Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема IV




 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

 

Политическая система (ПС) отражает многообразные интересы социальных групп, из которых состоит общество. В случае общественного признания эти интересы реализуются при помощи политико-управленческих структур через политический процесс, через принятие и осуществление политических решений.

Значимость ПС, целесообразность ее изучения определяется тем, что именно в ней проходит нерв социально-экономической и духовной жизни общества. Именно в ПС через столкновение и согласование воли различных общественных сил принимаются решения, имеющие властный характер и способные оказать влияние на разные стороны жизни общества.

 

Основные вопросы:

1) политическая система: понятие и структура.

2) государство как основной институт политической системы.

3) политические режимы.

 

1. Что такое ПС? Если ответить кратко, это определенная политическая структура, элементы которой взаимосвязаны и образуют устойчивое единство. Иначе говоря, это механизм управления государством, посредством которого осуществляется власть, реализующая интересы определенных классов, социальных слоев, групп, наций, словом – определенных социальных общностей. Эта сложная совокупность государственных учреждений, политических партий и общественных организаций с их сложившимся механизмом функционирования, взаимодействия и связи с обществом.

Большинство ученых сходятся в том, что основой содержания политической системы являются политические институты (государство, политические партии, общественно – политические организации и движения), лоббизм (группы поддержки), политические отношения, политические режимы, политическая деятельность, политическая культура, легитимность власти. При рассмотрении политической системы обычно разделяют ее на институциональную, нормативную, функциональную и коммуникативную подсистемы.

Рассмотрим более подробно первую из них.

Институциональная подсистема состоит из политических институтов, каждый из которых является системой - государственной, партийной, общественно-политической. Ведущим политическим институтом, средоточием политической власти является государство. Важную роль в ПС играют политические партии и общественно-политические движения, в том числе и профессиональные союзы, организации предпринимателей, всевозможные лоббистские организации, создаваемые при структурах законодательной и исполнительной власти. С одной стороны, они являются важными участниками политического процесса, осуществляя своеобразное посредничество между государственными структурами и населением. Под их влиянием происходит формирование государственных структур, осуществляется корректировка политического курса, направляется политическое развитие. С другой стороны, эти политические институты не имеют чисто политической направленности. В их деятельности переплетаются как политические, так и неполитические проблемы, решаются задачи культуры, общественной жизни, идет процесс социального творчества.

Во всех странах существуют так называемые "группы давления", лобби (от латинского слова, обозначающего крытую галерею в средневековых монастырях). Так стали называть в Англии коридор, по которому парламентарии ходили голосовать и по пути беседовали с теми людьми, которые не являлись парламентариями, но были заинтересованы в голосовании. Как правило, лобби - это представители определенных (культурных, этнических и других) кругов, которые могут при помощи различных средств и методов добиться от парламента или исполнительной власти (администрации) одобрения или отклонения тех или иных законодательных или административных решений, отстоять свои интересы.

Лоббизм сегодня - мощный механизм воздействия на органы государственной власти, специфическая политическая деятельность частных и общественных организаций. Многие корпорации, предпринимательские союзы, профессиональные и этнические группы имеют специальные подразделения, занимающиеся лоббистской деятельностью. Кроме того, существуют влиятельные юридические, пропагандистские и консультативные фирмы, обслуживающие лоббизм. Средства и методы весьма разнообразны: это и выступления в комитетах и комиссиях парламента, предоставление и высказывание определенной информации по обсуждаемому вопросу, и организация пропагандистских кампаний в пользу (или против) готовящихся решений, "давление с мест", финансирование избирательных кампаний кандидатов и даже прямой подкуп. Таким образом, лоббизм - это передаточное звено между деловыми (национальными, классовыми и иными) кругами и законодателями в парламенте или чиновниками в администрации. Именно эти круги стремятся продвинуть своих ставленников на ключевые посты, как в законодательной, так и в исполнительной ветвях власти.

Особое место в ПС занимают такие неполитические социальные институты, как средства массовой информации и церковь. СМИ часто называют "четвертой властью" (имея в виду, что первые три - это законодательная, исполнительная и судебная). Дело в том, что СМИ в демократическом обществе являются достаточно самостоятельными предприятиями по производству и распространению политической информации. А эта информация далеко не всегда является лояльной по отношению к действующим политическим силам. Известны факты, когда статьи в газетах или журналах приводили к политическим скандалам и даже кризисам, отставке политических лидеров (например, «Уотергейт" в США). СМИ активно и повседневно формируют общественное мнение.

Политическая роль церкви обусловлена массовостью ее воздействия. В современном мире в большинстве демократических стран четко разделены функции государства и церкви, и она занимает лояльную позицию по отношению к государству. Но в тоталитарных политических системах (например, в Латинской Америке или ПНР, ВНР) церковь была и есть серьезная политическая сила, зачастую оппозиционно настроенная к власти.

Нормативную подсистему образуют всевозможные нормы: правовые и моральные, политические традиции и ценности и т.п., которые регулируют политическую жизнь.

Функциональная подсистема реализуется в формах и направлениях политической деятельности, в различных политических процессах, в способах и методах осуществления власти, в том, что находит свое выражение в понятии "политический режим".

Коммуникативная подсистема охватывает всевозможные формы взаимодействия как внутри ПС (между партиями, партиями и государством, общественно-политическими движениями и партиями, государством и т.д.), так и между политической и экономической подсистемами, а также международные отношения.

 

2. В связи с характеристикой институциональной основы ПС заслуживают особого внимания собственно политические институты. Среди них ведущее место принадлежит государству. Оно выступает представителем всего общества, обладает суверенитетом, то есть верховенством в пределах национальных границ и независимостью вовне. Государство представляет собой сложную, многофункциональную, внутренне дифференцированную целостность. От других политических институтов его отличает формальность, наличие определенных правил, регулирующих его жизнедеятельность. Оно отличается наивысшей концентрацией власти, является наибольшим механизмом при решении общественных проблем. Вследствие этого государство во многом обеспечивает целостность общества и является политическим центром, к которому тяготеют другие политические силы. Необходимо помнить, что государство всегда было и есть машина для подавления эксплуатируемого класса. То есть оно является в первую очередь выразителем интересов экономически господствующего класса (слоя, группы), всячески содействуя сохранению его доминирующего положения в обществе, стараясь удержать в рамках "порядка" столкновения противоположных интересов. Вместе с тем государство выступает как некая сила, концентрированно выражающая и символизирующая общество в целом. Общецивилизационной тенденцией является, по-видимому, превращение государства в орган выражения потребности и интересов всего общества в целом.

Государство является важной политической силой, обеспечивающей организованность общества, наличие в нем определенного порядка. В этом плане его роль в различных ПС неодинакова. Она варьирует от мягких, демократических, опосредованных форм воздействия, до тоталитарных - стремления подмять под себя все общество (организацией экономической, социальной, культурной и иной общественной деятельности занимаются и негосударственные институты, но их роль и эффективность во многом зависят от отношения к ним государства).

Общественная сущность государства выражается во взаимосвязи с ним социальных групп и характеризуется понятием гражданства. Наличие гражданства имеет для человека принципиальное значение, так как определяет политический и социальный статус, права и свободы.

Государство обладает исключительным правом принуждения: с помощью аппарата насилия - армии, служб охраны порядка и безопасности. Неэффективное использование государством легитимного насилия, его слабость в охране порядка и личной безопасности граждан приводит к распространению убеждений в праве использования насилия частным лицом.

Государство обладает исключительным правом на нормирование жизни всего общества, на издание законов, регулирующих всю общественную жизнь общества и имеющих обязательный характер (другие политические институты и даже отдельные лица обладают лишь законодательной инициативой). Взимание налогов - тоже исключительное право государства. Налоговая служба является главнейшим элементом любого государства (повышение налогов или увеличение частоты их взимания часто приводило к восстаниям).

Существенным признаком государства является территория. Географический фактор - ресурсы, характер местности, расселение населения, его количества - все это влияет и на социальные отношения.

Каждое государство, особенно при своем возникновении, стремится установить границы вдоль выгодных естественных рубежей. При этом важное значение имеет совпадение границ территории государства с этническими границами. Их несовпадение порождало и порождает территориальные претензии, конфликты (НКАО в СССР, бывшая Югославия, и т.д.).

Государство как социальный институт, форма добровольного союза, имеет конкретно-исторические задачи и признаки: территориальное деление, публичную власть, налоги и займы (Ф. Энгельс), язык межнационального общения, систему основополагающих ценностей, верховенство законов, единую оборону, внешнюю политику.

Наличие публичной власти предполагает особую систему органов и учреждений, осуществляющих функции власти на основе добровольного делегирования народом суверенных прав и свобод, которые социальные общности не могут осуществлять сами.

Государство территориально определено. Следовательно, в условиях административно-территориального и национально-территориального устройства общества выразить общую волю на общегосударственном уровне не в состоянии ни одна из его территориальных или национальных общностей людей. Это может сделать лишь тот социальный институт, который закрепляет в нормах права эту территориальную целостность, то есть государство.

Правовое государство – такое государство, в котором осуществлено верховенство права над властью. Право есть необходимый атрибут любого государственного устройства. Но не каждое из них может считаться действительно правовым. По признанию большинства политологов, правовым государство может называться, если реально осуществляется ряд принципов:

- приоритет прав человека перед всеми иными коллективными целями и задачами;

- принцип верховенства закона;

- разделение властей носит реальный характер;

- разрешено все, что не запрещено законом;

- реально осуществляется принцип презумпции невиновности и право обвиняемого давать показания только в присутствии адвоката;

- приоритет международных правовых норм над национальным законодательством, приведение второго в соответствии с первым;

- высокая правовая культура, базирующаяся на общей культуре, культуре демократии.

Правовому государству должно соответствовать правовое общество и наоборот. В правовом государстве и правовом обществе государство служит своим гражданам. Но нет прав без обязанностей. Государство обязано охранять права и законные интересы своих граждан, обеспечивать их социальную защищенность, честь и здоровье. А гражданин обязан соблюдать законы государства даже в тех случаях, когда он с ними почему-либо не согласен.

Социальное государство можно определить как демократическое государство, опирающееся на широкую социальную основу и проводящее активную и сильную социальную политику, направленную на повышение или стабильное обеспечение жизненного уровня населения, защиту и реализацию прав и свобод граждан, на создание современных систем здравоохранения, образования и социального обеспечения, на поддержание неимущих и малоимущих слоев, на предотвращение и успешное разрешение социальных конфликтов.

Место и роль государства в политической системе определяется его функциями. А функции составляют меру свободы человека и общества, в них есть как бы указание гражданам: в чем и насколько они могут надеяться на помощь государства, а что зависит от их собственных усилий. Функции социального государства должны принципиально отвергать две крайности: всеобщее иждивенчество и безразличие к судьбам слабых. Не борьба с богатством, а недопущение бедности должно составлять цель его регулирующей деятельности. Государство сильно благополучием своих граждан, а не унификацией их бедности.

Функции государства и его органов, апробированные на практике в развитых странах мира, сводятся к тому, что они не командуют, не решают непосредственные хозяйственные задачи, а воздействуют на них через закон, координируют, контролируют, помогают, определяют ориентиры общего движения, их приоритеты. Главным для государства является выявление потребности людей, их приоритетов, после чего в соответствующую отрасль производства вкладываются деньги, и в результате деятельность приносит пользу как производителям, так и потребителям. В подобной социально-ориентированной экономике функции министерств состоят не обладании собственностью, а в управлении, регулировании общественных процессов, оказании помощи людям, организациям, создании наилучших условий для нормального существования и функционирования.

Итак, на субстационарном уровне (основном, ведущем) государство – это население, организованное в публично-правовую общность, которое занимает некий пространственно-временной континуум (постоянно изменяющуюся среду).

На атрибутивном (существенном, неотъемлемом) уровне формой устройства государства является система или порядок политических отношений, связей, зависимостей, объединяющих индивидов классово (или социально) расчлененного общества в одну публично-правовую ассоциацию.

На институциональном уровне устройство государства представляется как "правительственная машина" - аппарат администрирования и принуждения, орган осуществления публичной власти.

Традиционно выделяют три ветви государственной власти: законодательную, исполнительную, судебную. В нормальном демократическом обществе эти три ветви автономны, относительно независимы и четко разделены. Это позволяет государственным структурам правильно функционировать (в отличие от привычной нам неразберихи, когда представительная власть пытается присвоить себе некоторые функции исполнительной, и исполнительная - функции законодательной).

Некоторые авторы, помимо названных трех, вводят еще один или два элемента в систему властных структур: средства массовой информации, которые в цивилизованном обществе называют "четвертой властью" из-за их значимости в формировании и изучении общественного мнения; пятой же ветвью называют налоговое управление. Дело в том, что это, казалось бы, не столь важное ведомство (по сравнению с Советом Министров) играет в обществе очень важную роль в создании условий для стабильности в борьбе с коррупцией, продажностью чиновников (при условии ее независимости от власти).

Типология государств может проводиться по различным признакам. В марксизме, например, главным критерием выступает социально-экономическая, классовая природа государства (рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая, социалистической или буржуазной ориентации).

Наиболее распространенной является классификация государств по способу организации высшей власти на монархии и республики. Монархии существовали во многих странах и длительное время, в настоящий период их доля составляет приблизительно 1/3. Но абсолютных монархий осталось не много: Саудовская Аравия, Катар, Оман и Объединенные Арабские Эмираты. Преобладают ограниченные, конституционные монархии, декоративно-традиционные, где монархи "царствуют", но не управляют. По существу, конституционные, парламентские монархии мало чем отличаются от республик.

Республика представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республика характеризуется рядом отличительных признаков. Первый признак - выборность высших органов государственной власти населением на определенный срок. Источником власти является народ, по поручению которого осуществляется власть. Второй признак - разделение единой государственной власти на ее законодательную, исполнительную и судебную ветви. Инсти­туты трех ветвей власти имеют различные функции по управлению государством: парламент принимает законы, прави­тельство и его органы выполняют их, а судебные органы осуще­ствляют контроль за исполнением законов. Третий признак - юридическая ответственность главы государства в случаях, пре­дусмотренных конституцией. Республики бывают парламент­скими и президентскими. Различия между ними обусловлены соотношением полномочий президента, парламента и прави­тельства, принципами отношений между ними.

Парламентская республика (Италия, Испания, ФРГ и др.) пред­ставляет собой такую форму правления, при которой единственно демократическим законным институтом является парламент, а власть правительства находится в полной зависимости от парла­ментского вотума доверия. Парламентские системы могут вклю­чать и институт президентства. Президент избирается либо пря­мым народным голосованием или депутатами парламента, однако президенты не имеют возможности серьезно соперничать с пре­мьер-министрами во всем, что касается властных полномочий.

В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина и др.) президент как глава исполнительной власти, наделенный значительными конституционными полномочиями, включая контроль за составом правительства и администрации, избира­ется прямым голосованием на определенный срок и не зависит от вотума доверия парламента. Государственное управление строится на основе жесткого разделения властей. Президент управляет, а парламент принимает законы. Президент является не только "держателем" исполнительной власти, но и символи­ческим главой государства.

Кроме указанных, существует смешанная форма правления - президентско-парламентская республика, как, например, во Франции. Президент не совмещает статус главы государства со статусом главы правительства, хотя члены правительства ответ­ственны перед ним. Правительство должно получить вотум до­верия в парламенте. В случае отсутствия вотума доверия прави­тельственной программе со стороны парламента президент вправе распустить парламент и объявить досрочные парламентские выборы. Главным отличительным признаком республики смешанной формы правления является принцип двойной ответственности прави­тельства - перед президентом и парламентом.

Наиболее распространенным видом территориально-политической организации, или формой государственного устройства, является унитарное государство. В унитарном государстве существуют общие для всей страны представительные, испол­нительные и судебные органы, полномочия которых распро­страняются на всю территорию. Функционируют единая систе­ма законодательства, единые правовая и денежная системы, единое гражданство. Все административно-территориальные единицы (области, округа, департаменты, провинции) имеют одинаковый юридический статус и не обладают какой-либо политической самостоятельностью, т. е. не имеют своих зако­нодательных и внешнеполитических органов. Они самостоя­тельны в хозяйственной, социально-культурной сферах.

Федеративное государство представляет собой добровольное объединение нескольких самостоятельных государственных об­разований в единое союзное государство. Федерациями в нас­тоящее время являются 20 стран мира: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада и т. д. Территорию федерации образуют территории ее субъектов (штатов, кантонов, республик и т. д.); внутренние границы фе­дерации могут быть изменены только с согласия ее субъектов. В федерации существуют два уровня власти: федеральный и республиканский. Полномочия органов власти обоих уровней разграничены федеральной конституцией. Для федерации ха­рактерно наличие двойной правовой системы, двойного граж­данства, двухпалатного парламента, одна из палат которого представляет интересы субъектов федерации, а вторая - обще­национальные интересы. Внешнеполитические функции осу­ществляют союзные государственные органы. Субъекты феде­рации лишены возможности расторгнуть федеративный договор и выйти из федерации. Федерации строятся по территориаль­ному (США), национальному (Индия) или смешанному (Россия) признакам, которые и определяют характер, содержа­ние и структуру государственного устройства.

Конфедерация представляет собой редко встречающуюся форму организации политической общности. По сути, конфеде­рация не является в строгом смысле слова государством. На практике конфедерация обычно являет собой союз нескольких независимых государств, объединяющихся для проведения еди­ной политики в определенных целях (например, для совмест­ной обороны, решения экономических, энергетических, транс­портных проблем и т. д.). Для осуществления согласованной политики государства конфедерации создают органы управле­ния. Решения этих общих органов не имеют прямого действия, они вступают в силу лишь после утверждения их центральными органами власти соответствующих государств. В конфедерации отсутствуют единый высший законодательный орган, единое гражданство, а страны - участницы конфедерации в полном объеме осуществляют международную деятельность. Они могут по своей воле покидать конфедерацию и расторгать конфедера­тивный договор.

Долгое время примером конфедерации был Швейцарский союз (1291 - 1798 и 1815 - 1848). Швейцарская конфедерация представляла собой объединение 23 суверенных кантонов с целью поддержания внешней и внутренней безопасности. Постепенно конфедерация преобразовалась в федерацию. Введение центральным органом были переданы военный бюджет, армия, назначение дипломатических представителей.

Существуют и такие объединения, центром которых являются бывшие метрополии (Британское содружество наций, Франкофония), основывающиеся на общности языка, культуры, наличии некоего наднационального аппарата. В современных условиях эти объединения демонстрируют не только культурное содружество, но и тесные экономические связи, координируют политические действия.

В послевоенное время появились и новые объединения государств, например, Европейское содружество, в котором создано не только общее экономическое пространство, но и надгосударственные органы (Европарламент).

Любое государственное устройство предполагает набор необходимых средств и методов взаимоотношений государственных органов, общества, гражданина, личности, который бы обеспечивал реализацию на практике решений, принятых правящими структурами. Иначе говоря, для любого государства необходим определенный политический режим.

3. Политический режим - это способ реализации власти, совокупность средств и методов, с помощью которых она осуществляется. В зависимости от степени обеспеченности прав и свобод граждан политические режимы делят на демократические и недемократические (авторитарные и тоталитарные). При этом форма государственного устройства не имеет значения. Это может быть монархия и республика. Тип политического режима определяет конкретная расстановка политических сил, уровень культуры и зрелости масс, цивилизованность страны и накопленных в ней демократических традиций.

Демократический режим - это такой способ осуществления власти, такое государственно-политическое устройство общества, при котором народ признан подлинным суверенным источником власти, обладает правом участвовать в решении государственных дел, и имеет для этого необходимые условия. Демократический режим - это не только политическая власть большинства, но и власть, уважающая права меньшинства.

При демократическом режиме гарантированы основные права и свободы граждан, беспрепятственно действуют политические партии, организации, учреждения, отстаивающие интересы различных социальных слоев, а также оппозиция. Политическая жизнь здесь разворачивается на широкой демократической основе: открыто обсуждаются проблемы политики, созданы механизмы, не допускающие чрезмерной концентрации власти в одних руках, определены оптимальные политические права и свободы граждан, формы их политического волеизъявления, установлено всеобщее избирательное право.

Демократия невозможна без альтернативных выборов на всех уровнях. Кандидатуры будущих лидеров предварительно отбирают группы, организации, партии, которые представляют основные политические силы общества. Вместе со своими кандидатами политические организации выдвигают обязательные для кандидатов программы или платформы.

Прочным основанием для демократического режима является многопартийность. Сильный парламент невозможен без сильной внутренней оппозиции. Постоянно предлагая альтернативы, оппозиция борется за усиление своего влияния в народе и тем самым как бы подгоняет своих политических соперников в решении назревших проблем. Плюрализма мнений, не сгруппированного в партии и не оформленного в платформах оппозиционных сил, достаточно для демонстрации внешней, показной стороны демократии, но не для ее действительной эффективности.

Демократия содержит в себе определенную опасность и для отдельной личности, подчиняя ее воле большинства, принося ее интересы в жертву государства, пусть даже "народного". Такая власть способна перерасти в свою противоположность - в тоталитаризм, в абсолютную власть большинства над меньшинством, коллектива над личностью, общего интереса над частным. Именно поэтому демократия должна быть ограничена законом, защищающим от власти права и свободы отдельной личности.

Авторитарный режим: это способ властвования, основу которого составляет сильная личность - монарх, диктатор, вождь. Анализ исторических фактов показывает, что авторитарный режим возникает, как правило, тогда, когда на повестку дня встает необходимость решения проблем модернизации экономики, ускорения темпов развития страны. Слом старых социально-политических институтов влечет за собой поляризацию сил, длительный политический кризис. Старыми, традиционно-демократическими методами с этим комплексом проблем не справиться. На политическую арену выходят силовые организации (армия, полиция и т.п.).

Политические права и свободы граждан и общественно-политических организаций при авторитарном режиме резко сужены, оппозиция запрещена. Политическая деятельность граждан и организаций или запрещена, или находится под жестким контролем. Правящие силы (партии, военные и полувоенные организации) срастаются с государственным аппаратом. Выборность органов управления ограничена. Парламент превращается в декоративное учреждение или ликвидируется. Власть сосредоточена в руках главы государства, которому подчинено правительство. У этого режима нет механизма преемственности власти, она передается бюрократическим путем, нередко - с использованием вооруженной силы, насилия.

Парламент формируется, как правило, на корпоративной основе, значительная его часть назначается, а не избирается; безраздельно господствует исполнительная власть, ключевые посты занимают лидер.

Вместе с тем авторитарный режим не устанавливает тотального слежения за обществом. Он проводит политику невмешательства /или ограниченного вмешательства/ в экономику, в другие неполитические сферы, сохраняя, хотя и ограничивая, самодеятельность гражданского общества.

Авторитарный режим обычно несет в себе возможность эволюции в сторону демократизма. Стабилизация экономического и социального развития снижает поляризацию в обществе, способствует формированию центра политических сил, что создает возможность перехода от авторитаризма к демократии. Следовательно, авторитарный режим можно охарактеризовать как неограниченную власть узкого круга лиц или одного человека, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах.

Тоталитарный режим в первую очередь характеризуется полным (тотальным) контролем государственной машины над всеми сторонами жизни общества, каждого гражданина. Процесс становления и утверждения тоталитаризма предполагает насильственную организацию общественной жизни на принципах "чрезвычайного положения", сопровождающегося милитаризацией.

Для тоталитарного режима характерна мощная идеологическая система, призванная осуществлять целенаправленную пропаганду господствующей идеологии, используя для этого все современные средства массовой информации. Основанная на мифах и апеллирующая не столько к разуму, сколько к эмоциям, эта система заставляет людей поверить в истинность господствующей идеологии, в справедливость ее лозунгов и целей.

Важная черта тоталитаризма – так называемый "энтузиазматический фактор" - фактор подлинной любви огромных масс людей к тирану. Чтобы его сохранить, этот фактор "подпитывают" репрессиями, чистками, колоссальными перемещениями в социальном пространстве, взлетами и падениями, невиданными карьерами и немыслимыми жертвами.

Идеология тоталитаризма абсолютно нетерпима к инакомыслию. Всеобщему отрицанию подвергаются все ценности традиционного общества и в первую очередь те, что связаны с идейно-теоретическим наследием, "старой идеологии". Идеология тоталитаризма всегда рассчитана на массы, а не на элиту. Поэтому для ее распространения необходима элементарная всеобщая грамотность, своеобразная нивелировка культурного уровня населения. Политический плюрализм недопустим не столько из-за того, что он создает угрозу политической стабильности, сколько потому, что может быть разрушен миф о всеобщем единении вокруг идеологии. Жизнь при тоталитаризме до мелочей упорядочена, по-своему рациональна, носит церемониально-повседневный характер.

Во всех тоталитарных системах реальная власть принадлежит партии - носителю этой идеологии.

Социальная база тоталитаризма - люмпенство города и деревни, социальное положение которых неустойчиво.

Полный тоталитаризм чрезвычайно редок в человеческой истории.

Всегда сохраняются очаги хотя бы духовного сопротивления. В недрах самого тоталитаризма возникают силы, способные взорвать систему абсолютной власти или подготовить условия для его политической эволюции.

Итак, тоталитаризм - это политизированный способ организации всей общественной жизни, характеризующийся всеобъемлющим контролем со стороны власти над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии, поглощением со стороны партийно-государственного аппарата всего гражданского общества.

 

Вопросы и задания к теме

1. Что такое политическая система общества? Как она функционирует?

2. Какие подсистемы входят в политическую систему и какую роль они играют в ее функционировании?

3. Что такое функция политической системы? Раскройте содержание её функций и определите их значение для жиз­недеятельности общества в целом.

4. Каковы отличительные особенности советской политической систе­мы? Каков механизм функционирования политической системы со­ветского типа?

5. В чем состоят различия между абсолютной и конституционной мо­нархиями? Назовите страны с данными формами правления

6. Чем различаются парламентские, президентские и президентско – парламентские республики?

7. Какова форма правления в современной России? Аргументируйте свой ответ.

 

Литература

 

1. Белов Г.А. Функции политической системы / Кентавр, 1995. 3.

2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма.- М., 1990.

3. Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов н/Д., 1996. Р. 2.

4. Мухаев Р.Т. Политология.- М., 1998. Р. 3.

5. Орехов А.М. Бюрократия: от традиционного общества к информационному //ПСЖ, 1996. 6.

6. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. М., 1996.

7. Гаждиев К.С. Политическая наука.- М., 1995. - Гл. 5-7.

8. Демидов А.И. Федосеев А.А. Основы политологии.- М., 1995. Гл. 8.

9. Игрицкий Ю.И. Тоталитаризм вчера, сегодня... завтра? // Полис, 1998.- 4

10. Клямин И.М. Между авторитаризмом и демократией // Полис, 1996.- 6

11. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию.- М., 1997. Р. 4.

12. Тоталитаризм и посттоталитарное общество // СПЖ, 1998. 2.

13. Ульянов А. Политический режим // СПЖ, 1996. 1.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.