КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Становление теории и методики физического воспитания и спорта как научной и учебной дисциплины
Развитие теоретических основ физической культуры и спорта обуслов-лено следующими факторами: • необходимостью подготовки специальных кадров в области физи • усилением роли теоретических знаний в обеспечении их готов 48 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Глава 3. Теория и методика физического воспитания и спорта... • 49
• накоплением научных данных о закономерностях процесса фи-':] • оформлением их в самостоятельную отрасль знаний; • конкретизацией значения и места теории физического воспита-| История физкультурного образования в России относится к началу^ XIX в., когда готовили помощников учителей по фехтованию (1816—| 1821 гг.), гимнастике (1832 г.), плаванию (1836 г.). В школах и военных! учебных заведениях (на курсах кантонистов, в стрелковой офицерской! школе, фехтовально-гимнастическом кадре, гимнастической коман-| де) обучение инструкторских кадров сначала носило преимуществен-! но практический характер, затем проводились теоретические занятия. Большое значение для улучшения качества подготовки специалистов, развертывания научных исследований в области физического совершенствования специалистов, создания курса теоретических основ| физической подготовки русских войск имела научная, организатор-! екая, преподавательская и публицистическая деятельность М.И. Драу! гомирова, П.Ф. Лесгафта и А.Д. Бутовского. Идеи М.И. Драгомирова нашли свое отражение в усилении прикладного содержания програми обучения воспитанников русских военно-спортивных учебных| заведений. В организации и проведении теоретического курса физической! подготовки военно-физкультурных школ и курсов для офицеров детских корпусов, войск ГЪардии и Петербургского военного округ в 1877—1885 гг. принимал участие П.Ф. Лесгафт. Ученый А.Д. Бутов*! ский разрабатывал руководящие документы и программы, руковод* созданными им курсами воспитателей физической подготовки, пре* подавал курс истории, теории и методики физических упражнений. Особое значение для развития теории и организации физическогй воспитания и спорта как научной и учебной дисциплины имело соз<* дание в г. Петербурге (1909 г.) высшего спортивного военно-учебног заведения — Главной офицерской гимнастическо-фехтовальной шкс лы (Военный институт физической культуры), одной из основных дач которой наряду с подготовкой учителей гимнастики и фехтован* являлось обсуждение и практическое испытание усовершенствова ний в области физического развития в России и за границей. В грамму обучения слушателей школы был включен предмет «Исторщ и методика телесных упражнений», который вели А.Д. Бутовски* и П.Н. Бокин. Определенный вклад в становление теории и методики физического воспитания и спорта внесли отечественные ученые (20—30-е гг. XX в.). Ими были проведены теоретические разработки, с использованием отечественного и зарубежного опыта, внедрены прогрессивные идеи государственных, общественных и военных деятелей России. В физкультурно-спортивных учебных заведениях в программы обучения включались теоретические основы физической культуры. Студенты изучали теорию, историю, организацию и систематику физической культуры, методику физических упражнений. Под руководством В.В. Гориневского проводились различные научные исследования. Были введены дисциплины: «Теоретические основы и организация физической культуры» (1922 г.), «Теория физических упражнений и организация физической подготовки в Красной Армии» (1923 г.), которые выносились на выпускные экзамены. В стране (1925 г.) сложилась система физической культуры, получившая теоретическое обоснование в пособии «Теория и практика физических упражнений» и в работе ГА Калачева «Система физической подго-ювки в РККА». Ученые Центрального института физической культуры (1932—1947 гг.) приложили усилия для дальнейшего развития теории и организации физической культуры. В учебные планы была внесена дисциплина «История, организация и методика физической культуры*. В результате научных исследований, разработки руководяших документов по физической культуре эта дисциплина постепенно наполнилась новым содержанием. После Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) ученые внесли большой вклад в развитие истории физической культуры и спорта, организации и методики физического воспитания. Они разрабатывали новые учебные программы по теории, организации и методике физической культуры и спорта, включающие разделы: общие основы теории физического воспитания; организация физического воспитания в стране; методика обучения физическим упражнениям и тренировки; •организация и методика физической подготовки военнослужащих. Вышли в свет новые учебники, учебно-методические пособия, научные разработки по общепрофессиональным и специальным диспи-"лннам, видам спорта, справочная литература. Необходимо отметить, что в тот период термин «теория» в наименовании учебной дисциплины употреблялся применительно к физическому воспитанию. Для студентов вузов физической культуры авто-Ры В.В. Белорусова и ГГ. Шахвердов (1955 г.) издали учебное пособие "Педагогика». Учебник «Теория физического воспитания» под редак- 50 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА________ цией И.М. Коряковского вышел всветв 1961 г. Методическое пособие «Теория и методика физического воспитания» напечатано издательством «Физическая культура и спорт» в 1966 г. Коллектив ученых под руководством А.Д. Новикова и Л.П. Матвеева издал в 1968 г. учебник,: «Теория и методики физического воспитания». Начиная с 70-х гг. XX в., ученые г. Ленинграда (ныне г. Санкт-Петербург) Ю.П. Астанин, Л.А. Вейднер-Дубровин, В.М. Выдрин, ТТ. Джамгаров, А.А. Братцев, Н.И. Гордеев, Н.В. Зимкин, А.В. Коробков, Ф.М. Кузнецов, Б.А. Лампусов, Ю.К. Демьяненко, А.С. Булатов; и другие обосновали новую отрасль научных знаний — теорию и ор-,(ганизацию физической подготовки войск, ставшую самостоятельной научной дисциплиной. В последующие годы большой вклад в развитие теории и методики физической культуры и спорта внесли ученые | г. Ленинграда В.У. Агеевец, В.В. Белорусова, В.М. Выдрин, Б.В. Евста-; фьев, А.А. Нестеров, Н.А. Пономарев, Н.И. Пономарев, ВЛ. Мари-} щук, В.А. Щеголев и др. Значительно активизировалась работа по углублению содержания;! дисциплины «Физическая культура и спорт», внедрению в учебный*! процесс новых научных методов обучения. Большой вклад в развив тие теории и методики физического воспитания внесли ученые г. М<к| сквы Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина, Ю.Д. Железняк,:; А.П. Матвеев, Л.К. Завьялов, Н.К. Меньшиков, М.А. Годик и др.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |