Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гражданское общество и государство. Эти понятия чрезвычайно актуальны для современной России, поскольку более чем тысячелетнее развитие госу­дарственности в нашей стране не совпадало с развитием




Эти понятия чрезвычайно актуальны для современной России, поскольку более чем тысячелетнее развитие госу­дарственности в нашей стране не совпадало с развитием гражданского общества, с осознанием миллионами людей своей роли не как подданных того или иного государя, но как граждан. Слово «гражданин» вошло в русский язык со времен Радищева и восходит к древнеславянскому «град», т. е. город. Гражданин — житель города, полиса в антич­ной Греции. Интересно отметить, что в античном мире граждан, занятых делами города-государства, называли «политикос», а людей, занятых только частной жизнью, обозначали как «идиотикос», т. е. как обывателей. Арис­тотель дал развернутую трактовку гражданского общества и государства, считая, что в последнем целью каждого


гражданина является достижение всеобщего блага. Чело­век, по Аристотелю, «zoon politicon», т. е. общественное животное, в сферу жизни которого входит семья, общество и государство.

В последующей истории философской мысли подчер­кивалось, что государство призвано контролировать сфе­ру реализации частных интересов (Гегель), что собствен­но и позволяет развиваться гражданскому обществу, а не превратиться в арену «войны всех против всех». С другой стороны, в концепции К. Маркса гражданское общество определялось социально-экономическими отношениями капиталистической формации. Исчезновение классовых антагонизмов должно было, по мысли К. Маркса, приве­сти к исчезновению насилия и государства. Отношения между гражданским обществом и государством сравнива­лись с отношениями между индивидуальной свободой и публичной властью, т. е. насилием. В этом собственно и заключена основная философская проблема в понимании общества, государства и человека. Без власти и насилия одних над другими не может существовать никакое госу­дарство, на что обратил внимание еще Макиавелли. С дру­гой стороны, как остроумно сказал Талейран Наполеону: «Штыки, государь, годятся для всего, но вот сидеть на них нельзя». Следовательно, суть государства не в силе или на­силии, а в опоре на общественное мнение граждан. Госу­дарство, как заметил русский религиозный мыслитель Вл. Соловьев, не предназначено для осуществления рая на земле; оно существует, чтобы предупредить ад.

Эти моменты особенно важно подчеркнуть, посколь­ку и гражданское общество и государство развиваются, эволюционируют и это отражается на понимании этих феноменов миллионами людей. Еще античный мыслитель Антисфен, отвечая на вопрос, как следует обращаться с политикой, отвечал: «Как с огнем: не подходить слишком близко, чтобы не обжечься, и не очень удаляться, чтобы не замерзнуть». Что же можно сейчас представить в каче-стве модели гражданского общества на современном эта­пе развития мировой цивилизации? Прежде всего, это ав­торитет права, господство «его величества Закона». Еще в античную эпоху возникает представление о естественных


(священных) правах человека, которыми он наделен в силу факта своего рождения. Они рассматриваются как следствие общности природы всех людей или способ реа­лизации единого для всех божественного закона. Другой аспект права неразрывно связан с особенностями того или иного государства на данном этапе его развития. Право как система законов и правосознание как важнейший эле­мент правовой культуры общества исторически изменчи­вы и зависят от социальной структуры общества, отноше­ний собственности, морали, общественной психологии, религии, традиций и т. д. Правовое государство — это не только власть и законы, но и общественный договор, т. е. готовность граждан исполнять эти законы и реальная го­товность и способность государства уважать и защищать права граждан. Человек может быть лично несогласен с властью и законами, но он обязан их исполнять наравне с другими гражданами. Равенство в правах и обязанностях перед законом не только по вертикали, но и по горизонта­ли (т. е. социальные связи между людьми) представляет собой важнейший принцип гражданского общества. Несо­гласие с системой права и законами может и должно выражаться в многообразных формах политической жизни общества, в деятельности партий, общественных объедине­ний и т. п. Единственное условие — сохранить правовое государство, без чего невозможно развитие гражданского общества. Все многообразие действий разных политичес­ких сил может и должно быть реализовано в цивилизо­ванных формах, исключающих насилие, ложь, обман и дру­гие способы манипулирования волей и сознанием людей.

В правовом государстве вопрос о соотношении прав человека и государства решается так, как записано в ст. 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его пра­ва и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и граждани­на — обязанность государства». К числу первостепенных прав человека относится право частной собственности как механизм обеспечения всеобщего интереса в условиях ин­дивидуальной заинтересованности каждого гражданина.

Для обеспечения прав и свобод гражданина еще в ан­тичном мире выработан принцип демократии, народовла-


стия, предусматривающий право на участие каждого в управлении государством. Выдающийся афинский поли­тический деятель Перикл так характеризовал демократию: «У нас государственный строй таков, что не подражает чу­жим порядкам; скорее мы сами служим примером для других, чем подражаем кому-нибудь. И называется наш строй демократией, ввиду того, что сообразуется не с меньшинством, а с интересами большинства. По законам в частных делах все имеют одинаковые права; что же ка­сается уважения, то в общественных делах преимущество дается сообразно с тем, насколько каждый славится в том или ином отношении — не в силу поддержки какой-ни­будь партии, а по способностям. Никогда также человек, способный принести пользу государству, не бывает лишен к тому возможности из-за бедности, вследствие ничтож­ности своего положения...»

Важно подчеркнуть, что демократия — это не власть большинства, а защита прав и свобод меньшинства и, в конечном итоге, каждого человека. Реализация демокра­тического принципа в жизни любого общества и государ­ства представляет собой очень трудную задачу. Суть про­блемы в том, что демократические принципы должны войти в «плоть и кровь» человека, стать неотъемлемой частью его самосознания, умонастроения, ментальности. Если в духовной культуре народа не сложилась еще пара­дигма «свобода в рамках закона», а господствует автори­тарная политическая культура, то можно говорить только о ранней стадии формирования гражданского общества. Пока миллионы граждан не доверяют власти и не счита­ют строгое соблюдение законов нормой жизни, общество будет в определенном смысле слова обречено на постоян­ное противоборство, на «хромающее развитие» и полити­ческую нестабильность. Государство принуждает людей к соблюдению законов, карая за их нарушения, но в то же время это не способствует развитию гражданского и правового самосознания как доминирующей системы цен­ностей. В свою очередь, это может объясняться тем, что еще не сформирована в достаточной степени культурная потребность общества в таких ценностях.


В России развитие государства и гражданского обще­ства существенно отличалось от аналогичных процессов на Западе. Там эволюция государства и гражданского об­щества была двуединым процессом, итогом которого ста­ло формирование личности, защищенной от произвола власти на основе частной собственности. В нашей стране примат государственности в различных ее формах на дол­гие годы затормозил развитие гражданского общества и его институтов, сделав человека винтиком огромной госу­дарственной машины. Даже сейчас, на рубеже столетий, при наличии законов, призванных стимулировать процесс создания гражданского общества, очевидно, что преодоле­ние стереотипов сознания, складывавшихся десятилетия­ми, невозможно изменить на протяжении жизни одного поколения. Говоря словами А. П. Чехова, процесс выдав­ливания из себя по каплям раба имеет длительную исто­рическую перспективу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.