КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кинематика твердого тела
Вопросы, связанные с движением твердого тела, помимо самостоятельного значения играют важную роль еще и в другом отношении. С твердым телом, как известно, может быть связана система отсчета, служащая для пространственно-временного описания различных движений. Поэтому изучение характера движения твердых тел равносильно по существу изучению движений соответствующих систем отсчета. Результаты, которые мы получим в этом параграфе, будут неоднократно использоваться в дальнейшем. Различают пять видов движения твердого тела: 1) поступательное, 2) вращение вокруг неподвижной оси, 3) плоское движение, 4) сферическое движение (вокруг неподвижной точки) и 5) свободное движение. Первые два движения (поступательное и вращение вокруг неподвижной оси) являются основными движениями твердого тела. Остальные виды движения твердого тела, оказывается, можно свести к одному из основных движений или к их совокупности (это будет показано на примере плоского движения). В данном параграфе будут рассмотрены первые три вида движения и вопрос сложения угловых скоростей. Поступательное движение. Это такое движение твердого тела, при котором любая прямая, связанная с телом, все время остается параллельной своему начальному положению. Например, вагон, движущийся по прямому участку пути; кабина колеса обозрения и др. При поступательном движении все точки твердого тела совершают за один и тот же промежуток времени равные по величине и направлению перемещения. Поэтому скорости и ускорения всех точек тела в данный момент времени одинаковы. Это обстоятельство позволяет свести изучение поступательного движения твердого тела к изучению движения отдельной точки тела, т. е. к задаче кинематики точки. Таким образом, поступательное движение твердого тела может быть полностью описано, если известны зависимость от времени радиус-вектора любой точки этого тела и положение последнего в начальный момент. Вращение вокруг неподвижной оси. Пусть твердое тело вращается вокруг неподвижной в данной системе отсчета оси 00' (рис. 3.7). Рассмотрим бесконечно малый поворот тела вокруг этой оси. Соответствующий угол поворота будем характеризовать вектором , модуль которого равен углу поворота, а направление совпадает с осью 00', причем так, что направление поворота отвечает правилу правого винта по отношению к направлению вектора (рис. 3.7). Теперь найдем элементарное перемещение любой точки А твердого тела при таком повороте. Положение точки А зададим радиусом-вектором , проведенным из точки О на оси вращения. Тогда линейное перемещение конца радиус-вектора связано с углом поворота соотношением (см. рис. 3.7) , или в векторном виде (3.11)
Здесь важно отметить, что это равенство справедливо лишь для бесконечно малого поворота . Другими словами, только бесконечно малые повороты можно рассматривать как векторы. Для конечного поворота на угол линейное перемещение точки А, как следует из рис. 3.7, есть
.
Отсюда сразу видно, что перемещение нельзя представить как векторное произведение векторов и . Это возможно лишь в случае бесконечно малого поворота , в пределах которого радиус-вектор можно считать неизменным. Кроме того, можно показать, что введенный нами вектор удовлетворяет основному свойству векторов - векторному сложению. В самом деле, представим себе, что твердое тело совершает два элементарных поворота и вокруг разных осей, проходящих через неподвижную точку О. Тогда результирующее перемещение произвольной точки А тела, радиус-вектор которой относительно точки О равен , можно представить так: , (3.12) где , т. е. два данных поворота и эквивалентны одному повороту на угол вокруг оси, совпадающей с вектором и проходящей через точку О.
Заметим, что при рассмотрении таких величин, как радиус-вектор , скорость , ускорение не возникал вопрос о выборе их направления: оно вытекало естественным образом из природы самих величин. Подобные векторы называют полярными. В отличие от них векторы типа , направление которых связывают с направлением вращения, называют аксиальными. Введем теперь векторы угловой скорости и углового ускорения. Вектор угловой скорости определяют как , (3.13) где dt - промежуток времени, за который тело совершает поворот .
