КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рене Декарт
Как известно, уже в античной философии, когда она имела статус "науки наук", "царицы наук" или, по выражению Аристотеля, "госпожи наук" за нею закрепились особые функции в познании, отличные от - того, что присуще, скажем, естествознанию или медицине. Речь идет прежде всего об универсальном теоретическом познании (универсализме) и познании субстанции или сущности, лежащей в основе многообразия вещей, их изменчивости (субстанциализме). По сути эти два специфически философских способа познания мира представляют собой нечто единое, так как философские заключения с помощью общих понятий, идей (у Платона - эйдосов) сводятся до выявления предельных оснований, пребывающей основы - субстанции. Учитывая это, античную философию называют космоцентризмом, а философию средних веков - теоцентризмом (в центре всего сущего - бог). Последнюю характеризуют также как определенный синтез (симбиоз) христианского откровения и античной философии. Конечно, задолго до Декарта (1596-1650) в той иди иной форме выражались сомнения в целеполагании и адекватности человеческого познания и недоверие в области эпистемологии. Они накапливались веками вопреки прогрессу Разума и еще в большей степени - благодаря ему, и уже за пределами жизни Картезия нашли свое философское закрепление в скептицизме Д.Юма и агностицизме И.Канта. Однако именно с именем Декарта в истории философии связано обоснование знаменитого положения, что сомнение - имманентное средство познавательной мыслительной деятельности человека. Так наряду с универсализмом и субстанциализмом сомнение стало равноправным "членом" философской познавательной триады. Здесь вклад Декарта особенно значителен, по крайней мере, с двух точек зрения. Во-первых, надо учесть, что учение о сомнении и его преодолении Декарт формулировал и развивал в условиях, когда в Западной Европе везде сохранялось господство католической религии и папского двора; святая инквизиция, введенная еще в 1223 г., продолжала свирепствовать: в 1600 г. на Площади цветов в Риме был заживо сожжен за свои "еретические" взгляды Дж.Бруно. Реформация, развернувшаяся в первой половине XVI в., положила начало протестантизму, но это не затронуло основополагающих догматов христианства, как мировой религии. Сам Декарт всю свою жизнь оставался законопослушным, верующим человеком. Религиозности философа способствовало обучение в иезуитском привилегированном учебном заведении, находившемся под опекой французского короля. Все это так. Тем не менее принцип сомнения Декарта, распространявшийся и на всю мыслительную деятельность, был в ту эпоху по существу открытым вызовом средневековой схоластике. В Декарте - человеке, сама жизнь которого была, по мнению врачей, под сомнением ввиду слабости от рождения его здоровья и генетической обреченности - таилась огромной силы убежденность в том, что мыслительный процесс невозможен вне и без сомнения; последнее - естественный внутренний акт мышления, но не средневекового, схоластически книжного, а подлинно человеческого, рационалистического. Во-вторых, картезианский тезис о сомнении в мышлении сыграл большую роль в развитии собственно философского знания: онтологии и гносеологии. Декарт сформулировал для себя первый искомый принцип философии - истину, состоящую в том, что "я мыслю, следовательно, я существую" (cogito ergo sum). Данный тезис имеет онтологическое, бытийное основание, поскольку он отвечает на вопрос; "есть ли вещь" (я существую) и гносеологическое содержание, так как речь идет не о простой, а особой форме существования - о "человеке мыслящем".1 Итак, мое существование как человека обусловлено способностью мыслить. Лишение этой способности означает прекращение собственно человеческой деятельности, всего того, что отличает меня от остального мира. В такой случае "Я", как истинная и действительно существующая мыслящая вещь, "Я" как "нечто", исчезаю, растворяясь в животном мире, или в мире "различных автоматов". Человеческий разум, по Декарту, является орудием универсальным, которое может служить при всякого рода обстоятельствах, что недоступно животным и автоматам. У человека есть душа, поэтому он не животное и не машина. То, что сомнение является надежным орудием ума человека, его познавательной деятельности, Декарт осознал и полной мере, занимаясь не только философией, но и естественными науками, математикой и геометрией. Он пришел также к выводу: чтобы этим орудием познания умело пользоваться, требуется не голый скепсис и не априорное представление о принципиальной невозможности познать действительность, но нечто другое. Следует в поисках несомненного расширить сферу сомнения до крайних пределов, возводя его во всеобщий философский принцип. А истинно несомненным, или не требующим доказательства своего существования, остается лишь самое совершенное существо - бог. Все остальное составляет область, где сомневающаяся способность мышления человека проявляет себя в неограниченной мере; все сущее должно как бы пройти экзамен на реальность, доказать критическому мышлению, что оно существует. Для мыслящих субъектов процесс познания связан не только с большими затратами интеллектуальных сил, умственной энергии, но и со значительными нравственными издержками, ценностной переориентацией, а нередко и мучительными переживаниями и потрясениями из-за отказа от устоявшихся взглядов и привычных постулатов, от истин, которые оказались ложными. Сомнение феноменологично: это принцип философский, общенаучный, социальный психологический, нравственный и аксиологический. Сомнительны бытие человека, его слабое, хрупкое тело (человек - "мыслящий тростник" по Блезу Паскалю) и мятущаяся душа, в единстве их онтогенеза и филогенеза - природного и исторического процессов развития. На рубеже XX и XXI вв., двух тысячелетий картезианское "соgitо" приобрело качества нового символа веры. К многочисленным кризисам на планете добавился аксиологический, связанный с переоценкой духовных начал. В ее основе лежат НТР и ее социальные и научные последствия, резкая ломка устоявшихся общественно-политических и ментальных структур, смена парадигм формационного развития, преодоление разного рода предрассудков и дефектов сознания. Этот процесс идет и в области философии, включая картезианство, что вполне естественно - ведь все должно подвергаться сомнению. Рационализм Декарта обладает безусловными достоинствами, но взятый сам по себе как направление познавательной деятельности человека, вне органичной взаимосвязи с данными опыта и его обобщений, он обнаруживает известную односторонность, а следовательно, и ущербность. Таким же образом выявляется слабость другой крайности в познании - эмпиризма, который абсолютизирует чувственный опыт, видя в нем единственный источник человеческих знаний. Оптимальное сочетание и соединение эмпирического и рационалистического методов познании, рациональная переработка и усвоение опыта, фактического базиса науки давались во все времена как философам, так и ученым-естествоиспытателям с большим трудом, на исходе средневековья - в особенности. В данном контексте представляется весьма важным вопрос о так называемых врожденных идеях, исходные позиции здесь были заложены Платоном в его учении о двух мирах. Первичным он считал потусторонний умопостигаемый мир вечных идей - бестелесных духовных форм вещей - (вершит духовную пирамиду идея бога), - а вторичный - земной мир, где находятся преходящие чувственные вещи, -слабое отражение занебесного бытия. Когда рождается человек, в него вселяется душа, способная к "припоминанию" идей, которые она ранее, до вселения в смертное тело, созерцала в первичном мире и их достоверному познанию. А чувственные вещи - преходящи, текучи, временны, они является объектом не знания, а мнения, сомнительного по своему характеру. В земном "мире теней" и знание о предметах, явлениях и процессах обладает таким же сумеречным, относительным свойством. Восприняв положение Платона о бессмертной "мировой душе" и ее перевоплощениях, Декарт стремился его по-новому обосновать, трансформировал к своему учению о сомнении и присоединился к тем господствовавшим философским течениям и школам, которые в течение длительного времени, вплоть до марксизма, полагали, что критерием истины выступает ясность и общезначимость вещей. Декарт различал двоякого рода идеи или понятия: внешние или образованные, источником которых является внешняя среда, и врожденные, коренящиеся в человеческой способности мыслить. Как рационалист, Декарт особое значение придавал общим понятиям; он дифференцировал платоновские универсалии, выделяя среди них такие, как род, вид, различие, свойство и акциденция (в отличие от субстанции - случайное, несущественное, преходящее свойство вещи). Декарт различал в познании мыслительную деятельность человека, как ее высшую форму, и чувственное восприятие, которое бывает весьма выразительным, но не является тем не менее, истинным. Наши чувства никогда не могут достоверно убедить нас ни в чем, если в этом не примет участие сознание. Другими словами, данные органов чувств вызывают сомнение. Этому подтверждения - многочисленные абберации зрения (искажение изображений), иллюзии болей в отсутствующих органах человека и др. К такому выводу философ пришел не сразу; он убеждал себя в том, что в уме нет ни одной идеи, которая не прошла бы раньше через чувства. Опять-таки проблема сомнения в познании возникает и снимается в зависимости от того, насколько несовершенство человека корректируется высшим существом, в котором сущность совпадает с существованием, - богом, или "природой вообще", как порядком в сотворенных вещах, как соединением (совокупностью) множества вещей, принадлежащих исключительно духу. Природа в узком смысле слова представляет собой множество других вещей, принадлежащих исключительно телу с их весом и т. п. В познании самого себя человек руководствуется двумя идеями. Первая идея: я мыслящая вещь, моя сущность состоит только в этом; преимущественный атрибут души - мысль. Я – мыслящая непротяженная субстанция. Вторая идея: я обладаю не мыслящей вещью, телом; преимущественный атрибут этой субстанции - протяженность, раздвоение субстанций человека на мыслящую и протяженную стало для Декарта аргументом в пользу существования врожденных идей. Он полагал несомненным лишь то, что я – это моя душа, благодаря которой я являюсь тем, что я есть. Она всецело и поистине раздельна с моим телом и может быть или существовать без него. Значит, душа - субстанция, отличная от тела, мыслящая душа способна со своими идеями вселяться в индивида и отлетать, покидать тело, когда человека настигает смерть. Разработанная Декартом концепция двух субстанций имеет еще один важный аспект, связанный с приверженностью философа к метафизике и механицизму. Неизменность бога; непререкаемый "первотолчок"; сведение многообразия движения к двум его формам - прямолинейному и круговому; непризнание пустоты; механическое разделение самого человека на душу и тело; рассмотрение многих проблем бытия с позиций дихотомий "алгебра-геометрия", "кинематика-геометрия"; рассогласования системы и метода - все это имеет прямое отношение к отмеченной приверженности Декарта. Разумеется, в этой области не все обстоит так просто, как иногда кажется. Дело в том, что расщепление субстанции человека надвое, будучи проявлением механицизма декартовского метода, одновременно принципиально направлено против того, чтобы использовать атрибуты и другие характеристики природной протяженности в качестве непосредственной детерминанты мышления, а следовательно, и сомнения. Нет особой нужды доказывать, насколько такой подход важен и перспективен с точки зрения борьбы с вульгарными механистическими трактовками сознания человека, мыслительного процесса, с социал-дарвинистскими течениями в философии и социологии. Кроме того, взгляд Декарта на две субстанции позволяет в наше время глубже взглянуть на человека как субъекта мысли, сомнения и переосмыслить его (человека) роль и призвание в мыслительной деятельности. Мы уже привыкли к тому, что в учебниках по философии, словарях мышление трактуется как "высший продукт особым образом организованной материи - мозга". Человеческий мозг представляет собой физическое тело, то есть протяженную субстанцию. Следовательно, мыслящая субстанция выступает как функция субстанции протяженной (мозга), что противоречит картезианству. Если следовать логике Декарта, то мышление следует выводить не из особой материи - мозга, а из человека как особого, не сводимого к протяженности субъекта. А это означает, что мышление должно быть изначально введено в способ самого человеческого бытия. У Декарта, как уже подчеркивалось, мыслящая и протяженная субстанции в принципе различны. Одна из них (душа) - идеальная (духовная), мыслящая, непротяженная, бестелесная, вечная во времени и бесконечная в пространстве, непреходящая, зовущая к бесконечному воспроизводству знания, сомнения и способов мышления. Другая (тело) - материальная (природная), телесная, временная, протяженная, конечная, земная, преходящая. Душа принадлежит богу и лишь на время, атрибутивно - человеку, а телом владеют человек, общество, государство. Можно сказать поэтому, что душа есть высшая, первая субстанция - среди сотворенных Различается также ясная и отчетливая (а, следовательно, и истинная) идея о несотворенной субстанции, мыслящей и независимой или идея о боге, который есть, существует, и все, чем мы обладаем, происходит от него. Теория Декарта о духовной субстанции, как изначальной и существующей наряду с телом, была впоследствии воспринята одни из родоначальников позитивизма Г.Спенсером, крупнейшим представителем философии прагматизма У.Джеймсом, видным теоретиком в области экспериментальной психологии В.Вундом и др. В то же время картезианское учение о двух субстанциях, их атрибутах и модусах, как дуалистическое, не было воспринято еще в XVII в. нидерландским философом Б.Спинозой, Он считал, что мышление и протяженность - суть не две субстанции, а свойства (атрибуты) одной, точнее единой субстанции. Как материалист, Спиноза полагая, что существует лишь природа, заключающая в себе причину самой себя (causa sui); ее бытие ничем не детерминировано, она - единственная субстанция. Именно ей принадлежат атрибуты и модусы в виде конечных телесных и духовных (мыслящих) вещей, составлявших все многообразие мира, и человек познает их в своей деятельности. В XVIII в. ряд французских энциклопедистов во главе с Д.Дидро стал рассматривать атрибутами материи, наряду с протяженностью и мышлением, и движение. Тем самым было развито учение И.Ньютона о пустоте, абсолютном движении, пространстве и времени ("Математические начала натуральной философии", 1687 г.). Дуализм Декарта в той его части, в какой он носил материалистические черты, был подвергнут сомнению и отрицанию в философии классического немецкого идеализма, особенно в трудах И.Фихте, Г.Гегеля и Ф.Шеллинга. Идеалистический монизм не на одно столетие определил пути познания действительности многими видными философами и их школами. Так, бисубстанциализм Декарта в ХVII - ХХ вв. стал объектом широких философских дискуссий, обмена мнениями и аргументами ученых-естествоиспытателей, специалистов различной мировоззренческой и профессиональной ориентации. Это относится и к другим сторонам научного творчества этого выдающегося мыслителя. Как считал А.И.Герцен, Декарту было одно великое призвание - "начать науку и дать ей начало". Он реализовал эту миссию, создав свое собственное, декартово "древо познания". Вполне естественно, что в философии Декарта проблемы гносеологии рассматриваются и с точки зрения познания человеком самого себя. И в этом случае происходит своеобразное расщепление: должны изучаться как душа, так и тело человека, причем раздельно, поскольку последний воплощает в себе различные субстанции. Философские проблемы антропологии поставлены Декартом во многих произведениях; в последние годы своей жизни он написал специальные работы, посвященные данной теме. Речь идет о двух трактатах: "Описание человеческого тела. 06 образовании животного" (1648 г.) и "Страсти души" (1645/46 гг.). В первом трактате представлены в основном результаты анатомических и эмбриологических разработок автора. В "Страстях души" исследуются психологические и этические вопросы; достоинства, пороки и нравы людей, влияющие и на их познавательные способности. Декарт называет в числе первоначальных страстей человека удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль; другие страсти либо составлены из названных, либо являются их видами. Первопричины страстей - возбуждение и впечатления людей, действия души, влияние внешней среды. "Только от страстей зависит все благо и зло в этой жизни" - таков итог размышлений философа над вечной темой человеческого бытия. Высокий, подчеркнуто категоричный, казалось бы всепоглощающий рационализм Декарта, его постоянно сомневающийся ум и религиозное преклонение перед Истиной сочетались, таким образом, с внутренней страстью души этого удивительного человека, в котором превалировавшая над всем рассудочность была лишь оборотной стороной благородного стремления гуманиста сделать жизнь людей лучше, человечнее. Декарт писал о бренности «протяженной субстанции» - тела и о бессмертии человеческой мысли. Урна с прахом великого философа принадлежит его родине, покоится в Пантеоне Французской республики. Мысли Рене Декарта принадлежат всему человечеству.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 996; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |