Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

X. Социально-этический элемент Послания




IX. Эсхатология Иакова.

В Послании вполне отразилось напряжённое ожидание перво-христианами Второго Пришествия. Иаков твёрдо убеждён, что вот-вот видимым, ощутимым образом история завершится: «Пришествие Господне приближается» (5:8), «Судия стоит у дверей» (Иак. 5:9).

Конечно, напряжённое ожидание конца, настойчиво внедряемое Иаковом в умы современников, ассоциируется не только со Вторым пришествием, но так же с ограниченностью и непредсказуемой зыбкостью самой человеческой жизни, готовой вот-вот оборваться. С образностью, достойной поэта, Иаков вопрошает: «Что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (4:14).

Другой образ, метафора жизни – трава, быстро иссушаемая зноем. Вместе с солнцем «настаёт зной, и зноем иссушает траву, цвет её опадает, исчезает красота вида её» (1:11).

Являя соответствующее эсхатологическое изменение сознания, Иаков корректирует и фразеологию своих современников. Вместо того, чтобы говорить: «сегодня или завтра сделаем то-то и то-то», следует говорить: «Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое» (4:15).

 

Итак, Иаков настаивает на том, чтобы христиане прониклись зыбкостью настоящего мира и ощутили реальность конца. Я бы даже сказал, что соответствующее чувство, соответствующая память смертная является в этике Иакова фундаментом всех добродетелей.

 

В каких терминах, образах описывает Иаков посмертную участь?

Для грешников:

+ это – «день заклания» (5:5).

 

Праведники же по Иакову:

+ «получат венец жизни» (Иак. 1:12),

+ спасут душу от смерти (Иак. 5:20),

+ наследуют Царствие Божие (Иак. 2:5).

 

С эсхатологией связан и тот социальный контекст, который существенен в послании Иакова. В обличении и устрашении «богатых» первейшей мыслию является близкий конец истории. «Вы собрали себе сокровище на последние дни…» (5:3), – пишет апостол, и далее, – «… как бы на день заклания» (5:5).

Сетует Иаков на то, что социальный статус человека как-то влияет на отношение к этому человеку христиан и, даже, на положение этого человека в общине:

«если в собрание ваше войдёт человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдёт же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там… то не пересуживаете ли вы в себе…?» (2:2-3).

Этот грех Иаков называет «лицеприятием» (2:9) и видит в нём явное нарушение «закона царского» - «возлюби ближнего своего как самого себя» (2:8; ср. Лев. 19:18).

Впрочем, мы не может сказать, сколь исторична эта укоризна, и имели ли подобные факты место в общине уже времён Иакова. Важно другое. А именно то обстоятельство, что подобное положение вещей имело место и имеет в последующих христианских сообществах. Но от этого надо предостерегаться.

 

Как спастись?

Первое соборное послание апостола Петра:

авторство, обстоятельства написания, план и особенности повествования.

Основные идеи повествования: природа и значение страданий, «царственное священство», крещение как просьба,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.