КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этические принципы деятельности специального психолога
Профессиональная деятельность психолога – это работа с внутрен- ним миром человека, с человеческой личностью. А этот объект рабо- ты требует соблюдения особых принципов и правил этики. Психоло- гия имеет в своем распоряжении такие инструменты, пользование ко- торыми требует особой осторожности. Рассмотрим наиболее важные принципы профессиональной этики психолога. 1) Принцип профессиональной компетентности. Психологу важно знать свои права и обязанности, возможности и ограничения. Он дол- жен четко осознавать свои профессиональные возможности и действо- вать только в пределах уровня профессиональной подготовленности. При применении психодиагностической методики, коррекционной, раз- вивающей, консультационной программы психолог должен знать их теоретические основы и хорошо усвоить технологию их проведения. Психолог формулирует выводы и рекомендации заказчику, сообщает психологическую информацию клиенту в адекватной форме и на по- нятном для него языке. При этом он стремится избегать профессио- нального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов. 2) Принцип ненанесения ущерба человеку. Психолог осуществля- ет свою деятельность, исходя прежде всего из интересов заказчика. Однако при этом следует придерживаться принципа ненанесения ущерба любому человеку, так или иначе включенному в исследова- ние или практическую работу. Важно иметь в виду необратимость многих психических процессов. Поэтому главный этический прин- цип психолога – «не навреди». Сформулированный Гиппократом при- менительно к врачебной этике, он имеет исключительное значение и в деятельности психолога. Процесс и результаты деятельности пси- холога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социально- му положению, интересам человека. 3) Принцип научной обоснованности и объективности. Психолог может применять только валидные и надежные методы и средства. Не- обходимо использовать методики, адекватные целям и условиям про- водимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию ис- пытуемого. Методики должны быть стандартизированными, нормали- зованными, надежными, валидными, адаптированными. В своей работе психологу важно разграничивать сферу личной и профессиональной жизни. Он не должен переносить свои личные от- ношения и проблемы на профессиональную деятельность. Нежелательны тесные личные отношения между психологом и клиен- том. Важно, чтобы психолог мог сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного решения проблем клиента. 4) Принцип уважения клиента. Психолог должен уважать достоин- ство испытуемого клиента и проявлять честность в общении с ним. В процессе психологической работы психолог должен стремиться к под- держанию у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом. Оптимальным стилем отношений практического психолога и клиента яв- ляется взаимодействие на равных. Клиент должен чувствовать себя пол- ноправным партнером психолога. Одна из распространенных ошибок прак- тических психологов – позиция покровительства и опеки. При этом психо- лог, считая себя знатоком жизни, начинает воздействовать на клиента так, чтобы тот принял его критерии: что такое «правильно» и что такое «непра- вильно». Это приводит к тому, что психолог начинает оценивать действия человека как хорошие или плохие. Это проявление непрофессионализма, склонности действовать исходя из житейской психологии. Практическому психологу важно избегать оценочных высказываний по поводу действий клиента и воздерживаться от прямых советов ему, поскольку в этом случае он берет на себя ответственность за его судьбу и личность. Для развития человека необходимо, чтобы он осознавал и проявлял личную ответственность за принимаемые решения. Неква- лифицированный психолог склонен к шаблонным оценкам действий клиента и стереотипному стилю реагирования на ситуации клиентов. 5) Принцип соблюдение профессиональной конфиденциальности. Психолог должен сохранять конфиденциальность психодиагностичес- ких методик. Это означает, что профессиональные методики не долж- ны попадать в руки непрофессионалов. Секреты, обуславливающие их пригодность, должны сохраняться в тайне. Дело профессиональной чести психолога – препятствовать попыткам некорректного и неэтич- ного применения психодиагностических методик. Необходимо соблюдать конфиденциальность результатов психодиаг- ностического исследования, избегать сознательного или случайного распространения материала, полученного от испытуемого или (клиен- та), чтобы избежать его компрометации. При этом важно вести стро- гий учет полученной информации (вплоть до применения системы ко- дирования), ограничивать доступ к ней заказчика, клиента или иных третьих лиц, корректно использовать полученные сведения. Для более надежной гарантии конфиденциальности материалов ис- следования полезно использовать систему кодирования: на всех ма- териалах, начиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указы- ваются не фамилии, имена, отчества испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого числа цифр и букв. В то же время психолог должен ориентироваться на принцип необ- ходимости и достаточности предоставляемой информации, то есть да- вать только ту информацию, которая необходима и достаточна для ре- шения задач организации и личности. Однако и здесь психолог дол- жен быть уверен, что его информация будет использована заинтересо- ванными лицами для достижения гуманных целей, а не для другой, хотя бы и очень важной, цели. Рассмотренные принципы этики психолога характеризуют наиболее общие положения, которые он должен учитывать в своей научной, прак- тической и педагогической деятельности. В то же время в рамках от- дельных типов профессиональной психологической работы существу- ют и особые проблемы. Поэтому нередко рассматриваются специфичес- кие этические принципы, важные при проведении психологического ис- следования, психодиагностики, психологического консультирования. В связи с осознанием важности этической регуляции психологичес- кого исследования и практики в последние годы психологами многих стран разрабатываются этические нормы профессиональной психологи- ческой деятельности. Так, в 1981 г. Американской психологической ас- социацией были официально приняты «Этические стандарты психоло- гов» – своеобразный кодекс профессиональной этики. В 1985 г. Бри- танское психологическое общество приняло «Кодекс поведения» для психологов. Вопросы этического обеспечения исследовательской и прак- тической деятельности активно разрабатываются и в других европейс- ких странах. В нашей стране также активно обсуждаются проблемы про- фессиональной этики психологов и разрабатываются документы, кото- рые могли бы регламентировать этическую сторону в их деятельности.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |