Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фрэнсис Бэкон




Английский мыслитель Фрэнсис Бэкон (1561-1626) родился в Лондоне и считается родоначальником философского эмпиризма. Бэкон противопоставляет свои взгляды, культуру Нового времени в целом – всей предшествующей философии. Средневековье характеризуется им как ночь, тьма. Название его сочинения - "Новый Органон" - явно оппонирует трудам Аристотеля (когда в 1 в. до н.э. Андроник Родосский начал издавать сочинения великого Стагирита, то все философские произведения он поместил после физики (метафизика), а логические произведения мыслителя, опубликованные отдельно, получили впоследствии название ''Органон"). Бэкон считает, что нужно вернуться к античной культуре. Становление буржуазного общества сопровождается возвратом к древнегреческой культуре. Произведения мыслителей Эллады и Рима переписывают и изучаются. Античностью увлекается не только избранная часть общества, но и массовый читатель.

Второй задачей, по Бэкону, является изучение природы. Познать мир означает изучать, как устроены физические тела. Постигая окружающее, человек раскрывает природу и могущество самого мира. Зная, как устроена природа, человек может заставить ее действовать в соответствии с этим устройством, а сам будет поступать по ее логике. Знание - сила. При этом не ставится проблема "Что такое природа как чувственно-наглядное многообразие?" Подобная постановка вопроса вела бы к проблеме происхождения многообразия и выявлению проблемы общего. Всеобщее (универсалии) нужно рассматривать как производное от этого многообразия. Это значит, что законы отличны от конкретных вещей, которые ими определяются (сами вещи возникли по другим законам и, следовательно, всеобщее не распространяется на происхождение многообразия).

Какова же роль духа в этом изучении?

Дух, подобно начищенному зеркалу, изменяет свет, излучаемый предметами. Для достижения истины надо прежде всего заняться ее чисткой. Но этого недостаточно, и философ пытается соотнести разум и чувства. Дух, предоставленный самому себе, ни на что не способен, но и опыт сам по себе, без правил, недостаточен. Производить опыты без определенного плана - это блуждать в потемках. Не случайное наблюдение, а лишь продуманный эксперимент заслуживает доверия. Мыслители, считает Бэкон, "не должны уподобляться ни муравьям, которые вслепую стаскивают все в кучу, ни паукам, которые ткут ткань своих мыслей из самих себя". К первым Бэкон относит эмпириков, ко вторым - рационалистов. Истинный философ подобен пчеле, перерабатывающей собранное собственной силой.

Наукой надо пользоваться не как гулящей женщиной для наслаждения, а как супругой - для рождения детей и наслаждения. Среди добродетелей высшее место, по Бэкону, принадлежит любви. Она в отличие от всех достоинств человека не знает чрезмерности.

Общее - это универсалии. За понятием не кроется содержательность. Мир, который находится перед нашим взором, надо изучать таким, каков он есть. Мышление - это естественный свет, оно должно изучать природу. Способность постигать окружающий мир - естественная характеристика человека. Совпадают ли человеческие понятия с законами природы? Бэкон считает, что они не могут не совпадать. Разум - это работящий парень. Почему же человек ошибается? Английский эмпирик указывает на четыре призрака (идола), которые мешают адекватно познавать мир:

1. Призрак рода. Людям свойствен обман чувств, определенное стремление приписывать природе свои черты. Это - общечеловеческие слабости.

2. Призрак рынка. Стихия и произвол, царящие на рынке, часто охватывают и познающего. Как на рынке цены устанавливаются, не считаясь с принятыми нормами, так и познающий субъект делает умозаключение произвольно.

3. Призрак театра. Он направлен против преклонения перед авторитетами. Люди в жизни, как зрители в театре, привыкли верить авторитетам. Веря игре актера, принимая ее за действительные события, люди и в повседневной жизни находятся в плену слухов, речей политиков, сообщений сомнительных лиц. Вера в авторитет вредна потому, что, усыпляя разум человека, приводит к ошибкам в познании. Вместо того чтобы верить другим, наблюдай сам.

4. Призрак пещеры. Это - узость индивидуального кругозора, ограниченность, предвзятость. Индивидуальные недостатки сказываются в том, что исследователь совершает ошибки.

Исследования, по Бэкону, - это прежде всего результаты опыта. Мыслитель не только доказывал необходимость возрождения науки, он подчеркивал, что смешение науки и религии грозит опасностью возникновения еретической религии или фантастической философии.

Бэкон был первым философом, осознавшим важность индукции. Правда, его индуктивный метод считается ошибочным, так как философ недооценивает работу разума (гипотез, умозаключений и т.п.). Простое упорядочивание фактов не могло сделать правильные предположения очевидными. Ученого удовлетворяет толкование всеобщего как универсалий. В учении английского эмпирика прослеживается схема мышления современного естествоиспытателя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.