Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология образовательного процесса по подготовке специалиста по бухгалтерскому учету




Особенности обучения в вузе и развитие познавательной деятельности студента

Поступление в вуз открывает огромные возможности, и ими нужно правильно воспользоваться[52]. Высшее образование не только обогащает личность, расширяет кругозор и раскрыва­ет творческий потенциал, но и способствует формированию умений и навыков самообразования, самодисциплины и уверен­ности в своих силах. Вуз может дать огромный запас знаний, умений, навыков, применяемых в самых разнообразных ситуа­циях. Вместе с тем образование нельзя идеализировать, как выражается американский писатель Амброз Бирс,- «Образование – то, что мудрому открывает, а от глупого скрывает недостаточность его знаний».

Студентам необходимо помнить, что на протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки рациональной организации умственной деятельности, осознается признание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессиональных качеств. Поэтому для студента важное значение имеет адаптация к вузовским условиям. Она должна состоять из профессиональной адаптации, заключающейся в приспособлении к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработке навыков самостоятельности в учебной и научной работе. Большое значение имеет также социально-психологическая адаптация, заключающаяся в приспособлении студента к группе и взаимоотношениям с ней, выработке собственного стиля поведения (приложение 1).

Для того чтобы преодолеть объективные и субъективные трудности учебы, извлечь из вузовского обучения максимальную пользу для своей профессиональной деятельности студенту необходимо овладеть важнейшими общеучебными навыками[22]. К ним, как правило, относят следующие умения и навыки: определения цели, планирование и организация учебно-познавательной деятельности; эффективное восприятие информации; управление вниманием и мыслительной деятельностью; запоминание, сохранение и воспроизводство информации; осуществление самооценки и самоконтроля результатов учебной работы, рефлексный анализ.

Для этого студенту, прежде всего, необходимо:

• работать над усилением своей мотивации и заинтересованности в учебе;

• развивать самостоятельность и работать над формированием рациональных умений и навыков умственного труда;

• создавать круг дружеского общения с товарищами по учебе;

•регулярно планировать свои учебные действия и вести рабочий дневник.

Чтобы успешно учиться, нужно, прежде всего, уметь управ­лять своей учебной деятельностью, стать полноценным ее субъек­том. А для этого необходимо понимать содержание, структуру и закономерности этой деятельности.

Основным содержанием учебной деятель­ности является усвоение знаний, овладение обобщенными спо­собами действий, отработка приемов и способов действий, их про­грамм, алгоритмов. Усвоение знаний и умений - это сложная интеллектуальная деятельность человека, включающая все позна­вательные процессы, обеспечивающие прием, смысловую обра­ботку, сохранение и воспроизведение принятого материала. Усво­ение никак нельзя сводить только к памяти или прочности запоминания.

В процессе усвоения учебного материала можно выделить несколько стадий:

1) первичное ознакомление с материалом или его воспри­ятие в широком смысле слова;

2) осмысление и понимание учебного материала;

3) специальная работа по его закреплению и запоминанию;
4) использование материала на практике, оперирование дан­ным материалом в различных ситуациях.

Каждая из этих стадий связана с другой и определяет конеч­ный эффект усвоения. Таким образом, усвоение не осуществля­ется автоматически. Оно обеспечивается сложной познаватель­ной деятельностью, в основе которой лежит особым образом организованная интеллектуальная активность. Она невозможна без логического мышления. Необходимо постоянно учиться думать, тренировать свой мозг. Чем интенсивнее мы используем свой мозг, тем совершеннее он становиться за счет обогащения новой информацией, возникновения новых ассоциаций и связей. Следует учитывать, что в использовании мозга всегда есть резервы. По оценкам ученых, 99% людей используют возможности своего мозга не более чем на 2-4%.

Особой формой учебной деятельности и тренировки мозга является учение. Полноценное учение имеет место только тогда, когда действия студента управляются осознаваемой целью усвоить определен­ные знания, навыки, формы поведения и деятельности. В этой сложной деятельности объединяются, как познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображе­ние), так и личностные образования (потребности, мотивы, уста­новки, эмоции, воля).

Основными результатами учебной деятельности являются, прежде всего, изменение самого студента, обогащение концепции его жизни, развитие своеобразного личностного концептуального видения мира.

Путь к успешному обучению в вузе пролегает через скорейшее овладение навыками самоуправления и умением эффективно учиться. И здесь недопустимы воззрения некоторых студентов, которые считают основной целью обучения обеспечить «непотопляемость», то есть во время отчитаться. У таких студентов, как верно пишет писатель И. Грекова «студенческая жизнь превращается в серию мелких обманов: там списать, тут подчистить, тут улизнуть» [28 c.74].

Поэтому необходимо развивать в себе жела­ние и потребность учиться, формировать психологическую готов­ность и способность приложить усилия к тому, чтобы научиться рациональным способам учебно-познавательной деятельности. При этом важное значение имеет соблюдение основных принципов рационального восприятия информации, к которым относятся:

• постановка перед собой ясных и четких целей, определение последовательности ведения наблюдения;

• психологически готовить себя путем активизации всей системы установок к восприятию информации и устранять все, что мешает её приему;

• воспринимать информацию путем активной мыслительной деятельности;

К числу условий, влияющих на эффективность учебной деятельности, относится внимание, которое позволяет студентам направить свое сознание на решение учебных задач. Одной из причин плохой успеваемости студентов является невоспитан­ность внимания, неумение сосредоточиться, переключаться с одной деятельности на другую и отвлекаться от посторонних раздражителей. Поэто­му важно знать и учитывать особенности и свойства внимания в процессе учебной деятельности, а также владеть приемами под­держания и развития внимания на лекциях, практических и лабо­раторных занятиях, при проведении разнообразных видов само­стоятельной работы, разбираться в причинах невнимательности.

Что такое внимание? Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Внимание обеспечивает избирательность сознания, включение в зону сознаваемого необходимой информации о предмете изучения, познавательных задачах. Вся поступающая извне информация проходит через «фильтры» внимания, которые обусловливают успешность протекания всех познавательных процессов, участвующих в обучении: восприятия, мышления, памяти, воображения. Вниманием определяется качество и результаты функционирования всей познавательной деятельности. Различают шесть свойств внимания: избирательность, сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение, переключение. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в вузе.

Эффективной организации внимания в учебном процессе способствует развитие рефлексии студента, т.е. способности сосредоточиваться на самом себе, на собственных механизмах своего развития. Рефлексия — это осознание и осмысление человеком собственных действий, приемов, способов учебной деятельности. Осмысливая собственную интеллектуальную деятельность, студент акцентирует внимание не только на таких результатах своей учебы, как получение новых знаний и умений, но и на структуре познавательной деятельности, способах и приемах умственного труда, которые привели к этим учебным достижениям.

Развитию умений осуществлять рефлексивный анализ сво­ей познавательной деятельности способствуют специальные зада­ния. Это могут быть задания, в которых нужно применить следующие рефлексивные умения:

■ проанализировать свой опыт познавательной деятель­ности;

■ сформулировать трудности, с которыми вы столкнулись при изучении данного материала, и определить их при­чины;

■ найти способы преодоления этих трудностей;

■ выделить непонятные фрагменты изучаемого материала;

■ проанализировать изменения, происходящие в знаниях в ходе изучения учебного материала;

■ описать те приемы и способы познавательной деятель­ности, которые были использованы при решении той или иной проблемы;

■ выделить те приемы решения задач, которые считаются наиболее продуктивными.

В процессе любых видов учебной работы внимание усиливается, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

■ сознательно поставлена значимая цель деятельности и со­ставлен соответствующий план по ее реализации;

■ происходит соотнесение промежуточных задач, которые ставятся при выполнении задания, с этой главной целью;

■ происходит активизация мыслительной деятельности,
сопровождаемая соответствующей практической дея­тельностью, например, при чтении текста полезно делать записи;

■ углубляется понимание изучаемого материала;

■ возрастает уверенность в своих силах;

■ появляются разнообразные впечатления, новые идеи и способы решения, оригинальные предложения;

■ в процессе выполнения задания постоянно идет провер­ка его хода и результатов, желательно, чтобы этот конт­роль выполнялся по заранее составленному плану.

Поскольку внимание органи­чески включено в учебный процесс, то его регулирующая и конт­ролирующая функции развиваются в связи с формированием раз­нообразных приемов умственной деятельности, развитием общеучебных умений и навыков. Развитию внимания на всех эта­пах обучения способствуют использование самоконтроля, реф­лексии и стремление к овладению динамикой сознания, т.е. спо­собностью распределять и переключать его на важные виды деятельности.

Чтобы процесс обучения в вузе был более эффек­тивным, необходимо формирование у студентов мотивов интел­лектуально-познавательного плана, осознанного отношения к учебной деятельности и высокого уровня развития способов умственного труда.

Отметим, что студентов, которые учатся успешно, объеди­няет то, что они:

■ поставили перед собой ясную и четкую цель, которая является для них побудительной силой;

■ умеют планировать учебную работу и рационально используют свое время;

■ посещают все предусмотренные учебным планом лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия;

■ много и упорно занимаются самостоятельно и обладают рациональными навыками умственного труда;

■ ведут грамотные конспекты, выполняют и сдают в задан­ные сроки самостоятельные работы и стараются ничего не упустить;

■ у таких студентов высокий уровень развития интеллек­туальных умений.

Итак, чтобы добиться успеха в учебной деятельности, преж­де всего, нужно поставить перед собой четкие и осознанные цели учебной деятельности. Поэтому в процессе обучения в вузе должна ставиться задача, не только получить как можно больше знаний и умений, но и научиться эффективно использовать свои познавательные способности: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Необходимо принимать во внимание, что чем больше у человека знаний, чем выше уровень интеллекта, тем богаче его восприятие, тем больше нового и полезного он увидит в новом предмете или новой информации.

Контрольные вопросы

1. В чем состоят отличия вузовской системы обучения от школь­ной?

