Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Георг Вильгельм Фридрих Гегель




Логическим завершением и высшим пунктом развития классической немецкой философии явилась система взглядов Г.Гегеля (1770-1831), создателя диалектического учения, в основе которого лежала система взглядов объективного идеализма.

Философская система Гегеля вобрала в себя основные положения диалектики Гераклита, философские системы таких корифеев, как Платон, Аристотель и Кант; рационализм Декарта, Спинозы и Лейбница, взгляды непосредственных предше­ственников и современников: Руссо, Фихте, Шеллинга. При всем разнообразии ис­точников, питавших гегельянство (объективный и субъективный идеализм, дуа­лизм, материалистические воззрения, диалектика и метафизика), философская сис­тема Гегеля отличается цельностью своих основных теоретических и методологи­ческих принципов объективного идеализма.

Г.Гегель первоосновой всех предме­тов, явлений и процессов считал нечто идеальное, духовное, точнее абсолютную идею. Абсолютная идея - это мировой дух, чистая сущность, душа, взя­тая сама по себе, абстрактная мысль, мыслящая самое себя в самопознании на той стадии, когда объект и субъект совпадают. Природа и общество служат ино­бытием, различными формами развития абсолютной идеи. Именно вследствие это­го идея и материальный мир по своей сущности не отличаются друг от друга. У них единое содержание, они тождественны. Разрабатывая концепцию абсолютной идеи, Гегель пришел, таким образом, к определению исходного пункта всей своей философии - тождества бытия и мышления. Предмет мысли и есть сама мысль. На разных стадиях развития мышление выступает как собственно мысль или как предмет мысли.

Абсолютная идея развивается путем обнаружения и разрешения противоре­чий в понятиях; она рассматривается как логическая процедура выведения одного понятия из другого. Диалектика понятий выступает как логика, их саморазвитие. В качестве основы всего сущего, первичного духовного начала абсолютная идея в снятом виде содержит все предшествующие этапы развития. В гегелевской трак­товке она воплощает также единство теоретической и практической деятельности; при этом под последней подразумевалась не предметно-материальная, а исключи­тельно духовная деятельность, само творчество идеи, духа.

Видимо, учение об абсолютной идее несет на себе и отпечаток религиозности Гегеля, увлечения им мифологией и мистикой, а также полученного им образова­ния

По Гегелю, дух и материя противопоставлены друг другу по своей сущности (у материи сущность - тяжесть, у духа - свобода), по цели (у материи цель вовне, дух имеет цель в себе), по отношению к прогрессу (в природе никакого прогресса нет, существует лишь прогресс разума; прогресс - наше собственное понятие и стремление). Развитие абсолютной идеи снимает эти противоречия, чтобы на иной стадии восстановить их на новом уровне.

Гегелевская абсолютная идея в своем развитии проходит три основных этапа, первый из которых - логический. Именно здесь обнаруживается, что в мире ни­чего, кроме логики, не существует. Логическая мысль проявляет себя не только как абсолютное начало всего сущего, но и в том отношении, что кроме нее другого бытия нет. Последнее логикой поглощается и разрешается.

На первом этапе развития абсолютной идеи - логическом (тезис) - она позна­ет свою собственную сущность, проходя три ступени: бытие, сущность, понятие. Каждая из этих ступеней также триадична. Для бытия это качество, количество и мера. У сущности своя «троица»: сущность как основание существования, явление и действительность. Понятие выступает как субъективное понятие, объект и идея. Каждая последующая ступень в снятом виде представляет итог развития предше­ствующей ступени: снятое качество есть количество, снятое количество есть мера, снятая мера есть сущность и т.д.

«Снятие» означает, что ранние ступени развития абсолютной идеи не заме­щаются полностью, удерживается их положительное содержание («конструктив»), благодаря чему пройденные ступени становятся моментами последующего целого. Следовательно, постижение истины невозможно без прохождения всех элементов триад; оно достигается на новой ступени целостности, то есть в результате беско­нечного троичного движения логических категорий - от простых к сложным (ме­нее, более, сверхсложным) и т.д. В триаде последняя ступень отрицает предшест­вующую (вторую) ступень, выступая как антитезис, и одновременно служит син­тезом первой и второй ступеней.

