Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская философия ХХ века 2 страница




Характерной чертой русской философии XIX века было то, что практически все мыслители рассматривали философию не как их основное занятие, а как приложение к общественному движению, в котором они были задействованы, обоснование литературной или богословской деятельности. Декабристы и Чаадаев, славянофилы и западники, философы-материалисты и В.С.Соловьев внесли ощутимый вклад в развитие русской философии. Несмотря на огромное различие их философских воззрений, имеются общие черты, свойственные всей русской философии XIX века.

Во-первых, философов XIX века интересовали, прежде всего, проблемы общественного характера и лишь во вторую очередь – собственно узколичностный и внутренний мир. Да и то, последнее было характерно, прежде всего, для В.С.Соловьева, жившего в конце века и предвосхитившего скорее не XIX, а XX век.

Во-вторых, вне зависимости от направленности философских исследований, идея соборности, особой русской ментальности, особого русского пути занимает всех мыслителей века.

В-третьих, если философская мысль и касается поведения отдельной личности, то ставятся прежде всего этические вопросы, а философия превращается в идеологию подвижничества и героизма. Отсюда вечные вопросы (кто виноват? что делать?), стремление находиться на каторге, в заточении, «идти в народ» и т.д.

В-четвертых, для русской философии XIX века всех направлений характерна нелюбовь к логическим построениям, отвлеченному мышлению. Мечущийся Белинский понял фихтеизм как робеспьеризм и в новой теории чуял запах крови. Писарев громил философию вообще, а Герцен критиковал Аристотеля, всю античную философию и немецкий идеализм. Западным «отвлеченным рассудком» в равной степени недовольны как Чернышевский, так и славянофилы. Рационализм и религиозная философия В.С.Соловьева просто не совместимы.

И вместе с тем характерные черты русской философии XIX века указывают не только на её специфику, но и на высочайшую степень научной зрелости, яркий показатель утонченной российской культуры.

В начале XX в. официальная идеология, как и в предшествующие десятилетия, базировалась на принципе «православие, самодержавие, народность». Младославянофильски настроенные идеологи пропагандировали лозунг «царю – власть, народу – мнение». Они утверждали идею земского самоуправления, союза государства и церкви. Наблюдается своеобразное наполнение религиозной формы сознания светскими элементами, в значительной степени несовместимыми с церковной доктриной. Это процесс особенно выразился в движении богоискателей.

Российская церковь враждебно относилась к попыткам создать философию православия, а такие попытки не окончились после В.С.Соловьёва. Распространилась тенденция к компромиссу религии и философии, веры и разума. Однако консервативно настроенные богословы выступали против «философизации» православия, против «спекулятивного богословия», в котором «живой Бог» религии исчезает в тумане метафизических абстракций, превращается в такие отвлечённые понятия, как «абсолют», «всеединство», «разум» и т.п. В начале века распространился мистицизм, возникло много спиритуалистических и масонских кружков и обществ; мистицизм проник даже в официальную церковь в виде так называемого нового богословствования.

После революции 1905 г. в кругах либеральной интеллигенции происходит изменение ориентацией. Если во второй половине XIX в. эта интеллигенция ориентировалась на социальные вопросы, на дело революции, среди либералов были популярны идеи социализма, то в начале XX в. часть интеллигенции перешла от марксизма к идеализму, от идеализма – к православию, от эстетизма и декадентства – к мистике и религии. Сложилась мода на мистику, эротику, на пренебрежительное отношение к морали. Ориентация на социальные вопросы сменяется ориентациями на внутреннюю жизнь человека; личность противопоставляется обществу.

Изменения в умонастроениях русской интеллигенции нашли свое выражение в деятельности основанного в 1901 г. в Петербурге Религиозно-философского общества, в сборниках «Проблемы идеализма» (1903) и «Вехи» (1901). Религиозно-философские общества открылись также в Москве и Киеве.

Веховство, названное по сборнику статей «Вехи», вышедшему в свет тремя изданиями в 1909 г., претендовало на «обновление» русской интеллигенции, её духовное возрождение. Осуществление этой программы оно связывало с критикой народничества и марксизма. Веховство формировалось на принципах соловьёвского всеединства, окончательно переводя богопознание из плоскости чистой веры в плоскость богоискательства.

В начале XX в. в России идёт подлинный религиозный Ренессанс. Сложились религиозно-философские направления. Философская мысль в России была представлена оригинальными мыслителями. В Европе стали популярными труды Н.А.Бердяева, Л.И.Шестова, П.А.Флоренского, П.А.Сорокина, Л.П.Карсавина, С.Л.Франка, Н.О.Лосского, Г.Г.Шпета, В.В.Зеньковского, Ф.А.Степуна, С.А.Аскольдова, Э.Л.Радлова, П.И.Новгородцева, И.И.Лапшина, А.И.Введенского, И.А.Ильина, Б.В.Яковенко и многих других. Среди них были выходцы из крестьян, интеллигенции, дворян, духовенства. Многие философы-идеалисты получали образование по двум факультетам университетов, совершенствовали квалификацию в странах Европы, свободно владели иностранными языками.

Основная их идея заключалась в том, что эмпирический, пространственно-временной мир – относительное, условное бытие; оно не имеет самостоятельного значения. Это бытие кажется «рационализированным», закономерным, но его свойства не дают возможности открыть «истинное бытие». «Истинное бытие» - это душа человека и Бог, в мистическом единстве, с которым пребывает душа. «Истинное бытие» раскрывается в религиозном опыте», самое иррациональное и есть самое реальное. Главная задача - создание нового религиозного сознания. Если раньше утверждался дуализм Неба и Земли, духа и плоти, всё земное объявлялось греховным, то новое сознание идёт по линии реабилитации плоти. Признавалась возможность «царства Божия» на земле на основе развития нового религиозного сознания.

Русская религиозная философия – не единая школа. Но в её разнообразных учениях общим было противопоставление религиозной мысли рационализму. Существенным мотивом было признание недоступности для разума тайн христианского откровения. В русском богоискательстве возникло множество самых разнородных тенденций, главнейшими из которых были персонализм Н.А.Бердяева, интуитивизм Н.О.Лосского и иррационализм Л.Шестова.

Тем не менее, ни консервативные, ни либеральные, ни религиозные направления и школы получают наибольшее развитие в России ХХ века. В 1917 году в ходе радикальнейшей Октябрьской революции, побеждает небольшая, но чрезвычайно сплочённая и дисциплинированная партия большевиков, идеологическим знаменем которой являлась философия ортодоксального марксизма. Довольно скоро именно эта философская школа станет единственно легитимной на территории России. Все остальные философские направления будут объявлены враждебными новому режиму, а их представителям уготована нелегкая, а порой и трагичная судьба.

После революции 1917 г. большая часть представителей религиозной философии добровольно или насильственно оказалась в эмиграции. Однако через некоторое время часть эмигрантов изменила своё отношение к революции и советской власти. В 1921 г. в Праге вышел сборник «Смена вех» (авторы Ю.Ключников, Н.Г.Устрялов, Ю.Потехин, А.Бобрищев-Пушкин и др.). Сменовеховцы призвали интеллигенцию во имя патриотизма сменить вехи и приступить к совместной работе с советской властью. Авторы сборника, по большей части кадеты, думали, основываясь на факте некоторого оживления капитализма в России в связи с нэпом, что революция закончена, идёт «мирная эволюция», «спуск на тормозах» в пользу буржуазии. Но эта позиция не была доминирующей в среде эмигрантов.

Заметным течением в эмиграции было евразийство. В 1921 г. в Софии вышел в свет сборник «Взгляд на Восток». Его авторы призывали к развитию в русской культуре азиатских элементов. Евразийцы считали, что революция привела к выпадению России из европейской жизни, произошло «великое опрощение жизни». И это хорошо, ибо за этим следует «органический поворот к Азии». Новый всплеск русской предприимчивости и русской силы произойдёт на новой – европейско-азиатской основе. Евразийцы доказывали, что Россия – не Европа и не Азия, а какое-то особое сочетание европейских и азиатских черт (при преобладании азиатских).

Евразийцы считали, что западная модель правового государства с плюрализмом, парламентом и т.д. неприемлема для России. Русскому народу ближе модель орды, где царит «коллективистская стихия», подчиняющаяся «единой руке». Евразийцы не признавали самостоятельности церкви по отношению к государству. Оно объемлет все сферы жизни, совершенное государство должно организовать всю жизнь людей. Наиболее известные евразийцы – П.Н.Савицкий, П.Сувчинский, Н.С.Трубецкой. К ним некоторое время примыкали Л.П.Карсавин, Г.В.Флоровский и Г.П.Федотов. Некоторые сменовеховцы и евразийцы (Н.Г.Устрялов, П.П.Сувчинский) вернулись в СССР, где погибли в лагерях. Крупным продолжателем евразийской идеи являлся Л.Н.Гумилёв.

После революции 1917 г. религиозная философия оказалась в России под запретом. В стране философы и ученые обязаны были придерживаться философии марксизма-ленинизма. Проблемами религиозной философии занимались в основном в эмиграции. После высылки из России Бердяев организовал «Религиозно-философскую Академию (сначала она находилась в Берлине, затем перевелась в 1924 г. в Париж). С 1925 г. главные силы религиозной философии объединились вокруг издательства «Путь», выпускавшего журнал с одноименным названием.

Некоторые религиозные мыслители: П.Б.Струве, Л.И.Шестов, Н.Арсеньев, В.В.Зеньковский, Н.Алексеев, Д.С.Мережковский выехали из России во время гражданской войны или сразу после её окончания. В 1922 г. как «идеологически чуждый элемент» были высланы из России Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, Н.О.Лосский, С.Н.Булгаков, И.А.Ильин, Б.П.Вышеславцев, Л.П.Карсавин, Г.П.Федотов. Почти все виднейшие представители русской религиозной философии оказались за границей. Оставшиеся (П.А.Флоренский, С.А.Алексеев-Аскольдов, А.Ф.Лосев, Г.Г.Шпет) подверглись репрессиям. Впоследствии погиб и Л.П.Карсавин, оказавшийся в СССР после занятия Литвы

После В.С.Соловьёва Николай Александрович Бердяев (1874-1948) – самая крупная величина в философии «русского духовного ренессанса». Он не создавал какую-то логически систематизированную философскую систему. Его интересует широкий круг вопросов: это проблемы искусства, свободы, смысла жизни человека, истории; он анализирует проблемы истории русской философии, роли русской интеллигенции и т.д. Работы Бердяева имеют мировую известность, он много сделал для развития таких направлений мировой философии ХХ века, как экзистенциализм и персонализм.

Бердяев всецело поглощён экзистенциальным интересом к человеку. Его волновала не столько трагедия человеческого существования, сколько свобода человеческого творчества, он вдохновлялся антроподицеей – оправданием человека в творчестве и через творчество. Творчество не детерминировано, оно свободно, не завершено и обращено к будущему. Созданный Богом мир также не завершён, он продолжает твориться, но уже не человеком, который должен быть свободен от насилия, подавления, от превращения в часть машины, в винтик, подчиняющийся только внешнему давлению и приказу. Философ размышляет о путях развития цивилизации, он убеждён, что человечество стоит перед выбором между умиранием в старом мире и возрождением в новом. Поиск пути преодоления хаоса современного мира – основное содержание философии русского мыслителя.

Одно из важнейших понятий в творчестве Бердяева – «русская идея». Корни русского коммунизма он видит в структуре русской души. Россия – загадка. Противоречивость русской души определяется столкновением в ней восточного и западного элементов, иррационального и рационального. Русская душа формировалась под влиянием природной, языческой, дионисиевской стихии, с одной стороны, и аскетически ориентированного православия, с другой. Необъятность русской земли создаёт у русского народа представление о его мощи и непобедимости. Кроме того, Бердяев считает, что функциональные способности каждого народа определяются также соотнесением у него мужского и женского начал. В России преобладает начало, связанное с культом матери-земли и с культом Богородицы. Религиозный элемент русской души выработал устойчивые свойства - догматизм, аскетизм, способность нести страдания и жертвы во имя своей веры, какова бы она ни была. В силу религиозного характера души русские всегда или ортодоксы, или еретики, раскольники и нигилисты.

Он отмечал, что главной тенденцией человеческой истории является любовь к порядку, а не к свободе. Одно из её проявлений – коммунизм. Его коллективизм угнетает личность, он ценит личность не в силу её индивидуальных достоинств, а по принадлежности к классу.

«Русский коммунизм» питал надежды народа на осуществление царства Божьего на Руси и жестокие методы подавления личности, унаследованные от полицейского государства, каким всегда была Россия. Но и революции не несут желанной свободы. Бердяев приходит к выводу, что революционные социальные катаклизмы только упрочивают зло мира, поскольку массы не осознают предоставленную свободу с её неизбежной ответственностью. Подлинная революция – это революция духа. А то, что мы называем революцией, есть по сути дела бунт, поскольку свобода духа в ней угнетена.

Бердяев - религиозный философ, для него Бог – предел бытия. Но, придя к Богу, Бердяев снова вернулся к человеку. Бога – Творца и Промыслителя он превратил в Бога - Совесть, Добро, Любовь, Истину, Красоту. Бердяев сделал Бога высшей ценностью человека, потеряв которую он перестаёт быть человеком. Нельзя говорить о человеке, не говоря о Боге, и наоборот. Всё, что происходит с Богом, происходит с человеком. Поэтому не следует корить Бога за несовершенство мира, надо подумать о собственной ответственности на судьбу мира. Учение Бердяева здесь отличается от исторического христианства тем, что он приписал человеку абсолютную свободу, даже от Бога. Свобода – вне и до любого бытия, даже бытия Бога. Человек осознаёт себя творцом, выполняя своё предназначение спасения мира.

В творческом акте меняется сам человек. Он возвышается над собой и над окружающим миром, испытывая потрясения духа. Становясь духовно богатым, человек творит мир. Постепенно преодолевается косность мира, природа приобретает смысл, свободу. Носителем этого процесса выступает человек, но не как природно-социальное существо, а как духовная ценность. Люди соединены не посредством принудительных мер коллективной жизни, а в свободном единстве, не знающем никаких внешних авторитетов и принуждений. Здесь люди соединены любовью, и каждый из них, не теряя своей индивидуальности, живёт в согласии со всеми. Бердяев пишет о соборности, которую понимает как общность, в которой человек не является объектом, а всегда другом.

Учение Бердяева получило широкий резонанс в русской духовной культуре, к его голосу прислушивались мыслители во всём мире.

Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965) по своим воззрениям был во многом близок Бердяеву. Лосский называл свою философскую систему интуитивизмом, исходные положения которого были им сформулированы в книге «Мир как органическое целое», опубликованной в канун Октябрьской революции. Лосский развивал тезис об интуиции как целостном знании, охватывающем и разум, и чувства, и волю, постигающем саму сущность жизни. Философ этизирует космос и космизирует мораль, для него бесконечная красота мира неотъемлема от красоты человеческого духа. Только в православной церкви Божество нисходит до человека, делаясь сопричастным его радостям и страданиям. В этом единении - «Царство Духа», «совершенное Добро и Красота». Лосский берёт эти понятия в основание своего интуитивизма и преобразует их в систему логики, этики и эстетики. Этику Лосского можно назвать этикой Абсолюта, где абсолютная ценность – это Царство Божие. Всё мироздание состоит из разнообразных «деятелей», индивидов, каждый из которых наделён творческой силой и создаёт события, имеющие пространственно-временную, сверхвременную, или сверхпространственную форму. Простейшие деятели – это электроны, более сложные – животные, люди – ещё более высокие существа. Деятели, которые осознают и осуществляют абсолютные ценности в жизни, есть личности. Деятели, которые не обладают этими качествами, называются «потенциально-личностными». Мир состоит из актуальных и потенциальных личностей. Это и есть тот персонализм, который лежит в основе мировоззрения Лосского.

Вместе с Н.А.Бердяевым, С.Н.Булгаковым, Л.И.Шестовым, С.Л.Франком и другими мыслителями Н.О.Лосский видит возможное возрождение России через православие, церковь, считая, что религиозность есть главная черта русской души.

Лев Исаакович Шестов (Шварцман) (1886-1938) в своём творчестве высветил свою главную тему – трагическую сущность человеческого бытия, постоянство человеческого страдания. Недаром Шестовым так заинтересовался позже западный экзистенциализм. Он крайний иррационалист, поскольку отрицал возможность рационального познания истины. Он приходил к выводу об абсурдности и иррациональности человеческого мышления, отвергал научные и философские теории, высказывался против научного, логического мышления, рациональных начал жизни. Уже в первых своих произведениях Шестов выступал как скептик, его скепсис направлен против рационализма с его верой в разум и силу истины. Философ боролся против силы разума во имя религиозной веры и сверхчеловеческой свободы, которые у него совпадают. Человек может стать богоподобным, обрести власть над бытием, если он преисполнен истинной верой.

Другим направлением, весьма популярным в России, был марксизм. Работы Маркса и Энгельса привлекли к себе внимание русской интеллигенции уже в 40-ых годах XIX в. Русский перевод «Капитала» Маркса, сделанный Г.Лопатиным и Н.Даниельсоном, вышел в свет в 1872 г. Большой интерес в России вызвала книга Энгельса «Анти-Дюринг». С марксизмом знакомы многие народники (Лавров, Ткачёв, Лопатин и др.) В 80-ые годы ХIХ века в связи с террором и убийством Александра II в русском обществе возникает разочарование в народничестве. Революционное движение пытается найти новые идеалы, новые формы борьбы с царским самодержавием и деспотизмом. В этой обстановке привлекательными оказываются идеи марксизма, которые на первых порах объединили людей разных взглядов и ориентаций.

В 70-ые годы XIX в. идеи марксизма проникают в рабочее движение. В 1883 г. в Женеве сложилась группа «Освобождение труда» (Г.В.Плеханов, П.Б.Аксельрод, В.А.Засулич, Л.Г.Дейч, В.Н.Игнатов). Они открыто заявили о разрыве с народничеством и присоединении к марксизму и международному социал-демократическому движению.

Крупным теоретиком ортодоксального марксизма является Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918), который много внимания уделяет пропаганде марксистских взглядов в России, обращая особое внимание на материалистическое понимание истории.

Если на раннем этапе социал-демократического движения его ведущим идеологом был Плеханов, то в последующем эта роль переходит к Владимиру Ильичу Ленину (1870-1924). Большевизм коренным образом изменяет социологическую теорию марксизма особенно в связи с учением о международном характере коммунистической революции. Опираясь на открытый народниками закон неравномерного развития капитализма (В.П.Воронцов), Ленин провозгласил вывод о победе социализма первоначально в одной или нескольких странах. Эти страны должны составлять слабое звено капитализма, например, Россия. Крупная философская работа Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» рассматривает теорию познания, критикует субъективный идеализм. В «Философских тетрадях» и других произведениях Ленин характеризует две концепции развития - диалектическую и метафизическую, законы и принципы диалектики, элементы диалектики. Ленин касается широкого круга вопросов – войны и мира, морали, искусства, религии и т.д.

В выступлениях философов-марксистов этого времени делался акцент на идеологической стороне философского знания, на выражении в философии интересов определённых социальных групп и классов, подчёркивался подлинно и единственно научный характер марксистско-ленинской философии, её преемственная связь с философской мыслью прошлого, особый упор делался на преемственности с материалистическими школами в истории философии.

Видный теоретик марксизма Николай Иванович Бухарин (1888-1938) показал своеобразие философских проблем, их зависимость от развития науки, их значение для всего научного знания. Философия объединяет то, что есть во всех науках, её интересует проблемы мира, границы и возможности познания, учение об истине, отношение субъекта к миру и т.п. Философия стремится привести имеющийся арсенал знаний в определённую систему, она в значительной степени зависит от уровня развития наук. Но вместе с тем, на философию существенное воздействие оказывают чувства, интересы, умонастроения определённых классов, философия партийна по своей сути. Условия её существования связаны с состоянием развития производительных сил, с экономикой в целом, поскольку сами классы от них зависят. Следовательно, философия не может быть абсолютно независимой от общественной жизни.

В 1922 г. на страницах философского журнала «Под знаменем марксизма» появляется статься активного революционера, партийного и государственного деятеля С.К.Минина под названием «Философию за борт!», в которой философия характеризуется как буржуазный метод, а занятия философией рассматриваются автором как измена марксизму и скатывание к оппортунизму. У пролетариата может быть только наука, но никакой философии. По сути дела под философией С.К.Минин подразумевал философские воззрения прошлого.

Помимо этой точки зрения существовали и другие, например, концепция, разрабатываемая ещё до революции Владимиром Ивановичем Вернадским ( 1863-1945), который рассматривал философию как размышляющее знание, связанное с переживанием мира личностью, с пониманием смысла явлений. Вернадский в ходе дискуссии о природе философского знания выдвинул понятие «научное мировоззрение», которое было новым и плодотворным. Под философией учёный понимал, прежде всего, жизневоззрение и натурфилософию. Он был крупнейшим представителем натуралистской формы мировоззрения 20-х годов, разрабатывал, как и русские материалисты ХIХ в., естественнонаучный материализм.

В эти же годы разворачивается острая дискуссия по вопросу о соотношении основных философских направлений (материализма и идеализма) с политикой, с классово-политическими направлениями того времени. Философские направления стали однозначно трактоваться с политических и классовых позиций. Философы-идеалисты и некоторые естествоиспытатели отождествляли материю с веществом, а материалистическую установку трактовали как приверженность «косной материи», как недооценку и игнорирование всего идеального, духовного. Сторонники марксистского материализма устанавливали однозначную связь идеализма с защитой капиталистической эксплуатации, с политической реакционностью. Многие философы-марксисты считали, что если ты стоишь за признание Советской власти, следовательно, ты – материалист, если против, то ты – идеалист. Считалось, что материализм опирается на практику, идеализм оторван от практики, его рассуждения умозрительны. Некоторые отождествляли идеализм с религией, теологией. Социально-классовая направленность философского мировоззрения затмевала то ценное, что имелось в содержании концепций, находившихся в состоянии конфронтации.

В 20-ые годы развернулась дискуссия по проблемам соотношения марксистской философии и естествознания. Лидерами спорящих сторон были И.И.Степанов и А.М.Деборин. Сторонников Степанова называют «механицистами», сторонников Деборина – «диалектиками».

«Механицисты» настаивали на приоритете индуктивной стороны философского познания. Они считали, что философские принципы – это всего лишь выводы из наук, которые не могут быть доводом в теоретическом исследовании. Деборинцы, напротив, подчёркивали несводимость философии к естественнонаучным выводам, но при этом преувеличивали ведущую роль философии в развитии естествознания, считая, что все общенаучные и частнонаучные методы должны быть только конкретизацией философского метода. А механика, по мнению Деборина, является «лишь специальным случаем диалектики».

Во второй половине 20-ых годов утвердилась официальная точка зрения, что учение Ленина – новый этап в развитии марксизма. Начинается догматизация взглядов Ленина. В конце 20-ых годов Сталин постепенно устраняет с политической арены своих противников, начинается наступление на идеологическом фронте. Началась дискредитация Н.И.Бухарина, И.Рубина (политэкономия), В.Переверзева (эстетика), а также А.М.Деборина и его окружения. Если деборинцы видели основную задачу философии в разработке теоретических вопросов, то молодые кадры из Института красной профессуры выступали за непосредственную связь философии с политикой. При этом они слабо разбирались в теории.

Репрессии 30-ых годов уничтожали не только тех, кто когда-то был идеалистом, но и приверженцев социалистической революции и идей марксизма. Сталинский террор истребил большую часть философов-марксистов. В те годы погибли В.А.Ваганян, И.К.Луппол, Я.Э.Стэн, Н.К.Карев, С.Ю.Семковский и многие другие. Почти полностью были уничтожены первые выпуски Института красной профессуры, готовившего кадры преподавателей общественных наук.

В 1938 г. выходит «История Всесоюзной коммунистической партии 0(большевиков). Краткий курс». Авторство книги приписано официальной пропагандой И.В.Сталину (1879-1953). Содержащийся в ней философский параграф объявляется вершиной философской мысли. После второй мировой войны с 1946 по 1948 г. принято 4 «Решения ЦК по идеологическим вопросам». В них говорилось о борьбе двух идеологий - капиталистической и социалистической, о том, что идеологическая борьба – это форма классовой борьбы, которая по мере продвижения к коммунизму должна усиливаться. Марксизм-ленинизм окончательно становится неприкосновенной святыней, отступление от него приравнивается к измене.

После смерти Сталина философская мысль постепенно начинает выходить за узкие рамки «Краткого курса» Начинается анализ проблем методологии научного познания, философской антропологии, истории мировой и русской философии, концепции деятельности в гносеологии и т.д.

Интерес к антропологической проблематике стимулировался великими достижениями русской литературы – произведениями Пушкина, Достоевского, Гоголя, Толстого, Одоевского и др. Благодаря русской литературе сохранялись и развивались традиции отечественной мысли, неординарные философские мысли входили в общественное сознание. Другим каналом проникновения традиционной отечественной мысли было русское естествознание. Сеченов и Мечников, Павлов и Тимирязев, Бехтерев и Введенский – их влияние на философию советского периода неоспоримо. Особенно ярко выразился естественнонаучный подход в обосновании антропологической философии в творчестве физиолога А.А.Ухтомского (1875-1942) и литературоведа М.М.Бахтина (1895-1975). Для Ухтомского главным было достижение гармонии и любви к ближнему, его морализаторство основывалось на тождественности «я» и другого, для Бахтина человек представляется в его незавершенности и открытости миру, как гарант неизмеримости будущего.

Во времена «хрущёвской оттепели» 60-ых годов расширяется влияние русской философии, что не проходит бесследно для официальной идеологии советского периода. Росла оппозиция «казёнщине в философии», философы уже не хотели мириться с идеологической цензурой.

Научная деятельность философских кадров страны, начиная с 70-ых годов, координируется с работой Института философии АН СССР, проблемными советами по различным направлениям (при Министерстве высшего и среднего специального образования РСФСР), создаётся Философское общество СССР.

Среди советских философов послевоенного периода выделяются фигуры В.Ф.Асмуса, Э.В.Ильенкова, А.Ф.Лосева, М.К.Мамардашвили.

Валентин Фердинандович Асмус (1894-1975) – специалист по истории философии, знаток Канта, эстетик и литературовед. Позднее его научный интерес переключился из области истории философии в сферу логики.

Среди советских философов одно из достойных мест, несомненно, принадлежит Эвальду Васильевичу Ильенкову (1924-1979). В философских исследованиях Ильенкова важное место занимает проблема идеального. Он разрабатывает некоторые аспекты диалектической логики. Существенное место в научной деятельности Ильенкова в последние годы его жизни занимали теоретические и методологические проблемы формирования высших психических способностей человека. Одной из особенностей стиля мышления Ильенкова является чёткая ориентация на современность. Изучение и обсуждение идей великих мыслителей прошлого непременно должно происходить в связи с теми проблемами, которые волнуют людей сегодня.

Алексей Федорович Лосев (1893–1988) прожил долгую и трудную жизнь. Младший современник и последователь Бердяева, Ильина, Булгакова, Флоренского, он, отчасти, разделили судьбу последнего. Задуманная им серия трудов по русской религиозной философии не была осуществлена, – Лосев подвергся аресту, провёл десять лет в сталинских лагерях, где почти ослеп, а затем был вынужден молчать около 25 лет, работая «в стол» и зарабатывая на жизнь переводами. Одно из главных произведений Лосева – «История античной эстетики» в которой он совершенно неортодоксально подошёл к миру античности, по-новому представил идеализм Платона. Центральной работой Лосева, в которой подводились определённые итоги его философской системы, была «Философия имени» – своеобразный синтез феноменологии и платонизма. Философские идеи Плотина и Прокла, развивающие диалектические построения платоновского «Парменида», были положены Лосевым в основание преобразования феноменологии Э.Гуссерля, превратив её в универсальную «диалектику» или философию вообще. В последние годы жизни А.Ф.Лосев был признан и обласкан властью, награждён орденом, стал лауреатом Государственной премии.

Крупным отечественным философом был Мераб Константинович Мамардашвили (1930 – 1990). Формально пройдя жизненный путь обычного советского ученого, он сумел остаться «грузинским Сократом», сохранившим свободу духа и мысли. Мамардашвили раскрывает своеобразие и уникальность философии в человеческой жизни, её место в культуре, подчёркивая непреходящее значение, которое она продолжает сохранять и в наше время в качестве фундаментального средства познания и освоения мира. В таких работах как «Античная философия», «Картезианские размышления», «Кантианские вариации», обращаясь непосредственно к Платону, Декарту и Канту, Мамардашвили показывает, что у философии есть свой собственный язык и сфера деятельности, связанная прежде всего с выявлением познавательных возможностей человека, которые он сводит к «первоэлементам мысли» и считает, что последние добываются философом всякий раз заново в процессе работы с самой же мыслью. Философия, по его мнению, есть мысль мысли, или сознание возможности большого сознания.

После распада СССР в условиях кризиса идеологии марксистская философия в глазах общественного мнения потеряла свой авторитет.

Как это бывает в переломные эпохи, началось усиленное внедрение в умы людей религиозной идеологии. Издаются многочисленные работы по идеалистической и религиозной философии, мистике, оккультизму и т.д. Часть бывших правоверных марксистов совершила поворот в этом направлении.

Преимущество нового времени в России – в возможности придерживаться любой философской системы. Важным здесь является не подменить философию политикой. Критическое отношение к официальному марксизму-ленинизму принимает необратимый характер, под влиянием новых процессов в России начинает формироваться новая самобытная русская философия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.