Вектор совпадает по направлению с вектором и представляет собой аксиальный вектор. Изменение вектора со временем характеризуют вектором углового ускорения , который определяют как
(3.14)
Направление вектора совпадает с направлением - приращения вектора . Вектор , как и , является аксиальным. Запишем выражения для угловой скорости и углового ускорения в проекциях на ось вращения Z, положительное направление которой свяжем с положительным направлением отсчета координаты φ - угла поворота – правилом правого винта (рис. 3.8). Тогда проекции и векторов и на ось Z, будут определяться следующими формулами:
, (3.15) (3.16)
Здесь и - величины алгебраические. Их знак характеризует направление соответствующего вектора. Например, если > 0, то направление вектора совпадает с положительным направлением оси Z; если же < 0, то направление вектора противоположно. Аналогично и для углового ускорения. Таким образом, зная зависимость - закон вращения тела, по формулам (3.15) и (3.16) можно найти как угловую скорость, так и угловое ускорение в каждый момент времени. И наоборот, зная зависимость углового ускорения от времени и начальные условия, т. е. угловую скорость и угол в начальный момент времени, можно найти как , так и . Представление угловой скорости и углового ускорения в виде векторов оказывается чрезвычайно плодотворным, особенно при изучении более сложных движений твердого тела. Это дает возможность во многих случаях получить большой выигрыш в наглядности, а также резко упростить как анализ движения, так и соответствующие расчеты. Задача 3.4 Твердое тело вращается вокруг неподвижной оси по закону φ = bt - ct2/2, где b и c - некоторые положительные постоянные. Найти характер движения этого тела. Согласно (3.15) и (3.16), = b — ct; = - с = const. Отсюда видно, что тело, вращаясь равномерно замедленно ( < 0), останавливается в момент t0 = b / c, а затем направление вращения (знак ) изменяется на противоположное (рис. 3.9). Отметим, что решение всех задач на вращение твердого тела вокруг неподвижной оси аналогично по форме задачам на прямолинейное движение точки. Достаточно заменить линейные величины х, vx и аx на соответствующие угловые φ, ωz, и εz, и мы получим аналогичные закономерности и соотношения для вращающегося тела. Связь между линейными и угловыми величинами. Найдем скорость произвольной точки А твердого тела, которое вращается вокруг неподвижной оси с угловой скоростью . Пусть положение точки А относительно некоторой точки О оси вращения характеризуется радиусом-вектором (рис.3.10). Воспользуемся формулой (3.11), поделив ее на соответствующий промежуток времени dt. Так как и , то , (3.17)
т. е. скорость v любой точки А твердого тела, вращающегося вокруг некоторой оси с угловой скоростью , равна векторному произведению на радиус-вектор точки А относительно произвольной точки О оси вращения (см. рис. 3.10). Модуль вектора (3.17) v = ω r sinυ = ω ρ, где ρ — радиус окружности, по которой движется точка А. Таким образом, v = ωρ. Продифференцировав (3.17) по времени, найдем ускорение точки А: , или . (3.18) В данном случае (ось вращения неподвижна) , поэтому вектор представляет собой тангенциальное ускорение (вращательное). Вектор же - это нормальное ускорение (центростремительное). Модули этих ускорений равны: ; . Отсюда модуль полного ускорения есть . Задача 3.5 Точка А движется по дуге окружности радиусом ρ (рис. 3.11). Ее скорость зависит от дуговой координаты s по закону , где b - постоянная. Найти зависимость от s угла α между вектором полного ускорения и вектором скорости точки. Из рис 3.11 видно, что угол α можно определить по формуле . Найдем: an и аτ:
Отсюда: tgα = 2s/ρ. Плоское движение твердого тела. Это такое движение, при котором каждая точка твердого тела движется в плоскости, параллельной некоторой неподвижной (в данной системе отсчета) плоскости. При этом плоская фигура Ф, образованная сечением тела этой неподвижной плоскостью Р (рис. 3.12), в процессе движения все время остается в этой плоскости; например цилиндр, катящийся по плоскости без скольжения. Нетрудно сообразить, что положение твердого тела при плоском движении однозначно определяется положением плоской фигуры Ф в неподвижной плоскости Р. Это позволяет свести изучение плоского движения твердого тела к изучению движения плоской фигуры в ее плоскости. Пусть плоская фигура Ф движется в своей плоскости Р, неподвижной в К - системе отсчета (рис. 3.13). Положение фигуры Ф на плоскости можно определить, задав радиус-вектор произвольной точки О1 фигуры и угол φ между радиус-вектором , жестко связанным с фигурой, и некоторым фиксированным направлением в K - системе отсчета. Тогда плоское движение твердого тела будет описываться двумя уравнениями: ; φ = φ (t). Ясно, что если за промежуток времени dt радиус-вектор точки А (см. рис. 3.13) повернется на угол dφ, то на такой же угол повернется и любой отрезок, связанный с фигурой. Другими словами, поворот фигуры на угол dφ не зависит от выбора точки О'. А это значит, что и угловая скорость фигуры тоже не зависит от выбора точки О', и мы имеем право называть угловой скоростью твердого тела как такового. Найдем теперь скорость произвольной точки А тела при плоском движении. Введем вспомогательную K' систему отсчета, которая жестко связана с точкой О' тела и перемещается поступательно относительно K -системы (см. рис. 3.13). Тогда элементарное перемещение точки А в K - системе можно записать в виде , где - перемещение K' - системы (точки О'), a - перемещение точки А относительно K' - системы.
Перемещение обусловлено вращением тела вокруг неподвижной в K' - системе оси, проходящей через точку О'; согласно (3.11) . Подставив это выражение в предыдущее и поделив обе части полученного равенства на dt, найдем* , (3.19) т. е. скорость любой точки А твердого тела при плоском движении складывается из скорости произвольной точки О' этого тела и скорости , обусловленной вращением тела вокруг оси, проходящей через точку О'. Подчеркнем еще раз, что - это скорость точки А относительно поступательно движущейся K' - системы отсчета, жестко связанной с точкой О'. Иначе говоря, плоское движение твердого тела можно представить как совокупность двух основных видов движения - поступательного (вместе с произвольной точкой О' тела) и вращательного (вокруг оси, проходящей через точку О'). Теперь покажем, что плоское движение можно свести к чисто вращательному. Действительно, при плоском движении скорость произвольной точки О' тела перпендикулярна к вектору , а это значит, что всегда можно найти такую точку М, жестко связанную с телом (точка М может оказаться и вне тела), скорость которой в данный момент времени. Из условия можно найти положение точки М, т. е. ее радиус-вектор относительно точки О' (рис. 3.14) Этот вектор перпендикулярен к векторам и , его направление соответствует векторному произведению , а модуль . ___________________________ *Заметим, что формула (3.19) оказывается справедливой и для любого сложного движения твердого тела.
Точка М определяет и положение соответствующей оси (она совпадает по направлению с вектором ). Движение твердого тела в данный момент времени представляет собой чистое вращение вокруг этой оси. Такую ось называют мгновенной осью вращения. Положение мгновенной оси, вообще говоря, меняется со временем рис.3.15 а), б), в). Например, в случае катящегося по плоскости цилиндра мгновенная ось в каждый момент времени совпадает с линией касания цилиндра с плоскостью (рис. 3.15 а) точка Рv. Задача 3.6 Колесо радиусом R (рис. 3.16) катится без скольжения по неподвижной прямой, имея скорость центра v 0 Определить скорости точек М, N и L обода колеса в данный момент времени. Решение. Мгновенная ось вращения в рассматриваемой задаче находится в точке Р соприкосновения колеса с прямой. Угловая скорость колеса определится из формулы Скорости указанных в условии точек определяем по формуле: vN = ω * PN = ω * 2 R = 2 v0; vM = vL = ω * МР = , т. к. MP = LP = R ; vN NP, vM МР и vL LP. Сложение угловых скоростей. Рассмотрим движение твердого тела, вращающегося одновременно вокруг двух пересекающихся осей. Сообщим некоторому телу вращение с угловой скоростью вокруг оси ОА (рис. 3.17) изатем эту ось приведем во вращение с угловой скоростью вокруг оси ОВ, неподвижной в K - системе отсчета. Найдем результирующее движение тела в K - системе. Введем вспомогательную K' - систему отсчета, жестко связанную с осями ОА и ОВ. Ясно, что эта система вращается с угловой скоростью , и тело вращается относительно нее с угловой скоростью . За промежуток времени dt тело совершит поворот вокруг оси ОА в K' - системе и одновременно поворот вокруг оси ОВ вместе с K' - системой. Суммарный поворот согласно (3.12) есть . Поделив обе части этого равенства на dt, получим . (3.20)
Таким образом, результирующее движение твердого тела в K - системе представляет собой чистое вращение с угловой скоростью вокруг оси OΩ, совпадающей в каждый момент с вектором и проходящей через точку О (см. рис. 3,17). Эта ось OΩ перемещается относительно K - системы - она поворачивается с угловой скоростью вместе с осью ОА вокруг оси ОВ – называется мгновенной осью вращения Нетрудно сообразить, что даже в том случае, когда угловые скорости и не меняются по модулю, тело будет обладать в K - системе угловым ускорением, вектор которого согласно (3.14) направлен за плоскость рис. 3.17. Рассмотрим это подробно на примере на примере 1.7
Задача 3.7 Круглый конус с радиусом основания r и высотой h катится без скольжения по поверхности стола, как показано на рис. 3.18 Вершина конуса закреплена шарнирно в точке О на уровне точки С — центра основания конуса. Точка С движется с постоянной скоростью v. Найти: 1) угловую скорость и 2) угловое ускорение конуса относительно стола. Решение. 1. Согласно (3.20) , где и - угловые скорости вращения вокруг осей 00' и ОС соответственно. Модули векторов и легко найти с помощью рис. 3.18: . Их отношение . Отсюда следует, что вектор совпадает в каждый момент времени с образующей конуса, которая проходит через точку касания А. Модуль вектора и есть . 2. Угловое ускорение ε конуса согласно (1.14) есть производная вектора по времени. Так как вектор = const, то . Вектор , оставаясь постоянным по модулю, поворачивается вокруг оси 00' с угловой скоростью . Его приращение за промежуток времени dt равно по модулю , или в векторном виде . Таким образом, . Модуль этого вектора ε = v2/rh.
И последнее замечание. Тот факт, что вектор угловой скорости удовлетворяет основному свойству векторов - векторному сложению, в свою очередь позволяет представить как векторную сумму составляющих на определенные направления, т. е. ..., где все векторы относятся к одной и той же системе отсчета. Этим удобным и полезным приемом часто пользуются при анализе сложного движения твердого тела.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |