Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Джон Локк. Английский философ и просветитель Д.Локк (1632-1704) родился в Рингтоне в пуританской семье мелкого земледельца




Английский философ и просветитель Д.Локк (1632-1704) родился в Рингтоне в пуританской семье мелкого земледельца. Локк получил хорошее образование. В центре философии Локка бэконовская теория эмпиризма, противостоящая картезианству.

Философ полемизирует с теорией врожденных идей Декарта. Критикуя французского мыслителя, он говорит, что душа у детей подобна чистой доске: на ней ничего нет, в том числе и врожденных идей. Отсутствие общеизвестных истин у детей и идиотов свидетельствует об ошибочности теории врожденных идей.

Мнение о том, что истины, которыми обладает человек, разум лишь открывает, является ложным. Если они были известны человеку, то наличие разума необязательно, а если неизвестны, то они не были истинами. Ребенок не знает, что три плюс четыре равняется семи, пока не научится считать. Согласие с истинами сразу же после того, как они произнесены и поняты, не есть доказательство их врожденности. То обстоятельство, что иногда люди не знают правил, пока им их не сообщат, доказывает, что они не врожденны.

Локк подчеркивает, что не существует и врожденных практических принципов. Нравственные положения нуждаются в обосновании, следовательно, они не врожденны. Разве могли бы совершаться чудовищные преступления при наличии врожденной добродетели и совести? Люди приходят к таким взглядам под влиянием воспитания, среды, обычаев своей страны. То, что у одних принято, у других рассматривается как преступление и наоборот.

У разных народов имеются противоположные практические установки. Отстаивающие их врожденность не говорят нам, каковы они. И, наконец, идея Бога не является врожденной потому, что у некоторых племен ее просто нет. Локк говорит о мышлении первобытных людей, подразумевая под всеобщим логически оформленные знания. У современного человека способность сочетать слова (логика) развита довольно хорошо, а у детей, первобытных и умственно отсталых людей она либо отсутствует, либо представлена минимально. Способность оперировать всеобщими определениями у них отсутствует. Локк, как и другие механицисты, не учитывает, что разумность в истории формировалась постепенно. Это не мешает сделать вывод: идея Бога не врожденна, следовательно, никакая другая идея не может казаться врожденной. Душа человека содержательно совпадает с логикой объекта. Когда Декарт говорил о врожденных идеях, он считал, что мышление есть объективно всеобщее, он имел в виду постулаты. А Локк, говоря о них, имеет в виду ощущения, которые названы идеями. Это - разговор на разных языках.

Отвергнув картезианское учение о субстанциях, философ развивает мысли о двух видах качеств. К первичным качествам относятся такие, которые не отделимы от тела: плотность, протяжение, фигура, движение, покой и число. Он утверждает, что первичные качества фактически находятся в телах. (Эти мысли послужат началом рассуждений Д.Дидро). Вне действия на человека они являются принципами, по которым каждый из нас организует свои ощущения. Принципами восприятия объектов, согласно Локку, являются сами объекты. Идея тела формируется не непосредственно, а опосредованно, интерпретируясь через первичные качества.

Цвет, звуки, запахи являются вторичными качествами, которые существуют только в восприятиях. Без глаза не было бы цветов, без уха - звуков. (Дальнейшее развитие эти положения получили у Д. Беркли). Локк пытается объяснить, как вторичные качества помогают человеку воспринять первичные. Поскольку наше знание производно от объектов, то способность компоновать ощущения в соответствии с первичными качествами объекта не может быть заложена в них самих. Способности души комбинировать идеи остаются за пределами субъекта и объекта. Важно выяснить, как объекты обусловливают идеи, а тем более их комбинации, ведь ощущения дают изолированные сигналы от объекта, они не формируют понятия о нем. Нерешенным остается вопрос о сущности воздействия на душу внутреннего состояния человека. Отсутствует определение качеств как сил, заключенных в самих вещах. Локк понимает эти трудности и вводит понятие естественного света - разума. Естественный свет - это свеча, которая горит в нас.

Ощущения человека упорядочиваются его внутренней способностью, называемой рефлексией, благодаря которой каждый из нас за вторичными качествами объекта видит их первичные качества. Она предпосылает опыту доопытные знания об объекте. Из этой способности возникают идеи веры, сомнения, суждения, умозаключения, мышления. В чем преимущества рефлексии перед врожденными идеями? Локк не отвечает на этот вопрос. В отличие от Декарта он не раскрывает понятия до конца, не разъясняет, что такое рефлексия.

Мыслитель приходит к выводу, что разум имеет дело исключительно с вторичными качествами: «Нет ничего в разуме, чего бы не было в ощущениях». Разум является источником сложных идей. Локк оспаривает принцип, будто рассудок обладает запасом непроизводных, изначальных представлений. Рассудок, по его мнению, получает элементы познания исключительно путем чувственности, извне. Его можно сравнивать с зеркалом, которое отражает образы вещей без какой-либо самостоятельной деятельности и помимо воли.

Рассудок не может образовать новые простые идеи, он способен только связывать те элементы, которые даются восприятием без его содействия. Так, путем произвольного сочетания простых представлений возникают сложные. Мышление оперирует представлениями, которые оно не творит и не обретает изначально в себе, а получает их от восприятия. Процесс познания начинается с ощущений, следовательно, с пассивного состояния.

Слова в этой философии рассматриваются не как имена вещей, а как знаки для общих понятий. Отвлеченные понятия являются искусственным приемом, употребляемым для облегченного духовного общения. Локк, как и эмпиризм в целом, определяет всеобщее как операции души с идеями. Всеобщее изобретается разумом как сочетание поименованных идей, осуществленных нашей душой. Оно соответствует силам вещей. Понятие трактуется как активно интерпретированная идея сложного тела. В этом - основание локковского концептуализма. Понятия находятся в сознании, как руки и ноги в теле. Сознание, по Локку, производно от ощущений.

Логика для эмпиризма есть собственное дело души. Определение логики предстает как специфика действия души. Логические операции осуществляются не непосредственно с идеями. Душа сначала именует их, а затем уже соединяет имена как названия идей, ассоциирует по смежности, по их сходству. Логика эмпириков выступает как исчисление, она представлена как деятельность ума. Эту линию в XX в. продолжат Р.Карнап, Б.Рассел, А.Айер.

Показательно отношение философии Локка к учениям других мыслителей Нового времени. Противоположность декартовских субстанций превратилась у Локка в двойственность способности восприятия (ощущения и рефлексии). Под эмпиризм Бэкона он фактически подвел психологическое обоснование. Локковская система философии в значительной степени повторяет учение Гоббса. Его точка зрения основана на интерпретации физики И.Ньютона.

Философия английского мыслителя обнаружила трудности постановки проблемы объекта и субъекта в эмпиризме. Если знание определяется понятием опыта, то проблема всеобщего остается неразрешимой. Причем ситуация оказывается тупиковой в отношении всеобщего в объекте и всеобщего в субъекте. Трудность эмпиризма состоит в том, что познавательная способность рассматривается как логика воспроизведения всеобщего. Локк лишь анализирует происхождение всеобщего из эмпирического. Представление, что мы черпаем мысль из чувственного восприятия, «делает эту мысль наихудшей» (Гегель). Кант совершенно справедливо делает упрек Локку: не единичное есть источник всеобщих представлений, а рассудок. Понятие опыта как непосредственной представленности в ощущениях объектных характеристик оказывается несостоятельным. Опыт не является источником знаний.

Локк интересен и как обществовед. Его политические идеи отражены в американской конституции, в ранее принятом британском и французском основном законе. Мысли английского эмпирика находят применение повсюду, где существует спор между президентом и конгрессом.

Философия Локка - это метафизический эмпиризм. Он начинает с единичных восприятий и отсюда переходит к понятиям, к Богу. Мыслитель видел сущность интеллекта лишь в формальной деятельности образования новых определений из полученных через восприятия представлений, путем сравнения и складывания нескольких представлений в одно. Интеллект, по Локку, есть схватывание абстрактных ощущений, содержащихся в предметах. Он сделал попытку выводить всеобщие понятия, пытаясь показать, как субстанциальность возникает субъективно из предмета. Это - шаг вперед по сравнению со Спинозой. Но в его философии не ставится вопрос об истинности этих мыслей

На основании философии Локка возникают два направления. На европейском материке - это учение французских материалистов XVIII в. «Раз ощущения являются единственным источником знания, то надо изучать ощущения», - заявляют они. Познание рассматривается ими не как некоторая универсальная способность, а как результат организации нервной системы человека. Процесс мышления - это способ существования человеческого тела - мозга. Чтобы понять, как он думает, нужно выяснить, как устроен мозг. Проблема мышления подменяется проблемой состояния человеческого тела. Это значит, что надо заниматься физиологией и смежными науками. Философия французских материалистов заменяется конкретным научным знанием. Многие специалисты считают их родоначальниками современного позитивизма (от позитивус - положительная, конкретная наука).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.