Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оборудование кабинета специального психолога




Организационное обеспечение

Методическое обеспечение

Психологическое обеспечение

Психологическое обеспечение подразумевает создание атмосферы наибольшего благоприятствуя для каждого ребенка с учетом его воз- раста. Основные его составляющие:

Грамотное профессиональное взаимодействие психолога с педагоги- ческим коллективом учреждения, что позволяет создать гуманные, доб-

рожелательные межличностные взаимоотношения детей и взрослых.

Создание благоприятного для развития детей психологического климата

и организация продуктивного общения со взрослыми и сверстниками.

Максимальная реализация в работе с детьми психических возмож-

ностей и резервов каждого возрастного периода (сенситивность, «зона

ближайшего развития»).

Развитие индивидуальных особенностей детей внутри каждого воз- растного периода (интересы, склонности, способности).

 

Методики, разработанные в научной психологии и апробированные на практике, при использовании их специальным психологом требуют особой модификации, предусматривающей глубокий психологический анализ и грамотную интерпретацию комплекса разных показателей в их динамике. В специальной психологии необходимо не только фик- сировать внимание на том, что может выполнить ребенок в настоящее время, но и прогнозировать, чего он в состоянии достичь в ближай- шем будущем, какова его «зона ближайшего развития». Особенно это важно при диагностике отклонений в развитии. Поэтому специальный психолог строит отдельные диагностические методики в форме обу- чающего, формирующего эксперимента.

 

Кабинет специального психолога должен быть оборудован техничес- кими средствами, методическими материалами, различным инструмен- тарием, а также необходимой документацией.


Задачи работы кабинета специального психолога и структура его тер- ритории определяют следующую оснащенность его оборудованием.

Технические средства: система видеозаписи и видеовоспроизведе- ния с набором видеозаписей и слайдов; система звукозаписи и зву- ковоспроизведения с набором звукозаписей; компьютер.

Методические материалы: практические материалы для психологи- ческой работы; набор игрушек, настольных игр с учетом возраста де-

тей; набор различных материалов (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага и т.п.); библиотека пси- холога; раздаточный материал для учащихся, родителей и учителей.

Документация: график работы кабинета, обеспечивающий прове- дение занятий, консультаций в удобное для детей, учителей и родите-

лей время (после уроков, во время больших перемен); перспектив-

ный план работы; карты психологического изучения детей; журналы

первичного приема, посещаемости, учета групповых занятий с деть-

ми; бланки для регистрации результатов обследования.

Мебель: рабочий стол психолога – 1; шкаф для пособий – 1; шкаф

для техники – 1; рабочие места детей – 6; журнальный стол – 1; крес- ла – 6; стулья.

Дополнительные средства для дизайна интерьера: цветные смен- ные перегородки помещения; цветы; клетка для птиц; аквариум.

Требования к материально-техническому оснащению психологичес- кого кабинета.

Реализация комплекса психокоррекционных и восстановительных мероприятий предполагает проведение занятий в специально оборудо-

ванных помещениях, которые должны отвечать соответствующим ус- ловиям и требованиям к техобеспечению и оснащению психологичес- кого кабинета.

Требования к помещению и интерьеру

Для кабинета специального психолога должно быть отведено поме- щение или отдельный класс не менее 25–30 кв.м, с тем чтобы одно-

временно в нем могли находиться 10–12 человек, работа с которыми должна проходить в комфортных условиях.

Температурный режим. Помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым. В зимнее время в связи с повышен- ной сухостью воздуха для его увлажнения и ионизации можно исполь-

зовать прибор «Комфорт»; желательно иметь установку для кондици-

онирования воздуха.

Звукоизоляция. Для изоляции от шумов коридора комната может быть

оборудована двойной дверью, а шум от работы звуковоспроизводящей

аппаратуры снизит выносной пульт управления. Максимальная громкость


 

звучания записей – 30 дБ. Во время занятий на входной двери необхо- димо вывесить предупреждение о соблюдении тишины.

Освещение и цвет. Интенсивность освещения должна регулировать- ся в широком диапазоне (от яркого освещения до полного затемнения).

Максимальный уровень общей освещенности до 1000 лк. Рекоменду-

ется комбинированное освещение как лампами дневного света, так и

лампами накаливания. До и после восстанавливающих релаксационных

или развивающих занятий применяется обычное верхнее освещение; во

время специальных занятий включаются боковые настенные бра со сла-

бым зеленым светом. Сеансы релаксации проходят в полузатемненном помещении, что способствует релаксации и снятию напряжения. Цвет

стен, пола, мебели, портьер подбирается по принципу использования спокойных и нейтральных цветов, тонов, не вызывающих дополнитель- ного возбуждения или раздражения; в цветосветовом интерьере пред- почтительными являются голубые и зеленые цвета (потолок голубой для имитации неба, линолеум в зеленых тонах).

Организация пространства. Для занятий коррелирующей гимнас-

тикой и релаксационными упражнениями необходимо мягкое покры-

тие пола: это важно для освоения и так называемой «детской террито-

рии» в психологическом кабинете.

Учитывая специфику задач кабинета специального психолога, он

должен территориально включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.

Зона ожидания приема представляет собой часть помещения, от- деленную перегородкой от посторонних и тех посетителей, которые уже находятся в КШП. Рекомендуется широко использовать цветы. На стенах не должно быть никаких плакатов, особенно медицинс- кого содержания, чтобы не вызывать нежелательных ассоциаций у

детей и их родителей.

Зона первичного приема и беседы с клиентом оснащается рабочим

столом, картотекой с данными о детях, учителях, родителях как кли-

ентах кабинета, закрытой картотекой, содержащей данные и результа-

ты обследований, которые должны быть недоступны посторонним. В

шкафу размещаются психологические таблицы, плакаты, методичес- кий материал и другой инструментарий для психологического обсле-

дования клиентов.

Зона консультативной работы оформляется максимально комфор-

тно. Журнальный столик и удобные мягкие кресла, неяркое освеще-

ние боковых бра создают обстановку уюта, защищенности, распола-

гают к расслаблению, успокоению, способствуют открытому, довери- тельному общению в условиях индивидуального, группового или се-

мейного консультирования.


Зона игровой терапии имеет особое значение и поэтому должна быть соответствующе оснащена: мягкое покрытие полов; передвиж- ная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сю- жете; игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы. Здесь размещаются детские поделки, рисунки, уместно яркое оформление интерьера. Цветовой дизайн и фитодизайн взаимодополняют друг дру- га в создании «детского пространства». Все это обеспечивает про- стоту адаптации детей к условиям работы в кабинете и способствует снятию напряженности.

Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения пред- полагает свободное размещение удобных мягких кресел для отдыха, снятия усталости и восстановления работоспособности на сеансах крат- ковременной релаксации, а также при обучении методам саморегуля- ции в группах. Психоэмоциональная разрядка может достигаться и спе- цифическим решением интерьера: изменением объемов и формы зоны, перемонтировкой подвижного и легко комбинируемого оборудования, трансформацией пространства с помощью временных перегородок. Эффект релаксации и снятия мышечного напряжения может быть до- стигнут и под воздействием определенных элементов обстановки, из- менений слайдовых изображений и светового оформления, а также функциональной музыки.

Зона игр и занятий:

Шкафы или стенка для хранения игрушек, детские столы и стулья,

полки для игрушек, пособий, книг, диванчик, набор детской игровой

мебели, настенная доска, зеркало, стол-барьер для детей, ковры или

ковровые покрытия.

Зона подвижной деятельности детей:

Горка со скатом, лесенка-стремянка, гимнастическая стенка. Уголок живой природы.

Рабочая зона специалиста: стол специалиста, стул, мягкая мебель с журнальным столом.

Релаксационный сектор: фотообои с пейзажем, мягкие ковровые по- крытия, комнатные растения, пейзажная музыка, эфирные масла и т.д.

Помимо обучения навыкам формирования состояния релаксации, в этой зоне психологического кабинета можно проводить занятия и

сеансы аутогенной тренировки с просмотром слайдопрограмм и ви- деопрограмм с музыкальным сопровождением. Особое значение эти занятия приобретают для контингента, проживающего в районах не- благоприятных экологических воздействии, а также испытавших трав- матический стресс.

Все эти зоны, по сути, соответствуют целям и задачам функциони-

рования кабинета специального психолога, основным контингентом


 

которого являются лица различного возраста, дошкольники, их роди- тели, воспитатели и учителя.

Диагностический сектор должен содержать:

-мебель для хранения игрушек, способствующих установлению кон- такта с детьми; комплекты материалов для психолого-педагогического

обследования детей разных возрастных групп; детские стулья и столы, расположенные так, чтобы ничего не отвлекало обследуемых детей; зер- кало Гезелла (если диагностический и коррекционный сектор разделены стеной); компьютерный набор методик для диагностики (при наличии ком- пьютера и принтера, позволяющего сделать распечатки); ксерокс.

Коррекционный сектор:

Мебель для хранения игрушек, наглядных пособий, специальной

литературы; видеотека для консультирования воспитателей, педагогов

и родителей; рабочий стол; пакет нормативных документов, регламен-

тирующих работу психолога; материалы и пособия для коррекцион-

ной работы с детьми раннего, младшего и старшего возраста; детс- кие столы и стулья с матовой поверхностью, чтобы она не блестела и

не отвлекала внимание детей, «игровая комната» (игрушки из реаль- ной жизни, отреагирования агрессии, для творческого самовыраже- ния и освобождения эмоций).

Таким образом, успешной практической деятельности психолога способствует организация его рабочего места.

 

 

Список литературы:

1. Болотова А.К. С чего начинать школьному психологу? Учебное пособие. – М., 2001.

2. Детский практический психолог: Программы и методические ма-

териалы / Под ред. О.А. Шаграева, С.А. Козловой. – М., 2001.

3. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., 1991.

4. Нормативно-правовые документы для педагога-психолога обра-

зования / Сост. И.М. Каманов. Вып. 1 – М., 2003.

5. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дуброви- ной. – М., 1991.

6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: В 2кн. –

М.,1998.

7. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятель-

ности психолога специального образования. – М., 2005.

8. Специализированный кабинет детского психолога / Науч. рук., ред. О.Н. Усанова. – М., 1995.


 

 

ГЛАВА 14. ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

 

 

Краткое содержание главы: уровни этических проблем в специаль- ной психологии; этические принципы деятельности специального пси- холога; этические требования к специальному психологу; основные эти- ческие проблемы и «соблазны» психологии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 6679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.