Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления русской философии XIX в




XIX век не столь изобиловал государственными переворотами как XVIII век, но по своим потрясениям даже превзошёл его. В XIX веке Россия пережила множество величайших испытаний, преобразивших всю жизнь российского общества. В начале века – это Отечественная война и победа в жестокой борьбе с непобедимым доселе Наполеоном. Затем – восстание декабристов, его подавление и николаевская реакция, когда российское государство стало исполнять жандармские функции не только в своей стране, но и по всей Европе. Россия добилась значительных территориальных приобретений на севере, юге, западе и востоке и потеряла Аляску. Величайшим сдвигом в жизни России стали социально-экономические реформы во всех областях жизни российского общества, и, прежде всего, – крестьянская реформа, освободившая русских крестьян от крепостной зависимости на 500 лет позднее западноевропейских. «Экспериментальная» крестьянская реформа в Прибалтике 1804-1818 гг. навсегда сделала этот регион самой динамичной, самой «европейской» частью Российской империи. При Александре I реформы захлебнулись, при Николае I о реформах даже нельзя было подумать. Великий реформатор, император Александр II Освободитель сумел провести ряд реформ, преобразивших всю страну1. Приняв Россию, поверженную в Крымской войне, Александр II сумел не только освободить народы России, император-западник выполнил чаяния славянофилов – победил Турцию, принёс свободу славянам. Значение реформ Александра II чрезвычайно велико и до конца не оценено. Если бы его реформы продолжались в том же режиме, неизвестно, каких высот достигла бы Россия. Страна прочно встала на путь превращения в буржуазную монархию. Очевидность этого не мог не признать даже В.И.Ленин2. Видимо, реформаторам в России уготована жестокая судьба – слишком многие их не любят. Александр II был неудобен многим иностранным правителям, испуганным его военными и дипломатическими успехами, реакционерам, недовольным его реформами, радикалам, понимающим, что дальнейшая либерализация общественной жизни лишит их социальной базы. Александр II пал жертвой заговора, когда уже имел законченный вариант конституции России.

XIX в. вошёл в историю России как золотой век культуры, литературы, искусства. Те достижения, которых достигла Россия в это время в области духовной культуры, имеют всемирное значение.

Достижения русской литературы заслонили собой более скромные достижения русской мысли того времени. Но и они имеют большое значение. Достаточно указать, что они наложили свою неизгладимую печать на весь умственный облик русской интеллигенции. Ведь В.Г.Белинского называют отцом русской интеллигенции, а он и позднее Герцен были долгое время её «властителями дум». Но справедливости ради следует сказать, что самостоятельная русская мысль впервые пробудилась в гораздо менее популярном лагере славянофилов.

Само разделение русской интеллигенции на западников и славянофилов было следствием пробуждения русской мысли.

Уже в 20-х годах XIX века влияние Вольтера и французских энциклопедистов стало сменяться влиянием немецкой идеалистической философии - Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. В особенности идеи Шеллинга и Гегеля о всемирно-историческом призвании великих народов привлекали молодые русские умы.

Философская мысль первой четверти ХIХ в. включает в себя несколько направлений. Продолжается просветительское движение, идеи которого были развиты декабристами; дальнейшее развитие находят религиозно-идеалистические учения, которые легли в основу официальной идеологии.

Движение декабристов как дворянских революционеров стремилось положить конец крепостному праву в России, разрушить или ограничить самодержавие, отменить сословные привилегии. Декабристов привлекали идеи свободы личности, слова и печати, вероисповедания, наделения крестьян землёй, неприкосновенности частной собственности. Декабристское движение привело к быстрому становлению капитализма в России.

Философские взгляды декабристов разнородны и несистематичны. Среди них были как материалисты и деисты, так и идеалисты. Социальные воззрения декабристов опирались преимущественно на теорию естественного права и общественного договора, из которой они выводили равенство людей от природы, их одинаковые права и обязанности. Как и Радищев, декабристы связывали эту теорию с борьбой против самодержавия и крепостничества.

В 30-40-ые годы начинает культивироваться теория «официальной народности». Эта просветительская идеология была сформулирована министром просвещения С.С.Уваровым и поддержана С.П.Шевырёвым и М.П.Погодиным. В ней три принципа – православие, самодержавие, народность.

В теории «официальной народности» утверждается, что уклад русской жизни коренным образом отличается от западноевропейского. Для России характерны «семейное равенство», «патриархальное равенство», «взаимная любовь» между крестьянами и помещиками, полный союз между самодержавием, представляющим собой исконную форму государственной власти; православием, которое отражает «моральный дух» и образ мышления народа; и народом, боготворящем царя за отеческую заботу о нём.

В русском просвещенном дворянстве образовалось две партии. Те из писателей и общественных деятелей, кто называл западноевропейскую культуру последним словом мировой цивилизации и считал дальнейшее движение России вперёд невозможным без усвоения европейского образования и буржуазных форм жизни, примкнули к западническому направлению. Возникновение «западнического» движения было связано с деятельностью кружка Николая Владимировича Станкевича. Кружок был основан в 1831 г., туда входили В.Г.Белинский, М.Ю.Лермонтов, М.А.Бакунин, В.П.Боткин, М.Н.Катков, Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин. Не все члены кружка были западниками. У истоков западничества стоял П.Я.Чаадаев, участник Отечественной войны 1812 г., в котором существующий режим увидел ниспровергателя национальных святынь, объявив его сумасшедшим. Но называть Чаадаева исключительно западником вряд ли можно. Его воззрения в равной мере служили основанием как западнической, так и славянофильской идеологии. Известными западниками были Т.Н.Грановский, В.Г.Белинский, А.И.Герцен, В.П.Боткин, И.С.Тургенев, К.Д.Кавелин, П.В.Анненков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.