Абсолютная идея в процессе саморазвития на втором этапе (антитезис), по Гегелю, решается из самое себя свободно отпустить себя в качестве природы. Са­мопознание идеи на этом этапе также происходит по закону триадичности: меха­ника, физика, органика. В свою очередь механика включает в себя пространство и время (1), материю и движение (2), абсолютную механику (3). Физика обнимает собой физику всеобъемлющей индивидуальности (1), физику особенной индиви-дуальности (2), физику целостной индивидуальности (3), а органика - геологиче­скую природу (1), растительный организм (2) и животный организм (3). Соответ­ственно, снятые пространство и время есть материя и движение, снятые материя и движение есть абсолютная механика и т.д.

Природа для абсолютной идеи - более высокий этап ее саморазвития и само­познания, чем логика, однако и здесь она не достигает своей конечной идеи. Стре­мясь к ней, абсолютная идея выходит из своего природного инобытия, сбрасыва­ет с себя физическую оболочку и, отрицая ее, вновь возвращается к своему духов­ному "первородству", но уже на более высокой ступени развития. Так абсолютная идея становится духом на третьем этапе (синтез) своего движения по пути само­познания. Триада духа: субъективный дух (1), объективный дух (2), абсолютный дух (3). Субъективный дух, последовательно усложняясь и конкретизируясь, во­площается в антропологии, феноменологии духа, психологии. Объективный дух проходит такие ступени развития, как право, мораль, нравственность. Абсолют­ный дух реализует себя в искусстве, религии и философии. И на данном этапе происходят процессы отрицания отрицания, синтезирования предшествующих ступеней развития духа. Кроме того, третий этап выступает как обобщение и за­вершение развития абсолютной идеи в целом, как венец и торжество всей гегелев­ской философской системы.

Включив Логику (развитие идеи самой в себе), Философию природы (вопло­щение идеи в природу) и Философию духа (воплощение идеи в человека и обще­ство), абсолютная идея выражает себя посредством множества категорий. В их числе бытие (чистое бытие, наличное бытие), ничто, количество, качество, мера, отрицание, становление, противоречие и др. Взятые в совокупности, эти категории и понятия составляют каркас до предела умозрительного и вымышленного, искусственного и метафизического в своей основе здания самой крупной и детально разработанной в истории философской системы.

Трактовка закона единства и борьбы противоположностей содержится в уче­нии Гегеля о сущности. Философ подчеркивал, что бытие и сущность тождествен­ны. Но это тождество не абсолютное, оно содержит в себе различие, перерастаю­щее в противоположность. Противоположные стороны отражаются (рефлектируются) друг в друге, связаны между собой, взаимно полагают и исключают друг друга. Данное единство взаимообусловливающих и взаимоисключающих друг друга противоположностей определяется как противоречие или источник движе­ния, точнее самодвижения.

Так в противоречиях мышления, в развитии абсолютной идеи Гегель обнару­жил источник движения. В реальной действительности противоречия присущи всем природным вещам, предметам и процессам, развитию социума, что позволи­ло сделать фундаментальный вывод о противоречивости и внутренних источниках движения.

С позиций объективного идеализма Гегель рассматривает, наряду с противо­речиями, и такие философские понятия, как форма и содержание, материя, закон, возможность и действительность, необходимость и случайность, причина и след­ствие, взаимодействие, основание и др.

Несомненно интересные в теоретическом отношении проблемы рассмотре­ны Гегелем в учении о понятии. Это краеугольный камень всей его философии. О чем идет речь?

Во-первых, понятие Гегелем трактовалось как синтез бытия и сущности, не­что первичное, творческое, порождающее предметы и явления. Развитие понятий ведет к суждениям, а они приводят к умозаключениям (силлогизмам). Исходя из своего принципиального положения, что бытие и мышление тождественны, Гегель утверждал, что вещи есть умозаключения; развитие умозаключений имеет своим итогом их превращение в объект, превращение субъекта в объект.

Во-вторых, учение о понятии раскрывалось как процесс теоретического по­знания; Гегелем были разработаны основные принципы и категории диалектиче­ской логики; впервые выдвинута идея совпадения диалектики, логики и теории познания.

В-третьих, исследованы такие моменты понятия, как всеобщее, особенное и единичное. Всеобщее полагается самостоятельным началом, порождающим (так считали и Платон, и средневековые реалисты) особенное и единичное. Понятие единичного характеризуется как синтез всеобщего и особенного.

В-четвертых, Гегель разработал философскую трактовку соотношения цели и средств (орудий) её достижения. Осуществляя ту или иную субъективную цель, человек превращает её в средство достижения последующих целей; при этом цель в средствах сохраняется. Известно глубокое обобщение Гегеля, что истинность средства состоит в его адекватности цели.

Гегелевское учение о понятии включает положения, дальше развивающие и обосновывающие взгляды философа на действие закона отрицания отрицания. Ес­ли в учении о бытии мы находим утверждение Гегеля, что наличное бытие, имея свою переходящую границу (меру), содержит в себе собственное отрицание, а в учении о сущности раскрывается внутренний источник всякого движения, отри­цающего предшествующие его этапы, то в учении о понятии Гегелем показано, что диалектическое отрицание представляет собой преемственную связь, удержи­вание положительного, что было в старом качестве, чем обеспечивается поступа­тельное развитие сущего.

Отмеченные три закона диалектики Гегель считал только законами мышле­ния, не выводя их из природы и истории. Тем не менее значение этих законов невозможно переоценить, ибо они раскрывают источник всякого движения, механизм взаимоперехода количествен­ных и качественных изменений, общую картину мирового развития.

Преодолев логический этап в своем развитии, абсолютная идея продолжает свое бытие в природе, где она становится окаменелым духом. Природа не обладает единой внутрен­ней субстанцией и не способна развиваться во времени. По Гегелю, мате­рия, пространство и время - одни из абстрактных определений абсолютной идеи. Движение сводилось к механическому перемещению предметов. Гегель не принял волновую и корпускулярную теории света, магнетизм рассматривал как проявление умозаключений в природе. Он выступил против представлений об атомистическом строении материи, в электричестве видел «бушевание тепла».

Однако в философии природы, самой уязвимой во всей идеалистической сис­теме Гегеля, им был высказан ряд позитивных идей и положений. Так, Гегель под­черкивал роль философии для развития естествознания, сформировал постулаты о взаимосвязи материи, пространства и времени и о единстве материи и движения. Он справедливо полагал, что химические процессы стимулируют качественные преобразования предметов и ведут к появлению органической жизни. Известна критика Гегелем антинаучных метафизических теорий теплорода и флогистона и др.

Природная оболочка абсолютной идеи не способна обеспечить ей полное са­мопознание. Абсолютная идея вновь возвращается к себе самой, в сферу духа, но уже обогащенная предшествующими этапами само­развития, чтобы и здесь пройти триаду субъективного, объективного и абсолютно­го духа.

Следуя избранной методологии, Гегель развитие субъективного духа членит таким образом, что он выступает последовательно в качестве антропологии (душа человека), феноменологии (бестелесный дух) и психологии (дух, овладевший внешним миром). Антропология Гегеля служит объектом традиционной критики за деление народов на "высшие" и "низшие" расы и возвеличивание немецкого на­ционального характера и германского духа, своей нации в целом. Научный инте­рес представляет гегелевская феноменология, в которой развитие духа показано в форме сознания, опять-таки по трем ступеням: предметное сознание (объект по­знания - внешний предмет), самопознание (познание собственного Я) и разум, где Я и внешний предмет обнаруживают присущее им родство, т.е. тождество субъек­та и объекта, мышления и бытия. На стадии психологии дух полагает себя через определенные психические состояния личности: восприятие, представление, мышление, волю и др.

Особенностью гегелевской концепции объективного духа является то, что он, включая право, мораль и нравственность, совершает процесс самопознания непо­средственно в обществе. Этот процесс Гегель рассматривал как в «Философии ду­ха», так и в таких работах, как «Философия истории» и «Философии права». Социально-исторические, социально-философские и правовые вопросы, разработанные Гегелем, - это относительно самостоятельные разделы созданной им философской системы. Отметим лишь некоторые моменты, характерные для социальных взглядов Гегеля.

Первая ступень, которую проходит в процессе своего самопознания объек­тивный дух, - право. Гегель рассматривал его в узком смысле, как регулятор от­ношений между людьми по поводу владения вещами, и в широком смысле, по­скольку право лежит в основе всех отношений, включая государственно-политические. Государству Гегель уделял особое внимание. Свой известный по­стулат, что разум господствует в мире, философ применял и к государству, прежде всего германскому. Гегель дает философское оправдание существующему порядку и провозглашает прусское королевство царством разума. Так гегельянство превратилось в госу­дарственную прусскую философию. Действительно, во вступительной лекции, прочитанной 28 октября 1816 г. в Гейдельбергском университете, Гегель утвер­ждал, что «прусское государство, в особенности, построено на разумных началах». Пруссия - вершина, опора и цель свободы.

Принципиальным для теории и практики является вопрос о том, насколько государство в реальной жизни соблюдает права и свободы людей, содействует ли их благополучию, удовлетворению материальных и духовных потребностей, соз­дает ли условия для самореализации личности.

Гегель придавал особое значение выдающимся личностям цезаристского ти­па, героям, считая их «доверенными лицами всемирного духа» (в Германии это Барбаросса, Лютер, Карл Великий). Что же касается простых индивидов, то по­скольку государство есть объективный дух, они сами объективны, истинны и нравственны, поскольку являются членами государства. Их взаимоотношения должны находиться в таких правовых рамках, которые обеспечивали бы им свобо­ду частной собственности; свободу выбора занятий; юридическое равноправие, а также их взаимное уважение: будь лицом и уважай других в качестве лиц.

Становясь тождественными, государство и личность выступают как единый феномен. Личность в государстве деперсонифицируется, как бы «растворяется», превращается в средство решения государственных проблем, задач и функций.

Гегель определял философию как современную ей эпоху, постигнутую в мышлении. Одновременно он изучал связи исторически развивавшегося фило­софского мышления не только с искусством и религией, но и с государством, нау­кой, традициями и т.п. В развитии философии Гегель особо выделял собственную философскую систему, в которой, как он утверждал, завершается развитие абсо­лютной идеи, процесс ее самопознания и достижения абсолютной истины. В ин­терпретации Гегеля его философская система выступает как высшая ступень раз­вития человеческого знания, синтез всего того, что было создано здесь ранее.

Заслуга Гегеля состоит прежде всего в том, что он поставил проблему разви­тия природы, истории и человека как закономерного процесса движения, измене­ния и обновления на основе внутренних источников. Поставив эту фундаменталь­ную проблему, мыслитель не решил её. Натурфилософия, социальная философия и философская антропология Гегеля оказались в плену как жесткой метафизической системы, так и мистифицированной методологии, согласно которой развитие все­го сущего было по своему содержанию и форме сведено к движению абсолютной идеи. Гегель объявил свою философию окончательной и неизменной, абсолютной истиной, вступив тем самым в вопиющее противоречие с собственным философ­ским методом, который отвергает всякую метафизику и всякий догматизм. Фило­софские принципы оказались жертвой философских выводов и следствий.

Гегель, как никто другой до него, возродил диалектику, разрабатывавшуюся еще древнегреческой философией (Гераклит, Сократ, Аристотель и др.). Он обос­новал ее законы и категории, возвысил роль логики и создал диалектическую ло­гику, выдвинул принципиальные положения о единстве законов мышления и за­конов объективного мира, о формах мыслительной деятельности человека. Однако в действительности этого не про­изошло.

Во-первых, многие формально-догматические, метафизические интенции спекулятивной философии Гегелем были не только не преодолены, но закреплены и увековечены в созданной им чрезвычайно громоздкой умозрительной философ­ской системе.

Во-вторых, диалектика Гегеля оказалась весьма категоричной в своем истол­ковании движения абсолютной идеи от логических форм своего бытия к абсолют­ному духу.

В-третьих, диалектике Гегеля присущи непоследовательность, многочис­ленные лагуны, особенно когда речь идет о завершающем, синтетическом этапе развития абсолютной идеи. Здесь обнаруживается, что наступает исторический предел такому развитию, оно принадлежит лишь прошлому, но не настоящему и будущему, поскольку абсолютная идея, самопознав себя, «успокаивается» в новом для себя лоне объективного и абсолютного духа.

В-четвертых, диалектическому характеру развития противоречит метафизи­ка гегелевских триад как неких предопределенных и окончательных форм, в рам­ках которых происходит самодвижение всего сущего.

В-пятых, диалектике чуждо всякое представление об абсолюте. Между тем у Гегеля - сплошь абсолюты: вездесущая абсолютная идея отправляется в самодви­жении от чистого абсолютного начала, чтобы достичь конечного пункта в абсо­лютном духе.

Противоречива и гегелевская теория познания, хотя она содержит ценные философские положения и выводы, но в целом эта гносеология дает ирра­циональное, перевернутое представление о познавательном процессе. В нем фак­тически отсутствует реальная, немифологизированная человеческая практика с та­кими ее структурными элементами, как производственная, общественно-политическая, организаторская и культурно-воспитательная деятельность, науч­ный опыт людей. Практика у Гегеля - деятельность духа, идей; она не представле­на как цель познания, его исходный путь и источник, основа всех ступеней позна­ния (ощущения, восприятия, представления, понятия, суждения, умозаключения) и критерий истины.

Прогресс познания природы ограничен субстанционально и во временном плане, сводится к движению самопознающей абсолютной идеи, трактуемой в мис­тически-религиозном плане. В нем не выявляются модели и прогнозы обществен­ного развития, не предвосхищаются глобальные перемены в ходе поступательного движения социума от низших форм своей организации к высшим.

Достигнув абсолюта, идея, самопознав, наконец, самое себя, завершает свой путь, «застывает», и всякий процесс и прогресс заканчиваются. Все остается и сохраняет­ся неприкосновенным, навечным консервантом, будь то сословная конституцион­ная монархия, наука, семья, религия или философия. В остановке всякого движе­ния, в отсутствии дальнейшего прогресса особенно наглядно проявляется антино­мия между субстанцией и принципами развития, диалектикой, между философ­ской системой и философским методом Гегеля.

Анализируя проблемы современного ему капиталистического общества, Ге­гель выдвигает тезис о том, что труд здесь создает общественный мир как отчужденную от человека и господствующую над ним действительность. Так возникает и закрепляется в обществе антиномия между индивидом и продуктом его деятель­ности, хотя Гегель гипотетически ставил в «Феноменологии» вопрос о возможно­сти разрешения данного противоречия на основе превращения продукта человече­ской деятельности, или объекта (субстанции) в субъект.

Другой поворот в гегелевской философской антропологии, имеющий прин­ципиальное значение, состоял в том, что человек ради достижения свободы дол­жен преодолеть уровень своего естественного бытия, данного природой, чтобы развить в себе черты существа общественного. Фактически Гегель выдвинул про­блему разрешения (или смягчения) отчуждения человека путем его последова­тельной социализации, в процессе его просвещения и образования, интеллектуали­зации труда. Рассматривалась эта проблема с феноменологических позиций, как результат развития самосознания индивидов. Более того, в «Феноменологии духа» Гегель самосознание ставит на место человека; самосознание он трактует как единственную и всеобъемлющую реальность.

В целом категория «отчуждение» - одна из центральных проблем гегелевской философии - интерпретируется таким образом, что в своем развитии дух отчужда­ет себя от самого себя в свое инобытие - в природу и общество. Дух творит их по своему образу и подобию (как бог сотворил землю и людей), чтобы познать себя в другом. В движении духа происходит его опредмечивание и распредмечивание в природе и истории, отчуждение и его снятие. Таким образом, весь этот процесс происходит в пределах мысли, развития сознания и самосознания. В то же время проблема отчуждения фактически совпадает с проблемой труда, ибо опредмечи­вание (превращение духовных потенций человека в предметы) и распредмечива­ние (познание того, что предметы - продукт деятельности человека) происходит в процессе труда, имеющего своим следствием отчуждение и его снятие. Такова од­на из вечных проблем человеческого существования.

Гегель выдвинул принцип единства исторического процесса. В нем каждое последующее звено включает в снятом виде все предшествующие звенья или мо­менты. Любой исторический период содержит элементы собственного отрицания и собственного движения вперед. Всякая эпоха «схвачена» своей духовностью: ис­кусством, религией, моралью, философией. Следовательно, понимание и познание настоящего невозможно без уяснения прошлого, познавая прошлое, мы ищем объ­яснение настоящему.

Слабость позиций классика немецкой философии состоит здесь в том, что ис­торический процесс заранее предопределен у него развитием абсолютной идеи, для которой человек, общество, история лишь формы ее инобытия. Правда, Гегель допускал альтернативные пути общественного развития, несовпадение результа­тов человеческих действий с тем, к чему люди стремились, чего «не было в их соз­нании и их намерениях» (исторические формы отчуждения).

Пока люди, размышляя, сомневаются, рефлексируют, а философствуя, стре­мятся постичь себя и мироздание, свой внутренний и внешний мир, они будут вновь и вновь обращаться к философской классике, где имя Гегеля останется на­всегда. У этого великого мыслителя счастливая судьба.

 

Глава V

Русская философия, ее специфика и особенности

 

Специфика становления и развития русской философии неотделима от истории страны. Следует иметь в виду, что Россия избежала рабовладения. Крепостничество утвердилось тогда, когда в Западной Европе феодализм шёл к закату. Капитализм в России существовал не столетия, а десятилетия. Потом его развитие было насильственно прервано с целью построения социализма и коммунизма. Поэтому русское общество вступило на путь цивилизации позже своих западных соседей.

Для свободного развития философии в России традиционно ставились жёсткие препоны. Царизм и церковь внимательно следили за всеми отклонениями от господствующей идеологии. Министр просвещения П.А.Ширинский-Шихматов как-то сказал: «Польза от философии не доказана, а вред возможен». Мыслители искали возможности в публицистике, литературной критике, эстетике для выражения своих идей. В годы сталинизма творческое развитие философии в стране было остановлено: деятельность философов была направлена на комментирование догм официальной идеологии, в русском же зарубежье продолжала жизнь религиозно-идеалистическая философия.

Процесс формирования русской философии растянулся на восемь столетий, начиная с IX в. Философская мысль рождается с началом феодализма на Руси.

Разделение европейской философии на две ветви – западную, латинскую, католическую и восточную, византийскую, православную произошло в средние века. Истоком и фундаментом всей европейской философии является древнегреческая философия.

Западноевропейская схоластика получила древнегреческое наследство в латинских переводах, огромное значение придавалось комментариям к этим переводам, которые для переводчиков-монахов были едва ли не важнее самого текста. Главной задачей средневековой западноевропейской схоластики была интерпретация и согласование учения Аристотеля с христианской теологией. Искажённый в плотиновском духе Аристотель продолжал искажаться в духе средневековых переводчиков и комментаторов. У Аристотеля брали то, что было необходимо для западного христианства и для западной схоластики. Западноевропейское мышление сформировалось как рационалистическое, рационализм пронизывает всю духовную жизнь Западной Европы.

В Восточной Римской империи, далее в Византии влияние собственно греческой философии было гораздо сильнее, античная грамотность и традиции сохранились дольше, тем более что говорили и писали там, на греческом языке. Весь дух был гораздо ближе к античности, чем на Западе. В отличие от Запада, ведущим философом был не создатель логики Аристотель, а Платон, открывший мир идей. До завоевания турками Византии и массового исхода оттуда философов и богословов, в Западной Европе мало знали о Платоне. Отцом православия стал византийский патриарх Фотий (810-897), имеющий для восточных церквей такую же роль, как ФомаАквинский для западных. Фотий отрицал претензии западного христианства на исключительность, доказывал, что Византия - единственный очаг европейской культуры, всячески противопоставлял западное, римское христианство восточному, византийскому.

Платоновским духом (а, по сути, – духом Фотия) пронизана идея строя славянской письменности, а также православная церковная литургия.

Мышление западноевропейского человека сформировалось в период схоластики, восточноевропейского (и, прежде всего славян) под влиянием византийских идей. Греческое духовное наследие выражается у славян в общем, нерасчленённом отношении человека к миру и другим людям.

Со временем, две ветви европейской философии – западная латинская, католическая, расчленённо-логическая, т.е. аристотелевская и восточная, византийская, православная, синкретическая, т.е. платоновская – всё больше отделялись друг от друга. Это разделение усугублялось не только разделением церквей, но и границами государств, чьей ментальной самоидентичностью стало соответственно аристотелевское или платоновское мироощущение.

Влияние Запада на Восток, и Востока на Запад в философском аспекте начало осуществляться серьёзно лишь в XIX в. – сначала через философиюФ.Шеллинга и Г.Гегеля, а затем через творчество Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Западные философы пытаются освободиться от всевластия рационализма, русские писатели выражают в своём творчестве общечеловеческое содержание. Именно в русской философии содержится один из основных истоков экзистенциализма, в котором совпадает западно- и восточноевропейское мышление. Героическую, но гораздо менее удачную попытку предпринял марксизм, зародившийся на Западе, но в изрядно трансформированном виде ставший «своим» на Востоке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.