КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Элементы кадровой политики
Кадровая политика формируется государством, ведущими партиями, дирекцией предприятия и находит конкретное выражение в виде административных и моральных норм поведения работников на предприятии. Кадровая политика включает такие элементы: тип власти в обществе, стиль руководства, философия предприятия, правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор. Эти элементы рассмотрены ниже (см. табл. 1.1) [42]. Известны три исторических типа власти в обществе, возникшие несколько тысячелетий назад и дошедшие до нас через опыт великих народов и личностей. Названия их происходят от греческого слова kratos – власть. Охлократия (от греч. ochlos – толпа; буквально – господство толпы) характеризуется отсутствием четкого подчинения граждан нормам морали и права, в этом случае общественное поведение определяется на стихийном собрании, митинге, сходке людей. Охлократия возникла в период распада первобытнообщинного строя и прошла все исторические эпохи. Она существовала в Древней Греции, Израиле и Германии; в войсках под предводительством Робин Гуда, Степана Разина, Емельяна Пугачева. В СССР и России охлократия тоже имела место, достаточно вспомнить октябрьские события 1917 и 1993 гг. в Москве. В ее основе – критика и отрицание существующих законов государства, общественной морали, институтов власти и апелляция к примитивным, часто низменным интересам людей: «Грабь награбленное» и т.д. Охлократия всегда возникает в периоды крушения империй, государств, институтов власти [10]. Таблица 1.1 Сравнительная характеристика двух типов кадровой политики
Автократия означает неограниченную власть в обществе одного лица (от греч. athor – автор). Она возникла в первобытном обществе как власть сильного вождя, и ее «золотой век» пришелся на рабовладельческий и феодальный строй, когда власть держалась на карающем мече. В зависимости от формы и степени принуждения народа можно выделить модификации автократии · тирания (Нерон, Калигула, Иван Грозный); · диктатура (Робеспьер, Гитлер, Сталин, Франко); · монархия (Петр I, Наполеон, Вильгельм I Завоеватель, Екатерина II). Автократия хороша в случае, когда проводится принципиально новая политика в обществе, государстве, на предприятии Демократия (от греч. demos – народ) предусматривает «власть народа» на основе общественного самоуправления. Демократический принцип организации государства известен со времен Древней Греции, Новгородского вече и Парижской коммуны. Демократия позволяет широко использовать внутренний потенциал человека, перейти от методов принуждения к методам убеждения и обычно строится на принципах общественного самоуправления, выборности руководителей, сменяемости органов власти, подчинения меньшинства большинству [10]. Развитие демократии возможно путем использования в управлении профессиональных менеджеров, выбора руководителей трудовым коллективом или собственниками, развития самоуправления трудящихся. Типы власти в обществе сформировали три основных и один комбинированный стиль руководства. Авторитарный стиль характеризуется тем, что руководитель в принятии решений всегда ориентируется на собственные цели, критерии и интересы, практически не советуется с трудовым коллективом, ограничивается узким кругом единомышленников. Демократический стиль основан на сочетании принципов единоначалия и общественного самоуправления. Руководитель такого типа обычно избирается на собрании трудового коллектива или собственников и должен выражать интересы большинства. Как правило, он может удачно выявить, принять и реализовать стратегические цели развития предприятия, учитывая групповые интересы. Это хороший «политик», «дипломат», «стратег», просчитывающий варианты на много шагов вперед, сочетающий Либеральный стиль заключается в том, что руководитель Смешанный стиль предусматривает сочетание перечисленных выше стилей. Либеральный, авторитарный и демократический стиль может преобладать у того или иного руководителя, но никогда не достигает абсолюта: в природе тоже нет чистых холериков, флегматиков, сангвиников и меланхоликов, и перечисленные темпераменты всегда проявляются у человека в определенной пропорции с преобладанием одного из них. Президент СССР М.С. Горбачев и Президент РФ Б.Н. Ельцин в разное время проявляли все три стиля руководства [10]. Сводная таблица характеристик авторитарного, демокра-тического и либерального стилей управления представлена Таблица 1.2 Характеристика стилей руководства
Для оценки эффективности каждого из стилей управления американский ученый Р. Лайкерт предложил рассчитывать так называемый либерально-авторитарный коэффициент (ЛАК) как отношение определяемых на основе экспертизы сумм либеральных и авторитарных элементов в поведении руководителя. По его мнению, в современных условиях оптимальная величина этого коэффициента составляет 1,9. Иными словами, сегодня для получения эффективных результатов руководители должны применять Последующие разработки привели к обоснованию двух Стиль, при котором руководитель ориентируется на решение поставленной перед ним задачи (распределяет задания среди подчиненных, планирует, составляет графики работ, разрабатывает подходы к их выполнению, обеспечивает всем необходимым Ориентированный на подчиненных стиль руководства, близкий к демократическому, способствует росту производительности, поскольку дает простор творчеству людей, повышает их удовлетворенность, снижает прогулы, травмы, текучесть, улучшает взаимоотношения в коллективе и отношение подчиненных к руководителю, создает комфортную обстановку. Потенциальные преимущества ориентированного на задачу стиля руководства, во многом аналогичного авторитарному, состоят в быстроте принятия решений и действий, единстве целей Руководитель здесь в основном информирует подчиненных об их обязанностях, задачах, определяет, как их нужно решать, распределяет поручения, утверждает планы, устанавливает нормы, контролирует. Графически эти два стиля можно представить следующим образом (рис. 1.1) [10, 35, 42]:
max Ориентация на сотрудника
max Ориентация на задачу Рис. 1.1. Характеристика ориентации руководства
В современных условиях успех дела предопределяется Модель, описывающую зависимость стиля руководства В зависимости от обстоятельств, предпочтений и личных качеств исполнителей, степени их уверенности в своих силах и возможности воздействовать на ситуацию предлагаются четыре стиля управления. Если у сотрудников большая потребность в самоуважении и принадлежности к коллективу, то предпочтителен стиль поддержки, аналогичный стилю, ориентированному на человеческие отношения. Когда сотрудники стремятся к автономии и самостоятельности, лучше, как считают авторы, использовать инструментальный стиль. Объясняется это тем, что подчиненные, особенно когда от них ничего не зависит, желая поскорее выполнить задание, предпочитают, чтобы им указывали, что и как нужно сделать, и создавали необходимые условия работы. Там, где подчиненные стремятся к высоким результатам Стиль руководства, ориентированный на участие исполнителей в принятии решений, более всего соответствует ситуации, когда те стремятся реализовать себя в управлении. Руководитель при этом должен делиться с ними информацией, широко использовать их идеи. В неоднозначных обстоятельствах используется инструментальный стиль, поскольку руководитель лучше видит ситуацию в целом и его указания могут служить для подчиненных хорошим ориентиром. Однако при этом с указаниями нельзя «перебарщивать», т.к. исполнители могут принять это за чрезмерный контроль. Концептуальные кадровые документы могут представлять собой свод неписаных законов и правил, передаваемых «из уст Кадровая политика находит свое отражение в философии предприятия, Правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре. В XX веке в нашей стране сначала произошло крушение русской христианской морали и традиций купечества, а затем коммунистической морали и административной системы управления государством. Но как общество не может существовать без морали Разработка философии предприятия является новым и достаточно сложным делом для российских менеджеров и бизнесменов. Философия предприятия – это совокупность моральных Философия фирмы как совокупность целей и правил поведения сотрудников возникла в Японии в крупнейших компаниях «Mitsubishi», «Toyota», «Sony», а затем получила широкое распространение в США в компаниях «General Motors», «IBM». Основными разделами философии предприятия являются: · цели и задачи предприятия; · декларация прав сотрудника; · деловые и нравственные качества; · условия труда, рабочее место; · оплата и оценка труда; · социальные блага; · социальные гарантии; · увлечения (хобби). При разработке философии предприятия в ее основу следует положить: · Конституцию (Основной закон); · Гражданский кодекс; · Трудовой кодекс; · Декларацию прав человека; · коллективный договор; · религиозные писания (Библию, Коран и др.); · Программу правящей партии; · Устав предприятия; · опыт лучших компаний. Кроме того, при разработке философии предприятия необходимо учитывать: · национальный состав сотрудников; · региональную специфику (область, город); · тип производства; · отрасль народного хозяйства; · количественный состав предприятия; · уровень жизни работников; · культурный уровень персонала; · взгляды и позицию собственника (хозяина); · личные убеждения директора [10]. Правила внутреннего трудового распорядка рабочих Основные разделы Правил внутреннего трудового распорядка предприятия таковы: · общие положения; · порядок приема и увольнения сотрудников; · время труда и отдыха; · основные обязанности сотрудников; · основные обязанности администрации; · служебная и коммерческая тайны; · меры поощрения и взыскания. Другим, не менее важным концептуальным кадровым документом является коллективный договор – соглашение между администрацией, профсоюзным комитетом и трудовым коллективом предприятия по решению производственных и социальных задач и улучшению условий труда рабочих и служащих. Имеются нормативные документы, регламентирующие порядок и условия заключения коллективного договора. На практике структура и содержание коллективного договора, начиная с многостраничного документа объемом 50 и более страниц, включающего годовой план, положение об оплате труда, правила внутреннего трудового распорядка, фрагменты философии предприятия и т.п., и заканчивая схематичным соглашением на одной-двух страницах, многообразны. Коллективный договор, как правило, заключается на предприятиях Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между представителями работников и работодателя. Представители работников – органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство Представители работодателей – это руководители организации или другие лица, полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами; полномочные органы объединений работодателей; иные уполномоченные работодателями органы. Основными принципами заключения коллективных договоров и соглашений являются [10]: · соблюдение норм законодательства; · полномочность представителей сторон; · равноправие сторон; · свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров, соглашений; · добровольность принятия обязательств; · реальность обеспечения принимаемых обязательств; · систематичность контроля и неотвратимость ответственности. Инициатором коллективных переговоров по разработке, В течение трех месяцев до окончания срока действия прежнего коллективного договора, соглашения или в сроки, определенные этими документами, любая из сторон вправе представить другой стороне письменное уведомление о начале переговоров по заключению нового коллективного договора, соглашения. Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора, соглашения стороны на равноправной основе образуют комиссию из наделенных необходимыми полномочиями представителей. Состав комиссии, сроки, место проведения Если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к согласию по всем рассматриваемым вопросам или по части этих вопросов, ими составляется протокол разногласий. Подписание коллективного договора, соглашения, протокола разногласий является моментом окончания коллективных переговоров по заключению коллективного договора, соглашения. Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проектов коллективных договоров и соглашений, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев. Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном законодательством, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением. Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам [10, 18, 26, 36, 47]: 1. Формы, системы и размеры оплаты труда. 2. Выплата пособий, компенсаций. 3. Механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором. 4. Занятость, переобучение, условия высвобождения работников. 5. Рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков. 6. Улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи. 7. Соблюдение интересов работников при приватизации предприятия, ведомственного жилья. 8. Экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве. 9. Гарантии и льготы работникам, совмещающим работу 10. Оздоровление и отдых работников и членов их семей. 11. Контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников. 12. Отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора. 13. Другие вопросы, определенные сторонами. Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного этим договором. Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет. Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения наименования организации, расторжения трудового договора с руководителем организации. При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) предприятия, в течение всего срока ее проведения коллективный договор сохраняет свое действие. При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности. При реорганизации или смене формы собственности организации стороны вправе начать переговоры о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего При ликвидации предприятия в течение всего срока ее проведения коллективный договор сохраняет свое действие. Претензии работников удовлетворяются из имущества ликвидируемой организации в соответствии с действующим гражданским законодательством.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |