Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И приравненных к ним местностях 2 страница




С введением в действие Трудового кодекса, как и ранее кроме установленных законодательством ежегодных основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска. Однако с 1 февраля 2002 г. продолжительность этих отпусков (равно как и ежегодного основного оплачиваемого отпуска - ст. 115 ТК) исчисляется не в рабочих, а в календарных днях. Для лиц, работающих в районах Крайнего Севера такой отпуск предоставляется продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней.

2. Отсутствие упоминания в ст. 321 ТК об отпуске в 7 рабочих дней для тех, кто трудится в иных регионах, где применяются районные коэффициенты и северные надбавки, вполне логично: ст. 321, как и вся глава 50 ТК, посвящена тем, кто трудится в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, в число которых упомянутые регионы не входят. Следовательно, упоминать о них в ст. 321 ТК нет необходимости. Но возникает вопрос: следует по-прежнему давать дополнительный 7-дневный отпуск тем, кто получал его ранее? Полагаем, что следует.

Согласно ст. 116 ТК ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска (помимо тех, что названы в Трудовом кодексе) предоставляются в случаях, предусмотренных федеральными законами. Рассматриваемый 7-дневный отпуск предусмотрен Законом РФ.

Назвать соответствующую часть ст. 14 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 противоречащей Трудовому кодексу нет оснований. Пока ст. 14 Закона РФ не отменена, предоставление отпуска вполне законно.

3. Особое значение имеет ч. 2 ст. 321 ТК, говорящая о том, что работающим по совместительству продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков устанавливается на общих основаниях. Она согласуется с ч. 1 ст. 287, в которой предусмотрено: гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, предоставляются только по основному месту работы.

4. О соединении основных и дополнительных оплачиваемых отпусков см. ст. 120 и ст. 322 ТК.

 

Статья 322. Порядок предоставления и соединения ежегодных оплачиваемых отпусков

 

1. Порядок предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска за первый рабочий год в и в северных регионах, и в других районах России одинаков, хотя формулировка ч. 1 ст. 322 ТК несколько отличается от той, что имеется в ч. 1 ст. 122 ТК. Речь идет о том, что не только основной ежегодный отпуск, но и дополнительный отпуск, полагающийся работающим на Севере, за первый рабочий год предоставляется только по истечении 6 месяцев работы в организации.

2. Часть 2 ст. 322, как и ч. 2 ст. 120 ТК, предусматривает суммирование основного и дополнительного отпусков.

Как и ранее в ст. 15 Закона от 19 февраля 1993 г. N 4520-1, допускается полное или частичное соединение отпусков, но не более чем за 2 года. (Общее правило на этот счет закреплено в ч. 3, 4 ст. 124 ТК.) Однако теперь в ч. 3 ст. 322 оговорено, что при этом общая продолжительность предоставляемого отпуска не должна превышать шести месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно. Неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая шесть месяцев, присоединяется к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску на следующий год. Тем самым подчеркивается, что не использованный работником отпуск не пропадает.

3. На практике уже возник вопрос, имеют ли право работающие в северных регионах на замену части отпуска денежной компенсацией. Ответ на этот вопрос должен быть основан на тех правилах, что изложены в ст. 126 ТК. Это означает следующее:

1) должно быть письменное заявление работника о замене части отпуска денежной компенсацией;

2) денежной компенсацией может быть заменена только та часть отпуска, которая превышает 28 календарных дней в расчете на год; если работник берет отпуск за 2 года, то денежная компенсация может быть выплачена только за ту часть отпуска, которая превышает 56 календарных дней;

3) необходимо учитывать запрещение замены отпусков денежной компенсацией для тех лиц, что названы в ч. 3 ст. 126 ТК.

4. В ч. 5 ст. 322 ТК закреплено ранее известное правило о том, что по просьбе одного из работающих родителей (опекуна, попечителя) работодатель обязан предоставить ему ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть (не менее 14 календарных дней) для сопровождения ребенка в возрасте до восемнадцати лет, поступающего в образовательные учреждения среднего или высшего профессионального образования, расположенные в другой местности. При наличии двух и более детей отпуск для указанной цели предоставляется один раз для каждого ребенка.

 

Статья 323. Гарантии медицинского обслуживания

 

1. В Законе РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 так же, как и в Трудовом кодексе, есть статья с названием "Гарантии медицинского обслуживания" (ст. 32). Однако если в ст. 32 Закона провозглашено, что северянам "гарантируются медицинское наблюдение в процессе занятости, частичная оплата проезда для медицинской консультации, на лечение в другие регионы Российской Федерации и обратно, если таких услуг нет в месте проживания", то ст. 323 ТК таких государственных гарантий уже не содержит. Она дает отсылку к коллективным договорам, в которых может предусматриваться оплата стоимости проезда в пределах РФ для медицинских консультаций или лечения. Это первое отличие ст. 323 ТК от ст. 32 Закона от 19 февраля 1993 г.

Второе отличие. Статья 323 ТК не упоминает о частичной оплате проезда. Это значит, что при заключении коллективного договора стороны могут договориться оплачивать проезд для медицинских консультаций и лечения - любую часть его стоимости или полную стоимость с учетом финансовых возможностей организации.

Третье отличие. В ст. 323 ТК названы два условия оплаты проезда: наличие медицинского заключения и отсутствие возможности получить соответствующую консультацию и лечение в медицинских учреждениях по месту проживания. Первого из названных условий в ст. 32 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 не было.

2. Оплата стоимости проезда северян в связи с необходимостью получить медицинское заключение для лечения может быть предусмотрена в отраслевом (межотраслевом) соглашении, в индивидуальном трудовом договоре.

Если названные акты не предусматривают оплаты стоимости такого проезда, работодатель, представляется, вправе самостоятельно принять соответствующее решение.

3. В ст. 32 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 сказано: для малочисленных народов Севера организуется обязательная ежегодная диспансеризация. Данная запись не противоречит правилам, имеющимся в ТК. Более того, следует вспомнить, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 19 июня 1996 г. N 78-ФЗ "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" (СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3030) охрана здоровья населения на Севере обеспечивается ежегодными медицинскими профилактическими осмотрами (п. 2).

Гражданам, проживающим в районах Севера, признанных в установленном законодательством порядке экологически неблагополучными, гарантируются бесплатная медицинская помощь, медико-генетические и другие консультации и обследования при вступлении в брак, а также санаторно-курортное и восстановительное лечение, обеспечение лекарственными средствами, иммунобиологическими препаратами и изделиями медицинского назначения на льготных условиях в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (п. 3 ст. 9 Федерального закона от 19 июня 1996 г. N 78-ФЗ).

 

Статья 324. Заключение трудового договора с лицами, прибывшими в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности

 

1. Заключение трудового договора с лицами, прибывшими в северные регионы, только при наличии у них соответствующего медицинского заключения, обусловлено особыми природно-климатическими условиями Севера. Необходимо также помнить, что ст. 69, 226 ТК предусматривают медицинское обследование при приеме на работу некоторых категорий граждан даже из числа тех, кто постоянно проживает на Севере.

2. До 1 февраля 2002 г. трудовые договоры в организациях Севера заключались на основе Примерного трудового договора (контракта) с работником, привлекаемым для выполнения работ в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, утв. постановлением Минтруда РФ от 23 июля 1998 г. (БМТ. 1998. N 9). Рекомендации Минтруда России по заключению трудового договора, утвержденные указанным постановлением, следует принимать во внимание в той части, в какой они не противоречат Трудовому кодексу.

3. Статья 251 КЗоТ предусматривала заключение трудового договора о работе на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана - два года. В Трудовом кодексе таких пределов срока трудового договора не предусмотрено. Есть общие правила, изложенные в ст. 58 ТК: трудовой договор может заключаться на неопределенный срок и на определенный срок не более 5 лет (срочный трудовой договор).

В соответствии со ст. 59 ТК с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, возможно заключение срочного трудового договора (по инициативе работодателя либо работника), если это связано с переездом к месту работы. Эта оговорка в ст. 59 ТК весьма существенна, поскольку ст. 58 ограничивает заключение срочных трудовых договоров только теми случаями, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения (если иное не предусмотрено Трудовым кодексом и иными федеральными законами).

 

Статья 325. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно

 

1. Статья 325 ТК во многом повторяет содержание ст. 33 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1, но есть и весьма существенные новеллы (см. _ 2-4).

2. Как и ранее, применяются следующие правила без каких-либо уточнений (не считая терминологических):

оплата стоимости проезда к месту отпуска и обратно осуществляется один раз в 2 года;

оплачивается проезд любым видом транспорта, в том числе личным (кроме такси);

компенсируется стоимость провоза багажа до 30 кг;

компенсационные выплаты производятся за счет работодателя;

оплата проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно производится только по основному месту работы.

3. Конкретизация коснулась следующих положений:

1) об оплате проезда и провоза багажа членов семьи работника: в ст. 33 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. не были названы члены семьи, которые пользуются данной льготой, приходилось пользоваться нормами Семейного кодекса РФ. В ст. 325 ТК речь идет только о муже, жене, несовершеннолетних (в возрасте до 18 лет) детях работника, которые, что весьма существенно, не работают;

2) старое правило предусматривало оплату проезда к месту использования отпуска на территории РФ, в ст. 325 ТК - к месту использования отпуска в пределах территории РФ. Последнее означает, что место отпуска работника может находиться и за пределами России, но проезд будет оплачиваться только в той части, которая приходится на территорию РФ;

3) об оплате стоимости проезда личным транспортом: оплата, как сказано в ч. 2 ст. 325 ТК, должна производиться по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем. Работодатель в каждом отдельном случае решает этот вопрос, учитывая возможные транспортные маршруты к месту отпуска работника. Например, если к месту отдыха можно проехать железнодорожным путем непосредственно от места проживания работника, то производится оплата билета в плацкартном вагоне до места проведения отпуска и обратно (по справке из железнодорожной кассы). Если через населенный пункт не проходит железная дорога, но есть речной порт, то возможна оплата проезда в каютах III категории на судах речного флота (по справке из кассы порта) до населенного пункта, в котором есть железнодорожная станция, далее оплата билета в плацкартном вагоне до места проведения отпуска и обратно (по справке из железнодорожной кассы).

4. Ранее в законодательстве не предусматривалась утрата работником права на компенсационные выплаты при использовании отпуска, если он своевременно не воспользовался этим правом. Теперь в ч. 5 ст. 325 ТК сказано, что компенсационные выплаты, о которых идет речь, являются целевыми и не суммируются, если работник своевременно не воспользовался своим правом на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно и провоза багажа.

Своевременное использование работником своих прав означает, что работник вправе претендовать на компенсацию стоимости проезда и провоза багажа начиная со второго года работы (т.е. по истечении 12 месяцев), затем при использовании отпуска в четвертый, шестой год работы и т.д.

Новым является положение о производстве компенсационных выплат перед отъездом работника в отпуск по примерным расчетам и об окончательном расчете по возвращении из отпуска на основании документов (проездных билетов, квитанций и т.п.).

5. Если работник во время отпуска намеревается посетить несколько населенных пунктов, то расходы оплачиваются только до одного места назначения и обратно по выбору работника.

6. В коллективных договорах могут быть предусмотрены более льготные правила компенсации расходов при использовании отпуска (например, расширен круг членов семьи, которым оплачивается проезд), но дополнительные расходы должны будут идти за счет прибыли организации.

7. В Законе РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 есть ст. 34, предусматривающая бесплатный проезд к месту отдыха на территории РФ и обратно (один раз в 2 года) пенсионеров по старости, проработавших в районах Крайнего Севера и в приравненных к нему местностях соответственно 15 и 20 календарных лет, и по инвалидности. Они продолжает действовать, поскольку не противоречит Трудовому Кодексу, просто права пенсионеров в Трудовом кодексе в силу его целевой направленности, выраженной в наименовании, не отражаются.

Ответчиками по искам пенсионеров, право которых на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда нарушена, являются отделы социальной защиты населения (см. БВС РФ. 2001. N 1. С. 20).

 

Статья 326. Компенсации расходов, связанных с переездом

 

1. Правила выплаты компенсации при заключении трудовых договоров лицами, прибывшими на Крайний Север и в приравненные к нему местности, особых изменений не претерпели. По-прежнему речь идет о единовременных пособиях (так называемых подъемных) работнику и членам его семьи, оплате стоимости проезда и провоза багажа, предоставлении оплаченного отпуска на сборы и для трудоустройства на новом месте продолжительностью 7 календарных дней, о возложении всех этих расходов на работодателя.

Не предусмотрена выплата работнику суточных, о которых ранее шла речь в ст. 35 Закона РФ от 19 февраля 1993 г.

Уточнения существующих правил состоят в следующем:

в ст. 326 ТК речь идет только о тех, кто прибыл в северные регионы из других регионов России (в ст. 35 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. речь шла и о прибывших из других государств);

стоимость проезда работника и членов его семьи оплачивается в пределах территории РФ;

названы пределы оплаты стоимости проезда и провоза багажа - они определяются тарифами, существующими на железнодорожном транспорте.

2. Положения, содержащегося в ч. 2 ст. 326 ТК, не было в ст. 35 Закона РФ от 19 февраля 1993 г.: право на оплату стоимости проезда и провоза багажа членов семьи работника сохраняется в течение 1 года со дня заключения работником трудового договора. Тем не менее, это правило не новое: оно (хотя и в несколько иной интерпретации) содержалось еще в пост. Совета Министров СССР от 15 июля 1981 г. N 677 "О гарантиях и компенсациях при переезде на работу в другую местность" (п. 1) - СП СССР. 1981. N 21. Ст. 123.

Указанный выше документ продолжает действовать в той части, которая не противоречит действующему российскому законодательству. В связи с этим следует признать, что можно применять п. 2 постановления Совета Министров СССР от 15 июля 1981 г., предусматривающий возврат в определенных случаях выплаченных компенсационных сумм.

3. Уточнение оплаты стоимости проезда и багажа коснулось и случаев переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям, за исключением увольнения за виновные действия. Во-первых, появилось упоминание о смерти работника, поскольку согласно ст. 83 ТК смерть работника является основанием прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Во-вторых, оплата фактических расходов по провозу багажа стала зависеть от тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом: компенсационные выплаты не могут превышать этих тарифов.

4. Об источниках оплаты расходов, связанных с выездом из северных районов, см. пост. Правительства РФ от 11 августа 1992 г. N 572 "О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (САПП РФ. 1992. N 7. Ст. 390).

 

Статья 327. Другие гарантии и компенсации

 

1. Законом, в котором в основном сконцентрированы другие гарантии, компенсации, а также льготы, полагающиеся работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, является Закон РФ от 19 февраля 1993 г. Именно в нем идет речь об оплате листка нетрудоспособности в размере 100% заработка (ст. 24), о льготных правилах назначения пенсий (ст. 25-31), о бронировании жилой площади по прежнему месту жительства и предоставлении жилья работодателям (ст. 17 и 18), об увеличении с помощью районного коэффициента некоторых социальных выплат (ст. 30, 23), о компенсации расходов пенсионерам по старости и по инвалидности к месту отдыха и обратно (ст. 34).

2. В большинстве случаев сказанное в Законе РФ от 19 февраля 1993 г. получило дальнейшее развитие, уточнение, дополнение в законах, принятых позднее, и иных нормативных правовых актах. Так, бронирование жилплощади должно осуществляться в соответствии с Жилищным кодексом; решение ряда жилищных вопросов - в соответствии с Федеральным законом от 2 июля 1998 г. (25 июля 1998 г.) N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" с изменениями и дополнениями (СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3809), постановлением Правительства РФ от 4 ноября 1993 г. N 1141 с изменениями и дополнениями "О нормах возмещения расходов по найму, аренде и приобретению жилой площади гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, о размерах компенсаций, выплачиваемых за освобождаемое жилье при выезде граждан из указанных районов и местностей" с изменениями и дополнениями (САПП РФ. 1993. N 46. Ст. 4458), постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 872 "О дополнительных размерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" с изменениями, внесенными постановлением Правительства от 17 августа 1999 г. N 966 (СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3776; 1999. N 36. Ст. 4400); пенсионное обеспечение - в соответствии с Федеральными законами от 30 ноября 2001 г. (15 декабря 2001 г.) N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4831) и от 30 ноября 2001 г. (17 декабря 2001 г.) N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4920) и т.д.

Следует иметь в виду, что постановлением Конституционного Суда РФ от 24 мая 2001 г. N 8-П частично признаны не соответствующими Конституции РФ положения ч. 1 ст. 1 и ст. 2 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 131-ФЗ (ВКС. 2001. N 5).

 

Глава 51. Особенности регулирования труда работников транспорта

 

Статья 328. Прием на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств

 

1. В настоящем Кодексе впервые появилась специальная глава, посвященная особенностям регулирования труда работников транспорта (ст. 328-330). Правила этой главы распространяются на работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств. Речь идет о работниках основных профессий автомобильного, железнодорожного, речного, морского и воздушного транспорта, деятельность которых имеет своей целью перевозку людей и материальных ценностей и в связи с этим непосредственно связана с источником повышенной опасности. См. также ст. 329 ТК.

2. Согласно ст. 328 ТК лица, поступающие на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств (_ 1), должны пройти:

а) профессиональный отбор;

б) профессиональную подготовку;

в) предварительный медицинский осмотр.

При этом порядок прохождения профессионального отбора и профессиональной подготовки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта, а порядок прохождения обязательного предварительного осмотра - федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта.

3. Конкретизация правил ст. 328 ТК применительно к различным видам транспорта предусмотрена различными актами. Так, требования, предъявляемые к лицам, принимаемым на должности, непосредственно связанные с движением поездов, предусмотрены в Федеральном законе от 25 августа 1995 г. "О федеральном железнодорожном транспорте" (СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3505) и актах, принятых на его основе. Таково, например, Положение о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на прием управления локомотивом, моторовагонным подвижным составом на российских железных дорогах, утв. приказом МТС России от 11 ноября 1997 г. (БНА РФ. 1998. N 1).

Перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам, утв. постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1999 г. (СЗ РФ. 1999. N 37. Ст. 4506).

Приказом МПС России от 29 марта 1999 г. утверждено Положение о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте (БНА РФ. 1999. N 18, 19).

Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" (СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873) предусмотрены условия получения права на управление транспортными средствами различных категорий ("А", "В", "С", "Д", "Е").

К управлению воздушными судами допускаются лица, прошедшие подготовку в сертифицированных авиационных учебных центрах, имеющие действующие летные свидетельства о присвоении соответствующей летной специальности) с необходимыми квалификационными отметками. Указанные свидетельства выдаются Федеральной авиационной службой России (Временное положение об авиации общего назначения Российской Федерации. Утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. - СЗ РФ. 1996. N 37. Ст. 4289).

Названными и иными актами (например, Кодексом торгового мореплавания РФ 1999 г.) надлежит руководствоваться при приеме на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, впредь до принятия новых актов, предусмотренных ст. 328 ТК.

 

Статья 329. Рабочее время и время отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств

 

1. Статья 329 ТК не разрешает работникам, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, работу за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени: а) по профессии или должности, непосредственно связанной с движением транспортных средств; б) с вредными и (или) опасными условиями труда. Следовательно, указанных работников нельзя привлекать к сверхурочным работам (ст. 99) по своей или аналогичной профессии (должности). Таким работникам в изъятие из общего правила не разрешается совместительство (ст. 98) на работе, непосредственно связанной с движением транспортных средств или с вредными и (или) опасными условиями труда.

При этом Перечень профессий (должностей) и работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств утв. в порядке, установленном Правительством РФ.

2. В соответствии со ст. 329 ТК особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств (_ 1), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти соответствующего вида транспорта.

Впредь до установления названными органами указанных особенностей надлежит руководствоваться актами Минтруда России. Таковы, например, Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей. Утверждено постановлением Минтруда России от 25 июня 1999 г. (БНА. 1999. N 36); Положение о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов речного флота. Утверждено постановлением Минтруда России от 25 мая 1998 г. (БМТ. 1998. N 8); Положение о рабочем времени плавающего состава судов морского флота. Утверждено постановлением Минтруда России от 20 февраля 1996 г. (БМТ. 1997. N 7).

См. также постановление Минтруда России от 12 июля 1999 г. "Об установлении продолжительности рабочей недели членам экипажей воздушных судов гражданской авиации" (БМТ. 1999. N 8) и Комментарий к Особенностям регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров (М., 1993).

 

Статья 330. Дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств

 

1. Дисциплина труда работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств (ст. 329 ТК), регулируется настоящим Кодексом и положениями (уставами) о дисциплине, утверждаемыми федеральными законами.

Впредь до принятия такого положения (устава) о дисциплине действует (в той части, в какой они не противоречат настоящему Кодексу) ранее принятые акт. Таковы, например, Устав о дисциплине работников морского транспорта, утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2311); Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2000 г. (СЗ РФ. 2000. N 40. Ст. 3965); Устав о дисциплине экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота, утв. постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2000 г. (СЗ РФ. 2000. N 40. Ст. 3966); Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями - (САПП РФ. 1992. N 9. Ст. 608; 1994. N 1. Ст. 11; СЗ РФ. 1996. N 18. Ст. 2152; 1999. N 7. Ст. 916).

2. В каждом из названных актов (_ 1) определен круг лиц, на которых он распространяется и предусмотрены дополнительные поощрения и взыскания, которые могут применяться к этим лицам.

Например, машинисты и водители железнодорожного транспорта могут быть лишены свидетельства (удостоверения) на право управления соответствующим транспортным средством (локомотивом, дрезиной и т.д.) на срок от 7 мес. до 1 года. Работник, к которому применено такое взыскание, переводится с его согласия на другую работу на тот же срок.

На работников железнодорожного транспорта может налагаться дисциплинарное взыскание в виде увольнения за грубое нарушение дисциплины. Перечень таких грубых нарушений дисциплины утв. приказом МПС России от 25 декабря 2000 г. (БНА. 2001. N 5).

Устав о дисциплине работников морского транспорта предусматривает возможность наложения такого дисциплинарного взыскания, как предупреждение о неполном служебном соответствии.

 

Глава 52. Особенности регулирования труда




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.