КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Логическим завершением и высшим пунктом развития классической немецкой философии явилась система взглядов Г.Гегеля (1770-1831), создателя диалектического учения, в основе которого лежала система взглядов объективного идеализма. Философская система Гегеля вобрала в себя основные положения диалектики Гераклита, философские системы таких корифеев, как Платон, Аристотель и Кант; рационализм Декарта, Спинозы и Лейбница, взгляды непосредственных предшественников и современников: Руссо, Фихте, Шеллинга. При всем разнообразии источников, питавших гегельянство (объективный и субъективный идеализм, дуализм, материалистические воззрения, диалектика и метафизика), философская система Гегеля отличается цельностью своих основных теоретических и методологических принципов объективного идеализма. Г.Гегель первоосновой всех предметов, явлений и процессов считал нечто идеальное, духовное, точнее абсолютную идею. Абсолютная идея - это мировой дух, чистая сущность, душа, взятая сама по себе, абстрактная мысль, мыслящая самое себя в самопознании на той стадии, когда объект и субъект совпадают. Природа и общество служат инобытием, различными формами развития абсолютной идеи. Именно вследствие этого идея и материальный мир по своей сущности не отличаются друг от друга. У них единое содержание, они тождественны. Разрабатывая концепцию абсолютной идеи, Гегель пришел, таким образом, к определению исходного пункта всей своей философии - тождества бытия и мышления. Предмет мысли и есть сама мысль. На разных стадиях развития мышление выступает как собственно мысль или как предмет мысли. Абсолютная идея развивается путем обнаружения и разрешения противоречий в понятиях; она рассматривается как логическая процедура выведения одного понятия из другого. Диалектика понятий выступает как логика, их саморазвитие. В качестве основы всего сущего, первичного духовного начала абсолютная идея в снятом виде содержит все предшествующие этапы развития. В гегелевской трактовке она воплощает также единство теоретической и практической деятельности; при этом под последней подразумевалась не предметно-материальная, а исключительно духовная деятельность, само творчество идеи, духа. Видимо, учение об абсолютной идее несет на себе и отпечаток религиозности Гегеля, увлечения им мифологией и мистикой, а также полученного им образования По Гегелю, дух и материя противопоставлены друг другу по своей сущности (у материи сущность - тяжесть, у духа - свобода), по цели (у материи цель вовне, дух имеет цель в себе), по отношению к прогрессу (в природе никакого прогресса нет, существует лишь прогресс разума; прогресс - наше собственное понятие и стремление). Развитие абсолютной идеи снимает эти противоречия, чтобы на иной стадии восстановить их на новом уровне. Гегелевская абсолютная идея в своем развитии проходит три основных этапа, первый из которых - логический. Именно здесь обнаруживается, что в мире ничего, кроме логики, не существует. Логическая мысль проявляет себя не только как абсолютное начало всего сущего, но и в том отношении, что кроме нее другого бытия нет. Последнее логикой поглощается и разрешается. На первом этапе развития абсолютной идеи - логическом (тезис) - она познает свою собственную сущность, проходя три ступени: бытие, сущность, понятие. Каждая из этих ступеней также триадична. Для бытия это качество, количество и мера. У сущности своя «троица»: сущность как основание существования, явление и действительность. Понятие выступает как субъективное понятие, объект и идея. Каждая последующая ступень в снятом виде представляет итог развития предшествующей ступени: снятое качество есть количество, снятое количество есть мера, снятая мера есть сущность и т.д. «Снятие» означает, что ранние ступени развития абсолютной идеи не замещаются полностью, удерживается их положительное содержание («конструктив»), благодаря чему пройденные ступени становятся моментами последующего целого. Следовательно, постижение истины невозможно без прохождения всех элементов триад; оно достигается на новой ступени целостности, то есть в результате бесконечного троичного движения логических категорий - от простых к сложным (менее, более, сверхсложным) и т.д. В триаде последняя ступень отрицает предшествующую (вторую) ступень, выступая как антитезис, и одновременно служит синтезом первой и второй ступеней. Абсолютная идея в процессе саморазвития на втором этапе (антитезис), по Гегелю, решается из самое себя свободно отпустить себя в качестве природы. Самопознание идеи на этом этапе также происходит по закону триадичности: механика, физика, органика. В свою очередь механика включает в себя пространство и время (1), материю и движение (2), абсолютную механику (3). Физика обнимает собой физику всеобъемлющей индивидуальности (1), физику особенной индиви-дуальности (2), физику целостной индивидуальности (3), а органика - геологическую природу (1), растительный организм (2) и животный организм (3). Соответственно, снятые пространство и время есть материя и движение, снятые материя и движение есть абсолютная механика и т.д. Природа для абсолютной идеи - более высокий этап ее саморазвития и самопознания, чем логика, однако и здесь она не достигает своей конечной идеи. Стремясь к ней, абсолютная идея выходит из своего природного инобытия, сбрасывает с себя физическую оболочку и, отрицая ее, вновь возвращается к своему духовному "первородству", но уже на более высокой ступени развития. Так абсолютная идея становится духом на третьем этапе (синтез) своего движения по пути самопознания. Триада духа: субъективный дух (1), объективный дух (2), абсолютный дух (3). Субъективный дух, последовательно усложняясь и конкретизируясь, воплощается в антропологии, феноменологии духа, психологии. Объективный дух проходит такие ступени развития, как право, мораль, нравственность. Абсолютный дух реализует себя в искусстве, религии и философии. И на данном этапе происходят процессы отрицания отрицания, синтезирования предшествующих ступеней развития духа. Кроме того, третий этап выступает как обобщение и завершение развития абсолютной идеи в целом, как венец и торжество всей гегелевской философской системы. Включив Логику (развитие идеи самой в себе), Философию природы (воплощение идеи в природу) и Философию духа (воплощение идеи в человека и общество), абсолютная идея выражает себя посредством множества категорий. В их числе бытие (чистое бытие, наличное бытие), ничто, количество, качество, мера, отрицание, становление, противоречие и др. Взятые в совокупности, эти категории и понятия составляют каркас до предела умозрительного и вымышленного, искусственного и метафизического в своей основе здания самой крупной и детально разработанной в истории философской системы. Трактовка закона единства и борьбы противоположностей содержится в учении Гегеля о сущности. Философ подчеркивал, что бытие и сущность тождественны. Но это тождество не абсолютное, оно содержит в себе различие, перерастающее в противоположность. Противоположные стороны отражаются (рефлектируются) друг в друге, связаны между собой, взаимно полагают и исключают друг друга. Данное единство взаимообусловливающих и взаимоисключающих друг друга противоположностей определяется как противоречие или источник движения, точнее самодвижения. Так в противоречиях мышления, в развитии абсолютной идеи Гегель обнаружил источник движения. В реальной действительности противоречия присущи всем природным вещам, предметам и процессам, развитию социума, что позволило сделать фундаментальный вывод о противоречивости и внутренних источниках движения. С позиций объективного идеализма Гегель рассматривает, наряду с противоречиями, и такие философские понятия, как форма и содержание, материя, закон, возможность и действительность, необходимость и случайность, причина и следствие, взаимодействие, основание и др. Несомненно интересные в теоретическом отношении проблемы рассмотрены Гегелем в учении о понятии. Это краеугольный камень всей его философии. О чем идет речь? Во-первых, понятие Гегелем трактовалось как синтез бытия и сущности, нечто первичное, творческое, порождающее предметы и явления. Развитие понятий ведет к суждениям, а они приводят к умозаключениям (силлогизмам). Исходя из своего принципиального положения, что бытие и мышление тождественны, Гегель утверждал, что вещи есть умозаключения; развитие умозаключений имеет своим итогом их превращение в объект, превращение субъекта в объект. Во-вторых, учение о понятии раскрывалось как процесс теоретического познания; Гегелем были разработаны основные принципы и категории диалектической логики; впервые выдвинута идея совпадения диалектики, логики и теории познания. В-третьих, исследованы такие моменты понятия, как всеобщее, особенное и единичное. Всеобщее полагается самостоятельным началом, порождающим (так считали и Платон, и средневековые реалисты) особенное и единичное. Понятие единичного характеризуется как синтез всеобщего и особенного. В-четвертых, Гегель разработал философскую трактовку соотношения цели и средств (орудий) её достижения. Осуществляя ту или иную субъективную цель, человек превращает её в средство достижения последующих целей; при этом цель в средствах сохраняется. Известно глубокое обобщение Гегеля, что истинность средства состоит в его адекватности цели. Гегелевское учение о понятии включает положения, дальше развивающие и обосновывающие взгляды философа на действие закона отрицания отрицания. Если в учении о бытии мы находим утверждение Гегеля, что наличное бытие, имея свою переходящую границу (меру), содержит в себе собственное отрицание, а в учении о сущности раскрывается внутренний источник всякого движения, отрицающего предшествующие его этапы, то в учении о понятии Гегелем показано, что диалектическое отрицание представляет собой преемственную связь, удерживание положительного, что было в старом качестве, чем обеспечивается поступательное развитие сущего. Отмеченные три закона диалектики Гегель считал только законами мышления, не выводя их из природы и истории. Тем не менее значение этих законов невозможно переоценить, ибо они раскрывают источник всякого движения, механизм взаимоперехода количественных и качественных изменений, общую картину мирового развития. Преодолев логический этап в своем развитии, абсолютная идея продолжает свое бытие в природе, где она становится окаменелым духом. Природа не обладает единой внутренней субстанцией и не способна развиваться во времени. По Гегелю, материя, пространство и время - одни из абстрактных определений абсолютной идеи. Движение сводилось к механическому перемещению предметов. Гегель не принял волновую и корпускулярную теории света, магнетизм рассматривал как проявление умозаключений в природе. Он выступил против представлений об атомистическом строении материи, в электричестве видел «бушевание тепла». Однако в философии природы, самой уязвимой во всей идеалистической системе Гегеля, им был высказан ряд позитивных идей и положений. Так, Гегель подчеркивал роль философии для развития естествознания, сформировал постулаты о взаимосвязи материи, пространства и времени и о единстве материи и движения. Он справедливо полагал, что химические процессы стимулируют качественные преобразования предметов и ведут к появлению органической жизни. Известна критика Гегелем антинаучных метафизических теорий теплорода и флогистона и др. Природная оболочка абсолютной идеи не способна обеспечить ей полное самопознание. Абсолютная идея вновь возвращается к себе самой, в сферу духа, но уже обогащенная предшествующими этапами саморазвития, чтобы и здесь пройти триаду субъективного, объективного и абсолютного духа. Следуя избранной методологии, Гегель развитие субъективного духа членит таким образом, что он выступает последовательно в качестве антропологии (душа человека), феноменологии (бестелесный дух) и психологии (дух, овладевший внешним миром). Антропология Гегеля служит объектом традиционной критики за деление народов на "высшие" и "низшие" расы и возвеличивание немецкого национального характера и германского духа, своей нации в целом. Научный интерес представляет гегелевская феноменология, в которой развитие духа показано в форме сознания, опять-таки по трем ступеням: предметное сознание (объект познания - внешний предмет), самопознание (познание собственного Я) и разум, где Я и внешний предмет обнаруживают присущее им родство, т.е. тождество субъекта и объекта, мышления и бытия. На стадии психологии дух полагает себя через определенные психические состояния личности: восприятие, представление, мышление, волю и др. Особенностью гегелевской концепции объективного духа является то, что он, включая право, мораль и нравственность, совершает процесс самопознания непосредственно в обществе. Этот процесс Гегель рассматривал как в «Философии духа», так и в таких работах, как «Философия истории» и «Философии права». Социально-исторические, социально-философские и правовые вопросы, разработанные Гегелем, - это относительно самостоятельные разделы созданной им философской системы. Отметим лишь некоторые моменты, характерные для социальных взглядов Гегеля. Первая ступень, которую проходит в процессе своего самопознания объективный дух, - право. Гегель рассматривал его в узком смысле, как регулятор отношений между людьми по поводу владения вещами, и в широком смысле, поскольку право лежит в основе всех отношений, включая государственно-политические. Государству Гегель уделял особое внимание. Свой известный постулат, что разум господствует в мире, философ применял и к государству, прежде всего германскому. Гегель дает философское оправдание существующему порядку и провозглашает прусское королевство царством разума. Так гегельянство превратилось в государственную прусскую философию. Действительно, во вступительной лекции, прочитанной 28 