КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебный план – основа организации учебного процесса
Основой организации учебного процесса в вузе является Государственный образовательный стандарт по конкретной специальности или иная, принятая вузом, программа обучения, аттестованная Министерством образования РФ, и учебный план. Это можно представить на нижеприводимой схеме.
Рис. 6. Организация управления учебным процессом в высшем учебном заведении
За период очного обучения специалиста по бухгалтерскому учету, им выполняется большое количество учебных работ, общее количество предметов достигает 46—50. Изучение некоторых из них сопровождается курсовыми работами и рефератами, экзаменами, лабораторными работами или расчетно-графическими заданиями. Каждая из нескольких производственных практик завершается подготовкой и защитой отчета о практике. Учебный план по специальности предназначен для упорядочения учебного процесса в вузе по семестрам и годам обучения. Он структурирует жизнь студентов не только в пространстве, но и во времени. Во временном отношении учебная деятельность делится на семестры и каникулы, промежуточные и итоговые аттестации, зачеты и экзамены, пары и перемены, аудиторные занятия и самостоятельную работу, учебные занятия и производственную практику, верхние и нижние недели. При этом вузом формируется последовательность изучения дисциплин, самоподготовки, консультаций, сдачи зачетов и экзаменов, лабораторных работ, факультативов и практики, а также часовая учебная нагрузка по отдельным дисциплинам и по комплексу дисциплин на каждый день рабочей недели. Максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы, не должен превышать 54 часов в неделю. Объем обязательных аудиторных занятий студента не должен превышать за период теоретического обучения, в среднем, 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам. Общее число каникулярного времени в учебный год должно составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом вуза, но не являются обязательными для изучения студентом. Курсовые работы (проекты) рассматриваются в пределах часов, отводимых на изучение определенной дисциплины. В процессе формирования и корректировки учебного плана вуз имеет право: изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала: для циклов дисциплин — в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл — в пределах 10% без превышения максимального объема предельной нагрузки студента и при сохранении минимального содержания; устанавливать объем часов по дисциплинам циклов общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (кроме иностранного языка и физической культуры), общих математических и естественнонаучных дисциплин при условии сохранения общего объема данного цикла и реализации минимума содержания дисциплин; осуществлять преподавание общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, также и научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающим квалифицированное освещение тематики дисциплин; устанавливать необходимую глубину усвоения отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы общих математических и естественнонаучных дисциплин, в зависимости от профиля данного направления. Выполнение мероприятий учебного плана осуществляется группой кафедр вуза, среди которых одна является ведущей (выпускающей кафедрой, в данном случае кафедрой бухгалтерского учета и аудита). В ее функции входит координация учебного процесса по специальности, по составу дисциплин, их содержанию, очередности изучения специфике форм активизации интересов слушателей. Каждая из кафедр самостоятельно обеспечивает изучение дисциплин необходимыми учебно-методическими пособиями, перечень и подготовкакоторых контролируются выпускающей кафедрой. По каждому предмету учебного плана преподавателями формируются учебные рабочие программы, согласуемые с УМО. Важная роль в качественной подготовке экономистов по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» принадлежит учебным планам, которые должны учитывать непрерывные изменения в правовой, финансовой и экономической областях. При этом необходимо учитывать, что на проектирование учебного плана влияет большое число разнообразных факторов. Типовой учебный план по подготовке экономиста по бухгалтерскому учету на освоение образовательной программы предусматривает 260 недель (9170час.), в том числе теоретическое обучение – 186 недель, производственная практика –16 недель, итоговая государственная аттестация – 11 недель, каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска)- не менее 47 недель. Составители конкретного учебного плана должны учесть требования к размещению дисциплин федерального компонента, умело развить и дополнить их предметами, определяемыми самим ВУЗом. При этом важной стороной проектирования учебного плана является логически последовательное