сферы; во-вторых, сфера управления, как правило, отражается в наименованиях межотраслевых органов: Государственный таможенный комитет, Государственный комитет по стандартизации, министерства экономики, финансов, по налогам и сборам и др.; в-третьих, вопрос о системе, совокупности, самом перечне межотраслевых сфер и соответствующих органов управления ими -вопрос сложный и дискуссионный. Имеются различные точки зрения, которые в целом можно свести к широкой и узкой трактовке межотраслевых сфер и управляющих ими органов исполнительной власти; в-четвертых, соотношение терминов: орган межотраслевого управления и функциональный орган исполнительной власти (государственного управления). Думается, что это близкие, родственные термины, имеющие, однако, специфические оттенки, грани, задачи и функции в процессе деятельности. Функциональный орган исполнительной власти - это орган, выполняющий одну определенную функцию, но в отношении других отраслей и сфер управления, предприятий и хозяйственных организаций. Безусловно, функциональными по характеру являются такие органы, как Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерство статистики и анализа Республики Беларусь и некоторые другие; в-пятых, в известной мере в силу характера задач и функций межотраслевого профиля названные органы могут быть отнесены к органам общего управления с учетом того, что главные методы деятельности многих из них - это координация, согласование, взаимодействие и т.д. Таковы в целом характерные черты, которые присущи межотраслевым органам управления как разновидности органов в системе государственного управления. Сущность межотраслевого управления составляют: определение основных направлений экономической и социальной политики государства, разработка целевых, комплексных и иных общегосударственных программ развития отраслей управления; обеспечение организационного единства функционирования отраслевых систем управления; реализация программ и задач, выходящих за пределы той или иной отрасли государственного управления, а также решение вопросов, имеющих смежное или общегосударственное значение. Суть межотраслевого управления заключается в координации деятельности отраслевых систем по вопросам межотраслевого хозяйства. Органы межотраслевого управления имеют надведомственные полномочия. Следовательно, отраслевой принцип, обеспечивающий вертикальное подчинение предприятий, учреждений, организаций, дополняется функциональным, положенным в основу пополненным координационным содержанием. Виды межотраслевого управления: общая координация и контроль отраслевых систем (осуществляется органами общей компетенции: Советом Министров Республики Беларусь, исполкомами местных Советов депутатов); специальная координация и контроль (осуществляется специальными звеньями аппарата управления: министерствами, государственными комитетами). В зависимости от территориальных масштабов межотраслевого управления различаются: общегосударственная координация и контроль; местная координация и контроль. По объему межотраслевого управления делятся: на охватывающие все системы межотраслевого управления; распространяющиеся лишь на ряд подсистем отраслевого управления на их местном уровне. По субъектам межотраслевого управления различаются: осуществляемые Советом Министров Республики Беларусь; министерствами; Государственными комитетами; исполкомами и др. Деятельность органов, осуществляющих межотраслевое управление, отличается фундаментальным характером, распространяется на все или ряд отраслей управления. Органы межотраслевого управления: прогнозируют и определяют основные направления согласованного развития отраслевых систем; контролируют в определенных пределах отраслевые органы; активно содействуют министерствам, подчиненным им органам и объектам в реализации полномочий; объединяют их усилия в выполнении плановых заданий, решении разнообразных вопросов, возникающих на стыках отраслей и выходящих за рамки одной отрасли. При этом орган межотраслевого управления: устанавливает для координируемых органов обязательные правила или задания; утверждает представляемые ему на рассмотрение документы; дает согласие координируемым органам на совершение определенных действий; осуществляет контрольно-надзорные полномочия в отношении координируемых объектов; направляет им указания или рекомендации методического характера. Не вмешиваясь в оперативную деятельность органов отраслевого управления и администрации предприятий, учреждений и организаций, органы межотраслевого управления выполняют важную роль в обеспечении всей системы органов государственного управления. Особый организационный вид координации и соответственно межотраслевого управления возникает при объединении усилий государственных комитетов, министерств и различных организаций в процессе разработки, формирования и реализации комплексных целевых программ, связанных с решением крупных научно-технических задач, экономических и социальных проблем. Это позволяет концентрировать усилия и ресурсы на решении главных задач, осуществлении целевых программ развития отраслей экономики страны. В разработке и реализации таких программ участвует большое количество министерств, различных организаций. В этих случаях среди них выделяют головные министерства и иные республиканские органы, ответственные за выполнение задач, предусмотренных программами. Усиление роли межотраслевого управления в современный период повлекло за собой развитие и конструктивное закрепление организационных форм ее обеспечения. В настоящее время наиболее важные вопросы межотраслевого управления разрешаются высшими органами государственной власти и управления Республики Беларусь, местными Советами депутатов, их исполкомами. Они осуществляют общую координацию отраслевых систем управления промышленностью, строительством, агропромышленным комплексом, транспортом, обеспечивает их согласованную деятельность и контроль. Итак, очевидно, что государство не может эффективно управлять экономической, социально-культурной и административно-политической деятельностью, опираясь только на отраслевой аппарат. Для глубоких социально-экономических преобразований существуют и функционируют межотраслевые органы управления и соответствующие органы исполнительной власти. Каковы же совокупность межотраслевых сфер, ее состав и структура и действующая административно-правовая организация управления каждой из этих сфер. Если придерживаться широкой трактовки межотраслевого управления и органов, осуществляющих управление ими, то совокупность указанных межотраслевых сфер составят: экономика, финансы, налоговое дело, таможенное дело, статистика и анализ, стандартизация и сертификация, труд и социальная защита, охрана окружающей среды и природных ресурсов, антимонопольная политика и государственное имущество, чрезвычайные ситуации и проблемы последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Разумеется, классификация эта относительно условная, но она позволяет охватить широкими социально-экономическими связями эти сферы, причем некоторые из них могут быть отнесены к межотраслевым сферам только весьма условно.
2. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ФИНАНСОВ И КРЕДИТА
Управление в сфере финансов и кредита заключается в реализации финансово-кредитной политики республики, мобилизации денежных накоплений с целью роста национального дохода, повышения эффективности производства, решения социальных проблем, укрепления безопасности и обороноспособности. Планомерное накопление, распределение и использование денежных средств, осуществляемое в процессе управления финансово-кредитной деятельностью, создает надежные условия для своевременного и пропорционального распределения национального дохода, оптимального использования материальных и денежных ресурсов, сокращения управленческих расходов. Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов Республики Беларусь (Минфин). Оно обеспечивает проведение в жизнь финансовой политики государства и осуществляет общее руководство организацией государственных финансов в республике. Министерство финансов Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. Министерство финансов в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь и настоящим Положением. Основными задачами Минфина являются: проведение государственной политики, регулирование и управление в финансовой сфере деятельности и координация деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления; обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур; разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений организаций и граждан с государством и обеспечению роста финансовых ресурсов; эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики; участие в организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирования внешней государственной задолженности; контроль за соблюдением финансовых интересов государства, в том числе в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство; государственное регулирование и контроль в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, создание в республике запасов драгоценных металлов и драгоценных камней; формирование и реализация единой государственной политики в области разработки и производства защищенных бумаг и специальных материалов; проведение государственной политики в области страховой деятельности, государственный надзор за страховой деятельностью на территории Республики Беларусь; осуществление лицензирования и контроль за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших в установленном порядке специальные разрешения (лицензии), выдаваемые Минфином; государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности; государственное регулирование аудиторской деятельности. Министерство финансов в соответствии с возложенными на него задачами: осуществляет методическое руководство бюджетно-финансовой сферой в республике, изучает экономику и финансы отраслей и административно-территориальных единиц, разрабатывает предложения по совершенствован-ию финансово-кредитного механизма и увеличению доходов бюджета; участвует в работе по составлению краткосрочных и долгосрочных прогнозов экономического развития государства, его платежного баланса; разрабатывает предложения о принципах формирования республиканского бюджета, взаимоотношений республиканского бюджета с бюджетами областей и города Минска, участвует в определении принципов бюджетных взаимоотношений Республики Беларусь с другими государствами; проводит работу по совершенствованию налогового законодательства Республики Беларусь, а также по подготовке проектов международных соглашений по вопросам налогообложения. Анализирует влияние действующей налоговой системы на обеспечение доходной части республиканского бюджета и на финансовое состояние юридических лиц; устанавливает порядок и сроки составления и представления периодической и годовой отчетности об исполнении местных бюджетов областей и города Минска и об исполнении смет расходов организаций, финансируемых из республиканского бюджета; обеспечивает и осуществляет практическую деятельность по совершенствованию внутригосударственных и межгосударственных валютно-финансовых отношений; участвует в подготовке и реализации мероприятий, связанных с развитием внешнеэкономического сотрудничества Республики Беларусь; выполняет иные функции в соответствии с законодательством. На Министерство финансов возложено 69 функций. Для выполнения столь многообразных и сложных задач и функций Минфин имеет широкие права, в том числе: требовать и получать от республиканских органов государственного управления и организаций информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию государственных финансовых средств, материалы, необходимые для бюджетно-финансового планирования, бухгалтерские отчеты, балансы и прочие материалы, необходимые для осуществления контроля за выполнением организациями финансовых обязательств перед государством и за соблюдением государственной финансовой дисциплины; требовать и получать от областных и Минского городского исполнительных комитетов материалы, необходимые для формирования расчетных показателей по проектам местных бюджетов, утвержденные местными Советами депутатов, своды местных бюджетов областей и города Минска, уточненные назначения по этим бюджетам, а также отчеты об их исполнении по формам, утвержденным Минфином; требовать от руководителей проверяемых юридических лиц проведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов, а также драгоценных металлов и драгоценных камней в любом виде и состоянии, в необходимых случаях опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, архивы и иные места хранения ценных бумаг, финансовых документов и материальных ценностей, при обнаружении злоупотреблений изымать документы, оставляя в делах акт изъятия и копию или реестр изъятых документов; применять экономические санкции и налагать административные взыскания в соответствии с законодательством; ставить перед руководителями соответствующих республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций вопрос о привлечении к ответственности должностных и материально ответственных лиц, допустивших нарушение законодательства Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Минфина, денежной и валютной дисциплины либо недостачу или хищение денежных средств и материальных ценностей, а также иные нарушения с передачей материалов правоохранительным органам; вносить в Совет Министров Республики Беларусь обоснованные предложения о наложении в установленном порядке дисциплинарных взысканий на руководителей республиканских органов государственного управления, а также на руководителей государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, назначаемых на должности и освобождаемых от должности решением Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь; вносить представления в республиканские органы государственного управления, уполномоченные заключать контракты с руководителями государственных организаций, о применении мер дисциплинарной ответственности в случаях использования бюджетных средств не по целевому назначению или необоснованного получения дотаций и компенсаций из республиканского бюджета и государственных целевых бюджетных фондов; вносить в областные и Минский городской исполнительные комитеты предложения о кандидатурах на должности руководителей соответствующих местных финансовых органов; создавать в установленном порядке территориальные органы, организации, а также реорганизовывать, ликвидировать их и утверждать положения (уставы) о них. Наряду с правами, указанными в настоящем Положении, имеет также другие права, предоставленные законодательством. В структуре Министерства финансов действуют следующие департаменты: департамент государственных знаков; департамент по ценным бумагам; департамент драгоценных металлов и драгоценных камней; департамент страхового надзора; департамент бюджетной политики; департамент налоговой политики и доходов бюджета и др. По некоторым вопросам Минфин взаимодействует с Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, так как это обусловлено спецификой и содержанием финансовой деятельности.
3. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения, контроль за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий (далее — алкогольной продукции и табачных изделий) и координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления. Министерство по налогам и сборам в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства. В структуру МНС входят департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий Министерства по налогам и сборам, управления, отделы, а также инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и городу Минску, районам, городам, районам в городах (далее - инспекции МНС). Основными задачами МНС являются: осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей (далее — налоги) в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды (далее - бюджет) в пределах своей компетенции; осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий; учет исчисленных и уплаченных (взысканных) налогов в бюджет; разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы налоговых органов; осуществление функций агентов валютного контроля в пределах своей компетенции; предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере законодательства, о налогах и предпринимательстве в пределах своей компетенции; подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы. Министерство по налогам и сборам имеет право: проводить в установленном законодательством порядке налоговые проверки; производить в установленном законодательством порядке в организациях и у граждан проверки документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, относящимся к их компетенции, в том числе от банков и небанковских кредитно-финансовых организаций сведения об открытии счетов налогоплательщиков, о наличии на них денежных средств и об операциях по этим счетам (кроме сведений об операциях по счетам физических лиц в иностранной валюте); в случаях, предусмотренных законодательством, производить изъятие документов, вещей и товарно-материальных ценностей налогоплательщика, которые являются объектами нарушения законодательства о налогах и предпринимательстве; налагать в соответствии с законодательством арест на денежные средства (кроме денежных средств и других ценностей в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях) и иное имущество налогоплательщиков - нарушителей законодательства о налогах и предпринимательстве; вносить в уполномоченные органы представления о ликвидации организаций и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных законодательством; вносить в уполномоченные органы предложения о приостановлении выезда за пределы Республики Беларусь лиц до погашения ими задолженности по налогам, недоимкам и финансовым санкциям; осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.
4. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН
Социальное обеспечение и защита граждан Республики Беларусь - одно из основных направлений деятельности государства. Государство берет на себя обязанность материально поддерживать своих граждан, создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и трудовой деятельности, реализует программы профессионально-технического обучения, подготовки кадров в зависимости от общественных потребностей. Использование принудительного труда запрещается. Гражданам гарантируются защита от незаконного увольнения с работы, право на своевременное получение вознаграждения. Граждане Республики Беларусь имеют право на социальную защиту, которая включает право на их обеспечение в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы, по не зависящим от них обстоятельствам, а также в старости, других случаях, предусмотренных законодательством. Это право гарантируется страхованием за счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений, организаций, а также бюджетных и иных источников социального обеспечения, созданием сети государственных и частных учреждений для социальных выплат и пособий. Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» гарантирует всем нетрудоспособным гражданам право на социальную защиту путем установления пенсий на уровне, ориентированном на прожиточный минимум, а также регулярного пересмотра их размеров в связи с изменением размера минимального потребительского бюджета и ростом эффективности экономики страны. Управление в сфере социальной защиты граждан осуществляет Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. Его главными задачами являются: формирование и реализация государственной политики в области социального страхования в пределах своей компетенции; управление финансами государственного социального страхования и руководство в пределах своей компетенции системой органов, осуществляющих государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, социальную помощь и социальное обслуживание различных групп населения; разработка проектов нормативных правовых актов, иных правовых актов, не являющихся нормативными, по вопросам, входящим в его компетенцию; систематический анализ положения семьи, женщин и детей в обществе и выработка мер, направленных на его улучшение; участие в формировании национального механизма по обеспечению равных прав и возможностей для мужчин и женщин; осуществление координации, мониторинга и контроля за реализацией государственной политики в области оказания адресной социальной помощи малообеспеченным слоям населения; участие в разработке общих принципов государственной политики в области реабилитации инвалидов, других категорий населения; сотрудничество с Международной ассоциацией социального обеспечения, другими международными и зарубежными организациями. Минтруда и соцзащиты реализует единую государственную политику по социальному обеспечению населения и социальной защите инвалидов и граждан преклонного возраста; несет ответственность за развитие этого дела; занимается организацией работы по назначению и выплате пенсий согласно действующему законодательству и др. Деятельность органов управления в сфере социальной защиты населения тесно связана с широким кругом субъектов общества. Помощь органам социального обеспечения предоставляют профессиональные союзы. Представители профсоюзных органов входят в состав медико-социальных экспертных комиссий. Комиссии по пенсионным вопросам на предприятиях или в учреждениях вместе с администрацией предприятия или учреждения готовят необходимые для назначения государственных пенсий документы, изучают причины инвалидности и травматизма, разрабатывают мероприятия по их устранению. В городах и районах создаются советы пенсионеров, которые предоставляют помощь органам социального обеспечения, обследуют бытовые и жилищные условия пенсионеров и других граждан, нуждающихся в социальной защите. Для трудоустройства инвалидов (глухих, слепых), повышения их культурного и общеобразовательного уровня созданы союзы глухих и слепых.
