КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Физическая культура и спорт в системе воспитания и образования
Основные черты и цель системы физически воспитания и образования личности Системе физического воспитания и образования личности прис} основные черты, характерные для системы обучения и воспита* в целом. К их числу относятся идейность, научность и народное специальная направленность. Идейность направлена на воспитание и образование подрастаю! го поколения новой демократической России, убежденных патриот Отечества, отстаивающих государственные интересы страны, спс тивную честь на международной арене. Научность определяется тем, что изучаются проблемы физически! воспитания и образования разных групп населения, профессиона ной деятельности, спорта высших достижений и профессионально| спорта. Научные изыскания дают возможность четко определить фективность различных средств, форм, методов физической культ установить пути формирования и совершенствования психолог* ских качеств личности; обосновать критерии изучения и оценки ($ зической и психологической готовности спортсменов к выступле* на ответственных соревнованиях. Народность определяется тем, что в процессе развития физичес культуры и спорта решается задача общенародного характера пление здоровья граждан, что является национальной безопасное^ государства. Специальная направленность определяется существенными ра чиями в требованиях к физической подготовленности граждан ны, спортсменов разной квалификации и видов спорта, особеншзЦ ми учебной и творческой деятельности. Цель системы физического воспитания и образования л* сти состоит в создании условий для обеспечения физической п^ товленности граждан всех возрастов к обучению в образовате учреждениях, производительному труду и творческой дсятсльн^ службы граждан России в силовых ведомствах; устойчивому несению физических нагрузок, нервно-психическим напряжен повышению устойчивости организма к воздействию неблагопр* факторов в профессиональной деятельности; достижению Глава 5. Основные положения системы физического воспитания и образования • 85 спортивных результатов в соревнованиях мирового масштаба. Цель достигается решением общих и специальных задач, результатами научных исследований, исторического и современного опыта. Общие задачи системы физического воспитания и образования личности заключаются в следующем. 1. Развитие и совершенствование физических качеств, что за 2. Овладение прикладными навыками. К примеру, человекхорошо Умение плавать жизненно необходимо всем, что важно на случай экстремальных условий. Плавание с использованием подручных и аварийно-спасательных средств, в легководолазном снаряжении, ныряние и другие действия на воде и под водой создают благоприятные возможности для совершенствования физических и волевых качеств личности, повышения функциональных возможностей организма, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной системы, укрепления здоровья и закаливания. 3. В процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований 4- Укрепление здоровья и закаливание организма, повышение устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов и уело- 86 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Глава 5. Основные положения системы физического воспитания и образования • 87
вий профессиональной деятельности — важное направлен* оздоровления молодежи. Хорошее здоровье должно рассматрр ваться как одно из главных приоритетов правильно организа| ванного процесса физического воспитания. Существенное значение имеют специальные задачи, которые нахс дят свое конкретное, концентрированное выражение в требования к физической подготовленности, например, спортсмена. Правильно! определение этих задач имеет большое влияние на содержание и правленность его физической и психологической подготовки. Научное определение специальных задач связано с трудностям^ которые в каждом виде спорта часто на первый взгляд незаметны. Та если к тяжелоатлетам и пловцам применять одинаковые требоваш то в их подготовке могут возникнуть противоречия, которые привел к нежелательным результатам. Проблема определения специальных задач по отношению к пс готовленное™ спортсмена состоит в выявлении физических, пс хологических, специальных качеств и двигательных навыков, нес ходимых только ему для проявления и сохранения высокого урок профессиональной работоспособности в экстремальных соревно^ тельных условиях. Экспериментальный подход используется для научного обос* вания требований к физической подготовленности спортсмена. этого изучаются и оцениваются исходный уровень, изменение пои телей работоспособности и состояния организма, влияние отделы^ или комплекса факторов, характерных для каждого вида спорта. Возникновение и развитие физического воспитания и образо как общественного явления было целенаправленным и определяв общественными и производственными отношениями. Оно об лено взаимодействием объективных (характер, уровень и вызванные им потребности общества) и субъективных (сознанш ловека) факторов. С помощью физических упражнений человек готовит себя к ным действиям, направленным на производство материальных Превращение трудовых действий в физические упражнения расщ; ло сферу их воздействия на человека, что стало причиной воспитания и образования человека, потребностью в передаче накопленного опыта в изготовлении и применении орудий труда, спортив-ного инвентаря и оборудования. Известно, что ни одна из форм человеческой деятельности биологически не наследуется, она может стать достоянием человека только путем освоения и многократного повторения. Эффективность процесса освоения трудовых действий зависела от уровня духовного развития человека. Человек осознал, что передача и использование имевшегося опыта основаны на социальных отношениях. Понимание роли обше-ния для сохранения приобретенных человеком знаний и навыков и его совершенствования привело к возникновению целенаправленного процесса физического воспитания и образования. Передача знаний происходит путем подражания. Дети перенимают у родителей и старших трудовые действия. Воспитание проявлялось го! да, когда человек осознанно подвергал себя продуманному воздействию с целью формирования поведения в соответствии с потребностями семьи и общества. Возникнув как средство и метод подготовки человека к трудовым действиям, физическое воспитание и образование тесно связаны с трудовыми процессами. Более высокий уровень общественного сознания, увеличение доли свободного времени привели кдифференци-ро ванному физическому воспитанию и образованию подрастающего поколения. Изменение экономического и политического уклада жизни общества ведет к изменению существующей системы физического воспитания и образования или появлению принципиально новой системы. Изменялись цель и задачи системы физического воспи-'апия и образования, средства, принципы, методы и формы организации занятий физическими упражнениями, но как общественное явление физическое воспитание и образование стали насущной 1 Изменение целей и задач системы физического воспитания и об-ра*ования сказывалось на физических упражнениях. Одни упраж-Неиия видоизменялись, другие отмирали и на смену им приходили 1овыс. На каждом этапе развития условий материальной жизни об-1ество требовало от человека определенных двигательных качеств. Новые задачи порождали новые системы физических . Развитие науки о физическом воспитании и образовании позволя-> глубжс познавать закономерности двигательной деятельности чело- 88 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Глава 5. Основные положения системы физического воспитания и образования • 89
века, разрабатывать физические упражнения, ранее не встречавшие С развитием физического воспитания и образования больше станс вилось разнообразных упражнений. Они заимствовались из трудовс деятельности, военного дела, искусства и ритуальных плясок. Зат они создавались искусственно на основе познания человеком двис тельных возможностей своего организма. Эффективность использования человеком упражнений зав сит от организации педагогического процесса, уровня материа ного и научного обеспечения, совершенства органов руководс1 и контроля. Целенаправленное взаимодействие этих частей соэ целостную социальную организацию, которая называется систеь физического воспитания и образования. Такая система создается • или иным обществом для достижения поставленной цели, поз му отражает конкретно-исторический тип физического воспитаь и образования. Предназначение совокупности компонентов системы состй в том, чтобы совершалась главная ее функция — осуществлять1 вершенствование человека. Результативность функционировав системы зависит от целевой направленности и совершенствова! входящих в систему компонентов. Развиваясь под влиянием кул ры. науки, экономики, политики, военного дела, искусства, сиа физического воспитания и образования оказывает и обратное влш! на все сферы общественной деятельности. Цель и задачи системы физического воспитания и образоЕ в обществе могут совпадать при одновременном различии некотс ее компонентов. Имеет место и такое, что при разных целях дачах эта система иногда использует одинаковые средства, м и формы организации занятий. Полноценное выполнение ей мой своих функций зависит от условий, характера обществш! политического устройства, внутри которого создается и развис воспитание и образование. Государственный строй обуслоЕ направленность функционирования системы физического вС тания и образования, уровень материального обеспечения (с тельство спортивных сооружений, изготовление специально! вентаря, подготовка квалифицированных кадров, определение^ оплаты труда), научного обслуживания, обеспечения методйчй литературой.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |