КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
II. Юридическая сторона вопроса
а) Французское право об ответственности Несчастные случаи с самолетами могут повлечь за собой: 1. Ответственность авиационной компании за несчастные случаи, происшедшие в полете или во время посадки (даже при отсутствии какой-либо вины со стороны компании или ее агентов); эта ответственность вытекает из договора о перевозке как пассажиров, так и грузов. Поскольку эта ответственность не распространяется на руководство аэродрома, мы не будем ее здесь рассматривать. 2. Ответственность юридического лица, эксплуатирующего аэродром, с момента установления его вины; причем юридическим лицом в данном случае может быть государство, общественная организация, частновладельческое предприятие или просто частное лицо. Эта ответственность в отношении частных лиц и предприятий определяется гражданскими судами, а в отношении государственных или общественных организаций — арбитражами. Если пожарно-спасательная служба входит в состав эксплуатационных служб аэродрома, то любое ее упущение или недостаточно четкая работа могут повлечь за собой ответственность лица, отвечающего за эксплуатацию аэродрома, либо за весь причиненный ущерб, либо за убытки, понесенные в результате неэффективности или отсутствия спасательных средств. 3. Ответственность общины, на территории которой находится аэродром, в случае неэффективности ее системы пожарной охраны. К этой ответственности, установленной Муниципальным законом от 5 апреля 1884 г. (ст. 97, п. 6), муниципалитет может привлекаться лишь в случае совершения им тяжелых нарушений при оказании помощи упавшему вне аэродрома самолету (запоздалое прибытие помощи, недостаточность средств, недостаточная маневренность и т. п.). Если в общине нет своей пожарной команды и она должна обращаться в спасательный центр, то немедленный вызов муниципалитетом команды из этого центра освобождает Муниципалитет от ответственности. Что касается спасательного центра, то, если он находится вблизи аэродрома, но его техническое оснащение не включает в себя средств, приспособленных для борьбы с пожарами самолетов, он, по нашему мнению, также может быть привлечен к ответственности. 4. Ответственность государства за недостаточный контроль за обеспечением безопасности аэродрома, открытого для общественного пользования. Точно так же, как любой аппарат и любая машина, являющиеся опасными, должны перед введением их в эксплуатацию подвергаться контролю со стороны государства, и подобно тому, как любое предприятие, представляющее опасность, должно иметь разрешение на открытие и контролироваться в своей деятельности, ни один аэродром не должен быть открыт для обслуживания воздушных линий, если он не оборудован минимумом спасательных средств, которые должны подвергаться периодическому контролю. Хотя при этом нельзя сослаться на какие-либо положения законодательства, государство как общественная власть (не отвечающая за эксплуатацию) может считаться ответственным совместно с органом или лицом, отвечающим за эксплуатацию, во всех случаях, когда будет установлено, что аэродром открыт и функционирует без соблюдения минимальных условий безопасности и при отсутствии необходимого контроля. б) Рекомендации ИКАО (Международная организация гражданской авиации Местопребывание оргкомитета — г. Монреаль) ИКАО в области пожарной охраны летательных аппаратов и аэропортов ограничилась составлением одного документа (циркуляр 4-AN/3 июнь 1948 г.). Отдел аэродромов, воздушных линий и наземных сооружений ИКАО решил на 3-й сессии в 1947 г., что еще не настало время рекомендовать Совету ИКАО принять по данному вопросу международные стандарты и нормы. Он предложил опубликовать в виде циркуляра составленный специальной комиссией экспертов документ об оснащении и оборудовании аэродромов с целью пожарной охраны и спасания людей в случае аварий самолетов (указанный выше циркуляр 4). На той же сессии по этому вопросу обсуждался еще один документ (док. 4686 AGA/525-18-9-47), представленный Англией. Оба эти документа, хотя и не обязывают аэродром иметь службу пожарной охраны и спасания, однако рекомендуют "возложить ответственность за отсутствие средств оказания помощи при несчастных случаях, борьбы с пожарами и спасания в первую очередь на администрацию аэродрома" (следует отметить, что рассмотрение этого вопроса, который должен был снова быть поставлен на сессии отдела в 1949 г., откладывается и по сей день). ИКАО недавно опубликовала циркуляр 41AN/36, в котором полностью воспроизводятся документы № 402 и 403 Национальной ассоциации по борьбе с пожарами. Однако в предисловии к этому циркуляру говорится: "Эта документация публикуется в форме циркуляра ИКАО для того, чтобы государства могли легче получить и изучить ее, но рекомендации, изложенные там, не должны рассматриваться как отражающие точку зрения ИКАО". В связи с этим следует отметить, что в ноябре — декабре 1953 г. ИКАО (Комиссия AGA) на пленарной сессии, состоявшейся в Санта-Крус, на о-ве Тенериф, приняла следующую рекомендацию за № 17 (документ 7434 — AFI, 11AGA): "Государствам рекомендуется при определении средств, выделяемых аэродромам для спасания людей, борьбы с огнем и помощи при несчастных случаях, учитывать советы, содержащиеся в циркуляре ИКАО 4 — AN/3, озаглавленном "Оборудование аэродромов для тушения пожаров и спасания людей при посадке самолетов". Следует обратить особое внимание на параграфы 15 и 16 этого циркуляра, касающиеся необходимой численности личного состава и его подготовки". Мы в максимальной степени руководствовались этой рекомендацией как в отношении личного состава, так и в отношении материальной части. Силы и средства, предлагаемые в данной работе, по меньшей мере столь же эффективны, как и рекомендуемые указанным циркуляром. III. ОГРАНИЧЕНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. а) Мнение американцев Комитет по пожарной охране авиации и авиапортов Национальной ассоциации по борьбе с пожарами (НАБП) заявляет в своем бюллетене № 8 (декабрь 1946 г.): "Спасание пассажиров и борьба с огнем на аэродроме — первостепенные обязанности начальника аэродрома независимо от того, является ли он представителем государства, частной компании или частным лицом. Рекомендуется как можно шире практиковать взаимную помощь различных аэродромных служб в деле спасания людей и тушения пожаров, а также использовать средства, которые могут предоставить муниципалитеты находящихся в непосредственной близости от аэродрома населенных пунктов. Ответственность начальника аэродрома за спасание пассажиров и борьбу с огнем распространяется также на близлежащие, легко доступные окрестности аэродрома, если за них не отвечают другие общественные службы, соответствующим образом организованные и оснащенные. Чувство долга в отношении защиты того или иного района помогает преодолеть искусственные барьеры, существующие между государствами, населенными пунктами и другими территориальными образованиями. Начальники аэродромов должны способствовать тому, чтобы гражданские органы пожарной охраны занимались вопросами спасания и тушения пожаров на самолетах, и консультировать их по различным специальным проблемам". б) Положение во Франции Вышеприведенный текст не устанавливает точно соответствующей доли ответственности начальника аэродрома, организаций и лиц, пользующихся аэродромом, и людей, живущих по соседству с аэродромом. Его достоинство', однако, в том, что спасание пассажиров и борьба с огнем на аэродроме считается первостепенной обязанностью начальника аэродрома. Конечно, инженерно-технические работники одни не в состоянии определить соответствующую долю ответственности с вытекающими из "ее финансовыми последствиями, которую юридически должен нести каждый из тех, кто в той или иной мере бывает связан с различной деятельностью аэродрома в момент, когда несчастный случай с самолетом происходит в близлежащей от аэродрома местности. На первый взгляд кажется, что администрация аэродрома (безразлично гражданского или военного), который уже по одному характеру своей деятельности создает дополнительную опасность для жителей соседнего или соседних населенных пунктов, должна нести значительную долю ответственности за увеличение опасности возникновения несчастных случаев в данных пунктах. Авиационные компании, пользующиеся аэродромом и в силу своей деятельности в области воздушного транспорта способствующие увеличению опасности, тоже должны вести значительную долю ответственности. Тем не менее, и особенно во Франции, мэр каждого из близлежащих городов отвечает в соответствии с муниципальным законом от 5 апреля 1884 г. за "предупреждение тяжелых происшествий путем принятия соответствующих мер и ликвидацию их последствий путем оказания помощи при несчастных случаях и таких общественных бедствиях, как пожары, прибегая в случае необходимости к помощи со стороны вышестоящей администрации". К этой доле ответственности, определяемой его должностным положением, добавляется еще и ответственность, связанная с расположением аэродрома вблизи города. Бесспорно, что расположение аэродрома более или менее близко от крупного города ведет к выгодному для этого города увеличению деловой активности, его процветанию. Поэтому нет ничего ненормального в том, что муниципалитет должен нести часть расходов по техническому оснащению и содержанию личного состава пожарной охраны, связанных с увеличением опасности для населенного пункта из-за полетов самолетов. Если невозможно добиться от муниципалитетов участия в финансировании оснащения аэродрома пожарной техникой, то необходимо обязать общины иметь свои специальные средства, приспособленные для тушения пожаров самолетов (хотя было бы значительно выгоднее передать эти средства в распоряжение аэродрома, если на нем проводится постоянное дежурство личного состава, способного использовать их). Последнее предложение особенно важно для небольших населенных пунктов, расположенных вблизи аэродрома, где нет постоянно дежурящих пожарных команд. В крупном городе вопрос ставится иначе, так как такая команда в нем существует, и часто для решения проблемы оказывается достаточным произвести перераспределение в территориальном размещении средств и приспособить их с учетом особого характера пожарной опасности в авиации. В случае когда речь может идти только о финансовом участии муниципалитетов (в основном в районах с немногочисленным населением), не располагающих достаточными средствами, можно использовать департаментскую пожарно-спасательную службу. Было бы правильным вообще распространить это положение на департамент, так как именно департамент во Франции обязан организовать спасательную службу на всей своей территории (само собой разумеется, что при организации этой службы распределение спасательных средств должно производиться с учетом размещения очагов различной степени опасности). Однако, учитывая, что условия, в которых находятся различные аэродромы, неодинаковы, трудно определить раз и навсегда содержание принципа "взаимной помощи", если не считать его общего смысла. Практическое применение этого принципа зависит каждый раз от конкретных условий и каждый раз представляет новую проблему. Поэтому доля, которую каждый должен внести в создание необходимого специального оборудования как на аэродроме, так и в каждом из городов или населенных пунктов, интересы которых в том или ином отношении (иногда противоположные) затронуты развитием и увеличением воздушных сообщений и возросшей в связи с этим опасностью, должна быть определена юристами и законодателями. Государство, сохраняющее на всех общественных аэродромах независимо от того, кто их эксплуатирует, контроль за воздушным движением, должно также сохранить за собой и контроль за всем тем, что может способствовать обеспечению безопасности воздушных перевозок (в частности, за пожарно-спасательной службой). В этих условиях можно установить следующий принцип распределения ответственности; в) Гражданская ответственность Государства — за все, что касается защиты от пожара, а если необходимо, и за спасание людей в общественных зданиях, сооружениях (на аэродроме и вне его) и в самолетах, находящихся на земле. Лиц, ведающих вопросами эксплуатации — за то же, что и государство, но в служебных зданиях и самолетах, находящихся в воздухе. г) Финансовая ответственность (или участие) Государства — см. пункт "в". Лиц, отвечающих за эксплуатацию, — см. пункт "в". Муниципалитетов — финансовое участие (или приобретение оснащения, способного обеспечить их собственную охрану). В случае невозможности (недостаток средств) — финансовое участие департаментской спасательной службы. Б. ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |