Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни этических проблем в специальной психологии




Необходимо разделять для себя (вслед за многими философами) та- кие понятия, как «право», «мораль» и «нравственность». Право – это фиксированные нормы поведения, за нарушение которых человек не- сет строго установленную ответственность (при этом хорошее право всегда должно отражать существующие общественные нормы и со- ответствовать общему уровню развития данного общества). Мораль – это неформальные (неписаные) нормы поведения, отражающие сло- жившиеся традиции, обычаи. Одним из центральных понятий морали является чувство долга перед окружающими людьми. Нравственность

– это скорее совесть конкретного человека, основанная на принятии

(или непринятии) существующих норм жизни, позволяющая челове- ку сохранять свое достоинство в нестандартных ситуациях, когда в

принятии решения не помогают ни нормы права, ни нормы морали (по- нятно, что для всех возможных ситуаций никаких норм и правил по- ведения не напасешься). Таким образом, нравственность – это этичес- кая импровизация, основанная на индивидуальной совести и чувстве собственного достоинства.

Соответственно, при рассмотрении основных этических регулято- ров деятельности практического психолога можно было бы выделить следующие уровни:

1. Правовой уровень, основанный на таких документах, как «Все-

общая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка»,

«Конституция (Основной Закон) РФ», «Закон РФ об образовании»,

«Должностная инструкция педагога-психолога», и других норматив-

ных документах, вплоть до «Уголовного кодекса РФ». К сожалению, многие из этих документов декларативны, и построены скорее по прин-

ципу «избегания нежелательного», то есть оставляют открытым воп- рос о том, что же есть должное, справедливое и прекрасное.

2. Моральный уровень, отраженный в многочисленных (но, к со-

жалению, еще менее однозначных и обязательных) этических «Кодек-


сах», «Уставах» и даже «Стандартах», где часто отмечаются такие принципы, как «Не навреди!», «Не навешивай ярлыков», «Принимай клиента таким, каков он есть», «Сохраняй профессиональную тайну (принцип конфиденциальности)», где часто подчеркивается «Неоспо- римый приоритет интересов клиента» и т.п.

При всей важности этических принципов вполне возможны, к со- жалению, ситуации, когда психолог прекрасно знает основные этические требования, но фактически не выполняет их. Кроме того, возможны неординарные ситуации, под которые сложно подобрать тот или иной

«принцип» и когда приходится принимать решение самостоятельно. Как раз для такой этической импровизации и необходим нравственный стер- жень личности психолога, позволяющий ему брать ответственность на себя и сохранять свою профессиональную честь и совесть. К сожа- лению, лишь «знание» этических принципов не позволило многим пси- хологам достойно сориентироваться в условиях социально-экономи- ческого (но прежде всего – духовного) кризиса, переживаемого со- временной Россией. И, как следствие, многие из них так и не смогли выступить достойными помощниками для самоопределяющихся в этом мире подростков, ограничиваясь лишь «помощью в адаптации» к та- кой «замечательной» ситуации.

3. Нравственный уровень, предполагающий определенную цен-

ностно-смысловую зрелость психолога, сформированное (а лучше сказать – выстраданное) ценностно-нравственное ядро личности. Сам нравственный уровень возможен лишь тогда, когда у психо- лога, с одной стороны, нет стремления навязывать именно свою точ- ку зрения клиенту (как и в случае с культурой, можно было бы сказать, что нравственность начинается с признания иной мировоз- зренческой позиции), но, с другой стороны, нравственность пред- полагает и свою собственную точку отсчета (нравственный крите- рий) при отношении психолога к тем или иным событиям окружа- ющего мира и к самому себе. Рассмотрение этических проблем на нравственном, мировоззренческом уровне нередко связывают с общечеловеческими ценностями.

При рассмотрении проблемы нравственности можно также вы- делить две основные плоскости: 1) отношение психолога с клиен- том, что как раз и отражается в различных этических «Кодексах» и «Уставах», и 2) отношение психолога к самому себе, к собствен- ному представлению о должном, достойном и справедливом. Вто- рая плоскость рассмотрения проблемы неизбежно предполагает со- отнесение себя с ценностями окружающего общества, мира и всей человеческой культуры.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1129; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.