Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Томас Гоббс. Английский философ Т. Гоббс (1588-1679) родился в Малшсбери




Английский философ Т. Гоббс (1588-1679) родился в Малшсбери. Продолжая линию Бэкона, Гоббс рассматривал знание как силу, а ценность философии видел в ее практической пользе, "содействии увеличению количества жизненных благ".

Основное понятие его философии - тело. Единственная реальность - это тела. Мир состоит из совокупности отдельных материальных образований, которые имеют общие признаки, составляющие реальную характеристику окружающих предметов. Каждая вещь существует сама по себе.

Любое нечто определяется пространством. Время - образ движения тел. Создается своеобразный круг: тело определяется пространством, а пространство - телом.

Гоббс вводит понятие механического движения, с помощью которого он объясняет мир. Такое движение не характеризует процесс порождения данной вещи. Начальное определение природы состоит в ее телесности, а всякий процесс является движением. Что такое телесность? Это то, что характеризует объекты как механическое движение, которое Гоббс трактует как перемещение налично данного многообразия, изменение тела в пространстве. В механическом движении фиксируется лишь факт связи безотносительно к природе этой связи, поэтому оно описывается математически, а мир предстает как механико-геометрическая природа. При таком подходе движение тел можно охарактеризовать только на уровне констанции. Существуют тела и их связи, всеобщего нет. В качестве всеобщих выступают механические характеристики. Основными составными частями философии являются физика и геометрия.

Исходная характеристика мира для человека - его данность в ощущении. Эта данность и есть опыт, в котором мы фиксируем лишь состояние отдельных вещей. Первое начало знания - образы восприятия. Гоббс не анализирует проблему совпадения ощущений с объектом, которое он берет как аксиому. Механизм действия наших органов чувств, по Гоббсу, не имеет отношения к вопросу об этом совпадении.

Философ решает проблему, как человеческий разум формирует понятия о взаимодействии «тел между собой». Чтобы ответить, как человек мыслит, надо познать, как устроен мир, т.е. соотнести тела с законами, по которым они движутся. Он обозначает действия именами, а потом эти имена складывает и вычитает. Например, перед человеком его знакомый. Он знает об этом потому, что соотносит облик знакомого и черты стоящего перед ним субъекта. У Гоббса разум предстает как способность исчисления. Это приводит его к теории имен. Суммирование признаков объектов дает возможность получать разумность или имя имен («сигнал сигналов»). Разум пользуется математикой.

Соединение слов и имен в предложениях, сложение и вычитание произвольных знаков называется суждением; соединения предложений и цепь следствий – умозаключением, а соединение истинных или доказанных предложений – наукой. Мышление есть исчисление, а математика – образец всякого познания, логика есть действие над именами. Гоббс воспроизводит основные моменты формальной логики.

Связь понятий – это связь знаков похожести отдельных тел, так как они даны в опыте. Мы по конвенции обозначаем определенными словами понятия о вещах. Понятия человека не могут обозначать что-то всеобщее, они являются только продуктами опыта. Гоббс – индуктивист, эмпирик – в качестве логики мышления признает не индукцию, а формально-логическую дедукцию.

Духовные процессы возникают из чувственных впечатлений. По Гоббсу, дух есть некоторое тонкое тело. Все изменения суть движения материальных частей, а так же внутренние процессы, чувства и страсти. Стремление он трактует как мельчайшее движение. Ощущение и представление есть изменение в мельчайших частицах ощущающего тела. Гоббс различает в разуме способность чувственного восприятия и их осмысления.

Интересны социально-политические взгляды Гоббса. Каждый человек свободен и всякое ограничение свободы воспринимает как зло. Люди в состоянии договориться, используя свою способность рассуждать для организации государства. В результате общественного договора появляется управление одних и подчинение других, чтобы избежать гражданской войны – войны всех против всех. Так из физики и геометрии вытекает политика и мораль. Английский философ, не выявляя сущности материальных причин исторического развития, пытается объяснить характер общественной жизни, исходя из принципов природы. Философия, согласно Гоббсу, тождественна естественному человеческому разуму. Ее сущность заключается в правильном рассуждении, посредством которого мы познаем причины тех или иных явлений или, зная последние, отыскиваем их истоки.

Возможно, Гоббс, сам того не подозревая, наметил проблему противоречивости всего эмпиризма. Как эмпирик он ставит чувственность выше разума, но как математик он отдает себе отчет: чтобы воспринимать, надо понимать, т.е. обладать разумом (общим развитием) до восприятий.

В концепциях Бэкона и Гоббса многое принимается без доказательств. Собственно, у последнего остается открытым вопрос о понятии субстанции. Толкование разума как естественного света принимается без обоснования. Гоббс не выявил трудности понимания всеобщего как исчисления. Он не рассматривает происхождение объекта, ограничиваясь констатирующим мышлением. Все явления и тела анализируются в налично-данном состоянии. В таком случае единственной наукой становится математика, а в теории познания главной оказывается чувственность, которая "теряет свои яркие краски и превращается в абстрактную чувственность геометра... Геометрия провозглашается главной наукой".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.