Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование межбюджетных отношений




Состав доходов и расходов бюджетов.

Бюджетное устройство. Понятие и элементы.

Субъекты бюджетного права и бюджетные правоотношения.

Понятие и источники бюджетного права.

---

1. Понятие и источники бюджетного права.

В связи с функционированием государственных и местных бюджетов в рамках соответствующих территорий возникает широкий круг общественных отношений которые регулируются нормами такой подотрасли финансового права как бюджетное право.

Бюджетное право занимает центральное место в системе финансового права, что обусловлено положением бюджета в финансовой системе государства. Специфика предмета регулирования в данном случае определяется следующими моментами, во-первых, в качестве субъектов отношений здесь выступает непосредственно РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, а также соответствующие органы законодательной, исполнительной власти в пределах их компетенции. Эти отношения возникают по поводу денежных фондов государства и муниципальных образований в форме соответствующих бюджетов имеющих публичное значение для государства и его территориальных образований. В бюджетном праве выделяют следующие блоки норм которые регулируют, во-первых, общие положения т.е. определяют предмет, принципы, источники, субъектов, во-вторых, бюджетное устройство государства, т.е. строение бюджетной системы, особенности ее функционирования, в-третьих, состав доходов и расходов бюджета, как правило в целом бюджетной системе их состав применительного к бюджетам определенного уровня и особенности их разграничения между бюджетами, в-четвертых, это бюджетный процесс - процедурный порядок формирования и реализации бюджета, в-пятых, разграничение бюджетной компетенции, шестое - нормы регулирующие организацию бюджетного контроля, седьмой блок норм - защита прав и законных интересов участников бюджетных правоотношений, таким образом можно выделить следующее определение.

Бюджетное право это подотрасль финансового права объединяющая совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с организацией бюджетной системы страны, а также распределением и использованием денежных средств сосредоточенных в государственных либо местных бюджетах. Отношения, составляющие предмет бюджетного права урегулированы правовыми нормами содержащихся в различных источниках. Прежде всего это конституция РФ. Специальный источник - бюджетный кодекс РФ. Далее идут ФКЗ, ФЗ, законы субъектов РФ, среди них закон о правительстве РФ, ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, также нормы подзаконных актов это постановление правительства РФ.

 

2. Субъекты БП и бюджетные правоотношения.

Выделяют следующие черты бюджетных правоотношений:

1. Бюджетные правоотношения связаны с образованием, распределением и использованием централизованного государственного либо муниципального денежного фонда соответствующей территории.

2. Права и обязанности субъектов, обусловленные формированием и использованием бюджета как основного финансового плана.

3. В б/п в качестве одной из сторон всегда участвует государство либо МО или орган гос. власти или МСУ, представляющие интересы публично-правовых образований.

4. Данный правоотношения носят непрерывный повторяющийся характер.

5. Б/п носят публичный характер

6. Складываются преимущественно по поводу денежных средств.

Классификации б/п:

В зависимости от содержания:

Материальные

Те, которые возникают в процессе формирования доходов, осуществления расходов, осуществления гос. и мун. заимствований, регулирования гос. либо мун. долга.

Процессуальные

Те, которые складываются в результате осуществления деятельности в рамках бюджетного процесса, то есть подготовка бюджета, рассмотрение и утверждение бюджета, исполнение бюджета, подготовка отчетности по результатам исполнения бюджета (бюджетная отчетность).

Исходя из структуры бюджетной системы:

· Отношения относительно федерального уровня

· Отношения относительно бюджета субъектов РФ

· Отношения относительно местных бюджетов

В зависимости от федеративного устройства:

ü Вертикальные бюджетные отношения

Опосредуют связи между РФ и ее субъектами и МО, как правило, на основе субординации.

ü Государственные бюджетные отношения

Связи между равноправными по юридическому статусу территориями.

Структура:

Объект - то благо, по поводу которого субъекты вступают в социально значимую связь. В большинстве случаев объект - материальные блага – денежные средства в централизованных денежных фондах в большинстве своем.

Субъекты – участники б/п, которые делят на 4 группы:

ü РФ, субъекты РФ, МО

ü Органы гос. власти, органы МСУ

ü Кредитные организации

ü ГУПы, МУПы и учреждения (конечные получатели средств предоставляемых средств)

Содержание - права и обязанности участников, в том числе компетенция.

Бюджетные полномочия субъекты первой группы осуществляют посредством делегирования их субъектам второй группы и ввиду этого в статьях с 7 по 9 БК закреплены бюджетные полномочия РФ, осуществляемые федеральными органами гос. власти, ст. 8 – полномочия субъектов РФ, ст. 9 – МО.

 

 

3. Бюджетное устройство. Понятие и элементы

Бюджет – центральное звено финансовой системы РФ; является одним из признаков гос-ва; основа гос. суверенитета.

Любой бюджет представляет собой комплекс экономических отношений, в процессе которых образуется и используется централизованный денежный фонд определенной территории.

В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и МСУ.

Как и любое другое соц. мероприятие начинается с планирования доходов и расходов, которые составляются на определенный период. Во многих государствах таким периодом называется календарный год, который звучит как финансовый год. В РФ это закреплено в ст. 12.

Гос. также закрепляет правовую форму бюджета применительно к различным уровням бюджетной системы. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов принимаются в форме законов, а бюджеты МО в форме решений представительных органов МСУ. Обозначенные правовые формы дополняют финансово плановые акты органов исполнительной власти, которые конкретизируют бюджет (примером может служить бюджетная роспись).

И федеральный бюджет и региональные, а также местные бюджеты предназначены для исполнения расходных обязательств (обусловленные законом, иным НПА, либо договором (соглашением) обязанности публично-правового образования, либо действующего от его лица бюджетного учреждения предоставить получателям, в том числе субъектам международного права средства из соответствующего бюджета) публично-правовых образований.

Закон РСФСР:

Бюджетное устройство – организация бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система – совокупность федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, а также местных бюджетов с учетом особенностей государственного устройства, положений действующего законодательства.

Бюджет как финансовый план соответствующей территории, принимаемый в форме закона либо решения необходимо отличать от консолидированного бюджета (свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории; не имеет правовой формы, обладает скорее информативной функцией, используется для расчета, анализа и прогнозирования).

Все бюджеты входящие в бюджетную систему РФ, за исключением бюджетов внебюджетных фондов, имеют единую структуру, определенную бюджетной классификацией.

Бюджетная классификация – группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов. Любой бюджет состоит из расходной части и доходной, а третья – источники финансирования дефицита бюджета включаются только в том случае, если на соответствующей территории предусмотрены расходы на погашение гос. либо мун. долга, либо образуется значительный дефицит бюджета.

Основной принцип функционирования бюджетной системы – сбалансированности, также есть другие: единства бюджетной системы, прозрачности, самостоятельности бюджетов субъектов и местных бюджетов, принцип единства кассы (ст. 28 БК).

4. Состав доходов и расходов бюджетов

Доходы бюджетов – поступающие в бюджет д/с.

Их структура закреплена в бюджетном законодательстве.

Структура:

Налоговые доходы – федеральные региональные местные налоги и сборы, в т.ч. налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, штрафы, пени, предусмотренные налоговым законодательством.

Перечень налоговых доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов, бюджетов муниципальных районов и городских округов, а также бюджетов городских и сельских поселений закреплен в следующих статьях: 50, 56, 61, 61.1, 61.2.

Неналоговые доходы – доходы от использования имущества, находящегося в государственной либо в муниципальной собственности, доходы от продажи имущества, которое находится в государственной собственности (исключения: акции и иные способы участия в капитале; продажа государственных запасов, драгоценных металлов и камней), доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, вследствие возмещения вреда и иные суммы принудительного изъятия, средства самообложения граждан, иные доходы (таможенные платежи - 48% неналогового бюджета, 50 % прибыли ЦБ) – статьи – 51, 56, 62 БК РФ.

Безвозмездные поступления – финансовая помощь в форме дотаций, субсидий, субвенций, безвозмездные перечисления ю/л, международных организаций, правительств, ф/л, в том числе добровольные пожертвования.

Расходы бюджетов – выплачиваемые из бюджета д/с.

Все расходы распределяются по своему: социально-экономическую политику, безопасность и обороноспособность государства, правоохранительную деятельность, расходы на судебную деятельность, расходы на содержание гос. аппарата и мун. органов. Все расходы бюджета формируются в соответствии с уже имеющимися расходными обязательствами. Возникают расходные обязательства при наличии оснований указанных в статьях с 84-86 БК РФ. Расходные обязательства связаны с такой категорией бюджетного права как бюджетные обязательства.

Бюджетные обязательства – это те расходные обязательства, которые подлежат исполнению в соответствующем финансовом году.

С бюджетными обязательствами связана категория бюджетные ассигнования – предельные объемы денежных средств, предусмотренные в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Направления бюджетных ассигнований есть в ст. 69 Бюджетного кодекса.

 

5. Межбюджетные отношения.

В соответствии со ст. 6 БК РФ межбюджетные отношения это взаимоотношения между публично правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного правоотношения. Межбюджетные отношения - это совокупность экономических отношений, которые складываются по поводу распределения и перераспределения бюджетных средств, между РФ и ее субъектами и соответственно муниципальными образованиями, с целью обеспечения их функций, а также достижения сбалансированности, доходов и расходов всех бюджетов, бюджетной системы, согласно положениям бюджетного законодательства, основу механизма межбюджетных отношений составляют межбюджетные трансферты. Межбюджетные трансферты это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы другому (обычно с вышестоящего уровня бюджета в нижестоящий). К формам межбюджетных трансфертов относят: дотации, субсидии и субвенции. Данный перечень не является закрытым.

Дотация - это такая форма межбюджетных трансфертов, которая предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений или условий их использования.

Субсидия - это такая форма межбюджетных трансфертов, которая предоставляется ниже стоящим бюджетам в целях софинансирования их расходных обязательств.

Субвенция - это такая форма межбюджетных трансфертов, которая предоставляется ниже стоящим бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств переданных из нижестоящего уровня.

Привести примеры субвенций, которые перечисляются бюджету Волгоградской области.

Бюджетное законодательство предусматривает условие предоставления межбюджетных трансфертов, эти условия определяются применительно к каждой конкретной форме трансфертов, общей будет являться соответствие соблюдения субъектами бюджетного и налогового законодательства.

 

Тема: Правовой режим государственных и муниципальных целевых денежных фондов.

План:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.