Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иммануил Кант. 1. Для развития философской мысли в XVII - XVIII вв




Выводы

1. Для развития философской мысли в XVII - XVIII вв. характерно наличие противоположных направлений. Рационализм, рассматривая отношение субъекта к объекту как тождество, краеугольным камнем которого являются всеобщие определения мира, признает данность всеобщего до опыта. Тогда мышление интерпретируется содержательно. Для рационализма разум есть форма, в которой в человеке представлены непосредственные законы природы. Соответственно логика разума есть непосредственное воспроизведение логики мира. Эмпиризм, рассматривая отношение субъекта к объекту как чувственный опыт, понятие (мышление) трактует как производное от опыта, от чувственной данности или конечной единичности. Тогда в природе нет всеобщего, оно оказывается плодом конвенции (соглашения).

2. Как эмпирики, так и рационалисты рассматривают всеобщее (понятия в голове и законы в природе) как естественную характеристику. Мышление, понятие, является не результатом рациональной деятельности человека, а следствием естественных свойств природы. Но в природе мыслей нет. «Мыслящая плесень», обладающие сознанием машины или животные - это не более, чем вымысел. Мысли появляются в ходе общественно-практической деятельности людей.

3. Проблема отношения вещи к ощущениям, по сути дела, - центральная проблема, хотя на ней мало останавливаются эмпирики. Линия эмпиризма характеризуется определением субстанции в опыте. Для эмпиризма субстанция как вещь не выступает предпосылкой общего, не предстает даже как единичное в противовес общему. Понятие субстанции в эмпиризме исчерпывается проблемой существования, реальности в опыте (имеется в виду чувственный опыт). Отношение субстанции к родовым понятиям сменяется проблемой отношения ощущений к разуму как естественному свету. Всеобщее остается за пределами опыта. Мы видим весьма последовательный переход эмпиризма Бэкона в сенсуализм Локка, и переход последнего - в гносеологический идеализм Беркли. У Юма движение мысли завершается скептицизмом. Фактически эмпиризм заходит в тупик

4 Выяснение логики бытия у рационалистов представляет собой, строго говоря, попытку обнаружения объективной логики, объективного всеобщего. В этом мышлении нельзя не увидеть раздвоенность всеобщего. В качестве логики природы тел оно выступает как механика, а в качестве движения души - как ясное и разумное усмотрение. В рационализме принцип тождества мышления и бытия основан на объективности логики мира. Проблема субъекта как чисто философская еще не возникла. В сомнении Декарта она лишь намечается.

5 Чем отличается эмпиризм от рационализма и что их объединяет? В обоих направлениях ставится задача объяснить познание мира, которая исчерпывается объяснением устройства мира, выяснением того, как разум относится к природным объектам. Поэтому все философские системы до Канта строятся как системы мира. За исходное определение мышления как естественной способности человека эмпирики принимают чувственно данную множественность, рационалисты - всеобщее. Закон природы выступает как непосредственная характеристика чувственно данной множественности.

7. Целесообразно отметить роль протестантизма в развитии философии Нового времени, которая даже хронологически соответствует так называемому реформационному периоду в развитии Европы (XVI - вторая половина XVIII вв.). Духовная атмосфера, созданная Реформацией, благоприятствовала развитию новой мысли, хотя и не везде одинаково. Все пять крупнейших эмпириков (умеренная ветвь протестантизма) родились и начали творить в Англии.

Гоббс, Локк и Юм вынуждены были находиться в эмиграции в протестантской Голландии. Рационалисты Спиноза и Лейбниц создавали свои труды у себя на родине, соответственно в Голландии и протестантской Германии. Воспитанник иезуитского колледжа, Декарт также издал свое первое произведение в Голландии.

 

Глава IV

Немецкая классическая философия

В последние десятилетия XVIII и особенно в XIX в. основным центром философствования становится Германия. Здесь торжествует классическая немецкая философия, на эволюцию которой повлияла Великая французская революция и сопутствующее ей Просвещение.

Традиционно к немецкой классической философии относят философские учения И.Канта, И.Фихте, Ф.Шеллинга, Г.Гегеля, Л.Фейербаха. Всех этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении проблем, непосредственная личная зависимость: младшие учились у старших, современники общались друг с другом, спорили, обменивались идеями.

В своих социальных идеалах немецкая классическая философия, испытавшая огромное влияние событий, происшедших в других европейских странах, предвосхищала перспективы прогрессивного развития Германии.

Революционные перемены происходили в естествознании, в котором механика утрачивала свою доминирующую роль. К концу XVIII в. сформировалась химия как наука о качественных превращениях природных веществ. В первые десятилетия XIX в. появились такие вызвавшие огромный интерес философов новые, немеханистические отрасли физики, как учения о магнетизме и электричестве, вскоре объединившиеся в одну научную дисциплину, изучающую электромагнитные явления. Быстро прогрессировала совокупность биологических дисциплин.

В немецкой классической философии совмещались великие новации, носившие революционный характер, и консерватизм философских систем; идеализм и материализм; диалектика и метафизика; обращение к истории и игнорирование ее опыта, внеисторический подход к трактовке общественных явлений; глубокие разработки в области философии природы и ретроградство в естествознании; крайние формы рационализма и разного рода иррациональные мистификации.

Иммануил Кант (1724-1804) родился и прожил всю свою жизнь в Кенигсберге (Восточная Пруссия). В 1755 г. вышла в свет его книга «Всеобщая естественная история и теория неба», в которой была выдвинута самая выдающаяся космогоническая идея со времен Коперника. Речь шла о гипотезе происхождения и развития Солнечной системы и всей Вселенной вследствие вращения первичных туманностей. Тем самым аргументировался естественный, а не божественный принцип мироздания и опровергалось бытовавшее ранее представление о внеисторическом развитии природы.

И.Кант объяснил воздействием Луны морские приливы и отливы, вследствие чего замедляется скорость вращения Земли вокруг своей оси. Он исследовал проблемы физической географии, написал специальную работу по теории землетрясений и трактат о ветре.

С 70-х гг. XIX в. начался второй, так называемый «критический» период в теоретической деятельности И.Канта, когда в полной мере проявилось его величие как философа. Одна за другой появляются монографические труды: его главное сочинение – «Критика чистого разума» (1781), «Пролегомены к любой будущей метафизике» (1783), «Идеи к всеобщей истории с всемирной гражданской точки зрения» (1784), «Основы метафизики нравственности» (1785), «Метафизические начала естествознания» (1786), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790) и др.

Теория познания И.Канта весьма сложна и противоречива. Именно в ней содержатся основные положения, определяющие его место и значение как родоначальника классической немецкой философии.

Философия И.Канта в гносеологическом плане зиждется на анализе эмпирического (опытного) и априорного (до- и внеопытного) видов познания. Как и Дж.Локк, И.Кант исходил из того, что познание предметов внешнего мира начинается с помощью органов чувств человека, благодаря его ощущениям, восприятиям и представлениям. Однако познавательных функций органов чувств недостаточно, и их ограниченность преодолевается органом мышления – мозгом, Разумом (это понятие ввел Кант), с помощью которого осуществляется априорное познание, но оно и ограничено.

В созданной Кантом системе трансцендентального идеализма к числу априорных человеческих представлений или форм сознания были отнесены пространство, время, причинность и др. Таким образом, Кант начинает процесс познания не с его реального объекта и познающего субъекта (индивида, общества), а с исследования независимых от них трансцендентальных форм – представлений, т.е. способов, инструментов познания.

Сам познавательный процесс включал у Канта три ступени: 1) чувственное созерцание; 2) рассудочное познание; 3) познание на уровне разума. Априорные формы чувственности, понятия рассудка и идеала разума как бы накладывались на человеческие ощущения, полученные в результате контакта с внешней средой. Благодаря этому ощущения превращались в феномены, или явления. Явления, следовательно, трактовались как единство ощущения, имеющего природное начало, и результата его чувственного и рационального оформления. Из этого вытекал вывод, что человек способен познать лишь формируемые им же явления.

По Канту, явления (феномены) или «вещи для нас» познаваемы, а сущность вещей или «вещи в себе» (ноумены) – непознаваемы. Выступив с критикой скептического отношения Юма к познавательным возможностям разума, Кант в итоге пришел к агностицизму. Тезис философа о достоверности научных знаний относился лишь к явлениям, но отнюдь не к сущностям вещей.

Поскольку «вещи в себе» признавались как нечто существующее объективно, независимо от человека, Кант стоял а этом вопросе на позиции материализма. В целом же кантовская теория познания носила идеалистический характер, дополнялась агностицизмом, а также религиозностью.

В итоге оказались расчлененными: 1) единый материальный мир (на мир «вещей в себе» и мир явлений); 2) единый процесс познания (на познающий субъект и непознаваемый объект); 3) единый продукт познания (на знание, добытое разумом человека, и полученное посредством веры). Принижение знания за счет веры носило при этом относительный характер, ибо человек, его разум способны порождать идеи из самого себя, независимо от опыта.

Неразрешимые проблемы человеческого разума немецкий философ демонстрировал на примере антиномий (греч. аntinomia – противоречие в законе). Под ними понимается противоречие, каждое из которых признается логически доказуемым. К антиномиям Кант относил такие тезисы и антитезисы, как: мир конечен и одновременно беспределен; существуют неделимые частицы (атомы) и таких частиц нет; наряду с всеобщей причинной обусловленностью существует свобода; имеется безусловно необходимое существо (бог) и такое существо отсутствует.

Постановка проблемы антиномий – заслуга философа, осознававшего огромные сложности диалектического постижения истины. При этом противоречивость относилась только к разуму и познанию, хотя она – всеобщее свойство (атрибут) сущего. Кроме того кантовские антиномии свидетельствовали об их непостижимости разумом, т.е. понимание диалектики противоречий блокировалось метафизикой, ставившей границы человеческого разума.

Критическая философия Канта, обращенная в первую очередь в область познания, имела неоценимое значение для дальнейшего развития гносеологии. Одновременно априорность и агностицизм сужали возможности такого развития.

Несомненный интерес представляет собой этическое учение философа. Его суть изложена в «Критике практического разума» и «Метафизике нравов». Функции человеческого рассудка, теоретического или «чистого» разума не обеспечивают познания сущности вещей и эти функции корректируются благодаря «практическому разуму» или этике. Здесь у человека существует свобода, позволяющая ему расширять рамки познания за пределами явлений. Основа морали – так называемый категорический императив. Это повеление выступает как безусловное, «практический закон» в отличие от гипотетических императивов, которые характеризуются как желаемая цель, поскольку содержат в себе только предписания умения.

Безусловность категорического императива заключается в том, что это не что иное, как вечный, неизменный и безальтернативный закон и одновременно нравственный идеал всех людей, человеческого рода. Следовательно, он имеет абсолютное, метафизическое значение. Соответственно требования данного императива сформулированы в качестве основного закона чистого практического разума следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».

Категорический императив имманентно включал в себя гуманистическое, общечеловеческое и в то же время политико-нравственное содержание. Моральный закон свят, ненарушим. Хотя человек, признает философ, не так уж свят, но человечество в его лице должно быть для него святым. Во всем сотворенном все что угодно и для чего угодно «может быть употреблено всего лишь как средство; только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе. Именно он субъект морального закона, который свят в силу автономии своей свободы». Категорическим императивом человек освобождается от причинно-следственной природной зависимости, формируется как гражданин.

Особенность рационализма И.Канта состояла в том, что он выводил законы нравственности и права из практического разума, свободной воли людей. Наряду с единым источником у морали и права одна общая цель – достижение свободы. Существующие различия относятся к средствам и способам ее реализации: в основе моральных актов поведения лежит самосознание и долг, а правовых поступков – нравственность в сочетании с принуждением, опирающемся на законы государства.

Всемирная история была представлена Кантом как бесконечный процесс развития человеческого духа, как нескончаемая эволюция культуры, в ходе которой человек добивался независимости от власти природных сил и обретал собственную свободу. А участие всех поколений людей в достижении свободы обусловливает противоречивый характер данного процесса, ему присущи антагонизмы, коренящиеся в самой человеческой природе и созданных людьми обществе и государстве.

Философское наследие Канта и в наши дни остается объектом многочисленных острых дискуссий и споров, что говорит о величии и неординарности его учения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.