Контрфактами называются представления об альтернативном реально- сти исходе события [Roese, 1994. Это — мышление в сослагательном на- клонении по типу «если бы..., то...» Например, после того, как студент сдал экзамен на 3, он думает: «Если бы я не болтался по дискотекам, то я бы вполне мог сдать этот экзамен на 4 или даже 5» или «Если бы я вообще не заглянул в конспект, то мне бы и тройки не видать». Легко видеть, что в первом случае наш нерадивый студент конструирует альтернативный сце- нарий событий, который привел бы к лучшему по сравнению с реальнос- тью исходу. Иначе говоря, это означает, что он рассматривает нынешнее свое положение как худшее по сравнению с тем, что могло бы быть. Тако- го рода контрфакты называются идущими вверх. Во втором случае, наобо- рот, нынешнее положение воспринимается как относительно хорошее, так как могло бы быть и хуже. Это — контрфакт, идущий вниз.
В исследовании Роса [Roese, 1994] убедительно показано, что идущие вверх контрфакты ухудшают эмоциональное состояние, однако позитивно влияют на будущую деятельность, и наоборот, контрфакты, идущие вниз, улучшают эмоциональное состояние, зато приводят к относительному ухуд- шению последующей деятельности (по сравнению с контрольной группой, не получившей инструкцию на контрфактическое мышление). Если чело- век склонен думать о некотором событии в стиле «если бы..., то... (было бы хуже)», то он, естественно, рад, что сейчас лучше, чем могло бы быть. С дру- гой стороны, если человек думает «если бы..., то... (было бы лучше)», то его настроение ухудшается. Что касается влияния контрфактов на последующую деятельность, автор концепции рассуждает следующим образом. Представ- ляя альтернативный ход событий, который мог бы привести к лучшему ис- ходу, человек представляет себе некоторый сценарий, подразумевающий определенную линию поведения в прошлом. Это, по всей видимости, по- буждает человека в будущем корректировать, приводить свое поведение в соответствие с этим сценарием (например, впредь поменьше болтаться по дискотекам в период сессии). Если же человек мыслит в режиме контрфак- тов, идущих вниз, думая, что и так все сложилось удачно, то особой потреб- ности в коррекции собственного поведения не возникает (в следующий раз можно глянуть в конспект перед экзаменом и опять удачно «проскочить»).
Таким образом, речь по сути дела идет об оценочных суждениях, каса- ющихся событий, которые могли бы произойти, но не произошли. Крите- рий точности отражения в данном случае вообще не применим: проверить контрфактическое высказывание каким-либо объективным методом невоз- можно. Как, например, можно узнать, лучше было бы или хуже, если бы «Аннушка не пролила масло»? Может быть было бы еще хуже.
В контрфактах отчетливо проступают две «нетрадиционые» функции (в принятых нами терминах — критерии оптимальности) оценочных суж- дений, а именно: улучшение эмоционального состояния, которое обслу- живается контрфактами, идущими вниз, и повышение эффективности последующего действия, на которое работают контрфаты, идущие вверх.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление