Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема III




Элементы политики

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

 

Одним из центральных понятий политологии является категория «политическая власть». В нашем обществе в недавнее время политическая власть понималась формально, абстрактно, как воля всего народа. Монополия на политическую власть принадлежала партийно-государственному аппарату, который устами своих пропагандистских институтов провозглашал гуманистические политические ценности – свободу, демократию, гласность и т.д., а в действительности превратил народ в безгласную массу, отчужденную от сознательного политического действия.

По существу мало что изменилось и в последние годы после того, как рухнула старая партийно-бюрократическая система и на ее развалинах стала формироваться новая. Именно поэтому в повестку дня поставлена задача теоретического осмысления происходящего, выявления причин растущей аполитичности масс, поиска закономерностей нормального функционирования политической власти.

 

Основные вопросы:

1) понятие и концепции власти;

2) специфика политической власти;

3) легитимность власти.

 

1. Сейчас многие исследователи и публицисты отмечают глубокий кризис политической власти, и ее организационную и содержательную неопределенность, отсутствие надежных механизмов демократического управления, руководства обществом и государством, эффективных способов регуляции общественной жизни, ее стабильности.

Представляется несомненным, что в центре политической сферы жизнедеятельности общества стоит государство. Государственная идея есть комплекс формализованных, догматизированных политико-правовых норм, правил, установок и т.д. Государство представляет собой институт реализации власти и концентрированное выражение и воплощение политической жизни. М. Вебер писал: «Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство. Таким образом, чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчинятся авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует.»[1] Стало быть, государство неразрывно связано с властью и властными отношениями. Власть представляет собой способность ее субъекта (отдельные личности, группы, организации, партии, государства и т.д.) насильственными или не насильственными методами и средствами навязать свою волю другим людям, распоряжаться и управлять их действиями. Власть возникла с возникновением человеческого общества и вместе с ним прошла долгий и противоречивый путь развития. Власть – необходимый элемент общественной организации, без которого невозможны жизнедеятельность и функционирование общества. Она призвана регулировать взаимоотношения людей между собой, а также между людьми, обществом и государственно-политическими институтами.

Понятие власти многозначно. Можно говорить о родительской власти, о власти человека над самим собой, о власти над природой и т.п. Но все-таки наиболее адекватное выражение феномен власти находит в государственно-политической сфере. Вместе с тем необходимо провести разграничительную линию между собственно властью и собственно государством. Ибо власть – общественная власть – существовала задолго до возникновения государства. В период первобытно – общинного строя власть носила общественный характер и осуществлялась всеми членами рода или племени, которые избирали старейшину или вождя. С усилением социальной дифференциации и возникновением государства на смену моральному авторитету старейшин пришел авторитет публичной власти. Возникли аппарат власти, особые принудительные учреждения, которые, в качестве структур государства, отделились от общества и стали над ним. Вопрос состоит в том, чтобы выделить содержание понятия «власть» и определить содержание понятия «политическая власть», рассмотренной в единстве и взаимообусловленности с другими видами общественной власти: экономической, духовной, военной, семейной и т.п.

Общим в определении понятия "власть" является то, что, по Веберу, в основе определения власти лежит признание асимметричности отношений между субъектами и существующая в связи с этим возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другого. Концентрированным выражением власти являются отношения господства-подчинения. Они характерны для таких обществ, в которых не развиты интересы и культура принятия решений, которые могли бы не только удовлетворить интересы большинства, но и не подавлять интересы меньшинства. В отечественных политических словарях под «властью» понимают способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства-авторитета, права, насилия экономического, политического, государственного, семейного и др.

При этом воля, как характеризует этот термин психолог С. Б. Кавелин, есть “способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления…главное в волевом акте заключается в осознании ценностной характеристики действия, её соответствия принципам и нормам личности”[2]

Но есть личность и личность. Анализируя этот факт, Кавелин отмечает, что потребность власти складывается из таких базовых потребностей личности, преобладание которых по отношению к власти формирует определённый тип личности. Так превалирование в характере личности потребности в свободе приводит её к деятельности, которая может обеспечить её независимость и самостоятельность - а это формирует тип личности нонконформиста. Гедонистические (стремление к удовольствию, спокойствию) потребности, осмысленные через отношение к власти как к источнику материального благополучия, порождает тип конформиста. Потребность в самоутверждении, возведённая в абсолют, ведёт к диктаторству. Потребность в самовыражении формирует тип авантюриста. Потребность быть личностью через служение людям воспитывает тип демократа.

Безусловно, каждая конкретная личность – совокупность перечисленных и других потребностей, причем в различном их сочетании. Важно то, что любому нормальному человеку – без биологических, психологических ущербностей – в той или иной степени свойственна потребность власти. Она естественно присуща человеку, хотя это и не означает, что он осознаёт своё право на власть в случае нарушения его интересов и прав.

Человек проявляет свою индивидуальную и социальную возможность состояться, выразиться, самоопределиться, стать личностью, перейти из состояния объекта в субъект, из состояния подчинения в состояние полноправного носителя и выразителя своей воли. Этим он отличается от животного, которому присуща биологическая, а не социальная потребность власти.

Человек становится личностью, когда, вовлекаясь в систему властных и подвластных отношений, проявляет свою свободу, независимость, суверенность, а следовательно, выступает господином своей воли, обретает возможность самовыразиться, самоутвердиться в обществе и государстве.

В сфере политики это означает то, что индивид поднялся над индивидуальным или узкогрупповым эгоизмом, способен на базе своего интереса реализовать коллективную волю людей в сфере управления, руководства, направленную на стабилизацию нормальных человеческих форм жизни, т.е. он приобщается к политической власти.

 

2. Политическая власть всегда носит общественный характер, проявляется через функционирование специальных структур, предлагает использование силы принуждения, нравственного влияния, опоры на традиции, и специфические чувства людей. Такая интерпретация власти ориентированна на возможность разнообразия проявления способности субъекта власти влиять на её объект. В ней учитывается тенденция уменьшения меры и пространства применения принуждения, силы, подавления, возрастания роли добровольного согласия с законной властью.

Власть часто отождествляют с её орудиями – государством, политической организацией общества, с её функциями - управлением (например, с её методами – принуждением, убеждением, насилием). Некоторые ставят знак равенства между властью и авторитетом. Последний имеет много общего с ней, но и отличается от власти принципиально. Конечно, без управления невозможно осуществлять власть, но и без власти невозможно управлять. Сама власть выступает в виде управления, управление – в виде власти. Но управление не есть функционирование власти. Управление шире власти. Власть – элемент управления, источник силы управления. Процесс управления представляет собой процесс реализации властной воли для достижения цели властителя. Управление же является средством, при помощи которого целенаправленное воздействие власти из возможности превращается в действительность.

Основным способом существования власти является её проявление в различных формах зависимости, независимости и взаимозависимости между политическими субъектами. Поскольку методы развития и функционирования власти многочисленны, то и формы, используемые властными структурами, многообразны. К ним относятся: насилие, принуждение, контроль и управление, принятие и реализация решений, поощрение, сотрудничество, и др.

Политическая власть реализуется прежде всего в управлении. Оно охватывает следующие процессы:

- взаимоотношения между различными социальными группами и другими социальными общностями людей, функционирование и совершенствование государственного аппарата управления;

- развёртывание местного самоуправления через вовлечение всё большего количества людей в процесс управления государственными и общественными делами;

- осуществление внешнеполитических функций и др.

Функция управления есть сущность политики, она невозможна вне функции руководства, в которой выражено направление, основные задачи, важнейшие принципы и пути их осуществления. Руководство определяет приоритетные цели развития общества, а управление – пути и механизмы реализации поставленной цели. Руководство и управление неотделимы друг от друга.

В управлении обществом используются административные, авторитарные и преимущественно демократические методы руководства. По существу они взаимосвязаны, дополняют, взаимообуславливают друг друга. Поэтому нельзя абсолютизировать или, наоборот, полностью отрицать административные методы. Задача – найти правильное соотношение административного и демократического. Находясь в противоречии в зависимости от объективных условий и субъективного выражения, эти методы управления приобретают различное содержание, формы, в которых проявляется степень той или иной из форм.

Единство элементов принуждения и убеждения, добровольности в политической власти, механизмы её функционирования и развития составляют содержательную сторону технологий политической практики. А она, в свою очередь базируется на следующих основных принципах политической власти: всеобщность, управляемость, многоуправляемость, легитимность, конкретность, взаимосвязь, подвижность, изменчивость содержания и т. д.

Политическая власть представляет собой отношения между властными и подвластными структурами, возможностями и способностями политических субъектов осуществлять свою волю в интересах гражданского общества, государства, а следовательно, и своих лично. При этом волевые устремления, установки, ориентации не абсолютируются, не рассматриваются вне и независимо от объективной природы общественных отношений. К. Маркс писал: “При исследовании явления государственной жизни слишком легко поддаются искушению упускать из виду объективную природу отношений и все объяснять волей действующих лиц. Существуют, однако, отношения, которые определяют действия как частных лиц, так и отдельных представителей власти и которые столь же независимы от них, как способ дыхания… будем видеть действия объективных отношений там, где на первый взгляд кажется, что действуют только лица”[3].

Необходимо подчеркнуть ту мысль, что объективные политические отношения проявляются только в деятельности масс, коллективов, личностей, но только как выразителей коллективной воли, общезначимых интересов.

Властные отношения складываются прежде всего из необходимости поддержания общественного порядка. Порядок - это основание общественного творчества и важнейшее условие закрепления его общезначимых результатов.

Возникает вопрос: какие же элементы образуют общественный порядок?

Это различного рода общности, действующие в качестве социально-исторических субъектов: национальные, классовые группы, конфессиональные и территориальные общности. Поддержание установившегося общественного порядка осуществляется не только центральными органами власти, в масштабах всего общества, но и на уровне определенных общностей, и в рамках трудовых коллективов, малых групп, в семье.

Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод:

- власть - это присущее обществу волевое отношение между людьми; она призвана обеспечить соблюдение социальных норм и ценностей при помощи системы средств и методов, социально-политических институтов и организаций.

Власть должна:

- обеспечивать законные права и конституционные свободы граждан всегда и во всем;

- утверждать право как стержень общественных отношений и самой уметь подчиняться праву;

- выполнять хозяйственно- созидательные функции.

Источники власти они многообразны, как и сама общественная жизнь и структура общественных отношений. Понятие «источник власти» подразумевает средства, которые используются для воздействия на объекты власти для достижения поставленных задач. Ресурсы власти – это средства, которые есть в наличии, но не задействованы при решении задач. Изучение всех возможных и фактически используемых средств власти позволяет рассчитать потенциал власти. Учет используемых средств и ресурсов сопротивления властным структурам дает возможность подсчитать силу власти.

Источники власти различны у центральных и региональных органов, у партийных, государственных и иных структур. Но во всех случаях ресурсы политической власти носят нормативный характер: каждый акт носителя власти опирается на уже имеющийся принцип, традицию, закон и т.д.

По мнению Ф. Бурлацкого, определение природы власти предполагает:

- социально-классовый подход;

- конкретно - социальный подход, учитывающий плюралистический характер власти в обществе;

- не только конструирование общего понятия власти, но и выяснение специфических особенностей отдельных ее видов: экономической, политической, государственной и т.п.;

- дифференциацию общественной и личной власти, которые переплетаются между собой, но могут и не быть связаны друг с другом (семейная власть не есть политическая власть);

- учет различных особенностей власти в разных социально-политических структурах, формациях, цивилизациях;

- выделение волевых и правовых начал, которые тесно связаны между собой, но не всегда совпадают друг с другом[4].

Политическая власть характеризуется реальной способностью данного класса, группы, слоя, индивида проводить свою волю. Понятие политической власти шире понятия государственной. Известно, что политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в других составных частях социально-политической системы: в рамках партий, профсоюзов, международных организаций и т. д. В то же время государственная власть обладает монополией на то, чтобы принудить членов общества выполнять свои намерения. Государственная власть – эта форма политической власти, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения и пользующаяся специальным аппаратом принуждения, как одним из средств для соблюдения законов и распоряжений.

Власть опирается на установившийся порядок и организованные действия, воплощается в них. Именно право действовать по своему усмотрению, с использованием этого порядка и организации и означает обладание властью. Субъектом власти может быть как индивидуум, так и коллективно действующее юридическое лицо: организация, партия, комитет, совет и т. д. Но поскольку все властвовать не могут и этим правом обладает только часть людей, коллектива, группы, класса, постольку вопрос заключается в делегировании власти.

Делегирование может быть направленно «вверх» и «вниз». Рассмотрим первое направление – «вверх». Это тот случай, когда личность, коллектив, социальная и т. п. общность передает, делегирует часть своих полномочий другому субъекту, который обладает большей возможностью к действию (например: депутат обладает большими возможностями для реализации потребностей населения, именно поэтому избиратели и делегируют часть своих прав для того, чтобы этот избранник народа наиболее полно и эффективно реализовал их общие потребности). Есть ли уверенность в том, что человек, которому делегированы полномочия, будет всегда и во всем руководствоваться честным отношением к своим обязанностям – свято выполнять те обещания, которые он щедро раздавал, завоевывая голоса избирателей? Таких гарантий никто дать не может. Наоборот, история говорит о другом: возникновение культов, диктатур, тоталитарных режимов – тому пример.

В свое время М. А. Бакунин, П. П. Кропоткин, Р. Михельс, М. Вебер основательно разработали эту тему. В нашей стране, как известно, партия большевиков из политической организации превратилась фактически в орган государственной власти, не терпящий оппозиции. У руля управления долгое время стояли одни и те же лица. Они проводили политику, отражавшую в основном интересы тех, кому делегирована власть, а не тех, кто ее делегировал. По этому поводу Р. Михельс, историк и социолог, долгое время проживавший в Италии, писал, что партия создается как средство достижения цели. Однако, став целью сама по себе, озабоченная своими собственными задачами, интересами, она отчуждается от того класса, который представляет. И заботится в первую очередь о том, как бы не утерять своего господствующего в обществе положения, а не о том, чтобы выполнить свои обязательства перед народом, классом.

Теперь о втором направлении делегирования власти – «вниз». Субъект власти верхнего эшелона делегирует какие-то свои властные функции нижестоящим структурам, людям, оставаясь по-прежнему основным обладателем «верховной» власти. Это выгодно ему, так как многие мелкие дела могут быть решены на месте без апелляции к центральной власти. И, следовательно, она не будет загружена решением мелких, оперативных, тактических дел, освобождая свое время для разработки стратегических, глобальных, «судьбоносных» проблем. Но вместе с тем здесь тоже есть риск, так как субъект власти «нижнего этажа» стремится, как правило, выйти из под опеки центра и нередко начинает диктовать свои правила поведения. В связи с этим обладатель центральной власти становится зависимым от будущих решений других людей и может утратить возможность полноправно управлять в соответствии с разработанным планом действий. Как же выйти из этого положения? В таком случае зачастую делегируют не власть, а полномочия, что позволяет высшему звену не выпускать из своих рук бразды правления. Чтобы нижнее звено не превратилось в противника, чтобы его сделать послушным, ему даются свои «помощники», которые контролируют не только дела, но даже задумки носителя власти «нижнего» этажа. Следовательно, делегирование объема полномочий «вниз» имеет определенную границу, за пределами которой реальная опасность не только потери власти субъектом, но и расстройства всех государственных дел, более того, потеря самостоятельности страны. Власть не должна упускать нити управления из своих рук.

Вместе с тем необходимо помнить, что только при условии баланса властей, их разделения, можно рассчитывать на стабильность власти. В нашей стране в современных условиях это справедливое требование, проверенное историей цивилизации, вышло на уровень первоочередной задачи. Соединение властей недопустимо, поскольку ведет к тоталитаризму, бесконтрольности. Соединение законодательной и исполнительной власти подрывает верховенство закона. Если к тому же судьи будут не только судить, но и законодательствовать, то и сама жизнь людей окажется жертвой произвола.

В качестве положительного примера можно рассмотреть существующую систему разделения властей в США. По конституции страны, законодательная власть принадлежит Конгрессу, состоящему из Палаты представителей и Сената. Исполнительной властью наделен президент. Избирается он не Конгрессом, а выборщиками. Президент США является главой государства и правительства. Он не подчинен Конгрессу. Однако Палата представителей может возбудить обвинение против президента в случае совершения им правонарушений. Но решение по привлечению Президента к ответственности принимает Сенат.

Конгресс утверждает госбюджет по представлению президента. Министров назначает Президент, но уже с согласия не Конгресса, а Сената.

Законы, принятые Конгрессом, подписывает Президент. Он может их возвращать, наложить вето, Конгресс может преодолеть вето, если 2/3 голосов каждой из палат вторично одобрят закон.

Верховный суд США состоит из председателя и членов суда, назначаемых пожизненно президентом. Но требуется согласие Сената. Суд является органом конституционного надзора. В нашей стране сложилась такая система, что выделить ветви власти оказалось очень трудно – они были стянуты в один узел. По существу законодательная структура никакой власти не имела. В то время как исполнительная власть концентрировала ее в своих руках. Управленческий аппарат издавал противоправные подзаконные акты, имевшие статус закона. Что касается судебной власти, то она только могла лишь формально именоваться властью, поскольку суды любой инстанции руководствовались не законом, а телефонным правом. Отсюда и низкий авторитет судов. А без авторитета какая может быть власть?

Таким образом, в настоящее время в нашей стране наиболее актуальной проблемой является осуществление чёткого разделения властей, законодательное определение их компетенции и независимости, несоподчинённости, но взаимоконтроле.

3. Легитимность власти (от лат. легитимус – подлинность, законность). Законодательная и исполнительная власти легитимны, если они согласуются с представлениями людей о праве и справедливости и лежащими в их основе ценностями и нормами, на которые опирается в обществе государственная власть, признанная всеми. Любая государственная власть нуждается в доверии (законности, легитимности), если она хочет располагать минимумом согласия, а не опираться на психическое или физическое давление, тем более на террор, если она хочет быть прочной, стабильной длительное время.

В условиях демократии государственная власть легитимна, если:

1) власть исходит из народа, от народа и исполняется в соответствии с волей большинства, т.е. обладатель государственной власти избран народом прямо или косвенно и на определённый срок и может быть явно проконтролирован;

2) государственная власть осуществляется в соответствии с конституционными принципами.

Легитимность власти основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам. Но легитимность не означает, что абсолютно все граждане принимают данную власть. В обществе всегда есть правонарушители, анархисты, критики правящей элиты, несогласное меньшинство. Легитимность означает, что принимаемые законы и указы выполняются основной массой населения. Такое возможно при согласии с данной властью и при развитой культуре законопослушания. Что является главным критерием легитимности? Согласно либерально-демократической позиции, легитимной можно назвать только такую власть, которая сформирована в результате демократических процедур. Если же в основе власти лежит насилие, такая власть не признаётся законной.

У сторонников прагматизма иной подход: они считают, что критерием легитимности служит способность власти овладеть сложной ситуацией в обществе, поддержать в нём стабильность.

Сегодня преобладает точка зрения, что основой легитимности является убеждение большинства населения в правомерности данного строя. Устойчивость системы власти в конкретной стране также можно считать признаком легитимности.

Для легитимности власти большое значение имеет пропаганда ценностей, на которых зиждется проводимая политика. Дело в том, что государственная пропаганда служит функциональной социализации – т. е. признанию массами правительственной политики. У правящей элиты появляется соблазн ограничить поступающую в распоряжение общества информацию. В результате предотвращаются или уменьшаются поводы для волнения в массах, в конечном итоге массы привыкают только к одному – правительственному источнику информации.

В успехе легитимации большую роль играют качества политической элиты. История учит, что прочность власти, результативность проводимой политики зависят от интеллектуального потенциала и энергии элиты, от её способности воспользоваться благоприятными факторами, от умения блокировать неблагоприятные. Легитимность не постоянна. Только всемерное поддержание её делает власть прочной и надёжной.

 

 

Вопросы и задания к теме

1. Почему общество не может обойтись без власти? Каково, на ваш взгляд, главное назначение власти в обществе? Аргументируйте свой ответ.

2. Какое определение власти (власть как сущность или власть как от­ношение) в большей мере соответствует действительности?

3. Что такое ресурсы власти?

4. Что отражает понятие "легитимность власти"? Как оно соотносится с понятием "легальность власти"? Кто был создателем теории легитимности?

5. На каком типе легитимности основан современный режим в России?

6. Как соотносятся легитимность и эффективность власти? Назовите признаки падения и повышения легитимности режима.

 

 

Литература

 

1. Белов Г. А. Политология.-М., 1997.

2. Вебер М. Избранные произведения.-М., 1990.-С.646, 697.

3. Дегтярёв А. А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения.//Полис, 1996.-№5.

4. Мухаев Р.Т. Политология.-М., 1998, раздел 2.

5. Политология.//Под ред. Н. И. Азарова.-М., 1999, т.6.

6. Золина Б. Философия власти И. А. Ильина//Полис, 1997.-№6.

7. Зеркин Д. П., Федосеев А. А. Основы политологии. - Ростов-на-Дону, 1997.Л 4.

8. Политология.//Под ред. А. А. Радугина.-М.,1997. Тема 3.

9. Политология. Энциклопедический словарь.-М., 1993.-С.40.

10. Пугачёв В. П., Соловьёв А. И. Введение в политологию.-М., 1996.-Гл.6.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.