Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и особенности государственных внебюджетных фондов




Правовой режим целевых бюджетных фондов.

Понятие и значение целевых государственных и муниципальных денежных фондов.

---

1. Понятие и значение целевых государственных и муниципальных денежных фондов.

Создание данных фондов позволяет аккумулировать (образовывать) значительные денежные ресурсы и направлять их на решение определенных социально-экономических задач. Целевые денежные фонды образуются в соответствии с законодательством РФ, которое определяет и порядок их использования. Образование этих фондов позволяет влиять на процесс производства, а также осуществлять различные мероприятия социального характера путем выплаты пенсий пособий. В финансовом праве под фондом понимается не только соответствующая организация (например, пенсионный фонд), но и собственно совокупность денежных средств, которые формируются за счет установленных законом источников, аккумулируемых на определенных счетах и предназначенных для определенных целей.

Основания для классификации:

в зависимости от формы собственности - государственные (объединяют, как федеральные так и фонды субъектов) и муниципальные.

по целям формирования - экономические и социальные.

в зависимости от органов их создающих - фонд президента РФ; фонд правительства РФ; фонды высших органов исполнительной власти, как федерального уровня, так и регионального уровня; а также фонды местных администраций.

по срокам функционирования - есть фонды, которые создаются на постоянной основе, а есть временные.

по характеру формирования и использованию - фонды, включаемые в бюджет и внебюджетные.

Особенностью целевых фондов заключаются в следующем:

1) создаются только на основе нормативно-правового акта (это, как правило, закон либо постановление);

2) формируются уполномоченным компетентным органом;

3) образуются с заранее установленной целью;

4) подлежат государственному финансовому контролю;

5) данные фонды включаются в бюджетную систему государства.

Основы правового регулирования (нормативная база).

Это Конституция РФ, БК РФ, ФЗ "О федеральном бюджете", ФЗ'ы о бюджетах государственных внебюджетных фондов, законодательство субъектов РФ о бюджетах субъектов и бюджетах территориальных внебюджетных фондов, решение представительных органов МСУ о местных бюджетах и нормативные правовые акты органов исполнительной власти РФ, субъектов и исполнительных органов МСУ.

 

2. Правовой режим целевых бюджетных фондов.

Целью образования данных фондов это более эффективное использование бюджетных средств.

Раннее действующая редакция БК определяла целевой бюджетный, как фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов и используемый по отдельной смете.

Целевые бюджетные фонды имеют следующие общие черты:

1) созданы с определенной целью, что находит отражение в направлениях их расходования;

2) все показатели данных фондов определяются при утверждении соответствующих бюджетов.

Эти фонды создаются в структуре бюджета на основании закона или решения об бюджете и соответственно как и бюджет они существуют финансовый год после чего их действие может быть пролонгированы либо эти фонды ликвидируются.

Разновидности фондов:

1) резервные;

2) целевые.

Резервные фонды это резервный фонд президента РФ, резервные фонды органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Резервный Фонд президента РФ.

Федеральным законом о федеральном бюджете предусматривается создание Резервного Фонда президента РФ в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Средства данного фонда используются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов. Использование бюджетных ассигнований данного фонда осуществляется на основании указов и распоряжений президента. Запрещается использование средств данного фонда на следующие мероприятия: проведение выборов и референдумов, освещение своей персоны (самореклама).

Создаются фонды исполнительной власти в расходной части бюджета. Запрещается тратить на:

- создание резервных фондов,

- органов законодательной и исполнительной власти.

Размер этих фондов устанавливается законами о соответствующем бюджете и не может превышать 3% утвержденных указами, решениями общего размера расходов. Средства направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов:

проведение аварийно восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций.

Бюджетное ассигнование производится на основании правительства, высших органов исполнительной власти субъекта и местной администрации.

 

Резервный фонд это часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случаях недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

К нефтегазовым доходам относятся доходы от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий, природный газ, газовый конденсат из всех видов углеводородного сырья), вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, вывозные таможенные пошлины на товары выработанные из нефти.

Нефтегазовый трансферт это часть средств федерального бюджета используемых для финансирования ненефтегазового дефицита бюджета за счет нефтегазовых доходов и средств резервного фонда.

Ненефтегазовый дефицит - это разница между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов и средств резервного фонда и фонда национального благосостояния и общим размером дохода бюджета.

Федеральный Закон "о бюджете" может предусматривать использование средств резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга РФ. Внешний долг от внутреннего отличается видом валюты. Внешний - в иностранном валюте. Внутренний - в рублях.

Средства резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту, а также в следующие виды финансовых активов номинированных в иностранной валюте. Финансовые активы - это

1) долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;

2) долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;

3) депозиты и остатки на банковских счетах в иностранных банках и кредитных организациях;

4) депозиты и остатки на банковских счетах в Центробанке РФ.

Фонд национального благосостояния это также часть средств федерального бюджета подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования, добровольных пенсионных накоплений граждан, а также покрытие дефицита бюджета пенсионного фонда РФ по расчетам.

Средства фонда национального благосостояния могут размещаться также в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов:

1) долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;

2) долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;

3) депозиты и остатки на банковских счетах в иностранных банках и кредитных организациях; государственная корпорация внешэконом банк;

4) депозиты и остатки на банковских счетах в Центробанке РФ; долговые обязательства и акции юридических лиц; доли участия инвестиционных фондов.

Целевые бюджетные фонды.

Назначением этих фондов является предоставление бюджетных ассигнований в виде финансовой помощи нижестоящим бюджетам и в зависимости от уровня бюджета выделяют следующие целевые фонды:

на федеральном уровне:

1) федеральный фонд финансовой поддержки субъектов (из него предоставляются дотации субъектам);

2) федеральный фонд компенсаций (из него предоставляются трансферты в форме субвенций);

3) федеральный фонд софинансирония расходов (из него субсидии);

на региональном уровне:

4) региональные фонды финансовой поддержки муниципальных районов (дотации муниципальным районам и городским округам);

5) региональный фонд финансовой поддержки населения (дотации городским ил сельским поселениям);

6) региональный фонд компенсации;

на местном уровне:

7) районный фонд финансовой поддержки поселений.

 

3. Внебюджетные фонды.

Государственные внебюджетные фонды это фонды денежных средств с помощью которых государство аккумулирует и использует средства для решения социальных задач. В состав внебюджетных фондов включается:

Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования и федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. В раннее действовавшей редакции БК внебюджетный фонд определялся, как фонд денежных средств образуемый вне федерального бюджета, а также бюджета субъекта РФ предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, а также охрану здоровья и медицинскую помощь.

Правовой статус этих фондов определен в БК РФ, федеральных законах, которые устанавливают доходы и расходные обязательства отдельных государственных внебюджетных фондов, законы о бюджетах данных фондов и правовые акты правительства РФ.

 

Особенности внебюджетных фондов.

- средства гос. внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности (это касается не только фондов федерального уровня, но и территориальных внебюджетных фондов);

- контроль за поступление платежей данных фондов осуществляет ФНС;

- средства внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов и соответственно изъятию не подлежат;

- средства межбюджетных фондов находятся в оперативном управлении государственных внебюджетных фондов.

Правовое регулирование, образование и использование д/с государственных внебюджетных фондов осуществляются законодательными органами власти, федерального и регионального уровней, а также министерством здравоохранения и социального развития, при этом законодательные органы, как правило, рассматривают и утверждают бюджеты этих фондов, а также отчеты об исполнении этих бюджетов, а на министерства здравоохранения и социального развития возложены задачи по координации деятельности пенсионного фонда, фонда обязательного медицинского страхования и фонда социального страхования.

Бюджеты внебюджетных фондов принимаются в форме законов одновременно с принятием либо федерального закона о федеральном бюджете, либо закона субъекта РФ о бюджете данного субъекта РФ. Отчеты об исполнении этих бюджетов принимаются в аналогичной форме. По общему правила исполнение бюджетов внебюджетных фондов осуществляется органами федерального казначейства.

Структура доходов внебюджетных фондов:

- доходы формируются за счет обязательных платежей установленных законодательством;

- добровольные взносы физических и юридических лиц;

- иные доходы предусмотренные законодательством РФ.

Доходы каждого внебюджетного фонда это ст. 146 БК РФ.

Расходование средств осуществляется на цели предусмотренные законодательством РФ в соответствии с бюджетами этих фондов.

 

Пенсионный Фонд.

Является государственным внебюджетным фондов предназначенным для обязательного пенсионного страхования в РФ. Его правовой статус определяется БК РФ, федеральными законами: «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г., «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г., «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ», «О бюджете пенсионного фонда», иные ФЗ и подзаконные нормативно-правовые акты, в частности, Положение «О пенсионном фонде РФ».

Основные социальные задачи, стоящие перед пенсионным фондом это выплата пенсий и социальных пособий. Формируется пенсионный фонд только на федеральном уровне. Структура доходов закреплена в ст. 146 БК РФ и конкретизирована в ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании». Страховые взносы поступают в бюджет пенсионного фонда согласно ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» и обеспечивают финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Средства федерального бюджета поступают в бюджет пенсионного фонда и обеспечивают финансирование базовой части трудовой пенсии (трудовая пенсия стоит из базовой пенсии и накопительной). Это закреплено ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

Кроме того из федерального бюджета, бюджету пенсионного фонда выделяются средства: 1) на выплату пенсий, назначенных досрочно гражданам признанными безработными; 2) социальных пособий на погребение умерших пенсионеров не работающих на день смерти; 3) на выплату дополнительного пожизненного, ежемесячного материального обеспечения гражданам осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного и оружейного комплекса; 4) на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан; 5) на возмещение уплаты страховых взносов в период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Это основные направления на которые выделяются средства.

Средства пенсионного фонда расходуются: 1) на выплату трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров не работающих на момент смерти (данное расходное обязательство установлено ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и законом «О погребение и похоронном деле»); 2) на доставку пенсий, выплачиваемых за счет бюджета пенсионного фонда; 3) на финансовое и материально-техническое обеспечение пенсионного фонда; 4) на иные цели предусмотренные законодательством (расходы на прикладные научные исследования в области социальной политики, оказание социальной помощи и иные цели).

 

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Эти фонды созданы по исполнению закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» от 28.06.1991 г. Правовой режим этих фондов определен уставом федерального фонда обязательного медицинского страхования. Этот устав был утвержден Постановлением Правительства от 29.07.1998 г. и Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета от 24.02.1993 г. И федеральный и территориальный фонд ОМС созданы для реализации социальной государственной политики в области обязательного медицинского страхования. Основные источники образования бюджетов этих фондов: 1) обязательные платежи, подлежащие отчислению в их бюджет в соответствии с законодательством; 2) добровольные взносы; 3) бюджетные ассигнования (бюджетные ассигнования из федерального бюджета поступают в федеральный фонд на выполнение федеральных, целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования; бюджетные ассигнования территориальных фондов поступают в территориальные фонды на обязательное медицинское страхование неработающего населения).

Направление расходования:

1) Финансирование ОМС;

2) Организация подготовки специалистов для системы ОМС;

3) Субсидии на ОМС неработающего населения;

4) Мероприятия в области здравоохранения, спорта и физ. культуры и иные мероприятия.

 

Фонд социального страхования в РФ.

Правовой режим данного фонда определяется БК РФ и следующие федеральными законами: «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г., «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», ежегодно принимаемый ФЗ «О страховых тарифах на обязательное страхование от несчастных случаев», ФЗ «О бюджете фонда социального страхования», Постановлением Правительства РФ «О фонде социального страхования в РФ». Также как и пенсионный фонд, фонд социального страхования формируется только на федеральном уровне.

Расходные обязательства фонда социального страхования:

1) Выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам;

2) При рождении ребенка до достижения им возраста полутора лет;

3) Оплата путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечение и питание;

4) Частичное содержание находящихся на балансе страхователей профилакториев и санаториев;

5) Частичная оплата путевок в детские оздоровительные лагеря;

6) Частичное содержание детско-юношеских спортивных школ и иные направления расходных обязательств.

 

Тема: Бюджетный процесс в РФ.

План:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.