Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этические требования к специальному психологу




Рассмотренные вопросы относятся к общеэтическим. Крайне важ- ны этические требования к психологу сферы коррекционного образо- вания, поскольку практическая деятельность специального психолога более всего ориентирована именно на нее (Р.С. Немов):

– психолог обязан оказывать лишь такие услуги, для которых име-

ет необходимое образование и квалификацию;

– психолог должен быть осторожен и осмотрителен в выборе пси-

хокоррекционных и психодиагностических методик, в своих выводах

и рекомендациях;

– в случае применения методик, не прошедших достаточной апро- бации или не полностью отвечающих всем стандартам, психолог обя-

зан предупреждать об этом заинтересованных лиц и быть особенно ос- торожным в своих выводах и рекомендациях;

– психолог препятствует использованию методов психодиагности- ки и психологического воздействия профессионально неподготовлен-


 

ными людьми, предупреждает об этом тех, кто по незнанию пользует- ся их услугами;

– психолог не должен препятствовать тому, чтобы обследование или консультирование ребенка по его желанию проводилось в при-

сутствии других лиц, за исключением особых случаев экспертизы,

оговоренных законом;

– если обследование ребенка или психологическое вмешательство

осуществляется по требованию другого лица – представителя органа

образования, врача, судьи и т.п., психолог обязан известить об этом

родителей ребенка или лиц, их заменяющих;

– данные индивидуального обследования подростков, юношей и де-

вушек психолог имеет право передавать другим лицам лишь при со-

гласии на это самих испытуемых, при этом испытуемый имеет право

знать, что и кому сообщается;

– допускается сообщение другим лицам только таких данных о де-

тях, которые не могут быть использованы им во вред;

– психолог несет персональную ответственность за хранение в тай-

не информации о детях, которых он обследует.

 

 

4. Основные этические проблемы и «соблазны» психологии

Можно выделить следующие специфические проблемы и «соблаз- ны» в практической деятельности психолога, в его взаимоотношениях с клиентами, коллегами и администраторами:

1. Проблема (она же – «соблазн») власти над сознанием клиента, когда психолог входит в доверие к клиенту и буквально «вьет из него

веревки», принимая за него важнейшие жизненные решения, а то и

«круто меняя жизнь клиента» своими советами и рекомендация. К со-

жалению, немалая часть клиентов именно так и представляют себе «по-

мощь» со стороны психолога, как бы перекладывая на них всю от-

ветственность за свои действия.

2. Проблема самокрасования психолога на работе (перед клиента-

ми и даже перед коллегами). С одной стороны, психолог все-таки дол-

жен уметь «производить впечатление» на клиентов, иначе ему сложно

будет установить с ними эмоционально-доверительный контакт и сфор-

мировать по отношению к себе уважение как к специалисту. Но, с дру-

гой стороны, если доводить «очаровывание» клиентов до абсурда, то вся работа превращается в «театр одного актера». Многие клиенты это

даже чувствуют и не всегда воспринимают такого психолога как сво- его реального помощника. Заметим, что у педагогов и психологов воз- можностей для самокрасования на работе, быть может, даже больше, чем у артистов театра и кино, чем у различных теле- и эстрадных


«звезд», поскольку педагоги и психологи работают не с безликими ауди- ториями, которые часто воспринимают своих «звезд» как неких «идо- лов успеха», но не как живых людей, тогда как в учебных аудиториях и психологических кабинетах возможно более «живое» общение с ре- альной «обратной связью» и взаимодействием.

3. «Соблазн» следования «методическим модам», когда психолог, приобретая и осваивая очередную новомодную методику, как бы само- утверждается среди своих коллег (или среди впечатлительных клиен- тов), как бы заявляя, что «я на высоте», «я использую самые-самые лучшие методы работы». Хотя известно, что и новомодные методы не всегда оказываются действительно лучшими. С одной стороны, понять такого психолога можно, поскольку он реально стремится улучшить свою профессиональную деятельность, а иногда и повышает этим свою про- фессиональную квалификацию. Но, с другой стороны, в погоне за оче- редной новомодной методикой или технологией психолог часто затра- чивает слишком много сил, времени и денег (известно, как много лов- ких «продавцов» новых и не до конца апробированных методик делают себе на этом целые состояния). А главное, в погоне за методическими

«новинками» психолог не осваивает по-настоящему одну методику, как на «рынке методик» появляется следующая мода и т.д., и все это в ито- ге нередко приводит к поверхностности в работе.

