Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние эмоций на восприятие и внимание




Интуитивные основания позволяют предположить, что люди воспринима-
ют прежде всего ту информацию, эмоциональная окраска которой соот-
ветствует их эмоциональному состоянию. Однако результаты эксперимен-
тальных исследований часто бывали противоречивы, иногда подтверждая
это предположение, а иногда опровергая его. Возможно, это объясняется
характерной методологической трудностью, с которой сталкиваются иссле-
дования эмоций. В них часто учитывается только одно измерение, по ко-
торому различаются эмоции: «положительное—отрицательное». Такой
подход оказывается слишком грубым и не позволяет выявить многие эф-
фекты, связанные с эмоциями.

Пола Ниденталь и Марк Сеттерлунд, активно исследовавшие влияние
эмоций на когнитивные процессы, постарались реализовать более тонкий
подход, работая не просто с положительно и отрицательно окрашенными
стимулами, а со стимулами, связанными более конкретно с радостью и гру-
стью [Niedenthal, Setterlund, 1994].

Испытуемым предлагалось прослушать музыкальные фрагменты, кото-
рые вызывали у слушателей грустное или радостное состояние. Например,
радостное состояние вызывалось прослушиванием «Маленькой ночной
серенады» Моцарта, а грустное состояние — Adagio из второго фортепьян-
ного концерта Рахманинова. После этого испытуемым давались задачи на
лексическое решение. На экране компьютера на короткое время предъяв-
лялись последовательности букв. Некоторые из них являлись осмыслен-
ными словами, а другие— бессмысленными сочетаниями букв. Испытуе-
мые должны были как можно быстрее нажать одну кнопку, если стимул
являлся словом, и другую кнопку, если стимул словом не являлся. Стимуль-
ный материал включал пять категорий слов: I — радостные по окраске сло-
ва, например, «восторг»; II — слова, положительно окрашенные, но не свя-
занные с радостью, например, «спокойный»; III — грустные по окраске
слова, например, «плакать»; IV — слова, отрицательно окрашенные, но не
связанные с грустью, например, «оскорбление»; V — нейтральные слова,
например, «привычка».

Все испытуемые реагировали на радостные слова (I категория) быстрее
по сравнению с грустными словами (III категория). В радостном состоя-
нии уменьшалось время реакции на радостные слова, а в грустном — на
грустные. Примечательно, что для положительно и отрицательно окрашен-
ных слов (II и IV категории) подобных явлений не наблюдалось.

Большинство работ, в которых исследовалось влияние эмоций на вни-
мание, было связано с тревожностью. Полученный в них основной резуль-
тат состоит в том, что тревожность приводит к сужению поля внимания.
Люди, находясь в тревожном состоянии, концентрируются на том, чего
они боятся или что может быть важным для их благополучия: другая же ин-
формация в значительной степени игнорируется. В нескольких экспери-
ментах (например, [Broadbent, Broadbent, 1988; Mathews, 1993]) испытуе-
мым предъявлялись на экране компьютера два слова, расположенные друг


Глава 12. Эмоциональная регуляция когнитивных процессов

над другом, после чего на месте одного из слов появлялась точка. Увидев
точку, испытуемые должны были как можно быстрее нажать на кнопку.
Одно из слов в паре было угрожающим по содержанию, например, «неуда-
ча» или «болезнь», а другое нейтральным, например, «стол». Использова-
лись две группы испытуемых: в одной тревожность как личностная черта
была выражена сильно, в другой — слабо. Когда точка появлялась на мес-
те угрожающего слова, время реакции у первых испытуемых было мень-
ше, чем время реакции у вторых. Когда точка появлялась на месте нейт-
рального слова, время реакции у испытуемых из обеих групп было одина-
ковым. Возможное объяснение полученных результатов состоит в том, что
высоко тревожные испытуемые обращают больше внимания на угрожаю-
щее слово и чаще на него смотрят, что и приводит к уменьшению време-
ни реакции.

Наиболее яркой демонстрацией влияния эмоций на внимание являет-
ся так называемый эмоциональный эффект Струпа. Отличие от класси-
ческого эффекта Струпа, описанного в главе 10 настоящей книги, состоит
в том, что некоторые из слов, используемых в качестве стимульного ма-
териала, являются нейтральными, а другие обладают эмоциональной зна-
чимостью для испытуемого. Как и в классическом варианте процедуры,
испытуемые должны называть цвет краски, которой напечатано слово, не
читая его. В ходе многочисленных экспериментов [Mathews, 1993] было
показано, что эмоционально значимые слова приводят к увеличению вре-
мени реакции, которое тем больше, чем явственнее эмоциональная зна-
чимость слова.

Наиболее общее объяснение описанных явлений состоит в том, что во
время переживания той или иной эмоции когнитивная система человека
функционирует в особом модусе, перерабатывая прежде всего ту инфор-
мацию, которая оказывается наиболее важной в данный момент.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.