Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И приравненных к ним местностях 1 страница




 

Статья 313. Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

 

1. Основы государственного регулирования социально-экономического развития Севера РФ установлены Федеральным законом от 24 мая 1996 г. (19 июня 1996 г.) N 78-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 декабря 1999 г. (2 января 2000 г.) N 30-ФЗ (СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3030; 2000. N 2. Ст. 151). Он направлен на достижение оптимального сочетания интересов РФ и субъектов Федерации, территории которых относятся к Северу, создание благоприятных условий для эффективной хозяйственной деятельности, рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей природной среды, обеспечение достойной жизни населения и устойчивое развитие этого региона.

Закон предусматривает, что государственное регулирование осуществляется дифференцированно по территории и отраслям хозяйства и определяется государственными приоритетами, природно-климатическими условиями, уровнем социального и экономического развития Севера. Предоставление государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих на Севере, в области занятости, оплаты труда, отпусков, жилищных отношений, компенсаций транспортных расходов, социального страхования, пенсионного обеспечения и других обеспечивается в соответствии с Законом РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", другими федеральными законами.

Общим принципам организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, государственному регулированию развития экономики и культуры малочисленных народов Севера посвящены ст. 11 Федерального закона от 19 июня 1996 г. и специальный Федеральный закон от 6 июля 2000 г. (20 июля 2000 г.) N 104-ФЗ (СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3122).

2. В КЗоТ работающим на Севере была адресована ст. 251. Однако положения ст. 251 КЗоТ, противоречащие Закону РФ от 19 февраля 1993 г., после его введения в действие не применялись (постановление Верховного Совета РФ от 19 февраля 1993 г. - Ведомости РФ. 1993. N 16. Ст. 552). В равной мере не применялись и иные правовые нормы, противоречащие этому Закону. Речь идет прежде всего об Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утв. приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. (в ред. от 11 июля 1991 г.). О признании Верховным Судом РФ незаконной (недействующей) ч. 2 п. 36 названной Инструкции см. БВС РФ. 2000. N 6. С. 4.

3. Север - высокоширотная часть территории РФ, характеризующаяся суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечение населения (п. 1 ст. 1 Закона от 19 июня 1996 г.).

Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей был утв. постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029, действует в ред. постановления Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. N 12 (СП СССР. 1983. N 5. Ст. 21). Данный Перечень со всеми последующими изменениями и дополнениями см. Экономика и жизнь. 1998. N 25.

Перечень районов проживания малочисленных народов Севера утв. постановлением Правительства РФ от 11 января 1993 г. N 22 с изменениями и дополнениями (САПП РФ. 1993. N 3. Ст. 176).

4. Статья 313 ТК по существу повторяет сказанное в ст. 8 Федерального закона от 19 июня 1996 г. (см. _ 1), но с некоторым уточнением. Из ст. 313 ТК следует, что федеральным законодательством устанавливаются основные гарантии и компенсации, а законодательством субъектов РФ - дополнительные, расходы на которые должны нести сами субъекты Российской Федерации. Более того, ст. 313 предоставляет возможность работодателям за счет своих средств определять более высокий уровень гарантий и компенсаций северянам, используя в этих целях коллективные договоры и соглашения.

5. Закон, который упоминается в п. 1 ст. 8 Федерального закона от 19 июня 1996 г. (см. _ 1), был принят 19 февраля 1993 г. (N 4520-1) и имеет наименование "О государственный гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Он продолжает применяться и в настоящее время с теми изменениями и дополнениями, которые вносились в него в истекший с 1993 г. период (Ведомости РФ. 1993. N 16. Ст. 551), но только в той части, в которой не противоречит Трудовому кодексу.

 

Статья 314. Трудовой стаж, необходимый для получения гарантий и компенсаций

 

1. Статья 314 ТК имеет более общий характер, чем ст. 12 Закона РФ от 19 февраля 1993 г.: если в ст. 12 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. шла речь о трудовом стаже для получения процентной надбавки к заработной плате, то в ст. 314 ТК имеется в виду трудовой стаж для получения различных гарантий и компенсаций. Возможно в будущем северный трудовой стаж определенной продолжительности будет учитываться в большей степени, чем сегодня, но в настоящее время он принимается во внимание по-прежнему при установлении надбавок к заработной плате (см. _ 2-5) и при назначении трудовых пенсий на льготных условиях.

2. Начисление процентных надбавок к заработной плате лиц, работающих в северных районах страны, производится в течение нескольких десятилетий. Однако правила подсчета стажа, учитываемого при установлении надбавок, не оставались неизменными. В определенной степени рубежом для подсчета трудового стажа для надбавок можно назвать 1 июня 1993 г., поскольку именно в этот день вступило в силу постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 1012 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера" (САПП. 1993. N 41. Ст. 3928). С того времени трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к месячной заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия.

До июня 1993 г. для выплаты процентных надбавок к заработной плате требовалось соблюдение непрерывности специального северного стажа - его продолжительность влияла на размер надбавки.

При переходе работника на работу в другой район или местность (из числа указанных), имеющего необходимый для получения этой надбавки стаж работы, перерасчет процентной надбавки к заработной плате производится пропорционально времени, проработанному в соответствующих районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера в порядке, установленном по новому месту работы.

3. Как разъяснило Министерство труда РФ (разъяснение утв. постановлением Минтруда России от 16 июня 1994 г. N 37), трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате, суммируется начиная с 1 июня 1993 г. независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений у работников не только тех предприятий, что расположены в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но и находящихся в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края. Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, Республике Тыва, Республике Хакасия (БМТ. 1994. N 7).

4. Трудовой стаж (для процентных надбавок к заработной плате) в соответствии с п. 2 разъяснения Минтруда России от 16 мая 1994 г. не суммируется при поступлении на работу после прекращения трудового договора по следующим основаниям:

а) вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения этой работы;

б) систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка;

в) прогул (в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин;

г) появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения;

д) утрата доверия со стороны администрации к работнику, непосредственно обслуживающему денежные или товарные ценности;

е) совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального поступка, несовместимого с продолжением данной работы;

ж) совершение работником по месту работы хищения (в том числе мелкого) государственного или общественного имущества, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания или применение мер общественного воздействия;

з) требование профсоюзного органа (не ниже районного) о расторжении трудового договора (контракта) с руководящим работником;

и) увольнение в качестве дисциплинарного взыскания, налагаемого в соответствии с уставами или положениями о дисциплине;

к) совершение работником других виновных действий, за которые законодательством предусмотрено увольнение с работы.

Поскольку Минтруд России давал свое разъяснение в период действия КЗоТ, то естественно, что основания расторжения трудового договора были сформулированы так, как они были записаны в ст. 33, 27, 254 КЗоТ. В настоящее время необходимо исходить из тех оснований увольнения работника по инициативе работодателя за виновные действия, что имеются в Трудовом кодексе (см., например, пп. 5-10 ст. 81 ТК).

Подробно о суммировании и перерасчете стажа для получения северных надбавок см. Справочник кадровика. 2000. N 5. С. 62-69.

5. Молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет (ст. 11 Закона РФ от 19 февраля 1993 г.). Подробно см. _ 6-8 комментария к ст. 317 ТК.

 

Статья 315. Оплата труда

 

1. Статья 315 ТК указывает на особенности оплаты труда работников, занятых в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Эти особенности выражаются в установлении районных коэффициентов (см. ст. 316 ТК) и процентных надбавок к заработной плате (см. ст. 317 ТК).

2. Статья 315 ТК перекликается со ст. 148 ТК, в которой подчеркивается, что оплата труда (а значит, и районный коэффициент, и процентные надбавки) на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Федеральные законы, которые принимались в целях государственной поддержки северян (см. _ 1, 4 комментария к ст. 313 ТК), размеры районных коэффициентов и северных надбавок не называют. Например, ст. 7 Закона РФ от 19 февраля 1993 г., гарантируя выплату районных коэффициентов и надбавок, по поводу конкретных правил оплаты труда северян отсылает к законодательству РФ.

До тех пор, пока размеры районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате северян не будут названы в федеральных законах (как того требуют ст. 316 и 317 ТК), необходимо руководствоваться ранее принятыми нормативными правовыми актами в той части, в какой они не противоречат ТК (см. ст. 423 ТК).

 

Статья 316. Районный коэффициент к заработной плате

 

1. О необходимости при установлении районного коэффициента руководствоваться нормативными правовыми актами, принятыми до вступления в силу ТК, см. _ 2 комментария к ст. 315 ТК.

2. В настоящее время районные коэффициенты установлены на территории 44 субъектов РФ. Заработную плату с их применением получают примерно 40% работающих.

С 1956 г. районные коэффициенты вводились постановлениями Совета Министров СССР по мере упорядочения заработной платы в отдельных отраслях народного хозяйства с учетом ранее применяемых в регионах надбавок. Размеры районных коэффициентов в советское время определялись, как правило, постановлениями Госкомтруда СССР и ВЦСПС. Впоследствии для отдельных регионов они повышались постановлениями Правительства РФ (например, в 1992 г. - для города Мурманска-140, республик Тыва и Хакасия, в 1994 г. - дифференцированно по отдельным территориям Тывы, в 1997 г. - для некоторых районов и городов Алтайского края).

В непроизводственной сфере самый большой коэффициент 2,0 установлен на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря и Диксона); в Нижнеколымском районе Республики Саха (Якутия), в местности, где расположены предприятия и стройки алмазодобывающей промышленности, на месторождениях "Ай-Ал", "Удачная", приисках "Депутатский", "Кулар"; в Северо-Курильском, Курильском, Южно-Курильском районах Сахалинской области; в Амурском районе Камчатской области; на территории Чукотского автономного округа.

Самый маленький коэффициент (1,15) - на территории Республики Карелии (за исключением некоторых районов).

Перечень регионов России с указанием размеров применяемых в них районных коэффициентов см. РГ. 2002. 1 марта (вкладка).

3. В соответствии с п. 13 постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. N 76 (в ред. от 29 октября 1992 г.) исполнительные органы субъектов РФ вправе по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате работников в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели - за счет средств предприятий, бюджетов республик, входящих в состав РФ, автономных округов, местных бюджетов (Экономика и жизнь. 1991. N 10).

Если повышенные районные коэффициенты установлены в субъекте РФ, то они не применяются к заработной плате работников бюджетных организаций, финансируемых из федерального бюджета.

4. Указом Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. N 210 были отмечены существовавшие до этого ограничения заработка, на который начисляются районные коэффициенты (Ведомости РСФСР. 1991. N 47. Ст. 1609). За упомянутым Указом последовало на этот же счет распоряжение Правительства РСФСР от 26 декабря 1991 г. N 199-р (РГ. 1991. 31 декабря).

В состав заработка, на который начисляется районный коэффициент, не включаются: северные процентные надбавки, материальная помощь, единовременные поощрительные выплаты.

Не начисляется районный коэффициент на средний заработок, поскольку при исчислении среднего заработка он уже принимался в расчет.

Подробно о размерах и порядке применения районного коэффициента см. Справочник кадровика. 2000. N 2. С. 53-58.

5. Районный коэффициент начисляется на заработную плату не только постоянных работников, но и временных, сезонных работников, а также совместителей.

6. На практике возник вопрос о применении районного коэффициента к заработной плате тех лиц, которые находятся на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях в командировке (прибыли из регионов, в которых районный коэффициент не установлен). На этот вопрос следует давать отрицательный ответ. Исключение составляют случаи, когда за работником не сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы, а оплата труда производится за выполненную работу по действующим нормам и расценкам в месте командировки (см. комментарий к ст. 167 ТК). Тогда к заработной плате командированного работника применяется районный коэффициент в размере, установленном для местности, где выполнены работы.

Работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других регионов, коэффициент в соответствии со ст. 302 ТК устанавливается в том размере, который имеют в той местности (организации) постоянные работники.

7. Размер районного коэффициента влияет на расчет трудовой пенсии. В соответствии с действующим пенсионным законодательством при исчислении суммы пенсии важное значение имеет соотношение среднего заработка пенсионера и средней заработной платы в целом по России. Предельное соотношение этих заработков, которое может быть учтено, - 1,2.

У северян оно принимается в большем размере:

не свыше 1,4 - в районах, в которых к заработной плате установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - в районах, в которых районный коэффициент от 1,5 до 1,8.

не свыше 1,9 - в районах, в которых районный коэффициент от 1,8 и выше.

8. С помощью районного коэффициента увеличивается не только заработная плата россиян, но и ряд социальных выплат - пособие по безработице, по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, ежемесячное пособие на ребенка, единовременное пособие при рождении ребенка и др.

 

Статья 317. Процентная надбавка к заработной плате

 

1. Выплата процентной надбавки к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, производится не только на основании ст. 317, но и ст. 148, 302, 314, 315 ТК.

2. Размеры северных процентных надбавок остались теми, что были названы в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 29 сентября 1967 г.

По размерам надбавок северные и приравненные к ним местности делятся на три группы.

В первую группу входят Чукотский автономный округ, Северо-Эвенский район Магаданской области, Корякский автономный округ, Алеутский район Камчатской области, острова Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря). В них надбавки составляют 10% заработка по истечении первых шести месяцев работы, с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы до достижения 100% заработка.

Второй вариант размеров северных надбавок таков: 10% заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев, а по достижении надбавки в 60% - с увеличением на 10% уже за каждый последующий год. Предел - 80% заработка.

Такой вариант исчисления северной надбавки применяется в таких районах Крайнего Севера, как:

Мурманская область, за исключением города Кандалакши с территорией, находящейся в административном подчинении города;

Архангельская область - Ненецкий автономный округ и город Северодвинск с территорией, находящейся в административном подчинении города; районы: Лешуконский, Мезенский, Пинежский;

Республика Коми - города Воркута и Инта с территориями, находящимися в административном подчинении этих городов, г. Печорский, Усинский район, за исключением Усть-Лыжинского сельского района, Ижемский, Усть-Цилемский районы;

Тюменская область - Ямало-Ненецкий автономный округ;

Красноярский край - Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа; города Игарка и Норильск с территориями, находящимися в административном подчинении этих городов, Северо-Енисейский и Туруханский районы;

Иркутская область - Катангский район;

Республика Саха (Якутия);

Магаданская и Камчатская области (за исключением тех районов, где надбавка начисляется по первому варианту);

Хабаровский край - Аяно-Майский и Охотский районы;

Сахалинская область - районы: Курильский, Ногликский, Охинский, Северо-Курильский и Южно-Курильский; город Оха;

Республика Тыва - районы: Монгун-Тайгинский, Тоджинский; Шынаанская сельская администрация Кызылского района.

Третий вариант - 10% заработка по истечении первого года работы с увеличением на 10% заработка за каждый последующий год работы, но не более 50% заработка. Так, надбавка подсчитывается для лиц, которые трудятся в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

3. Надбавки начисляются на фактический заработок работника за месяц (без районного коэффициента). Ограничение заработка при начислении надбавок определенной суммой (предельная сумма в 400 руб. была названа в постановлении Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458) было снято постановлением Правительства РФ от 31 мая 1995 г. N 537 "О признании утратившим силу отдельных положений постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера" (СЗ РФ. 1995. N 23. С. 2236).

Подробно о составе заработка, на который начисляются надбавки, см.: Справочник кадровика. 2000. N 4. С. 92-93.

4. Процентные надбавки начисляются с учетом того, где трудится работник. Это значит, что расположение организации, с которой гражданин находится в трудовых отношениях, не имеет значения, если работник постоянно трудится в филиале или подразделении этой организации, расположенной в одном из северных районов.

Подробно о перерасчете процентной надбавки к заработной плате при переходе на работу в другой регион или местность см. п. 3 разъяснения Министерства труда РФ от 16 мая 1994 г. В нем не только изложены соответствующие правила, но и даны конкретные примеры.

Работникам, прибывшим в северные регионы из иных местностей, процентные надбавки не полагаются.

Работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов, процентные надбавки к заработной плате выплачиваются в порядке и размерах, предусмотренных для работников Севера (см. ст. 302 ТК).

5. На заработную плату, получаемую работником по совместительству, начисляются процентные надбавки за работу на Крайнем Севере и в приравненных к ним местностях. Решением Верховного Суда РФ от 5 ноября 1999 г. признан незаконным, а посему не подлежащим применению п. 7 Положения об условиях работы по совместительству, утв. пост. Госкомтруда СССР, Минюста СССР и ВЦСПС от 9 марта 1989 г., в соответствии с которым совместители такие надбавки не получали (БВС РФ. 2000. N 5. С. 1).

6. Лицам в возрасте до 30 лет процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы на Крайнем Севере и в приравненных к ним местностях, если в этих районах и местностях они прожили не менее 5 лет. Основанием для этого служит ч. 2 ст. 11 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и постановление Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера" (в ред. постановления Правительства РФ от 31 мая 1995 г. N 537).

7. Требуемый для молодежи 5-летний период проживания в северных местностях (см. _ 6) может быть с перерывами: время неоднократного проживания в этих местностях суммируется.

8. Для молодежи, проживших в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях менее 5 лет, но более 1 года, свой порядок начисления процентных надбавок: они получают надбавку в максимальном размере после двух с половиной лет работы в тех районах Крайнего Севера, где надбавка достигает 80%, и в приравненных к Крайнему Северу местностях; после трех с половиной лет работы - в районах Крайнего Севера, где применяется 100-процентная надбавка (см. _ 2).

Шкала увеличения надбавок выглядит следующим образом: по истечении 6 месяцев работник в возрасте до 30 лет получает надбавку в размере 20% с увеличением на 20% за каждые следующие 6 мес. После того, как надбавка достигла 60%, 20% добавляются за 1 год работы на Крайнем Севере, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - в размере 10% за каждые 6 месяцев работы (п. 1 "е" постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458).

 

Статья 318. Государственные гарантии работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников

 

1. Правило, зафиксированное в ст. 318 ТК, ранее содержалось в ст. 6 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". В ст. 318 ТК уже нет тех терминологических неточностей, что были в ст. 6 упомянутого Закона: справедливо, что слово "высвобождаемые" заменено на слово "уволенные", а основаниями увольнения с сохранением среднего заработка названы ликвидация организации и сокращение численности либо штата работников (последнее вместо реорганизации организации).

2. Статья 318 ТК расширила государственные гарантии работающим на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях при увольнении по сокращению численности или штатов работников: если ранее средняя заработная плата сохранялась на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев только за уволенными в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 81 ТК), то теперь за такой же период сохраняется средний заработок и у уволенных по п. 2 ст. 81 ТК.

3. Сравнение ст. 318 ТК со ст. 178 ТК показывает, что ст. 318, во-первых, устанавливает более длительный срок сохранения заработной платы и, во-вторых, не связывает указанную выплату с постановкой на учет в службе занятости.

4. Часть 2 ст. 318 ТК является общим правилом для всех случаев увольнения по п. 1 и п. 2 ст. 81 ТК: и выходное пособие, и сохраняемый работнику в период трудоустройства средний заработок работодатель выплачивает за счет своих средств.

И второе общее правило: выходное пособие идет в счет того среднего заработка, который работодатель обязан выплатить работнику в период трудоустройства (см. ст. 178 ТК).

 

Статья 319. Дополнительный выходной день

 

1. Предоставление дополнительного выходного дня было предусмотрено ст. 21 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и имеющих детей до 16 лет. Сравнение этой статьи Закона со ст. 319 ТК показывает, что возможность получить дополнительный выходной день теперь предоставлена и отцу. Статья 264 ТК дает эту возможность также опекунам и попечителям детей.

В ст. 319 ТК подчеркивается, что дополнительный выходной день в месяц предоставляется по письменному заявлению родителей детей в возрасте до 16 лет. Конкретный день определяется соглашением работника и работодателя.

2. Дополнительный выходной день, о котором идет речь в ст. 319 ТК, оплате не подлежит. Правило о полной или частичной его оплате может быть включено в коллективный договор, если у работодателя есть финансовые возможности для соответствующих выплат.

3. Об общих правилах предоставления лицам, осуществляющим уход за детьми, дополнительных отпусков без сохранения заработной платы см. ст. 263 ТК.

О дополнительных выходных днях лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, см. ст. 262 ТК.

 

Статья 320. Сокращенная рабочая неделя

 

1. Сокращенная рабочая неделя для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ранее была предусмотрена ст. 22 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1. При этом установление женщинам 36-часовой рабочей недели было обязательным для работодателя, если сокращенная неделя не предусматривалась для них иными законодательными актами РФ.

В ст. 320 ТК подход к установлению женщинам сокращенной рабочей недели иной: 36-часовая рабочая неделя может устанавливаться коллективным или трудовым договорами. Если соответствующая запись в указанные договоры внесена, тогда у работницы возникает право требовать, а у работодателя - обязанность установить сокращенную рабочую неделю.

2. Сокращенная рабочая неделя женщинам не устанавливается, если они на основании федеральных законов вправе иметь ее по иным основаниям (см. ст. 92 ТК и комментарий к ней).

3. Выплата заработной платы при сокращенной рабочей неделе в том же размере, что и при полной рабочей неделе, означает: те, кто имеет повременную оплату труда, получают месячную тарифную ставку или оклад со всеми полагающимися доплатами, надбавками, премией без какого-либо уменьшения; сдельщикам производятся доплаты за часы, на которые сокращено рабочее время, по часовому среднему заработку (вариант - установление более высоких сдельных расценок, чем при 40-часовой рабочей неделе).

Подробно об оплате труда при сокращенном рабочем времени см. комментарий к ст. 92 ТК.

 

Статья 321. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск

 

1. В ст. 321 ТК речь идет о дополнительных отпусках, установленных только для работающих в Северных районах. Ранее дополнительные отпуска для северян были предусмотрены ст. 14 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 и составляли 21 рабочий день - в районах Крайнего Севера, 14 рабочих дней - в приравненных к нему местностях, 7 рабочих дней - в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.