5. ПРАВОВОЙ СТАТУС И ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ СТАТИСТИКИ
Законом Республики Беларусь «О государственной статистике» определен порядок организации государственной статистики, регулируются правовые отношения, связанные со статистической деятельностью органов государственной статистики, министерств и других республиканских органов государственного управления, ведущих государственную статистику. Межотраслевой характер регулируемых данным Законом отношений подтверждается тем, что Закон распространяется на юридических лиц всех форм собственности, предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, их резидентов за пределами страны, а также на физических лиц в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь. Органами государственной статистики в Республике Беларусь являются: республиканский орган государственного управления статистики Республики Беларусь - Министерство статистики и анализа Республики Беларусь (Минстат); областные и Минский городской органы статистики; районные и городские органы статистики. Основными задачами Министерства статистики являются: сбор, обработка, обобщение, анализ и распространение статистической информации о процессах, происходящих в экономической и социальной жизни Республики Беларусь и ее административно-территориальных единицах, на основании научно обоснованной методологии формирования статистических данных; обязательное представление статистической информации Президенту Республики Беларусь, Национальному собранию Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь; предоставление сводной статистической информации другим заинтересованным пользователям, включая юридические и физические лица иностранных государств, путем распространения докладов, сборников, бюллетеней и других публикаций; разработка, внедрение и совершенствование методологии формирования статистических данных с учетом международных статистических стандартов; координация и контроль деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь по вопросам статистики, создание условий для использования этими органами статистических стандартов и методологии при проведении ими отраслевых, ведомственных и межотраслевых статистических наблюдений по формам и в соответствии с методическими указаниями к ним, утверждаемыми Минстатом. При этом Министерство статистики имеет право: издавать в установленном порядке постановления, приказы по вопросам статистики, обязательные для исполнения всеми республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, юридическими лицами; проверять достоверность статистических данных, получать необходимые пояснения и материалы по вопросам выявленных искажений в отчетности, требовать в таких случаях внесения исправлений в государственную статистическую отчетность. При невыполнении этих требований органы государственной статистики самостоятельно вносят исправления в статистическую отчетность, сообщают об этом соответствующим юридическим лицам и при необходимости принимают меры по привлечению к ответственности должностных лиц в соответствии с законодательством; требовать от органов внутренних дел необходимые данные, статистическую и бухгалтерскую отчетность; давать обязательные (в пределах своей компетенции) указания по вопросам учета и отчетности. Таким образом, можно сделать вывод, что государство не может эффективно управлять хозяйственными, социально-культурными делами и административно-политической деятельностью, опираясь только на отраслевой аппарат. Для глубоких и всесторонних социально-культурных преобразований существуют и функционируют межотраслевые сферы и соответствующие органы исполнительной власти, которые управляют ими. Список литературы. 1. Д.Е. Тагунов, П.С. Забелов Административное право и процесс: курс интенсивной подготовки. – Минск: ТетраСистемс, 2008 г. – 287 с. 2. Административное право: учебн. Пособие под общей редакцией Л. М. Рябцева. – Минск: Книжный Дом, 2007 г. -- 318 с. 3. Д.А. Гавриленко, И.И. Мах Административное право РБ: курс лекций. – Минск: Дикта. 2004 г. – 415 с.
Перечень нормативно-правовых актов.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |