Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диалектика в античной философии




Позднеантичная философия

Для философии поздней античности характерно усиление религиозных мотивов. Распад Римской империи, неопределенность и безысходность положения всех классов, слоев и составляющих империю народов привели к массовому обращению к религии. Стоики, киники, аристотелики, скептики, а также эклектики так или иначе занялись разработкой религиозных проблем. Исключение составил один лишь эпикуреизм. Что касается платоновской философии, то она модифицировалась в неоплатонизм, ставший основным течением позднеантичной философии. Его возникновению предшествовало соединение идей греческой, восточной и иудейской философии (Филон), а также неопифагореизма, отличавшихся сильным мистицизмом и поисками потустороннего. Основателем неоплатонизма стал Аммоний Сакк, а его известными представителями – Порфирий, Прокл и Плотин (205-270 н.э.). Пифагорейские, восточные, мистические и платоновские элементы слились в неоплатонизме в единую идеалистическую систему, являвшуюся своего рода эрзацем религии. Согласно неплатоникам, из божественного единого возникает духовный, из него – душевный, а из того, в свою очередь, уже физический мир. Низшей ступенью бытия является материя, она же несла и изначальное зло. Задача человека состоит в том, чтобы вновь найти путь к единому через отрешение от материального мира посредством нравственного очищения (катарсиса) и освобождения души от тела посредством аскезы. Соединение души с единым происходит при их мистическом слиянии в состоянии экстаза.

За всю историю более чем тысячелетнего существования античная философия продвинула вперед изучение всех областей философского знания за исключением, пожалуй, развитой философии истории. Античная философия в целом отличалась созерцательностью, а ее представители были, как правило, выходцами из имущих слоев общества. Существовало два главных течения – материализм и идеализм. Для античной философии характерны теоретические расхождения, представленные определенными школами или же отдельными философами, такими, например, как противоречие во взглядах на бытие и становление (Парменид и Гераклит), на философию и антропологическую философию («физики», софисты, Сократ), на наслаждение и добродетель или аскетизм (киренаики и киники), на вопрос о соотношении формы и материи (Платон и Аристотель), на необходимость и свободу (стоицизм и Эпикур), на каузальность и телеологию (Эпикур и Стоя). За ними не всегда можно было усмотреть решение основного вопроса философии, а резкая, порой непримиримая борьба философских течений способствовала развитию самой философии. Дисциплина мышления, явившаяся результатом возникновения античной философии, стала и важной предпосылкой развития науки вообще. Непреходящей заслугой античной философии, в первую очередь материалистической и философии Аристотеля, является всеобъемлющее и систематическое обоснование философии как научной теории, развитие системы понятий, а также разработка (или по меньшей мере постановка) всех основных философских проблем. Их влияние на становление последующей теоретической мысли огромно.

История древнегреческой философии являет классический образец не только ясности, с которой в ней выступает противоположность двух основных направлений – «линия Демокрита» и «линия Платона». Не менее поучительна классическая ясность, с которой в ней выступает противоположность двух методов мышления – диалектического и метафизического. Уже ранние материалистические гипотезы милетских мыслителей, искавших вещественное первовещество, имели предпосылкой представление о всеобщей изменчивости всех вещей и способности одного становиться другим, переходить в другое. У Гераклита эта предпосылка развертывается в цельное мировоззрение, в котором материалистические по содержанию космогония, физика и психология пронизаны диалектическими представлениями о характере изменений, происходящих в мире. Подчеркивается всеобщность изменчивости, раздвоение единого на противоположности, переход каждого свойства и явления в свое противоположное, единство и борьба противоположностей, относительность изменяющихся свойств и т.п. Самый яркий представитель ранней диалектики в античной философии – Гераклит – не исключение. Все первые греческие философы были диалектиками, диалектический характер мышления обусловливался у них, во-первых, тем, что они рассматривали природу как целое, и, во-вторых, само ее рассмотрение было ограничено, как говорилось ранее, непосредственным созерцанием.

За тысячу с лишним лет развития античной философии материализм и идеализм, диалектика и метафизика, сложившиеся в Древней Греции, не остались в неизменном виде, но претерпели длительную и сложную эволюцию, отражавшую в конечном счете диалектику исторического развития античного рабовладельческого общества. Обусловленность развития древнегреческой философии этой диалектикой всего отчетливее выступает в таких частях философии, как этика, учение об обществе и государстве, учение о воспитании, эстетика. Не исключена возможность, что даже у таких ранних мыслителей (например, Гераклит), по крайней мере, некоторые характеристики диалектического процесса представляют перенесение на природу черт изменения и движения, а также противоположностей, впервые открытых в явлениях не природной, а общественной жизни (борьба как «отец» всех вещей, относительность человеческих оценок, раздвоение единого на противоположности и т.п.) В некоторых течениях древнегреческой философии (софисты) происхождение общих философских понятий из попыток осмыслить явления общественно-политической жизни выступает совершенно прозрачно (антиномия природы и культуры Антифонта, противоположность существующего «по природе» и «по установлению» и т.п.).

Богатое содержанием, неравномерное, изобилующее противоречиями развитие учений о бытии, о природе и развитие диалектики протекали в античной философии не как процесс плавной эволюции однажды возникших точек зрения, а как процесс борьбы, в конечном счете сводившейся к борьбе основных воззрений – материализма и идеализма. В Древней Греции любили борьбу, состязания, «агон» и не только в публично проводившихся играх (олимпийских, истмийских), в соперничестве драматургов, выдвигавших свои трилогии на празднествах Великих Дионисий. Они со страстью отдавались борьбе и в области философии. Отголоски споров, разгоравшихся между философами, доходили до более широких кругов. Сицилийский поэт Эпихарм (V в. до н.э.) написал комические сценки, в которых высмеивал крайности и доведение до абсурда некоторых положений диалектики о всеобщей изменчивости. Сама возможность их написания говорит об общественном интересе, который представляли в глазах публики споры философов. Если поэзия изображала столкновение слишком отвлеченных положений философии с жизнью, то внутри самой философии шла ожесточенная борьба ее принципиальных направлений. Уже в отрывках произведений первых древнегреческих философов, отражаются полемика и идейная борьба между различными мыслителями и школами. Гераклит осуждает «многознание» Ксенофана как неспособного научить уму. Парменид бранит последователей Гераклита, отрицающих неизменность вещей, подчеркивающих раздвоение единого на противоположности и единство раздвоившихся противоположностей. Сократ отрицает проблематику ранних космологических учений, подчеркивает неспособность человеческого ума к знанию в этих вопросах и призывает сосредоточить исследование на человеческих делах и на вопросах о человеческой душе. Демокрит, не вступая в обстоятельную полемику, создает учение атомистического материализма, по сути своей противостоящее релятивизму, нигилизму и скептицизму софистов. Развивая и защищая учение старого материалистического детерминизма о причинной обусловленности всех явлений и событий, он сознательно направляет свои стрелы против учений философов, которые «измыслили идол случая». Платон утверждает, что по вопросу о сущности в философии действительно происходит род борьбы великанов, а именно: одни (материалисты) признают тела и сущность за одно и то же, другие, вступающие с ними в спор, решительно настаивают на том, что истинная сущность – это некие умопостигаемые и бестелесные идеи. Обобщая свои наблюдения, Платон сообщает, что относительно этого между обеими сторонами всегда происходит какая-то грозная борьба. Аристотель, колеблющийся между основным для него объективным идеализмом и материализмом в учении о природе, также излагает свои учения и взгляды в постоянной полемике с предшествующими и современными ему учениями. В связи с этим многочисленные замечания в главных произведениях Аристотеля («Метафизика», «Физика», «О душе», «Политика»), относящиеся к мнениям предшественников и современников Аристотеля, касаются не столько историко-философских справок, сколько соображений, имеющих целью принципиальное опровержение или возражение. Особенно энергична многосторонняя и остроумная полемика Аристотеля и его борьба против центрального учения платоновского идеализма – теории идей. Таким образом, развитие античной философии было историей борьбы между материализмом и идеализмом, а также между диалектикой и метафизикой.

Аристократ по рождению и политическим взглядам Гераклит из Эфеса, прозванный также «Темным» за его сочинения образные по языку, оригинальные по содержанию, изложенные в афористической форме, но во многом трудные для понимания, враждебно относился к демократической власти, которая установилась в Эфесе, возможно из-за этого он удалился от общественно-политической жизни. Его учение – образец не только раннего древнегреческого материализма, но и ранней древнегреческой диалектики. Афористическими стали фразы из его учения: «Нельзя дважды войти в одну реку», «Война – отец всех вещей». Признав в качестве основной характеристики бытия борьбу противоположностей, Гераклит в то же время поясняет, что борющиеся противоположности не просто существуют: они переходят одна в другую так, что при этом сохраняется общая для обеих тождественная основа. Основой всего сущего Гераклит считал огонь. Он развивает мысль о правильности мирового строя, строгой ритмичности мирового процесса, отрицает акт сотворения мира богами. Гераклит – один из первых античных философов, от которого сохранились тексты, относящиеся к вопросу о познании. В принципе и здесь философ показывает себя как материалист. Во всяком случае бесспорны его попытки возвести душу в целом к ее материальной основе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.