Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Справедливость и право




И их роль в человеческой жизни.

Нравственные и эстетические ценности

Прежде чем говорить о проблеме ценностей, следует, хотя бы кратко остановиться на феномене свободы чело­века, как базового понятия, определяющего суть цен­ностного подхода.

Свобода — это способность человека действовать в со­ответствии со своими интересами и желаниями. В русском языке термин «свобода» употребляется прежде всего в зна­чении «свобода от», т. е. отсутствие внешнего принужде­ния, гнета, ограничений и т. д. Понятие «воля» имеет бо­лее широкое значение, которое оформилось примерно в XV—XVI вв. в Московском государстве. С одной стороны, «вольница» отнюдь не означала автономии личности, а напротив, заменяла ее авторитетом группы, что является в определенном смысле несвободой. С другой стороны, в воле есть и свое желание и повеление природы, степи, дали, что так характерно для русского восприятия мира (вспомните гоголевскую птицу-тройку). Понятие свободы закрепилось в христианстве как выражение идеи равенства людей перед Богом и возможности для человека сво­бодного выбора на пути к Богу. Однако реализация этой идеи оказалась в противоречии с идеалами равенства и справедливости.

Вместе с тем очевидно, что игнорирование необходи­мости (природной, исторической и т. д.) чревато произво­лом и вседозволенностью, анархией и хаосом, что вооб­ще исключает свободу. Следовательно, свобода есть нечто большее, чем учет объективной необходимости и устране­ние внешних ограничений. Гораздо более существенна внутренняя свобода, «свобода для», свобода в выборе исти-


ны, добра и красоты. В рамках «свободы от» вполне резон­на формула: «Разрешено все, что не запрещено». Но по сути дела — это логика раба, оставшегося без надсмотрщика.

Существеннейшей характеристикой свободы является ее внутренняя определенность. Ф. М. Достоевский верно заметил: «Свое собственное, вольное и свободное хотение, свой собственный, хотя бы самый дикий каприз, своя фантазия, раздражающая, иногда хотя бы даже до сумас­шествия — вот это-то все и есть та самая, пропущенная, самая выгодная выгода, которая ни под какую классифи­кацию не подходит и от которой все системы и все тео­рии постоянно разлетаются к черту. И с чего это взяли эти мудрецы, что человеку надо какого-то нормального, како­го-то добровольного хотения? С чего это вообразили они, что человеку надо благонамеренно выгодного хотения, чего бы эта самостоятельность не стоила и к чему бы не привела». Человек не примет никакое общественное уст­ройство, если оно не учтет выгоды его быть личностью и иметь свободу для ее реализации.

Таким образом, свобода — это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества, имеющий величайшую притягательность и являющийся в то же время тяжким бременем. Не зря в западной фило­софской мысли анализировалось явление «бегства от сво­боды», особенно если реализация свободы приводила к росту неравенства и несправедливости. Эта проблема — как соотнести свободу и равенство, не приводя к подав­лению и уравниловке, — стоит перед каждым обществом и государством. Решая ее, приходится ориентироваться на ту или иную систему ценностей.

Понятие ценностей отражает значимость тех или иных объективных явлений для жизни людей. Ценностное от­ношение формируется в процессе человеческой дея­тельности, где выделяют три вида производства: людей, вещей и идей.

Первой (и основной) ценностью является сам человек во всем многообразии его жизни и деятельности. Это пред­ставление возникло не сразу, а стало итогом довольно дли­тельной эволюции общественного сознания. Убеждение, что каждый человек самоценен независимо от его возра-


ста, пола, расы и нации, происхождения и т. п., возника­ло и укреплялось либо в сравнении человека с высшей ценностью (Бог, Дух), либо в силу действия общих зако­номерностей жизни общества. Так, в буддизме равенство людей и признание их ценности происходило вследствие того, что все рожденное обречено на страдание и должно преодолеть его и обрести нирвану. В христианстве цен­ность человека усматривается в возможности искупления греховности и обретения вечной жизни во Христе, а в ис­ламе ценность человека — в отдаче себя Аллаху и испол­нении его воли.

Понятие ценности человека — универсальное и его нельзя сводить к «полезности» человека для общества. Попытки делить людей на «нужных» и «ненужных» по­рочны по самой сути, ибо их реализация неминуемо по­рождает произвол, ведущий к деградации и человека и общества. Ценность человеческой личности в определен­ном смысле выше всего того, что делает или говорит дан­ный человек. Ее нельзя свести к труду или.творчеству, к признанию со стороны общества или группы людей. Как объективные критерии (плоды труда, акты творчества), так и их субъективная оценка со стороны современников грешат односторонностью. История многократно доказы­вает, что истинный масштаб и направленность деяний и помыслов многих личностей становится очевидными спу­стя много лет, а то и столетий. Ценность многих трудов исторических деятелей как бы непрерывно возрастает; в то же время немало примеров, когда время развенчивает дутые авторитеты.

Возникает вопрос: а существуют ли стоимостные харак­теристики человека, можно ли говорить не только о его ценности, но и о цене? Как известно, в системах класси­ческого (античного) рабства несвободный человек рас­сматривался как «говорящее орудие», цена которого со­ставляла в среднем 30 монет (отсюда и евангельские 30 сребреников). Продавался не только человек в целом, но и его функции. Феномен проституции (продажи тела) был известен уже в эпоху первых государств, и она не зря при­обрела статус «древнейшей профессии». Маркс называл современное ему общество системой всеобщей проститу-


ции или всеобщей полезности и годности для взаимного употребления. Так или иначе, в условиях рынка люди об­мениваются на эквивалентной основе плодами своей де­ятельности, талантами и способностями, навыками и умениями, которые несут на себе печать самого человека и зачастую неотделимы от него.

В последние годы появилось немало новых проблем, связанных с продажей органов (почек, глаз и т. д.) для пересадки другим людям, с суррогатной беременностью (вынашиванием до родов плода, пересаженного от другой женщины) и т. д. Возникают непростые, вопросы: чем от­личается продажа своих рук или мозга от продажи своих органов? Вправе ли человек распоряжаться в этом отно­шении сам собой? Решать их нужно с учетом того, что человек является не только материальным, но и духовным существом, а этот род ценностей не имеет стоимостных характеристик. Образно говоря, человека можно купить и продать целиком или частично, он сам вправе это сделать, но самое страшное — это, говоря словами Гете, — «продать душу дьяволу», отказавшись от самого себя. Рано или по­здно человечество преодолеет товарное отношение к че­ловеку, он вырвется из отношений экономической необ­ходимости, хотя, видимо, было бы опрометчиво говорить о полном исчезновении в обозримом будущем стоимост­ных характеристик человека и его тела.

Вторым феноменом мира ценностей являются вещи, про­изводимые человеком на протяжении всего исторического пути. Мир вещей охватывает все — от древнейших пира­мид до суперсовременных компьютеров и ускорителей, космических аппаратов и полимеров. Этот мир материаль­ной культуры, созданный людьми для удовлетворения сво­их потребностей представляет как бы «неорганическое тело» человека, многократно усиливая его мощь, опредме-чивая его способности и таланты. Вещественный мир стал «второй природой» человека и неслучайно ценностное отношение к нему являетсй достаточно точным критери­ем ценности самого человека. Вопрос о соотношении цен­ности человека, его жизни, здоровья и его имущества все­гда был центральным для любой мировоззренческой системы. Все религии сурово осуждают стремление к на-


коплению материальных ценностей, алчность. Христиан­ство считает людей, погрязших в вещах и чувственных удовольствиях, неспособными на душевность и духов­ность. Делиться своим имуществом с бедными — один из «столпов» ислама, обязательное правило поведения му­сульманина. Буддисты считают, что отказ от накопления вещей — первый шаг на пути к просветлению.

Сущность проблемы ценности и оценки мира вещей состоит в том, чтобы уяснить пределы этого мира и его влияние на развитие человека. Очевидно, что люди не могут обходиться каким-то минимумом вещей, а идеалы аскетизма никогда не имели широкого распространения. Столь же очевидно, что нет и верхнего предела насыще­ния вещами, а их количество все умножается. Более того, одной из причин острого экологического кризиса является накопление отбросов человеческой цивилизации, которые не могут быть ею утилизированы (пластмассы, полимер­ные материалы и т. д.) Переработка ресурсов планеты в вещи идет ускоренными темпами, что порождает, с одной стороны, серьезную озабоченность ученых и политиков, а с другой стороны, массовые движения за отказ от бес­предельного потребления и добровольное самоограниче­ние (гандизм). Если учесть, что рост населения Земли идет достаточно быстрыми темпами, а ресурсы ее ограничены, то ясно, что без самоограничения не обойтись, и это тре­бует выработки соответствующей системы ценностей.

Распространенное мнение, что богатство развращает человека, губит его, а бедность способствует моральному очищению, рождалось и поддерживалось в моменты ост­рых социальных катаклизмов, при резкой поляризации общества. Не зря все мировые религии, особенно в нача­ле своего возникновения, были религиями бедных, обез­доленных, угнетенных. Они проповедовали отказ от тлен­ных земных богатств и стремление к вечным небесным ценностям. Позже, когда церкви сами стали собственни­ками и владельцами значительных богатств, отношение к миру вещей несколько изменилось. Атеисты, не уповая на жизнь вечную, призывали всячески пользоваться благами земными. Ф. М. Достоевский видел в этом основной по­рок идей социализма, ибо человек, непрерывно потре-


бляющий материальные блага и удовлетворяющийся, обращается в животное, либо в машину. Л. Н. Толстой предсказывал, что люди в будущем обществе станут «на­слаждающимися комками нервов». С проблемой «удовлет­ворения непрерывно растущих потребностей» населения так или иначе столкнулись все общества, пытавшиеся про­вести в жизнь социалистические идеалы. Не случайно в этих странах осуждалось «потребительство» и насаждалась уравниловка, близкая к аскетическим стандартам жизни. При этом подпольно происходило значительное расслое­ние общества, образовывалась потребительская элита при обеднении значительной массы населения. Понятно, что в таких условиях призывы к служению высоким идеалам и личной скромности выглядели как насмешка.

Вещи сами по себе в ценностном отношении нейтраль­ны, хотя человечество в течение тысячелетий мечтало пе­рековать «мечи на орала». Ценностное отношение воз­никает только в том или ином социальном контексте. Представление о том, что есть «мирный» атом, в корне от­личающийся от «военного», рухнуло после чернобыльской катастрофы; Людям приходится постоянно оценивать но­вые явления в жизни человека и общества и соотносить их с традиционными системами ценностей. В полной мере это относится и к системе духовных ценностей.

Духовные ценности — это своеобразный духовный капи­тал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, воз­растает. Природа духовных ценностей исследуется в тео­рии ценностей (аксиологии), которая устанавливает соот­ношение ценностей с миром реальностей человеческой жизни. Речь идет прежде всего о моральных и эстетичес­ких ценностях. Они по Праву считаются высшими, ибо во многом определяют поведение человека в других системах ценностей.

Что касается моральных ценностей, то здесь основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе сча­стья и справедливости, любви и ненависти, смысле жиз­ни. В истории человечества было несколько сменяющих друг друга установок, отражающих разные системы цен­ностей. Одна из наиболее древних — гедонизм. Гедонизм


утверждает наслаждение как высшее благо жизни и кри­терий поведения человека. Об этом говорил еще автор Экклезиаста: «... нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться». Эти взгляды разделял ученик Сократа Аристипп, который учил, что лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, что­бы властвовать над ними, не подчиняясь им. Позже к этой позиции склонялись Эпикур, Гоббс, Локк, Гассенди, Гель­веции, Гольбах и др.

Аскетизм идеалом жизни провозглашает добровольное отречение от наслаждений и желаний, культ страданий и лишений, отказ от благ жизни и привилегий. Эта концеп­ция проявилась в христианстве, особенно в монашестве, в философских школах киников (Диоген с его девизом «быть нагим и одиноким», а также в грубоуравнительных тенденциях «казарменного коммунизма»).

Утилитаризм величайшей ценностью и основой нрав­ственности считает пользу. По словам И. Бентама, смысл этических норм и принципов состоит в том, чтобы содей­ствовать наибольшему счастью для наибольшего числа людей.

В XX в. учение о ценностях связано с именами таких выдающихся мыслителей и гуманистов, как А. Швейцер, М. Ганди, Б. Рассел, А. Эйнштейн, Дж. Сантаяна, X. Ор-тега-и-Гассет, а также с плеядой русских религиозных фи­лософов — П. Флоренским, С. Булгаковым, Н. Лосским, Вл. Соловьевым. Н. Бердяевым, Л. Карсавиным, Н. Федо­ровым и др. Бурные социальные потрясения, появление возможности самоуничтожения человечества, возникно­вение глобальных проблем до предела обострили все тра­диционные проблемы. На первый план вышли общечело­веческие проблемы, связанные с признанием абсолютной ценности самой жизни человека и необходимости сохра­нить среду его обитания. Поэтому появление концепций «благоговение перед жизнью» (А. Швейцер), «заслужи любовь ближнего» (Г. Селье), «цели для человечества» (А. Печчеи), «путь ненасилия» (М. Ганди), «ноосфера» (В. И. Вернадский) и других не случайно, а отражает современ­ный этап развития общечеловеческих идеалов.


То же самое можно отнести и к эстетическим ценнос­тям. Известное выражение Ф. М. Достоевского — «Кра­сота спасет мир» — нужно понимать не изолированно, а в общем контексте развития идеалов человечества. Термин «эстетика» появился в научном обиходе в середине XVIII в., хотя учение о прекрасном, о законах красоты и совершенства уходит корнями в глубокую древность. Под эстетическим отношением понимается особый вид связи между субъектом и объектом, когда независимо от внеш­него утилитарного интереса человек переживает глубокое духовное наслаждение от созерцания гармонии и совер­шенства. Как заметил О. Уайльд, всякое искусство совер­шенно бесполезно и восприятие прекрасного вызывает прежде всего состояние бескорыстной радости, полноты сил, ощущение единства человека с миром. В этом смыс­ле выделяют объективное содержание эстетической цен­ности и ее субъективную сторону, зависящую от сложив­шихся идеалов красоты, вкусов, художественных стилей и т. п. Эстетические ценности могут выступать в виде при­родных объектов (например, пейзаж), самого человека (вспомним чеховскую фразу о том, что в человеке долж­но быть все прекрасно — и лицо, и одежда, и душа и мыс­ли), а также духовные и материальные объекты, создан­ные человеком в виде произведений искусства. В теории эстетики исследуют такие категориальные пары как пре­красное и безобразное, возвышенное и низменное, траги­ческое и комическое и т. д.

В системе ценностей человеческого духа особое место занимают представления о праве и справедливости. Поня­тие прав человека, «человеческого измерения» всех явле­ний и событий общественной жизни стало особо актуаль­ным в середине XX в., после того, как мир пережил трагедию двух мировых войн, ужасы геноцида, расизма и национализма. Различают шесть основных категорий прав человека: естественные, гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Особое значе­ние придается естественным правам человека, которые по­являются в силу факта самого рождения (а в аспекте био­этики такие права уже имеются с момента зачатия) и не могут быть отчуждены. Иногда их называют еще «священ-


ными», поскольку это такие, как право на жизнь, здоро­вье, свободу, неприкосновенность и т. д. Гражданское об­щество и правовое государство, о чем шла речь выше, при­званы гарантировать соблюдение прав человека во всем их объеме.

С проблемой прав человека тесно связано понятие справедливости, суть которого — в выработке принципов, регулирующих распределение благ и обязанностей граж­дан, соответствие между деянием и воздаянием, преступ­лением и наказанием. Говоря о справедливости как прин­ципе, перед которым должны быть все равно следует подчеркнуть, что она не может быть нормативным идеа­лом, подобно «Божьей справедливости», реализуемой только в потустороннем мире. Достижение полной справедливости в нашем земном мире породило бы вопи­ющую несправедливость, ибо такое состояние исключало бы все проявления милосердия. Наиболее актуальна в практическом и теоретическом планах идея распредели­тельной справедливости. Согласно ей, распределение мо­жет осуществляться в соответствии с принципами: равен­ства, потребности, заслуг, продуктивности, усилий, профессиональной пригодности, достижений, способно­стей, социального ранга и статуса, спроса и предложения. В реальной действительности государству и обществу при­ходится постоянно разрешать проблему, которая форму­лируется как «фактор справедливости» — «люди отдают, чтобы получать». Он содержался уже в «Никомаховой эти­ке» Аристотеля и прошел длительный путь исторической эволюции. Учитывая то обстоятельство, что разные соци­альные группы и слои имеют разное представление о справедливости, во главу угла становится соблюдение принципа устойчивости общества и других форм челове­ческого общежития за счет обращения к более высоким чем справедливость моральным ценностям и нормам, о чем шла речь выше.

Все изложенное дает основание сформулировать поня­тие духовности человека, которое в светской философской традиции рассматривается, во-первых, как относительная автономность человека, его независимость от внешних влияний, а во-вторых, как то, ради чего стоит жить и от-


дать жизнь в случае необходимости. Духовность — это синтез Истины, Красоты и Добра с акцентом на после­днем, ибо его человек способен творить сам. В христиан­ской философии это выражается триадой Веры, Надежды, Любви и обнимающей их Софии, — т. е. мудрости. Любая ценность самопротиворечива и содержит в себе свое от­рицание. Достаточно вспомнить проблему происхождения зла в мире и теодицеи, т. е. оправдание Бога как творца и правителя мира вопреки существованию зла и темных сил. Коварств в словесном выражении любого идеала (светс­кого и религиозного) было понято очень давно, что поро­дило учения о молчаливом постижении Истины и Бога (исихазм, дзен буддизм и т. д.) Поэтому так трагична судь­ба многих прекрасных идеалов (например, еще совсем недавно такой близкий нам коммунистический). При трансляции через поколения они зачастую утрачивают первоначальный смысл, а при «внедрении» в практику дают такие плоды, что основоположники этих идеалов в ужасе отшатнулись бы от них. Здесь находится сердцеви­на старого спора — что или кто виноват — плохие идеалы или плохие люди, извратившие прекрасные идеалы? По­скольку в любом идеале можно найти уязвимое место, а люди — не ангелы, то реализация идеалов, как правило, относится либо к далекому земному будущему, либо к миру небесному.

- При всех зигзагах мировой истории человечество движет­ся по пути гуманизации отношений людей, утверждения общечеловеческой системы ценностей, признания ведущей роли личности в прогрессе. Таким образом, понятия лично­сти, свободы, ценностей обогащают и расширяют наше представление о человеке, его прошлом, настоящем и бу­дущем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.