Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специализация как важное направление в физической культуре и спорте




4.5.

4.4.

4.3.

Федеральная целевая программа развития физической культуры и спорта в Российской Федерации

Программа на 2006—2015 гг. утверждена постановлением Правител ства Российской Федерации от 11 января 2006 г. № 7 и направлена! создание условий для укрепления здоровья населения путем разви1$| инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессиона ного спорта и приобщения различных слоев общества к регулярнЩ занятиям физической культурой и спортом. Основными задачами программы являются:

• повышение интереса граждан к занятиям физической культ
И спортом;

• развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в Щ
разовательных учреждениях и по месту жительства; Я


глава 4. Требования Федерального государственного образовательного стандарта... • 65

• создание и внедрение в образовательный процесс эффективной
системы физического воспитания, ориентированной на особен­
ности развития детей и подростков;

• целевая поддержка научных и методических разработок в области
спорта высших достижений;

• развитие материально-технической базы спорта высших дости­
жений и подготовки олимпийского резерва.

Важнейшими показателями программы являются: число граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в физкультурно-спортивных организациях и центрах; наличие квали­фицированных тренеров и преподавателей.

Реализация программы состоит из трех этапов: первый (2006— 2007 гг.), второй (2008—2012 гг.), третий (2013—2015 гг.). Основные мероприятия программы: реконструкция спортивных баз и центров разпития спорта высших достижений; модернизация спортивной базы в образовательных учреждениях для подготовки спортивного резерва; развитие спортивной инфраструктуры по месту жительства и в образовательных учреждениях; пропаганда физической культуры и спорта; разработка научных и методических основ спорта высших достижений.

Финансирование программы осуществляется из различных ис­точников на строительство спортивных сооружений, НИОКР, другие нужды. Предполагается увеличение числа граждан, занимающихся физической культурой и спортом; подготовка в учебных учреждениях квалифицированных тренеров и преподавателей по физической куль­туре и спорту; снижение среднего числа дней временной нетрудоспо­собности сотрудников.

Основополагающей задачей государственной политики является создание условий для роста благосостояния граждан страны, нацио­нального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной ста­бильности. Положения программы направлены на создание в стране Основы сохранения и улучшения физического и духовного здоровья гРаждан. Существенным фактором, определяющим состояние здоро-Вья населения, является поддержание оптимальной физической ак­тивности в течение всей жизни каждого гражданина.

Вовлечение населения в занятия физической культурой и спортом, ^Учщение состояния здоровья населения, успехи на международных состязаниях являются существенным доказательством жизнеспособ-| ности и духовной силы нации, ее военной и политической мощи.


ее • теория и методика физического воспитания и спорта


Глава 4. Требования Федерального государственного образовательного стандарта... • 67


 


Для эффективного развития физической культуры и сп9рта в про!
грамме предусмотрено: *

• вовлечение граждан к занятиям физической культурой;

• повышение качества материальной базы;

• подготовка профессиональных тренерских кадров;

• повышение уровня спорта высших достижений;

ш активная пропаганда занятий физической культурой и спортоД
как составляющей здорового образа жизни. "

Особое внимание в программе уделяется развитию физическс культуры и спорта в образовательных учреждениях, где скониентгл) рована молодежь. Предусматривается создание и внедрение в образу нательный процесс эффективной системы физического воспитаны! ориентированной на особенности развития детей и подростков; ** дрение новых научных и методических разработок в области высших достижений; развитие материально-технической базы высших достижений и подготовки олимпийского резерва.

Решение указанных задач осуществляется по направлениям «Т совый спорт» и «Спорт высших достижений».

Задачами направления «Массовый спорт» является реализа1 физкультурно-спортивных мероприятий в образовательных учрея ниях и по месту жительства:

• разработка физкультурно-оздоровительных программ для ра|
личных слоев населения;

т обеспечение доступности занятий физической культурой и спс том малообеспеченным гражданам, детям, учащимся, пенсио^ рам, инвалидам;

• обеспечение высокого качества физкультурно-оздоровитель*
услуг по месту жительства.

Существенным фактором является строительство в образоват ных учреждениях многофункциональных залов, залов с бассейна и стадионов-площадок, спортивных центров.

 

Госстандарт обязывает проводить качественную профессиональную подготовку выпускников по специальности «Физическая культура» (базовый уровень СПО). Освоение специальности осуществляется в очной
заочнной формах и экстернатом. При очной форме обучения на базе среднего (полного) общего образования оно составляет 2 года 10 ме-. ннев; на базе основного общего образования — 3 года 10 месяцев или 4 года 10 месяцев1.

При поступлении в учебное учреждение абитуриент должен иметь один из документов; аттестат о среднем (полном) общем образовании; аттестат об основном общем образовании; диплом о начальном про­фессиональном образовании с указанием о полученном уровне обще-[о образования и оценками по дисциплинам базисного учебного плана общеобразовательных учреждений или документ об образовании бо­лее высокого уровня.

После завершения обучения выпускник получает квалификацию: учитель физической культуры; учитель физической культуры и (в со-огнсгстпии с программой дополнительной подготовки). При даль­нейшем обучении можно получить дополнительную квалификацию: воспитатель; инструктор по физической культуре в дошкольном обра-юнательном учреждении; организатор школьного туризма.

Для тех, кто желает расширить объем своих знаний, можно до­полнительно получить квалификацию в следующих областях: спор-пшная тренировка; педагогика дополнительного образования; основы безопасности жизнедеятельности; технология; физкультурно-оздоровительная работа с детьми школьного возраста; адаптивная физическая культура; менеджмент и маркетинг в образовании.

По завершении учебного учреждения выпускник может тру­диться в качестве учителя физической культуры в общеобразо­вательной школе, в детских садах и пансионатах, тренером спор­тивной команды колледжа или техникума, в детско-юношеской школе олимпийского резерва, инструктором в фитнес-клубах, 11 фижультурно-оздоровительных центрах гостиничных комплек-с°|*- санаторно-курортных учреждений, в других воспитательно-°°ра зевательных учреждениях.

При поступлении в учебное учреждение абитуриента надо ориен-'чровать на основные виды профессиональной подготовки. Напри-МсР, для учителя физической культуры ориентация осуществляется направлениях.


 


Госстандарт обязывает проводить качественную профессионалы подготовку выпускников по специальности «Физическая культу (базовый уровень среднего профессионального образования). Ос^ ние специальности осуществляется в очной, очно-заочной (вечерн*


«нательные учреждения среднего профессионального образования, осушест-""°шне подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют

§

ч°»| 1ую образовательную программу среднего (полного) общего образования с учетом М->!1.1я получаемого среднего профессионального образования. Срок реализации ба-° учебною плана согласуется образовательным учреждением с учредителем.


68 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 4. Требования Федерального государственного образовательного стандарта... * 69


 


1. Образовательно-воспитательное — это организация и проведе|
ние педагогического процесса в соответствии с образователы}
ными программами общеобразовательной школы; создани<|
гуманистической педагогической среды для успешного развЦ
тия детей; внеучебная воспитательная работа для развития ин|
тересов, склонностей, удовлетворения запросов и потребностей
детей; личностно ориентированный подход к особенностям ра
боты со школьниками; проектирование развития личности!
качеств юношей и девушек; содействие специалистам в облает
коррекции здоровья детей.

2. Учебно-методическое — это планирование образовательнс
воспитательной работы (уроков, внеклассных мероприятий
системы контроля знаний, умений и навыков школьников)
основе изучения и анализа образовательных программ, учеб
ных пособий, дидактических материалов, учебно-методическс
литературы; отбор содержания и выбор технологии обучен*
и воспитания с учетом анализа достигнутых результатов.

3. Социально-педагогическое — это разъяснение родителям прак
тически значимых для них положений школьной и семейнс
педагогики, психологии и методики обучения и воспитания,
тей школьного возраста.

4. Физкультурно-оздоровительное — это создание условий и пр
ведение мероприятий в режиме учебного дня. направленных «
улучшение здоровья и физического развития школьников; орг|
низация и проведение занятий с детьми, имеющими отклонен*
в состоянии здоровья; организация активного отдыха и протЦ
ганда здорового образа жизни.

В результате обучения выпускник должен сформировать след> щие компетенции;

• организация и методика проведения учебного процесса по фиЗ
ческой культуре в общеобразовательной школе;

• проектирование, планирование и осуществление педагогически
го процесса на основе анализа и оценки достигнутого уровня ра
вития, подготовленности и воспитанности детей;

• обеспечение достижения поставленных целей обучения и вей
питания школьников средствами и методами физической кул|
туры;

• взаимодействие (сотрудничество) со школьниками;

• мониторинг детей, выяачение их затруднений и оказание им;
мощи и содействия;


 

• создание гуманистической педагогической среды;

• проведение разъяснительной педагогической работы с родителями;

• квалифицированное владение профессиональными умениями
и навыками;

• пользование техническими, аудиовизуальными средствами обу­
чения и компьютерной техникой;

• владение умениями и навыками самообразования и самовос­
питания.

Изучение обязательных и элективных учебных дисциплин на­правлено на то, чтобы учащиеся знали о правах ребенка и обязанно­стях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка; Международная конвенция о правах и основных свободах человека; Конституция РФ, Закон об образовании).

Выпускник реализует на практике компетенции в соответствии с целями, задачами, содержанием, принципами, формами, методами и средствами обучения и воспитания школьников, основами органи­зации деятельности образовательного учреждения и управления им. Он изучает вопросы, связанные с психологией человека и психоло­гическими особенностями детей школьного возраста. Обязательным аспектом является познание методики преподавания физической культуры, особенностей анатомии и физиологии школьника и требо­ваний к обеспечению санитарно-гигиенических условий на спортив­ных сооружениях, а также требований и способов обеспечения безо­пасности жизнедеятельности детей.

Юноши и девушки, освоившие основную образовательную про­грамму среднего профессионального образования по специальности "Физическая культура», в дальнейшем могут продолжить свое образо­вание в бакалавриате или магистратуре, а также в установленные сроки на соответствующих курсах пройти переподготовку, повысить квали­фикацию, получить дополнительное профессиональное образование.

Известно, что при поступлении в техникум (училище, колледж) каж-дый абитуриент проявляет мотивацию к обучению и получению "Рофессии. В процессе обучения учащиеся познают сущность и со-''иальную значимость своей будущей профессии, формируют пред-Ст'1вление о современном мире как духовной, культурной, интеллек-


70 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 4. Требования Федерального государственного образовательного стандарта... * 71


 


 


туальной и экологической целостности, осознают себя и свое мест

в обществе.

Каждый учащийся должен хорошо изучить основы Конститущ РФ, этические и правовые нормы, регулирующие общественные отнс шения, уметь учитывать эти познания при решении профессиональ ных задач.

Главным аспектом обучения и воспитания является подготовк будущего специалиста с широким кругозором, способного к осмьц лению жизненных явлений, критически воспринимающего и оцен* вающего различные идеи в процессе формирования здорового образ жизни, физического и духовного совершенствования личности.

В образовательной среде ученики формируют способность к с* стемным действиям, которые могут возникнуть в профессиональнс ситуации. При подготовке и участии в деловых играх, «круглых столе у них вырабатывается такое качество, как умение анализировать с* ацию, проектировать свою деятельность, самостоятельно действовав в условиях неопределенности.

Компетентность проявляется в ответственности за выполн^ ние учебного плана и учебных программ, педагогическую практик спортивно-педагогическое совершенствование по видам спорта, орг низацию, проведение и судейство соревнований. При подготовке п ложения и плана-календаря о соревнованиях (спартакиаде) в учебно учреждении надо обязательно консультироваться у юристов, чтс в этих документах не было противоправных аспектов. Особую играет правовая культура по отношению к своим сокурсникам, адм|| нистрации и персоналу спортивных сооружений учебного заведет

В ходе обучения, особенно по практическим дисциплинам (напр| мер, гимнастика, единоборства), необходимо в полной мере спортивной терминологий.

Учитель физической культуры обязан сам научно организовыв свой творческий (контактный) труд в теоретических и практическ| дисциплинах, умело применять в учебно-воспитательном пронес компьютерную технику, требовать этого от своих подопечных.

В настоящее время все чаще применяются термины «педагог* сотрудничества», «педагогика взаимодействия», и не только в отног нии коллег «по цеху», но и обучаемых. Учитель будет проявлять св«| компетентность, лишь когда сможет постоянно совершенство* знания, знакомиться с учебно-методическими новинками, изме? ниями в физкультурно-спортивном движении. Он должен разви! свои физические способности и морально-психологические качест!


только тогда учитель сможет формировать у юношей и девушек устойчивое стремление к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию), дости­гать результатов в творческой самореализации.

Современный мир — мир рыночный отношений. Физическая культура и спорт в большей своей части имеют коммерческий харак­тер. Подрастающему поколению надо знать основы и особенности ме­неджмента, маркетинга и предпринимательства в профессиональном спорте, приобретения спортивного инвентаря, оборудования, дея­тельности персонала спортивных сооружений.

Чтобы выпускник был широко эрудированным и грамотным специа­листом, имел высокую профессиональную подготовку, он в процессе обучения должен освоить многие дисциплины, которые дополняют теорию и методику физического воспитания и спорта новыми знания­ми, новыми концепциями.

В блоке общих гуманитарных и социально-экономических дис­циплин учащиеся изучают одну из главных научных дисциплин — философию. Эта наука дает представление о формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жиз­недеятельности человека, общества и цивилизации.

Право — это главный инструмент управления во всех сферах жиз­недеятельности. Каждый обязан строго соблюдать Конституцию РФ, Федеральные законы, законодательство субъектов Федерации в обла-С1'и физической культуры и спорта, медицины, трудовой деятельно­сти, налогообложения, прав и свобод человека и гражданина, а также механизмы их реализации.

Учитель должен хорошо владеть русским языком, знать основы куль­ты речи. Он строит свою речь в процессе обучения и воспитания в со-

стствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами. Спорт — явление международное, знание одного из иностранных

^ь'ков, например английского, значительно повышает компетент-п°сть учителя.



Глава 4. Требования Федерального государственного образовательного стандарта... «73


 


Знания, полученные в области экономики, социологии и поли! тологии, социальной психологии, мировой художественной кулЬ$ туры, литературы, расширяют общекультурный кругозор будущет специалиста1.

В цикле математических и общих естественно-научных дисциплин выпускник осваивает математику и ее методы при решении приклад! ных задач. Большое значение имеют информатика, опыт использова| ния информационных технологий. Информатика необходима для шения задач в выборе индивидуальных образовательных траектор* по теоретическим дисциплинам учебного плана. Экология дает пред ставление о природных ресурсах России и мониторинге окружающеЦ среды.

Будущие специалисты в области физической культуры и сг!о5 та проходят психолого-педагогическую и медико-биологичесь подготовку: познают основы педагогического мастерства, законе мерности межличностных и внутригрупповых отношений, анатоме физиологические особенности и основы гигиены детей, тонкости п| дагогического общения с воспитанниками, родителями и коллегами!

В учебном учреждении учащиеся получают знания и в организации и проведении научно-исследовательской и опытнЦ экспериментальной работы в сфере физической культуры и В дальнейшем это реализуется в подготовке квалификационных бот (рефераты, курсовые и дипломные работы), в участии в научн| практических конференциях, в изготовлении новых видов тренажй ных устройств.

Занятия физическими упражнениями могут повлечь за собой • мы. Поэтому учащимся важно знать и уметь оказывать первую 1 цинскую помощь детям и взрослым.

В области правового обеспечения образования необходимо 1 представление об основах государственной политики и права, основные законодательные акты и другие нормативные документ регулирующие правоотношения в образовательной деятельности, вступлении в трудовую жизнь юношам и девушкам необходимо бираться в вопросах регулирования трудовых отношений, знать грамотно составить трудовой договор.

В стране сегодня насчитывается более 250 тыс. физкуль? спортивных сооружений, которые, как правило, являются хозяйст

1 Требования к уровню полготовки выпускника по этим дисциплинам являются Об тельными для выполнения только в случае освоения соответствующих дисциплин.


юшими субъектами. Например^ плавательные бассейны, тренажерные залы, фитнес-центры осуществляют коммерческую деятельность. По­этому, обучаясь в образовательном учреждении, необходимо освоить теоретические основы экономики, менеджмента, маркетинга, рекла­мы, в процессе практики (стажировки) закрепить свои знания, умения и навыки в данной сфере.

Важно знать состав и особенности сметного финансирования и бюджетного нормирования расходов на содержание хозяйству­ющего субъекта, виды внебюджетных средств, источники их по­ступления, формы организации предпринимательской деятель­ности. Учащиеся должны хорошо представлять себе, что такое методика бизнес-планирования, организация труда и заработной платы в физкультурно-спортивных учреждениях.

Учащиеся в процессе обучения осваивают дисциплины предметной подготовки, сущность которых заключается в том, чтобы хорошо знать основные этапы развития физической культуры и спорта, их социаль­ные, эстетические функции, роль упражнений в повышении жизне­деятельности человека.

Выполняя учебные задачи в базовых видах физических упражне­ний, учащиеся познают, как осуществляется развитие и совершен­ствование личности, влияние физических нагрузок на организм че-лопека. При контактных занятиях (лекции и практические занятия) педагоги излагают содержание, организацию, структуру, методы и формы учебно-тренировочного процесса.

Каждый учащийся отдает предпочтение своему виду спорта. Од­нако в ходе плановых занятий необходимо освоить такие практиче-ские дисциплины, как футбол, баскетбол, гандбол, теннис, настоль­ный теннис, бадминтон, волейбол, подвижные игры и эстафеты, легкая атлетика, гимнастика, плавание, лыжные гонки, коньки и др. в этих дисциплинах следует знать способы страховки, профилакти-КУ травматизма и меры безопасности (особенно на воде), правила с°ревнований в соответствии с Единой всероссийской спортивной ^ассификацией.


74 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 4. Требования Федерального государственного образовательного стандарта... • 75


 


 


Технически правильному выполнению упражнений способству<
биомеханика, которая изучает движение тела в пространстве и во вре?
мени, а также взаимосвязи физических нагрузок и функциональны?
возможностей организма. Не менее важно знать биохимические осно-^
вы физического воспитания и спорта, врачебного контроля, лечебно
физической культуры и массажа.,,

Управление — одна из важных составляющих системы физическо^ культуры и спорта. На теоретических занятиях рассматриваются таюн вопросы, как организация и проведение физкультурно-спортивн мероприятий. В блок организации (как процесса) входят следуюиш компоненты: планирование, подготовка специалистов, материально* техническое, финансовое, медицинское и информационное обеспе* чение, научно-исследовательская и опытно-конструкторская работ контроль. В блок проведения входят следующие компоненты: деятель! ность в рамках нормативно-правовых документов, непосредственн проведение физкультурно-спортивных мероприятий и подведени итогов.

По завершении обучения (семестр, учебный год, государствен! ные экзамены, защита квалификационных работ) осуществляете1! проверка и оценка знаний, умений и навыков, т.е. подводятся ип ги физкультурно-спортивной и педагогической деятельности учс ного учреждения. Все это позволяет осуществлять педагогическ* и медико-биологический контроль в процессе занятий физическс культурой и спортом, коррекцию физического развития учащихс^ прогнозировать результаты воспитания и обучения, планировать разовательную деятельность.

Профессиональная подготовка специалистов позволяет рассМ! треть отдельные квалификационные требования к учителю или восп|| тателю физической культуры. Их деятельность направлена на физич^ ское обучение и воспитание социально неадаптированных детей, этого они должны знать сущность воспитательной деятельности и \ бенности ее организации, педагогические методы и приемы, напра ленные на самопознание, самосовершенствование и самовоспитан* личности.

Дети с ограниченными физическими возможностями, как п{ вило, находятся на попечении родителей или патронатных семе Учителю или воспитателю надо вникать во внутрисемейные отношу ния, особенности семейного и домашнего воспитания, умело пр? менять формы и методы работы с семьями, использовать мето$ этнопедагогики.


В процессе обучения формируется представление об окружаю­щем мире, общечеловеческих нравственных ценностях, природных явлениях и общественных процессах. Учащимся надо освоить орга­низацию учебно-познавательной, игровой, трудовой, художественно-эстетической деятельности, чтобы умело развивать у воспитанников двигательную активность, выявлять и поддерживать их творческие способности.

Тому, кто осваивает квалификацию учителя физической культуры, инструктора физической культуры в дошкольном образовательном учреждении, следует развивать способности в познании анатомии и физиологии детей дошкольного возраста. Надо умело использовать в своей будущей профессии методы, формы и способы безопасности физкультурно-оздоровительной работы, уметь определять и анализи­ровать уровень физического развития и двигательной активности де-гей, подбирать наиболее целесообразные формы работы в конкретных ситуациях.

Те учащиеся, которые получают квалификацию учителя физиче­ской культуры или организатора школьного туризма, должны прило­жить свои усилия к познанию таких положений, как теория и мето­дика туристской работы в школе, нормативно-правовое обеспечение туризма, сущность и задачи краеведения, основы топографии и ориен­тирования, а также меры безопасности и выживания в экстремальных ситуациях.

Учащиеся должны научиться составлять экскурсионные маршруты выходного дня, на каникулах проводить многодневные походы, осу­ществлять поисково-спасательные работы, внеклассную краеведче­скую работу, участвовать в соревнованиях по туризму.

Если юноши и девушки осваивают квалификацию «Учитель физи­ческой культуры с дополнительной подготовкой в области спортив­ной тренировки», то им надо обращать внимание на такие довольно проблемные вопросы, как система отбора, методика подготовки юных спортсменов, прогнозирование спортивных результатов, система тре-чировки в различных возрастных группах. Следует учитывать такие Факторы, как уровень подготовки спортсмена, периодизация трени-Роики, структура многолетней тренировки, управление и контроль в спортивной тренировке, а также правила и судейство соревнований. Р-сли имеется возможность, то во внеучебное время можно на младших кУрсах проводить учебно-тренировочные занятия по определенному "иду спорта.


76 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

Те, кто готовятся с квалификацией «Учитель физической культуре с дополнительной подготовкой в области педагогики дополнительна го образования», должны знать сущность и особенности при работ в детских коллективах, где обращается внимание на закономерности социального развития ребенка.

Обучаясь в стенах образовательного учреждения, учащиеся должщ представлять, что такое творчество и воображение, которое формир} ется при содействии педагогов в кружке, спортивной секции (кома* де). студии, клубном или другом детском объединении.

Преподаватели прививают навыки и умения по выявлению, разв* тию и поддержке творческих способностей обучающихся, формир> у молодежи устойчивые профессиональные интересы и склонности.

Некоторые юноши и девушки склонны получить квалификаци| учителя физической культуры с дополнительной подготовкой в облг| сти основ безопасности жизнедеятельности, В этих целях в учебнь планах и программах разрабатываются в соответствии с ФГОС та» учебные дисциплины, которые позволят познать современную теори| и практику обеспечения безопасности жизнедеятельности в услов^ ях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социально*! происхождения, теорию риска, основные способы, средства и мет,^ ды индивидуальной и коллективной защиты. Специалисты осваива*| и такие вопросы, как оказание первой медицинской доврачебной; мощи пострадавшим в условиях массовых поражений при чрезвыча ных ситуациях различного происхождения.

Специалисты, осваивающие квалификацию учителя физичесед культуры с дополнительной подготовкой в области технологии, из> ют основы технологической культуры, технологию художественна обработки материалов с методикой преподавания, материаловеде* и технологию обработки конструкционных материалов, культуру, мостроительства. Они знакомятся с такими дисциплинами, как ос* вы декоративно-прикладного искусства народов России, технически го творчества художественного конструирования. Им предоставляет возможность разрабатывать и реализовывать технологические процй сы изготовления швейных изделий, конструировать и моделиров спортивную женскую и детскую одежду. Они получают навыки в реа зации технологических процессов по обработке древесины, мета и других конструкционных материалов, которые можно использовй при изготовлении спортивных снарядов, инвентаря и оборудования

Учителя физической культуры по квалификации с дополнительна подготовкой в области физкультурно-оздоровительной работы с де


Глава 4. Требования Федерального государственного образовательного стандарта... • 77

ми школьного возраста изучают дисциплины, раскрывающие пробле­мы физиологического обоснования применения физических упраж-нений и механизмы оздоровительного воздействия, методические особенности проведения занятий по лечебной физической культуре и массажа с детьми, а также психолого-физиологические особенно­сти. Они овладевают умениями и навыками подбора средств лечебной физической культуры, составляют и проводят комплекс лечебной гим­настики в соответствии с заболеванием, используют нетрадиционные формы и методы оздоровления.

Если осуществляется подготовка по квалификации «Учитель физи­ческой культуры с дополнительной подготовкой в области адаптивной физической культуры*, тогда уделяется внимание углубленному изу­чению таких дисциплин, как анатомия и физиология человека, пато­логия центральной нервной системы ЦНС и сенсорных систем детей и подростков, а также основным психопатологиям, морфофункцио-нальным особенностям организма человека в норме и при различных заболеваниях, включая инвалидность, и еше — реализации различных методов и средств физической подготовки детей и подростков с откло­нениями в состоянии здоровья.

На практических занятиях рассматриваются механизмы оздорови­тельного воздействия упражнений, основы физической реабилитации детей и подростков при различных заболеваниях, а также принципы устройства основных спортивно-оздоровительных сооружений и обо­рудования для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и правила их эксплуатации.

При освоении квалификации «Учитель физической культуры с до­полнительной подготовкой в области менеджмента в образовании* учащиеся должны знать: принципы делового общения в коллективе; функции, виды и психологию менеджмента; основы организации ра­боты коллектива исполнителей. Будущие специалисты учатся исполь­зовать методы и средства информационного менеджмента на рынке образовательных услуг.

В процессе профессиональной практики учащиеся закрепляют

и Углубляют знания, полученные при обучении, формируют умения

110 всем видам профессиональной деятельности. В результате освое-

НИи основной профессиональной образовательной программы по спе-

иальности «Физическая культура»- выпускник должен быть готов

выполнению учебно-методической, социально-педагогической, р ^культурно-оздоровительной деятельности в соответствии с квали-

Каиионной характеристикой.


78 * ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 4. Требования Федерального государственного образовательного стандарта... • 79


 


4.7.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.