5. Проблема близких отношений психолога с клиентом. Проще все- го сделать вид, что эта проблема надуманная и надо просто не допус-

кать никаких отношений за пределами профессиональной деятельнос- ти. В некоторых этических кодексах и стандартах работы психиатров и психотерапевтов налагается категорический запрет на какие-либо близкие отношения психолога со своими клиентами и пациентами, и нарушение этого запрета наказывается, вплоть до дисквалификации.

Но реально взрослый клиент и взрослый психолог имеют право на раз-

витие таких отношений, что они иногда и делают. Это видно хотя бы

по тематике некоторых зарубежных фильмов: появился даже особый

жанр, где, с одной стороны, он или она – пациент, а с другой сторо-

ны – он или она – психоаналитик, психотерапевт или просто психолог.

Если такие отношения все-таки возникают, то действует негласное правило: сначала должны быть решены психологические проблемы кли-

ента, и лишь затем можно позволить себе перевод отношений «психо- лог – клиент» в сферу неформальных отношений, или же просто пере- дать данного клиента другому специалисту-психологу. Но совмещать позиции «психолога» и «близкого человека» обычно не удается, так как между клиентом и психологом все-таки должна существовать опреде-

ленная деловая дистанция. Отчасти в связи с этим, кстати, психологу

не рекомендуется работать профессионально с близкими ему людьми.


Другое дело, когда психолог насильно вынуждает клиента к таким отношениям – это никак не допустимо. Часто возникает другая про- блема, когда клиент сам влюбляется в психолога и буквально требует от него близости (иногда даже шантажируя его в случае отказа). К достойному поведению в таких ситуациях психолог (особенно моло- дой, начинающий специалист) должен быть готов.

Необходимо быть чрезвычайно корректными в построении про- фессиональных отношений с детьми и подростками, поскольку они еще социально (и физиологически) незрелы, они еще только учат- ся любить и легко увлекаются такими «умными», такими «интерес- ными» психологами, тем более что психологи, затрагивая вопросы межличностного общения, развития и планирования перспектив сво- ей жизни, легко могут увлечь своих молодых и впечатлительных воспитанников и клиентов...

6. «Соблазн» работать с полной отдачей, забывая о своих личных интересах и здоровье («синдром эмоционального сгорания»). Посколь- ку работа психолога реально не нормирована и не сформулированы психогигиенические нормы и ограничения, психолог может легко по- терять «меру», эмоционально и морально истощиться (так называемый

«эффект выгорания»), решая сложные конфликты своих клиентов, и сам со временем превратиться в пациента психиатрической клиники. К сожалению, таких случаев известно немало. А ведь так хочется по- казать всем, что вы не щадите себя и своего здоровья ради интересов своих подопечных. Но при этом такой «самоотверженный» психолог забывает о своих родных и близких, которые за него переживают, а потом еще и расплачиваются за психолога своими нервами, бессон- ными ночами и искалеченными судьбами.

7. Проблема «неинтересного» и «скучного» клиента, к сожалению, также встречается достаточно часто и к тому же недостаточно осве- щена в психологической литературе. В самом общем плане проблема эта заключается в том, что, с одной стороны, люди (клиенты) не оди- наковые, кто-то, например, может и не обладать высокой интеллекту- альной, эмоциональной или коммуникативной культурой, быть просто примитивным человеком, с которым просто «неинтересно» общаться. Но, с другой стороны, такой человек все-таки обратился к психологу за помощью, и вполне может оказаться, что одной из причин его лич- ностных проблем как раз и является начинающееся осознание своей

«неинтересности» для окружающих. Тогда психолог просто обязан пе- ресилить в себе первоначальную неприязнь (презрение, высокомерие и т.п.) и хотя бы попробовать организовать с таким человеком диалог.

8. Проблема «раннего прозрения клиента». Суть проблемы в том, что

построение жизненного и профессионального «успеха» часто бывает


связано с определенными жизненными компромиссами и даже с не- благовидными делами. К сожалению, иногда человек добивается «ус- пеха», кого-то вовремя предав (или продав), нарушив законодательство и т.п. Получается, что для оказания помощи самоопределяющемуся че- ловеку, например, помогая ему планировать «успешную» карьеру, пси- холог должен (или может) давать ему соответствующие «нехорошие» рекомендации (как кого обмануть, продать, как эффективнее «разобрать- ся» со своей совестью и т.п.). Или же молодой клиент самостоятельно сделал для себя эти открытия («прозрел») и тогда получается, что пси- холог якобы обязан морально поддержать его в столь «нехороших» на- мерениях. Естественно, психолог должен сам себя уважать и не пре- вращаться в фактического соучастника будущих негодяев.

9. Проблема «позднего прозрения» клиента выражается в том, что человек обращается за помощью к психологу в надежде осознать, на- сколько удачно или неудачно была прожита его жизнь (или часть жиз- ни). Заметим, что сам факт обращения по такому вопросу уже свиде- тельствует о некотором внутреннем сомнении клиента в том, что его жизнь «состоялась». Если психолог, выслушав клиента, обнаружива- ет, что жизнь данного человека трудно назвать удачной (состоявшей- ся, наполненной каким-то значительным смыслом и т.п.), то далеко не всегда следует открыто говорить об этом данному клиенту. Если кли- ент – сильная личность, способная «пережить» правду о себе, то иногда стоит и рискнуть, рассчитывая на то, что он сможет собрать свою волю и использовать энергию внутреннего кризиса для того, чтобы остав- шиеся годы прожить достойно и продуктивно. Если же психолог чув- ствует, что перед ним слабый, «уставший от жизни человек», то луч- ше не травмировать его своим мнением, а просто подыграть ему, ска- зав, например, что его «жизнь в целом состоялась», а «отдельные не- удачи и нереализованные планы имеются у каждого», особенно у тех, кто «способен ставить перед собой сложные, а значит, труднодости- жимые цели». А всегда говорить в глаза только то, что думаешь, всем подряд – это и неэтично, и непрофессионально. И тут нет никакого про- тиворечия, так как для каждого человека – своя правда.

10. «Прозрение» самого психолога, когда он «вдруг» осознает для себя, что его профессия «дурацкая», что он занимается «никому не нужными делами» и т. п. С одной стороны, недовольство собой и своей работой – это признак творческого, требовательного, рефлексирующего субъекта труда. Но, с другой стороны, такая «рефлексия» может при- вести к развалу собственной работы, отразиться на благополучии кли- ентов и привести даже к разрушению личности самого психолога. Про- блема в том, как использовать энергию этого внутреннего кризиса не только для совершенствования своей работы, но и для личностного


 

развития в своем труде. И если психолог почувствует, что такой кри- зис для него непреодолим, то лучше признаться себе в этом и просто поменять профессию.

11. Неверие в возможности клиента самому разрешить свою пси- хологическую проблему. Это как бы «оправдывает» недопустимую тен-

денцию психолога откровенно манипулировать сознанием клиента, пре- вращая его в «пассивный объект» своих воздействий, и вместо него решать его жизненные психологические проблемы.

12. Работа без должной теоретической и методической подготовки, когда психолог берется за решение сложных проблем, а сам не имеет

для этого ни опыта, ни квалификации. К сожалению, в условиях мас-

совой подготовки психологов, когда невозможно проконтролировать

образовательный процесс, выпускается довольно много специалистов,

которые не обладают фактической готовностью к оказанию квалифи-

цированной помощи клиентам и «выкручиваются» в основном с по-

мощью своего жизненного «обаяния», «здравого смысла» или обык- новенной «наглости» и «напористости».

13. Проблема критериев оценки эффективности психологической помощи, Оценка эффективности деятельности психолога в условиях регулярного образования детей до сих пор является наименее разра- ботанной. В то же время в оценке своей деятельности необходимо ру- ководствоваться какими-либо критериями. С точки зрения Н.Я. и М.М.

Семаго, таким критерием может стать именно успешность адаптации

ребенка в образовательной среде.

Из этих представлений и формулируется оценка эффективности дея-

тельности психолога через адаптацию ребенка в образовательной сре-

де. В отличие от педагогической деятельности, в которой имеются соб-

ственные критерии оценки эффективности, то есть оценки степени ус- воения знаний, навыков, умений (бальная оценка, специальным обра-

зом организованное поощрение и т.п.), надежных критериев эффектив- ности психологической деятельности до настоящего времени не найде- но. Большинство предлагаемых критериев относится к области субъек- тивного (например, оценка эффективности работы с ребенком по анке- тированию родителей, педагогов и т.п.). Это не дает возможности со-

поставления результатов как собственной деятельности психолога в раз-

ных условиях, при применении различных технологий, так и сопостав-

ления собственной деятельности с работой других специалистов обра-

зования. Все это в значительной степени снижает технологичность и ка-

чество психологической работы в целом. В то же время, если исходить

из одной из наиболее общих закономерностей дизонтогенеза – той или иной степени социально-психологической дизадаптации ребенка, то

уменьшение этой дизадаптированности в результате специальной психо-


логической помощи может служить хорошим показателем эффектив- ности психологической работы. Именно этот показатель эффективности психологической деятельности специального психолога был предложен Е.Л. Шепко. Рассматривая психическое здоровье как интегральный по- казатель благополучия в психическом развитии, автор предлагает оце- нивать его на основе такого психологического критерия, как степень со- циально-психологической адаптации ребенка, которая определяется в первую очередь как успешность приспособления к социально-психоло- гическим требованиям окружающей среды. Изменение степени дизадап- тации под воздействием коррекционно-развивающей работы психолога и переходе состояния ребенка из одной группы «психологического здо- ровья» в другую, менее тяжелую по параметру адаптации, и определя- ется как критерий эффективности психологической деятельности.

15. Проблема «сапожника без сапог» заключается в том, что у мно- гих психологов имеется немало и собственных психологических про- блем. И тогда возникает вопрос: имеют ли они право помогать дру- гим людям, сами не разобравшись до конца со своими проблемами? С одной стороны, если психолог постоянно проецирует свои пробле- мы на ситуации обращающихся к нему за помощью клиентов (видит в проблемах клиентов только свои собственные проблемы), то это, ес- тественно, мало способствует эффективной помощи клиентам. Поэто- му психолог должен уметь абстрагироваться от своих проблем хотя бы на время работы с клиентом, отличать его проблемы от своих – то есть психолог должен знать себя настолько, чтобы можно было гово- рить о его личностной проработанности. Если у психолога не будет соб- ственного опыта переживания серьезных проблем (и даже опыта пре- одоления внутренних кризисов), то ему сложнее будет понять пробле- мы других людей (клиентов). Кроме того, мы не раз отмечали уже, что само развитие психолога-профессионала предполагает преодоле- ние определенных кризисных ситуаций.

16. Наконец, можно обозначить проблему неизбежности професси- ональных «секретов» психолога-практика от клиентов, от админист- рации и даже от своих коллег. Если клиенту рассказывать обо всех нюансах своей работы, то все равно он многого не поймет, да и про- читать ему кратко весь курс по психологии вряд ли получится. Кроме того, сообщение некоторым впечатлительным клиентам о результатах исследования, о своих оценках реальной жизненной ситуации клиен- та и т.п. может просто вызвать огорчение, разочарование в своих воз- можностях изменить ситуацию, а то и просто шок, после которого кли- енту будет сложно оправиться.

Не следует также рассказывать обо всех нюансах своей работы на-

чальникам и администраторам, которые часто не разбираются в тон-


костях вашей работы и могут ее просто неправильно понять. Как ру- ководители они должны доверять вам как специалистам. Но как от- ветственные лица они, одновременно, обязаны знать, что творится в их учреждении. Поэтому вы как специалист должны всегда иметь ка- кую-то общую информацию о проделанной работе и даже о получен- ных результатах (но именно общую информацию, не касающуюся де- ликатных подробностей по каждому клиенту).

Наконец, даже коллегам-психологам не всегда следует рассказы- вать о своей работе. Во-первых, есть профессиональные тайны, о ко- торых не должны знать посторонние (например, секреты некоторых клиентов, которые они доверяют только вам). Во-вторых, даже колле- ги не всегда могут вас поддержать в случае реализации каких-то ва- ших творческих, необычных идей (ранее мы уже предлагали в таких случаях сначала довести идеи до совершенства или до «рабочего со- стояния» и лишь потом публично заявлять о них). В-третьих, и среди коллег попадаются обыкновенные склочники и завистники, поэтому определенная профессиональная осторожность никогда не помешает. Хотя, конечно, нехорошо так говорить о психологах. Но ведь и пси- хологи тоже живые люди, и они тоже бывают разными (а не какими- то стереотипно-идеализированными), что само по себе прекрасно!

 

 

Список литературы:

1. Аминов Н.А., Молоканов М.В. О компонентах специальных спо- собностей будущих школьных психологов // Психологический жур- нал. – 1992. – Т.13. – №5. – С. 104–110.

2. Кодекс профессиональной этики психологов Общества Психоло- гов ВНР // Вопросы психологии. – 1983. – №6. – С.130–133.

3. Крылов А.А., Юрьев А.И. Этические принципы и правила рабо- ты психолога // Практикум по экспериментальной и прикладной пси- хологии / Под ред. А.А. Крылова. – Л., 1990.

4. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. –

М., 2002.

5. Толстых А.В. Морально-этические проблемы психологической

практики. – М., 1988.


 

 

СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.