Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эллинистическая философия (эпикурейцы, стоики, скептики)




Классические системы античной философии

Демокрит, Платон, Аристотель, исходя из самых различных предпосылок, пытались обосновать философские системы, которые бы интегрировали как достижения натурфилософии, так и этики, логики, гносеологии, политики и эстетики, стремясь к дальнейшему их развитию.

Демокрит (ок.460-370 до н.э.) – выдающийся материалист античности – распространил атомистику на все сферы объективной реальности и человеческого познания. Качественную определенность мира явлений, данную человеку в его ощущениях, он объяснял различным положением, формой и сочетанием движущихся атомов. Истинную сущность мира, по мнению Демокрита, составляют атомы и пустота. Душа человека также состоит из очень подвижных атомов. Эйдола (отпечатки образов предметов) воздействуют на наши органы чувств, а через них – на атомы души. Согласно этике Демокрита, счастье, к которому стремится человек, состоит в «благом» состоянии души.

Платон (428/427 – 348/347 до н.э.), главный «идейный» противник Демокрита, полагал, что существует мир явлений, доступный нашим органам чувств, и умопостигаемый мир истинного бытия. Этот истинный мир есть мир идей, который представляет собой самостоятельную сферу и венчается идеей блага. Идеи – неподвижные, неизменные, вечные сущности, в то время как мир явлений изменчив, преходящ и находится в постоянном движении. Познание мира идей необходимо для достижения добродетели. В своей теории государства, которая основана на учении о душе, Платон является идеологом политического строя олигархического режима Спарты, а, точнее, «казарменного коммунизма».

Идейным противником, хотя отчасти и последователем Платона был Аристотель (384-322 до н.э.) величайший мыслитель и наиболее универсальный ученый античности. Особое влияние на последующую философию имело его обоснование логики, а также учение Аристотеля об истинных и ложных суждениях и выводах. Он разрабатывал логику как всеобщую методологию научного познания. Согласно его логике особое следует из общего, а между понятием и суждением, а также суждением и выводом существует определенная связь. Основную роль Аристотель отводил методу индукции, требующему перехода от единичного к общему. В своей «первой философии» («Метафизика») Аристотель ввел всеобщий принцип соотношения между формой и материей. В противоположность платоновской двойственности мира он выдвинул идею о том, что формы, которые составляют принципы вещей и являются по отношению к материи более реальными, существуют не помимо, а в единстве с материей, придавая ей определенность. Материя же сама по себе пассивна и составляет материал для формы. Задачей научного познания является познание формы. «Первая философия» Аристотеля, несмотря на некоторые материалистические элементы, в целом носит идеалистический характер. Принцип соотношения между формой и материей Аристотель пытался применить к конкретным областям знаний. Согласно его учению о человеке, душа – это форма тела, а разум – форма души (принцип, составляющий основу его этики). Счастье как высшую цель человеческих устремлений человек находит в развитии своей природы, которая, собственно говоря, сводится к разуму. Этические добродетели зиждутся на разумном действии, дианоэтические – на разумном мышлении. Реализация этих добродетелей предполагает воспитание воли. Нравственное воспитание граждан является основной задачей государства. Только в обществе себе подобных человек, будучи «политическим существом», может достигнуть нравственного совершенства. Аристотель считал, что деление общества на свободных и рабов во многом определяется самой природой людей, что в принципе неверно. В области естествознания он выдвинул ряд важных для своего времени идей, оказал огромное влияние на философские направления средневековья и Нового времени. Учение Аристотеля, в котором он стремился связать сильные стороны учения Демокрита с достижениями Платона, может иметь и последовательно материалистическое и объективно-идеалистическое истолкование. Материалистическая переработка началась в его школе уже Страбоном и привела в арабской философии Авиценны и Аверроэса к материалистическому пантеизму. В схоластике «неподвижный перводвигатель» Аристотеля был отождествлен с христианским понятием бога. Учение о бессмертной части души было использовано схоластикой, и вся философия Аристотеля была канонизирована Альбертом Великим и Фомой Аквинским. Большое внимание Аристотель оказал и на новую схоластику (Ф.Брентано), так же как и на современный неотомизм.

После Аристотеля в общественной жизни Древней Греции произошли большие изменения. Под властью Македонии греческие города-государства утратили свою былую самостоятельность и в конце концов отошли к Римской империи. Жесточайшие войны и общественные катаклизмы породили в сознании как отдельного человека, так и всего общества чувство неуверенности. Афины утратили свое политическое значение. Свободные граждане, ранее бывшие политически активными членами общества, были отстранены от политической деятельности. Утрата политической самостоятельности полиса привела к возникновению нового типа мышления – космополитического. Многие обратились к философии как средству утешения и исцеления. Вслед за философскими системами общего характера стали возникать философские учения, в которых преобладала этическая проблематика. Основным адресатом этой философии стал отдельный индивид, хотя стоики и Эпикур занимались также изучением вопросов физики и логики. Место социальной этики (исключение составляли лишь киники и киренаики) заняла этика индивидуальная. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен, неподвластен ему и стремится к внутреннему покою.

Центром философии долгое время оставались Афины, сохранившие последние признаки былого величия. Кроме школы поздних перипатетиков следует назвать также эпикурейцев. Эпикур (341-270 до н.э.) был продолжателем атомизма Демокрита. Его теория познания является разновидностью сенсуализма, а соответственно научные взгляды опираются на атомизм. Величайший материалист периода эллинизма Эпикур внес в атомистическое учение важное изменение: свободно двигаясь в пустом пространстве, атомы немного отклоняются от прямой. Это беспричинное отклонение косвенно обосновало свободу воли человека. По Эпикуру, высшим благом для человека является наслаждение, но наслаждение скорее духовное, чем чувственное и более продолжительное, чем краткое удовольствие (или неудовольствие). Именно эти критерии определяют соответствие (или несоответствие) того или иного явления человеческой природе. Политической деятельности Эпикур предпочитал отношение дружбы. Целью его учения было избавление человека от страха перед богами и смертью. Философия Эпикура получила блистательное поэтическое воплощение в произведениях Лукреция Карра.

Большое значение, в том числе и для образованных римлян, имела философия стоиков (Зенон из Китиона, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий Антонин), которая со временем приобретала все более религиозный характер. Согласно учению стоиков, истинная нравственность, являющаяся венцом человеческих устремлений, невозможна без истинного понимания. В теории, которой придавалось большое значение, они склонялись к сенсуализму, а в физике – к материализму. В своих телеологических воззрениях стоики сближались с перипатетиками и платониками и резко выступали против Эпикура. В учении о душе они придерживались идеалистического учения о ее бессмертии. Высшую цель человеческой жизни стоики усматривали в добродетели, которая, по их мнению, состояла в жизни человека и согласии с природой и мировым разумом (логосом). Утопическая теория о мировом государстве соответствовала их космополитическому учению.

Противоположность между Стоей и Эпикуром состоит в том, что первый возвратился к материалистическому учению Гераклита, усилив в нем черты материального гилозоизма, а Эпикур развивал учение Демокрита.

Третьим значительным направлением в философии после Аристотеля был скептицизм (Пиррон, Аркесилай, Карнеад, Энезидем). Какое-то время скептицизм господствовал и в воззрениях платоновской академии. Скептики, несмотря на разный способ доказательств, единодушно сходились в едином и главном принципе: так как истинное познание невозможно, то следует воздерживаться от любого суждения, а отсюда – стремиться к апатии и атараксии. Здесь налицо отход от устоявшегося еще со времен Сократа тезиса, согласно которому познание является необходимой предпосылкой для достижения высшего блага и добродетели. Если же человек вынужден прибегать к каким-то действиям, то, согласно скептикам, достаточно следовать таким канонам, как вероятность, традиции и привычка.

Наряду с этими школами, которые получили более или менее широкое распространение, а также наряду с философией эклектизма (Цицерон, Плутарх) продолжали существовать платоновская Академия и перипатическая школа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.