Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Под редакцией кандидата философских наук




ФИЛОСОФИЯ

Часть I

 

Учебное пособие

 

Под редакцией кандидата философских наук

доцента Н.Ф.Медушевской

 

 

Москва - 2004

 

 

Философия. Часть I. Учебное пособие. Под редакцией кандидата философских наук, доцента Н.Ф.Медушевской. – МУ МВД России, 2003, - с.

 

 

Учебное пособие «Философия. Часть I» соответствует программе курса Московского университета МВД РФ.

Основные разделы первой части учебного пособия предлагают разделы, которые дают возможность читателю соприкоснуться с историко-философскими проблемами, начиная с античности и до наших дней.

Пособие рассчитано на курсантов, адъюнктов и преподавателей образовательных учреждений МВД России.

 

Учебное пособие рекомендовано к изданию советом по научной и редакционно-издательской деятельности МУ МВД России.

 

 

Авторы пособия:

кандидат философских наук, доцент К.Е.Сигалов – гл.I, V;

кандидат философских наук, доцент Н.П.Гончаров – гл.II;

кандидат философских наук, доцент М.Д.Шевченко – гл.III (п.п.1-3, 5-8);

доктор философских наук, профессор А.А.Миголатьев – введение, гл.III (п.4), IV;

кандидат философских наук, доцент Н.Ф.Медушевская - гл.V, VI; заключение;

Павленко Ю.П.- гл.VI, п.4.

 

 

 

По Г.В.Ф.Гегелю, философия есть «современная ей эпоха, постигнутая в мышлении».[1] Так классик предельно кратко указал на исторический характер философии и возможность постижения действительности мыслящим человеком (человечеством).

Существуют крупные периоды в развитии природы – геологические эпохи, а в развитии человечества – исторические эпохи. С появлением на Земле разумных, мыслящих существ – людей они взаимодействуют с природой; постепенно возникает расчлененная, но единая в своих взаимосвязях и взаимозависимостях социоэкосреда. Развиваясь, она движется этапами, периодами и эпохами, не совпадающими для природы и общества по своему качественному содержанию, времени и месту в пространстве. Их познание в каждой отдельной области успешно осуществляется частными специализированными науками, а в обобщенном, синтезированном виде – философией.

Чтобы добиться в познании эпох оптимальных результатов, общефилософское знание членится на философию природы и социальную философию, которые используют свои возможности в изучении естественно-природных и социально-исторических феноменов. Помимо этого изучаются единые, универсальные законы, явления и процессы, присущие развитию как природы, так и общества. Наличие современных глобальных проблем свидетельствует о необходимости углубленного исследования сложнейших социоприродных процессов, которые обусловили нарастание кризиса мировой цивилизации в современную эпоху.

Каждая эпоха всемирной истории, а также история регионов и отдельных стран по-своему неповторимы, уникальны, поэтому и философия той или иной эпохи не имеет прямых аналогов. Эпохе рабовладения (история Древней Греции и Древнего Рима) была присуща античная философия, эпохе феодализма в Европе – философия средневековья. Для Нового времени характерно расслоение «философских эпох»: английская философия XVII в., французская – XVIII в., классическая немецкая –XVIII-XIX вв., философия марксизма XIX в., русская философия XVIII-XIX вв. и др.

При изучении философии четко выявилась тенденция, свидетельствующая о глубокой преемственности в эволюции философского знания: от одного крупного мыслителя к другому, от страны к стране, в конечном счете – от одной эпохи к другой. Следовательно, для того чтобы познать и оценить философию конкретной исторической эпохи, мало изучить ее как таковую, необходимо обратиться к достижениям и заблуждениям философских учений предшествующих эпох, а также последующего времени.

Так, например, невозможно понять, почему и как философский теоцентризм средневековья пришел на смену античной философии космоцентризма и в свою очередь подготовил почву для философского антропоцентризма эпохи Возрождения, без серьезного овладения философским наследием Сократа и Платона, Аристотеля и Эпикура, Аврелия Августина и Фомы Аквинского. В философии, как и в искусстве, имена значат неизмеримо много; иногда одно имя способно составить целую эпоху в истории социальной мысли. Со сменой исторических эпох происходят существенные трансформации в структуре философского знания.

В наше время под влиянием достижений научно-технической революции приобрели актуальность многие философские проблемы естествознания, например, синергетики. В области социальной философии на передний план выходит проблематика гражданского общества, правового государства, теория прогресса, демократии, культуры, социальной экологии, аксиологии. В философии человека стали особенно злободневны вопросы свободы и ответственности личности, ее потребностей и интересов, ее отчуждения, проблемы преодоления дегуманизации человека.

Собственно, философия и состоит из учений, понимаемых вместе с творческой биографией их создателей на фоне мировоззрения эпохи и в цепи культурного наследования философских идей. Проблемное исследование в философии опирается на ее историю. Постановка и разработка проблемы имеет авторский характер. Чтобы понять, что думал философ по определенному вопросу, надо иметь представление о его философии в целом в соответствующем личностном и историко-культурном контексте.

В настоящее время в преподавании истории философии применяется ее структурирование по историческим типам, задающее общие рамки и последовательность изучения, а также по направлениям и школам, разделам философии и проблемам. Исторические типы философии характеризуются ее принадлежностью определенной эпохе, историческому этапу, культурно-национальному или культурно-региональному образованию.

В данном учебном пособии анализируются следующие исторические типы: античная философия, средневековая христианская философия, философия Нового времени, немецкая классическая философия, западная философия XIX-XX вв. по нескольким направлениям и школам, и, наконец, русская философия.

 

 

Глава I




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.