2. Перечислите особенности обучения в вузе.

3. Какие вам известны формы адаптации студентов к условиям
вуза?

4. Назовите важнейшие общеучебные умения и приемы.

5. В чем специфика и основное содержание учебной деятельности?

6. Каково значение мотивации учения для успешной учебной деятельности?

7. Перечислите основные принципы рационального восприятия информации.

8. Что такое внимание, каковы приемы и условия его поддержания?

9. Что такое рефлексия, как она используется в обучении?

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1.Составьте план учебной деятельности на учебный год.

2. Составьте алгоритм усвоения учебного материала.

3. Составьте блок-схему составляющих познавательной деятельности.

4. Составьте блок-схему рефлексного анализа познавательной деятельности.

5. Постройте алгоритм основных принципов рационального восприятия информации.

 

Обучение по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» в учебных заведениях РФ может осуществляться по двум вариантам:

-двухступенчатому, по схеме квалификации бакалавр-магистр с продолжительностью обучения 4 и I год соответственно;

-одноступенчатому с продолжительностью обучения 5 лет и квалификацией - специалист.

Форма бакалавриата реализуется как неполное высшее общее образование, которое в дальнейшем не дает права продолжить образование в аспирантуре.

В связи с многоролевыми функциями бухгалтера и комплексно­стью задач управления технология его подготовки включает несколь­ко целевых направлений: общегуманитарное; математическое и естественно-научное; общепрофессиональное; специальное.

Каждое из направлений реализуется путем формирования по ним учебных дисциплин в определенной последовательности их изучения. Знания, умения, навыки, полученные в результате изучения соответствующего цикла (направления), специалист непосредственно использует в своей профессиональной работе. При этом каждая из дисциплин отражает какую-то часть окружающего нас мира и в тоже время все они взаимосвязаны, а это позволяет формировать целостную картину мира.

Обычно учебная дисциплина опирается на ранее изученные предметы и сама служит фундаментом для освоения следующих дисциплин учебного плана. Например, предмет аудита опирается на знание таких дисциплин, как бухгалтерский финансовый учет, бухгалтерская финансовая отчетность, комплексный анализ хозяйственной деятельности, финансовый менеджмент и др.

Таким образом, учебные дисциплины выстраиваются в виде пирамид, в основании которых расположены общегуманитарные, естественно-научные и общепрофессиональные науки. Чем выше находиться дисциплина, тем более явно выражен её прикладной характер. Основная образовательная программа подготовки экономиста по специально­сти «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» предусматривает изучение студентом следующих циклов дисциплин:

цикл ГСЭ - Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины,

цикл ЕН - Общие математические и естественно-научные дисциплины;

цикл ОПД - Общепрофессиональные дисциплины;

цикл СД - Специальные дисциплины;

цикл ФТД - Факультативы.

Подготовки экономиста по данной спе­циальности состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно дополняют дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

Студенту необходимо четко уяснить, что изучает каждая наука, зачем она нужна, как связана с другими науками, и какое место занимает в образовании и программе вуза. Иначе говоря, необходимо иметь представление о сути, цели и месте каждой новой дисциплины.

В целом образовательный процесс подготовки экономиста по бухгалтерскому учету может быть представлен на нижеприводимой схеме.

Цель формирования образовательной технологии — гармонизиро­вать содержание и порядок изложения дисциплин для их наилучшего восприятия студентами.

двухступенчатые: бакалавр; магистр
Варианты обучения специалиста по бухгалтерскому учету
одноступенчатые: специалист
 

 
Целевые направления подготовки специалистов согласно учебного плана
Общее гуманитарное
Специальное
Обще профессиональное
Математическое и естественно-научное
Вечерние
Дистанционные  
Очные
Заочные
Образовательные технологии по форме взаимодействия студента и преподавателя
 
Электронные
Автоматизированные
Неавтоматизированные
Образовательные технологии по уровню применения технических средств
 


Рис. 5. Технология образовательного процесса по подготовке специалиста по бухгалтерскому учету

В связи с этим технология образовательного процесса включает следующие параметры:

-структура и объемные характеристики циклов подготовки;

-последовательность и сопряжение учебных дисциплин, как в рамках отдельного цикла, так и дисциплин различных циклов;

-объемные характеристики дисциплин, определяющие при семестровой организации учебного процесса непрерывность, ритмичность получения знаний, а также возможность погружения в проблематику дисциплин;

-структура и количественные величины контрольных мероприятий (зачеты, экзамены, защиты курсовых работ, контрольные работы, тесты);

-объемные характеристики и распределение аудиторных часов по теоретической и практической подготовке;

-объемные характеристики и распределение часов самостоя­тельной подготовки;

-формы и виды методического обеспечения дисциплин;

-определение трудоемкости учебной нагрузки студента или слушателя по семестрам;

-объем часов специализации и их место в образовательном процессе.

Перечисленные параметры определяются в процессе формирова­ния учебного плана по специальности с учетом ограничений Федерального агентства по образованию и рекомендаций УМО.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1193; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.