расположение дисциплин, научное предвидение, какие предметы на ближайшую перспективу будут актуальными, учет сложившихся тенденций к специалисту в прошлом, настоящем и проектируемом будущем. Учебный план также должен учитывать возможности вуза в подготовке специалиста (кадровый потенциал, материальная база, связь с производством), требования производства, где будут работать специалисты. В целом же необходимо, чтобы учебный план базировался на квалификационных требованиях, предъявляемых к экономисту по учету. Специалист должен на основе профессиональных знаний обеспечить формирование, анализ и использование для управления информации об активах, обязательствах, капитале, движении денежных потоков, доходах и расходах, а также финансовых результатах деятельности и тем самым способствовать улучшению использования экономического потенциала хозяйствующих субъектов. Учебный план можно считать эффективным, если содержание его предметов переносится на производство и происходит их взаимная интеграция. Учебный план должен представлять собой информационно - прогнозную модель подготовки экономиста по учету, учитывающую всю совокупность исходных факторов, условий и линий их взаимодействия. Необходимо, также, чтобы он учитывал предметную и функциональную структуру деятельности специалистов, обеспечивал высокий уровень конкурентоспособности. Повысить конкурентоспособность можно, прежде всего, за счет удачно подобранных дисциплин регионального компонента и предметов по выбору. Исходя из времени, отведенного в учебных планах, составляется рабочая программа. Она представляет собой документ, определяющий содержание и методическое построение учебной дисциплины, разрабатывается по каждой дисциплине рабочего учебного плана с учетом специализации, является единой для всех форм обучения. В программе дается детальный перечень основных разделов, тем и учебных вопросов, последовательность их изучения, методические и организационные указания об особенностях преподавания дисциплины, исходя из целей и задач обучения, междисциплинарные связи. Программа должна соответствовать требованиям подготовки кадров соответствующей специальности и квалификации, содержание и объем рабочих учебных программ - общему бюджету учебного времени, которое отведено на изучение конкретного предмета. Рабочие программы разрабатываются кафедрами, проходят внутреннее и внешнее рецензирование, рассматриваются на Методическом и Ученом советах ВУЗа, утверждаются ректором высшего учебного заведения. Дисциплины учебного плана доводятся до сведения студентов путем составления расписания. Расписание учебных занятий - документ, связывающий в единую систему все звенья и элементы образовательного процесса и регламентирующий образовательную работу обучающихся, профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала. Расписание составляется учебным отделом на семестр и утверждается ректором высшего учебного заведения. Составление расписания занятий - завершающий этап планирования образовательного процесса. В расписании содержится полная информация о времени, месте и виде занятий для каждого курса, отдельных его потоков и учебных групп, с указанием лиц, проводящих занятия, и изучаемых тем. Расписание занятий должно соответствовать рабочему учебному плану и рабочим программам, отвечать основным педагогическим требованиям. Образовательная деятельность высшего учебного заведения организуется и осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава и самостоятельной работы студентов[19]. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут. При проведении сдвоенных занятий без перерыва -40 минут. Освобождение студентов от любых видов занятий, в том числе от самостоятельной работы (кроме больных), допускается в исключительных случаях и только с разрешения ректора высшего учебного заведения или его проректора по учебной работе. Учет успеваемости студентов ведется в журналах учета учебных занятий, успеваемости и посещаемости, экзаменационных ведомостях, зачетных книжках, учетно-экзаменационных карточках, сводных ведомостях о результатах выполнения учебного плана за весь период обучения. Кроме того, учебным отделом (деканатом) осуществляется компьютерный учет текущей и итоговой аттестации, а также посещений студентами учебных занятий, отработки пропущенных занятий и неудовлетворительных оценок. Журнал учета учебных занятий является документом, в котором записываются все проведенные в учебной группе занятия, выставляются оценки знаний, делаются отметки о посещаемости всех видов учебных занятий и причинах пропусков. Журналы учета учебных занятий хранятся в учебном отделе (деканате), выдаются ежедневно под роспись в специальном журнале деканата за 15 минут до начала плановых занятий и сдаются в учебный отдел поокончании последнего занятия на данном курс е.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |