КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация набора кадров
Набор кадров начинается с поиска работников, которые удовлетворяли бы требованиям, предъявляемым организацией, и справлялись с будущей работой. Каким образом потенциальные работники отреагируют на предложение организации, зависит от их отношения к задачам, им предлагаемым, на основе личного опыта жизни и работы. Их понимание рабочих задач зависит и от обстановки, сложившейся в организации. В целом же необходимо последовательно разобраться, как влияют на этот процесс факторы внешней среды, требования работодателя и склонности работников [44]. Влияние факторов внешней среды. Правительственные и профсоюзные ограничения, законы, запрещающие дискриминацию при приеме на работу, оказывают непосредственное влияние на набор персонала. Например, правительственные учреждения США для того, чтобы определить, не нарушила ли организация законы, имеют право проверить следующие данные по приему на работу: · список источников поступления рабочей силы (агентства по трудоустройству, гражданские организации, учебные заведения); · объявления о приеме на работу; · расчеты потребности фирмы в рабочей силе на следующий год; · данные учета кандидатов на работу. Ситуация на рынке рабочей силы. Если на момент приема на работу существует избыток рабочей силы, то кандидатов больше, чем необходимо. Если же занятость населения высока, прием на работу приходится растягивать по времени и вести очень умело, чтобы привлечь кандидатов, удовлетворяющих требованиям организации. Кадровая политика и образ организации. Процесс приема на работу состоит в сопоставлении требований, предъявляемых работодателем, и степени соответствия кандидата этим требованиям. Поскольку организация предлагает место, гарантирующее определенное вознаграждение, то необходимо, чтобы кандидат отвечал определенным требованиям. Он же, в свою очередь, предлагая свои способности и знания, ищет работу, которая отвечала бы его минимальным требованиям. Если требования сторон хотя бы частично совпадают, проводится их сопоставление. Процесс приема на работу обычно требует уступок с обеих сторон. В некоторых организациях политика и стиль проведения Существует еще много видов кадровой политики, влияющей на процесс приема на работу (например, отношение к приему на работу ветеранов, людей с физическими недостатками, осужденных, родственников уже работающих и т.п.). Образ организации-работодателя, т.е. представление, которое имеет о ней общественность, тоже воздействует на процесс приема на работу, поскольку речь идет о ее престижности. Чем крупнее организация, тем выше ее шансы иметь хороший образ. Фирма, производящая продукцию или услуги, известные кандидату, имеет больше шансов на то, что у него есть ее определенный образ. Вполне возможно также, что потенциальный работник лучше представляет себе компанию по производству жевательной резинки, чем компанию, выпускающую комплектующие изделия для производства циклотронов. Однако со временем образ фирмы меняется. Например, Как же образ организации влияет на процесс приема на работу? Кандидаты не располагают временем для того, чтобы пройти собеседования во всех организациях, которые предлагают интересующие их должности. Время и собственные силы кандидата на поиск работы ограничены, поэтому обычно он делает предварительный обзор. Образ организации – одна из «подсказок», определяющих положительное или отрицательное решение. В целом требования, предъявляемые организацией к кандидату, нередко приходится изменять так, чтобы они соответствовали положению на рынке рабочей силы, правительственным Выбор кандидатом той или иной организации связан с его собственными целями, планами и особенностями, а также со сложившейся ситуацией. Человек, занятый поисками работы, обычно совершает следующие шаги (действия) [44]: Шаг 1. Определяет конечную цель служебного продвижения и последовательность рабочих мест на пути к этой цели, что дает возможность рассматривать предлагаемые места и организации Шаг 2. Определяет текущие источники информации о предлагаемых рабочих местах, что позволяет выбрать СМИ как наиболее информативные, пользующиеся доверием, так и определенным образом ориентированные (по специальностям, уровню статуса Шаг 3. Анализирует предлагаемые рабочие места, сравнивает их между собой по отраслям промышленности, типам компаний, предложенным функциям, что дает возможность сузить спектр предложений до нескольких, которые следует рассмотреть более пристально. Шаг 4. Анализирует то, что может предложить организации, оценивает свои возможности и запросы, и это помогает подобрать наиболее удачную аргументацию при прохождении отборочных процедур. Шаг 5. Определяет, запросам какой отрасли он более всего соответствует, что дает возможность продумать стратегию профессионального роста в целом, выбрать специализацию и дополнительные способы повышения профессионализма. Следующий шаг не ситуативное действие, а скорее общая установка, которая может реализовываться в процессе всей трудовой деятельности. Шаг 6. Постоянно наблюдает в процессе карьерного роста за продвижением с одного рабочего места на другое, отслеживает новые предложения рабочих мест и изменение личных возможностей. В крупных организациях набор персонала осуществляет отдел по управлению персоналом, в котором специально организуется для этих целей секция по набору на работу. Запросы по подбору специалистов могут поступать и от линейных менеджеров. Важно, что при проектировании процедур приема и осуществлении самого набора менеджеры по персоналу работают в тесном контакте с линейными менеджерами. Характер действий менеджеров показан
Таблица 3.1 Действия менеджера по подбору кадров
В малых организациях набор кадров осуществляют работники, выполняющие сразу несколько функций в отделе по управлению персоналом. Когда организации необходимо принять новых работников, возникают два вопроса: где искать потенциальных работников (источники) и как известить заявителей об имеющихся рабочих местах (методы)? Есть два возможных источника набора (рынки рабочей силы): внутренний (из работников предприятия) и внешний (люди, до того никак не связанные с предприятием). Внешний набор включает определенные действия: предложение местному населению подавать заявления о приеме на работу На немецких предприятиях набор кадров проводится чаще всего с использованием ряда источников: · объявления в газетах (40 % кандидатов); · консультационные фирмы (40 %); · другие источники информации, в том числе внутренний набор в организации (20 % кандидатов) [11]. Качественный аспект процесса набора персонала состоит 1. Содержание информации о фирме (название фирмы, фирменный знак; место расположения фирмы; величина предприятия; число сотрудников). 2. Характеристика вакансий, функций и возможностей развития персонала, а именно: причины наличия вакантных мест (производственная реорганизация, создание новых рабочих мест и др.); выполняемые функции и обязанности; ответственность и компетенция работника, претендующего на объявленные места (наделение внутренними и внешними полномочиями, возможность решения, статус по отношению к руководству фирмы); возможность развития. 3. Оценочные критерии, применяемые к личности претендента (профессиональная подготовка, личные черты характера, особые знания, способности, профессиональный опыт). 4. Преимущества и льготы со стороны фирмы (размер заработной платы (оклада), помощь при строительстве жилья, скользящий график рабочего времени и другие льготы). 5. Информация об условиях приема и сведения о претенденте (срок приема, желательные документы для поступления, адрес фирмы). Практическая ситуация набора рассмотрена в прил. 4 [39]. Внутренний рынок рабочей силы – это использование работников своей организации. В японских, американских и европейских компаниях при появлении вакансий в аппарате управления принято вначале объявлять внутренний конкурс для своих сотрудников на замещение должности и только затем, в случае отрицательных результатов, приглашать к участию в конкурсе специалистов со стороны. Это улучшает моральный климат в коллективе, укрепляет веру в свою организацию. При работе с резервом отмечается, что во всех крупных фирмах существуют так называемые матрицы перемещений, в которых отражаются положение каждого руководителя, его возможные перемещения и степень готовности Методы внутреннего набора разнообразны. Отдел кадров может разослать во все подразделения информацию об открывающихся вакансиях и, более того, предложить всем сотрудникам порекомендовать на работу своих друзей и знакомых. Во Франции внутренний набор может осуществляться в следующих случаях: 1) при необходимости формирования минимальной численности персонала (тогда персонал частично высвобождается и перераспределяется, а служба персонала полностью отказывается от внешнего набора кадров); 2) при перераспределении персонала; 3) при использовании имеющегося персонала путем его продвижения (уход человека, находившегося на определенной ступени пирамиды, компенсируется повышением на ступеньку персонала с низших уровней) [33]. Характеристика достоинств и недостатков различных источников подбора кадров представлена в табл. 3.2. Таблица 3.2 Достоинства и недостатки внутренних
Следует отметить альтернативы найму: · сверхурочная работа, повышение интенсивности труда; · структурная реорганизация или использование новых схем производства; · временный наем; · привлечение фирм, занимающихся кадровым консультированием.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |