Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская философия эпохи Просвещения




Просвещение на Западе было одним из трёх величайших исторических событий, потрясших весь европейский мир, и собственно «сделавших» Европу Западом в современном смысле этого слова. Однако невозможно себе представить Просвещение без Ренессанса и Реформации. Каждый из этих трёх великих западноевропейских потрясений был взаимообусловлен, одно следовало за другим, одно вытекало из другого. Россия знала только элементы Ренессанса. Духовная, политическая и экономическая свобода – порождение Ренессанса – прямо противоречили тенденциям становления российской государственности, постмонгольской ментальности и социально-экономическим реалиям страны. Религиозная реформация приняла совершенно уродливые формы. Вместо широкого народного движения – узкое, келейное, часто придворное «еретичество». Вместо реформ «снизу» – реформы «сверху» с целью «исправления» духовных книг1. Вместо светской прогрессивной направленности религиозного протеста – крайне консервативное, часто изуверское движение против каких-либо реформ. Только в XVIII –XIX веках в некоторых старообрядческих согласиях проявляются элементы западного протестантизма, прежде всего касающиеся области трудовой этики.

Описываемый период был чрезвычайно бурным для российской истории. Эта эпоха начинается с царствования Алексея Михайловича, продолжается в эпоху Петра Великого, когда «петровское западничество» впервые вырвало Русь из мощных объятий православного Востока, и заканчивается во времена Екатерины II, в эпоху «открытых заявлений гуманных принципов». Центр России перемещается из Москвы в Петербург. Реформы Петра I конца XVII – начала XVIII в. коснулись всех сторон общественной жизни, вызвали ярый протест, как среди крестьянства, так и боярства, церкви. Открыто враждебная позиция высшего духовенства вынудила Петра I ликвидировать патриаршество, учредить правительствующий Синод, который поставил деятельность духовенства под контроль государства. Пётр I опирался в продвижении своих реформ на дворянство и купечество.

В эту эпоху учреждаются различные школы, молодёжь выезжает на учёбу за границу, зарубежные учёные и специалисты приглашаются на работу в Россию. В 1725 г. начинает свою деятельность Петербургская Академия наук, которая способствует развитию естествознания, юриспруденции, географии, политической экономии, истории. Начинает формироваться философия вне тесных рамок богословия.

У истоков этого процесса стоял замечательный восточнославянский мыслитель Франциск Скорина (1490-1551), издатель знаменитой «Библии русской». В центре внимания Скорины стояли социальные и нравственные вопросы. Он практически уравнивал законы божественные и мирские, низводил Священное писание на грешную землю, возвеличивал разум как добродетель человека и призывал обращать его на пользу своего народа и государства. Служение отчеству он считал важнее всяких церковных жертвоприношений, важнее самой веры.

Раньше всего просветительские идеи проникают в западнорусское общество. Выдающейся фигурой, подготовившей западнорусское Просвещение, был князь А.М.Курбский (1528-1583), о котором шла речь в предыдущем разделе.

Большое влияние на формирование философии на Руси оказали профессора Киево-Могилянской академии, основанной в 1632 г. Её основателем был Пётр Могила (1596-1647), который преобразовал братскую школу при Богоявленском монастыре и ввёл курс наук. Киево-Могилянская академия была первым высшим учебным заведением на восточнославянских землях. Профессора академии обращались к античному наследию, тем самым пытались соединить истинно русское начало с традициями европейской мысли. Первые московские интеллигенты были «киевскими нехаями», т.е. выходцами именно из Киево-Могилянской академии. Первые серьёзные сношения с Западом были через Украину, Польшу, Литву, Австрию.

Итак, с приходом к власти Петра I перестраивается весь строй жизни в России, в том числе и культура. В деятельности Петра I первостепенное место занимали два главных момента: укрепление абсолютизма и европеизация России. В принципе это были взаимоисключающие тенденции: Запад, прошедший через Реформацию и войны, расставался со своим абсолютистским прошлым, утверждая республиканские и демократические традиции. В России противостояние светской и духовной власти давно стало тормозом на пути социальных и политических преобразований. Было очевидно, что для усиления прогресса необходимо усиление не церковной, а именно светской, государственной власти. На практике это означало возвышение абсолютизма. В свою очередь, абсолютизм нуждался в новой идеологии, которая разрубила бы узел средневековья – господство православия. Петра явно не устраивала польско-австрийская отдушина на Запад. Как русский царь, как Романов1, он генетически опасался католиков и явно тяготел к протестантизму. Однако победила общая ориентация на Запад – европеизация. Так завязался новый узел российской истории – абсолютизм и европеизм, распутывать который пришлось уже в XIX и XX столетиях.

Противоречивость этих тенденций отразилась на творчестве идеологов «Учёной дружины» Петра I - Феофана Прокоповича (1681-1736) и Василия Никитича Татищева (1686-1750). Первый выступил апологетом абсолютизма, второй, напротив, обосновывал европеизм, разработал идеологию западничества. В кружок входили также А.Д.Кантемир, И.Ю.Трубецкой, А.М.Черкасский. Большое внимание кружок уделял разделению науки и религии, обосновывая приоритет светской власти над духовной. Ф.Прокопович отмечал, что церковь не может быть государством в государстве, что это может привести к искажению принципа единовластия и стать причиной народных бунтов.

Но европеизация не была простым переходом из-под одного, византийского влияния под другое – западное (В.О.Ключевский). Лишь на начальном этапе преобладал крен в сторону механического заимствования достижений чужой цивилизации; но уже в эпоху Елизаветы и особенно Екатерины II восторжествовала идея национальной духовности, вызвавшая общее сочувствие в русском обществе. Её зримым воплощением становится открытие в 1755 г. Московского университета.

Классический период русского Просвещения открывается колоссальной фигурой М.В.Ломоносова (1711-1765). Он был едва ли не первым русским мыслителем, с абсолютной убеждённостью осознавшим своё интеллектуальное превосходство над философскими кумирами Запада.

Ломоносов находился на позициях деизма, считая, что мир веры и мир знания охватывают собственные сферы, не противореча и не мешая друг другу.

Ломоносов не сводил познание природы к чисто эмпирической систематизации объектов и явлений внешней действительности; он шёл от теории, логического обобщения, которые позволяли строить философию природы. Его, прежде всего, привлекала проблема материи. Он писал: «Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность». Ломоносову удалось избежать отождествления материи и вещества, сведения материи к телесности, составляющего базис натурфилософских построений западноевропейских мыслителей XVII – XVIII вв. Для Ломоносова мир самодостаточен и не нуждается в божественном вмешательстве. Природа изначально сотворена во всей своей необходимой полноте и действует на основании естественных законов. Мыслитель положил начало материалистической традиции в русской философии. Центральным пунктом его мировоззрения является атомно-молекулярная гипотеза. Материя толкуется как атомы, которые составляют тела, а промежутки между частицами вещества заполняются эфиром.

Ломоносов сформулировал закон сохранения материи и движения, говорил о постоянном изменении природы в противовес догме о неизменности мира, созданного Богом.

В его гносеологии он превыше всего ставил достоинства разума. Мир в своей сущности постигается не чувствами, а рассуждениями.

В философии Ломоносова проросли многие зёрна позднейших прозрений отечественной мысли. Радищев с гордостью называл его «согражданином Афин и Рима»; по его словам, он первым в Росси воздвиг «храм любомудрия» и науки.

Пик русского Просвещения приходится на время Екатерины II, когда становится официальной идеология «просвещённого абсолютизма». Она опиралась на православие, которое должно было укреплять верноподданнический дух, веру в Бога и покорность государю. Во второй половине ХVIII в. продолжается подъём светской культуры и образования, развивается русская национальная культура.

Большим влиянием в это время пользуется масонство, которое пришло в Россию в 30-ых годах ХVIII в. из Англии. Масонство представляет собой религиозно-философское течение вне официальной церкви. Первоначально масонские ложи образовываются в Москве, затем в Петербурге. В основе масонства лежат мистические учения Я.Бёме, Л.Сен-Мартена, Э.Сведенборга. На первых порах масонская идеология не была единой и сочетала в себе христианскую мораль и просветительские идеи. Масоны провозглашали идеалы «братства» и «любви», нравственного совершенствования личности, которое приведёт к обновлению всего человечества. Во главе русского масонства стояли И.Елагин, И.Шварц, И.Лопухин, С.Гамалей, кн.Н.Трубецкой, С.Лабзин, А.Кутузов. Масонские ложи были распущены указом Екатерины II в 1794 г.

Во время своего правления ЕкатеринаII издаёт Наказ, в котором провозглашает равенство всех граждан перед законом, выступая в защиту веротерпимости и вольности, хотя это и не мешало ей оставаться ярым сторонником самодержавия. Эта противоречивость породила все позднейшие течения русской политической философии.

Возникновение либерально-правового направления относится ко времени составления «Наказа» и бурных законодательных дебатов 1767-1768 гг. К этому направлению можно отнести С.Е.Десницкого (ок.1739-1789), который выступил с оригинальной концепцией общественного прогресса.

Самым крупным представителем философии русского Просвещения 60-80-ых годов был Яков Павлович Козельский (ок.1728-1794). В 1768 г. Я.П.Козельский пишет «Философические предложения», которые явились крупной вехой в становлении политической философии русского либерализма. Он не смог полностью определиться в своём выборе между республикой и монархией, но важным было то, что он плюрализировал представление о путях развития российской государственности, развеял иллюзию нерасторжимости её с монархическим правлением. Он придерживался концепции естественного права и договорного происхождения государства. Козельский ставит задачу дать систематическое изложение основных проблем философии, основываясь на древних и новых учениях. Это была первая попытка такого рода в России. Он базируется на идеях французского Просвещения и немецкого идеализма (вольфианства).

В Лондоне и Париже русские путешественники пристально вглядывались в чужеземные обычаи и традиции, стремясь постичь тайны цивилизованного существования. И многое вблизи утрачивало ореол процветания, отчётливо проступали контрасты и различия. Запад разнообразился в своих политических оттенках, умеряя восторги и упования российских европеистов.

Примечательный пример в этом отношении даёт Д.Н.Фонвизин (1744-1792), подолгу проживавший в 80-ых годах в Париже. Он выступал за просвещённую монархию.

Другое направление – патриархально-консервативное – было враждебно настроено по отношению к европеизации, западничеству, оно как бы вобрало в себя пафос русского раскола, погрузившись в прошлое России. Идейным вдохновителем этого направления был князь М.М.Щербатов (1733-1790). Отвергая петровские преобразования, Щербатов не идеализировал старину, в которой его, прежде всего не устраивало невежество народа, его суеверия. Он попытался создать собственную утопию «идеального» государства, названного им «Офирской землёй». Щербатовская утопия несла на себе все черты феодально-полицейского государства.

Самобытные черты русской философии ярко проявились во взглядах Григория Саввича Сковороды (1722-1794) который родился и жил на Украине. Он учился в Киево-Могилянской академии, потом преподавал. С 1769 г. стал вести жизнь странствующего философа, «старчины». Григорий Сковорода был истинным Сократом на русской почве. Он бродил по рынкам и ярмаркам, излагая свои взгляды. Как и Сократ, он видел свою жизненную задачу в духовном возрождении человека, в посвящении его в философию, углубляясь во все мелочи и случайности человеческой жизни. Он не оставил системы, но его писания проникнуты единым христианским миропониманием. Его философия построена на дуализме мира видимого, земного и невидимого, божественного. Всё земное для Сковороды - только тень и след Божественного. Корень зла – в самообожествлении воли. Под внешним благополучием мира таится тайная скорбь, тайное отчаяние, проистекающее от мирового и личного греха. Главное место в его философии принадлежит идее о трёх мирах: макрокосме, т.е. Вселенной, микрокосме, т.е. человека, и мире символов, т.е. Библии. Каждый из этих миров состоит из «двух натур»: видимый («тварь», сотворённый мир) и невидимый (Бог). Основная проблема человеческого существования заключается в обнаружении невидимой натуры через видимую. Этот дуализм преодолевается у Сковороды в мифическом учении о всеобщем воскресении, согласно которому воскресение мира произойдёт благодаря воскресению человека.

Сковорода был оригинальным мыслителем. Ему удалось увидеть существенные противоречия французского Просвещения, в частности, в рассудочном разделении природы и искусства. Он не принял европейский рационализм, сохранив в своём учении национальный дух.

Третьим направлением этого периода можно назвать радикально-демократического направление, у истоков которого стоял Александр Николаевич Радищев (1749-1802), получивший образование в Европе, где он занимался естествознанием, юриспруденцией, химией, медициной и т.д. Радищев знакомится с произведениями Ш.Монтескье, Вольтера, Г.Мабли, Ж-Ж.Руссо, П.Гольбаха. В 1790 г. Радищев публикует свою знаменитую книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», за которую был посажен в Петропавловскую крепость и потом сослан в Сибирь. Основное философское произведение Радищева «О человеке, его смерти и бессмертии». В онтологии Радищев находится на позициях материализма, считая, что главные свойства материи - движение, пространство и время, а причина движения находится в самой материи. В гносеологии он отстаивает сенсуалистские идеи. Наиболее интересными являются социальные идеи Радищева. Будучи просветителем, он считал, что человек от природы ни зол, ни добр, а таковым делают его обстоятельства. Поэтому большое внимание мыслитель уделял воспитанию, которое формирует в каждом человеке любовь к отечеству и ответственность за судьбу общества и своих сограждан. Корень всех зол он видел в рабстве. Радищев разрабатывал план освобождения крестьян.

Ближайшим восприемником идей Радищева по праву может быть назван Александр Иванович Галич (1783-1848). Он обосновал концепцию объективного разума, ставшую опорой мировоззрения Герцена и подготовившую предпосылки развития философии русского космизма. Фактически именно Галич положил начало антропологической традиции в русской философии.

Русское Просвещение создало самобытную национальную философию, которая по сущности своих идей стояла на уровне общемировой философии. Она не только обеспечила быстрый взлёт русской философии в XIX в., но и сохранила своё самостоятельное значение в качестве неисчерпаемого источника новых пророчеств и прозрений.

Просветительское движение в России находило активное противоборство в среде священнослужителей и власть предержащих. Чтобы предотвратить проникновение богопротивных идей в науку, правительство включило в состав членов Академии наук ортодоксально настроенных противников Просвещения из среды священников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.