октября 1816 г. в Гейдельбергском университете, Гегель утверждал, что «прусское государство, в особенности, построено на разумных началах». Пруссия - вершина, опора и цель свободы. Принципиальным для теории и практики является вопрос о том, насколько государство в реальной жизни соблюдает права и свободы людей, содействует ли их благополучию, удовлетворению материальных и духовных потребностей, создает ли условия для самореализации личности. Гегель придавал особое значение выдающимся личностям цезаристского типа, героям, считая их «доверенными лицами всемирного духа» (в Германии это Барбаросса, Лютер, Карл Великий). Что же касается простых индивидов, то поскольку государство есть объективный дух, они сами объективны, истинны и нравственны, поскольку являются членами государства. Их взаимоотношения должны находиться в таких правовых рамках, которые обеспечивали бы им свободу частной собственности; свободу выбора занятий; юридическое равноправие, а также их взаимное уважение: будь лицом и уважай других в качестве лиц. Становясь тождественными, государство и личность выступают как единый феномен. Личность в государстве деперсонифицируется, как бы «растворяется», превращается в средство решения государственных проблем, задач и функций. Гегель определял философию как современную ей эпоху, постигнутую в мышлении. Одновременно он изучал связи исторически развивавшегося философского мышления не только с искусством и религией, но и с государством, наукой, традициями и т.п. В развитии философии Гегель особо выделял собственную философскую систему, в которой, как он утверждал, завершается развитие абсолютной идеи, процесс ее самопознания и достижения абсолютной истины. В интерпретации Гегеля его философская система выступает как высшая ступень развития человеческого знания, синтез всего того, что было создано здесь ранее. Заслуга Гегеля состоит прежде всего в том, что он поставил проблему развития природы, истории и человека как закономерного процесса движения, изменения и обновления на основе внутренних источников. Поставив эту фундаментальную проблему, мыслитель не решил её. Натурфилософия, социальная философия и философская антропология Гегеля оказались в плену как жесткой метафизической системы, так и мистифицированной методологии, согласно которой развитие всего сущего было по своему содержанию и форме сведено к движению абсолютной идеи. Гегель объявил свою философию окончательной и неизменной, абсолютной истиной, вступив тем самым в вопиющее противоречие с собственным философским методом, который отвергает всякую метафизику и всякий догматизм. Философские принципы оказались жертвой философских выводов и следствий. Гегель, как никто другой до него, возродил диалектику, разрабатывавшуюся еще древнегреческой философией (Гераклит, Сократ, Аристотель и др.). Он обосновал ее законы и категории, возвысил роль логики и создал диалектическую логику, выдвинул принципиальные положения о единстве законов мышления и законов объективного мира, о формах мыслительной деятельности человека. Однако в действительности этого не произошло. Во-первых, многие формально-догматические, метафизические интенции спекулятивной философии Гегелем были не только не преодолены, но закреплены и увековечены в созданной им чрезвычайно громоздкой умозрительной философской системе. Во-вторых, диалектика Гегеля оказалась весьма категоричной в своем истолковании движения абсолютной идеи от логических форм своего бытия к абсолютному духу. В-третьих, диалектике Гегеля присущи непоследовательность, многочисленные лагуны, особенно когда речь идет о завершающем, синтетическом этапе развития абсолютной идеи. Здесь обнаруживается, что наступает исторический предел такому развитию, оно принадлежит лишь прошлому, но не настоящему и будущему, поскольку абсолютная идея, самопознав себя, «успокаивается» в новом для себя лоне объективного и абсолютного духа. В-четвертых, диалектическому характеру развития противоречит метафизика гегелевских триад как неких предопределенных и окончательных форм, в рамках которых происходит самодвижение всего сущего. В-пятых, диалектике чуждо всякое представление об абсолюте. Между тем у Гегеля - сплошь абсолюты: вездесущая абсолютная идея отправляется в самодвижении от чистого абсолютного начала, чтобы достичь конечного пункта в абсолютном духе. Противоречива и гегелевская теория познания, хотя она содержит ценные философские положения и выводы, но в целом эта гносеология дает иррациональное, перевернутое представление о познавательном процессе. В нем фактически отсутствует реальная, немифологизированная человеческая практика с такими ее структурными элементами, как производственная, общественно-политическая, организаторская и культурно-воспитательная деятельность, научный опыт людей. Практика у Гегеля - деятельность духа, идей; она не представлена как цель познания, его исходный путь и источник, основа всех ступеней познания (ощущения, восприятия, представления, понятия, суждения, умозаключения) и критерий истины. Прогресс познания природы ограничен субстанционально и во временном плане, сводится к движению самопознающей абсолютной идеи, трактуемой в мистически-религиозном плане. В нем не выявляются модели и прогнозы общественного развития, не предвосхищаются глобальные перемены в ходе поступательного движения социума от низших форм своей организации к высшим. Достигнув абсолюта, идея, самопознав, наконец, самое себя, завершает свой путь, «застывает», и всякий процесс и прогресс заканчиваются. Все остается и сохраняется неприкосновенным, навечным консервантом, будь то сословная конституционная монархия, наука, семья, религия или философия. В остановке всякого движения, в отсутствии дальнейшего прогресса особенно наглядно проявляется антиномия между субстанцией и принципами развития, диалектикой, между философской системой и философским методом Гегеля. Анализируя проблемы современного ему капиталистического общества, Гегель выдвигает тезис о том, что труд здесь создает общественный мир как отчужденную от человека и господствующую над ним действительность. Так возникает и закрепляется в обществе антиномия между индивидом и продуктом его деятельности, хотя Гегель гипотетически ставил в «Феноменологии» вопрос о возможности разрешения данного противоречия на основе превращения продукта человеческой деятельности, или объекта (субстанции) в субъект. Другой поворот в гегелевской философской антропологии, имеющий принципиальное значение, состоял в том, что человек ради достижения свободы должен преодолеть уровень своего естественного бытия, данного природой, чтобы развить в себе черты существа общественного. Фактически Гегель выдвинул проблему разрешения (или смягчения) отчуждения человека путем его последовательной социализации, в процессе его просвещения и образования, интеллектуализации труда. Рассматривалась эта проблема с феноменологических позиций, как результат развития самосознания индивидов. Более того, в «Феноменологии духа» Гегель самосознание ставит на место человека; самосознание он трактует как единственную и всеобъемлющую реальность. В целом категория «отчуждение» - одна из центральных проблем гегелевской философии - интерпретируется таким образом, что в своем развитии дух отчуждает себя от самого себя в свое инобытие - в природу и общество. Дух творит их по своему образу и подобию (как бог сотворил землю и людей), чтобы познать себя в другом. В движении духа происходит его опредмечивание и распредмечивание в природе и истории, отчуждение и его снятие. Таким образом, весь этот процесс происходит в пределах мысли, развития сознания и самосознания. В то же время проблема отчуждения фактически совпадает с проблемой труда, ибо опредмечивание (превращение духовных потенций человека в предметы) и распредмечивание (познание того, что предметы - продукт деятельности человека) происходит в процессе труда, имеющего своим следствием отчуждение и его снятие. Такова одна из вечных проблем человеческого существования. Гегель выдвинул принцип единства исторического процесса. В нем каждое последующее звено включает в снятом виде все предшествующие звенья или моменты. Любой исторический период содержит элементы собственного отрицания и собственного движения вперед. Всякая эпоха «схвачена» своей духовностью: искусством, религией, моралью, философией. Следовательно, понимание и познание настоящего невозможно без уяснения прошлого, познавая прошлое, мы ищем объяснение настоящему. Слабость позиций классика немецкой философии состоит здесь в том, что исторический процесс заранее предопределен у него развитием абсолютной идеи, для которой человек, общество, история лишь формы ее инобытия. Правда, Гегель допускал альтернативные пути общественного развития, несовпадение результатов человеческих действий с тем, к чему люди стремились, чего «не было в их сознании и их намерениях» (исторические формы отчуждения). Пока люди, размышляя, сомневаются, рефлексируют, а философствуя, стремятся постичь себя и мироздание, свой внутренний и внешний мир, они будут вновь и вновь обращаться к философской классике, где имя Гегеля останется навсегда. У этого великого мыслителя счастливая судьба.
Глава V Русская философия, ее специфика и особенности
Специфика становления и развития русской философии неотделима от истории страны. Следует иметь в виду, что Россия избежала рабовладения. Крепостничество утвердилось тогда, когда в Западной Европе феодализм шёл к закату. Капитализм в России существовал не столетия, а десятилетия. Потом его развитие было насильственно прервано с целью построения социализма и коммунизма. Поэтому русское общество вступило на путь цивилизации позже своих западных соседей. Для свободного развития философии в России традиционно ставились жёсткие препоны. Царизм и церковь внимательно следили за всеми отклонениями от господствующей идеологии. Министр просвещения П.А.Ширинский-Шихматов как-то сказал: «Польза от философии не доказана, а вред возможен». Мыслители искали возможности в публицистике, литературной критике, эстетике для выражения своих идей. В годы сталинизма творческое развитие философии в стране было остановлено: деятельность философов была направлена на комментирование догм официальной идеологии, в русском же зарубежье продолжала жизнь религиозно-идеалистическая философия. Процесс формирования русской философии растянулся на восемь столетий, начиная с IX в. Философская мысль рождается с началом феодализма на Руси. Разделение европейской философии на две ветви – западную, латинскую, католическую и восточную, византийскую, православную произошло в средние века. Истоком и фундаментом всей европейской философии является древнегреческая философия. Западноевропейская схоластика получила древнегреческое наследство в латинских переводах, огромное значение придавалось комментариям к этим переводам, которые для переводчиков-монахов были едва ли не важнее самого текста. Главной задачей средневековой западноевропейской схоластики была интерпретация и согласование учения Аристотеля с христианской теологией. Искажённый в плотиновском духе Аристотель продолжал искажаться в духе средневековых переводчиков и комментаторов. У Аристотеля брали то, что было необходимо для западного христианства и для западной схоластики. Западноевропейское мышление сформировалось как рационалистическое, рационализм пронизывает всю духовную жизнь Западной Европы. В Восточной Римской империи, далее в Византии влияние собственно греческой философии было гораздо сильнее, античная грамотность и традиции сохранились дольше, тем более что говорили и писали там, на греческом языке. Весь дух был гораздо ближе к античности, чем на Западе. В отличие от Запада, ведущим философом был не создатель логики Аристотель, а Платон, открывший мир идей. До завоевания турками Византии и массового исхода оттуда философов и богословов, в Западной Европе мало знали о Платоне. Отцом православия стал византийский патриарх Фотий (810-897), имеющий для восточных церквей такую же роль, как ФомаАквинский – для западных. Фотий отрицал претензии западного христианства на исключительность, доказывал, что Византия - единственный очаг европейской культуры, всячески противопоставлял западное, римское христианство восточному, византийскому. Платоновским духом (а, по сути, – духом Фотия) пронизана идея строя славянской письменности, а также православная церковная литургия. Мышление западноевропейского человека сформировалось в период схоластики, восточноевропейского (и, прежде всего славян) под влиянием византийских идей. Греческое духовное наследие выражается у славян в общем, нерасчленённом отношении человека к миру и другим людям. Со временем, две ветви европейской философии – западная латинская, католическая, расчленённо-логическая, т.е. аристотелевская и восточная, византийская, православная, синкретическая, т.е. платоновская – всё больше отделялись друг от друга. Это разделение усугублялось не только разделением церквей, но и границами государств, чьей ментальной самоидентичностью стало соответственно аристотелевское или платоновское мироощущение. Влияние Запада на Восток, и Востока на Запад в философском аспекте начало осуществляться серьёзно лишь в XIX в. – сначала через философиюФ.Шеллинга и Г.Гегеля, а затем через творчество Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Западные философы пытаются освободиться от всевластия рационализма, русские писатели выражают в своём творчестве общечеловеческое содержание. Именно в русской философии содержится один из основных истоков экзистенциализма, в котором совпадает западно- и восточноевропейское мышление. Героическую, но гораздо менее удачную попытку предпринял марксизм, зародившийся на Западе, но в изрядно трансформированном виде ставший «своим» на Востоке.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 886; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |