Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гпава 12. Эмоциональная регуляция когнитивных процессов




Эмоциональная регуляция когнитивных процессов

К настоящему времени в психологии накоплено много фактов, свидетель-
ствующих о том, что эмоциональные состояния человека влияют на его
когнитивные процессы. Многие из этих фактов носят разрозненный харак-
тер, так как были получены в разных теоретических контекстах. Однако
постепенно возникает целостная картина, показывающая, что эмоции су-
щественным образом вторгаются в функционирование когнитивной сфе-
ры психики и, более того, неразрывно с ней связаны.

Настоящая глава посвящена анализу основных фактов в области эмо-
циональной регуляции познавательных процессов и изложению теорети-
ческих моделей, которые пытаются дать им объяснение.

К эмоциям в психологии относят широкий круг явлений, что находит
выражение в используемой терминологии: собственно эмоции, настроения,
чувства, аффекты
и т.п. Авторы, изучающие влияние эмоций на когни-
тивные процессы, вкладывают разный смысл в термин «эмоция», одна-
ко при общем анализе эмоциональной регуляции познавательных процес-
сов в ряде случаев этими различиями можно пренебречь. При всем мно-
гообразии точек зрения в данной области существует более или менее об-
щее представление относительно природы эмоциональных явлений. Эмо-
ция часто рассматривается как готовность к действию [Frijda, 1986], т.е.
как такое состояние организма, которое выражается в готовности реаги-
ровать определенным образом на биологически, личностно или культур-
но значимые стимулы. На психологическом уровне это состояние прояв-
ляется как субъективное переживание эмоции, на физиологическом — в
изменении активности вегетативной нервной системы и связанных с
этим соматических изменений, на поведенческом — в мимических, пан-
томимических и других изменениях двигательной активности. Частично
готовность к совершению определенных действий задается биологиче-
ской эволюцией, однако эти врожденные реакции видоизменяются и су-
щественно преобразуются в результате культурных воздействий на чело-
века в ходе его жизни. Нейропсихологические исследования позволяют
утверждать, что некоторые, так называемые базовые эмоции имеют свои
мозговые субстраты, которые, согласно последним данным [Steinmetz,
1993], тесно связаны с мозговыми структурами, обеспечивающими работу


памяти и других когнитивных процессов. В дальнейшем для обозначения
эмоциональных явлений будем использовать теоретически нейтральный
термин эмоциональное состояние.

В психологии давно утверждается, что эмоциональная и познавательная
сферы психики неразрывно связаны и должны исследоваться в их единстве.
Так, в отечественной традиции широко известны идеи Л.С. Выготского о
единстве аффективных и интеллектуальных процессов [Выготский,
1982]. Однако только в 40—50-е годы XX века началась реализация этих
положений на экспериментальном уровне. Ряд исследовательских про-
грамм, посвященных прежде всего восприятию, объединился под назва-
нием «Новый взгляд» (New Look). Представители этого движения счи-
тали, что реакция на эмоциональное значение стимула является авто-
матической и возникает раньше, чем стимул воспринимается на созна-
тельном уровне. Вследствие этого эмоциональная окраска стимула вли-
яет на особенности возникающего перцептивного образа. Утверждалось,
что положительно окрашенные или связанные с положительным под-
креплением стимулы образуют «фигуру» в перцептивном поле [Smith,
Hochberg, 1954], а их физические признаки усиливаются, т.е. они вос-
принимаются как более крупные, яркие или громкие [Bruner, Goodman,
1947]. Напротив, на пути переработки отрицательно окрашенной ин-
формации выстраиваются перцептивные зашиты [Bruner, Postman, 1947;
McGuinnies, 1949].

Однако в те годы данное направление исследований не получило боль-
шого развития. Наступила когнитивная революция: утверждался взгляд на
человека как на рациональное существо, которое способно воспринимать
стимулы, перерабатывать их и строить свои действия на основе когнитив-
ных репрезентаций этих стимулов. Такой подход оказался очень продук-
тивным для изучения когнитивных процессов. При этом эмоции и моти-
вация рассматривались лишь как факторы, являющиеся источником ошиб-
ки и подлежащие контролю при проведении экспериментов.

Примерно в 80-е годы эмоции снова стали возвращаться в исследова-
ния познавательных процессов. Возможно, одной из основных причин это-
го явилось возрождение интереса к функционализму [Kitayama, Niedenthal,
1994]. Стали больше обращать внимание на то, что познавательные про-
цессы сформировались в ходе адаптации человека к биологической и со-
циальной среде. Поэтому познавательные процессы существуют не про-
сто для переработки информации, но выполняют определенные функции
в более широком контексте жизни человека и его взаимодействия с окру-
жающим физическим и социальным миром. При таком взгляде на позна-
вательные процессы становится очевидной необходимость учета мотива-
ции и эмоций человека в конкретных исследованиях. Из побочной пере-
менной, «загрязняющей» результаты эксперимента, они превращаются в
независимую переменную, влияние которой на когнитивные процессы по-
могает понять механизмы их функционирования.


Влияние эмоций на восприятие и внимание




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.