Цель толкования закона состоит в том, чтобы определить юридически обяза- тельный смысл правовой нормы, значение которой не вполне ясно. Толкование необходимо там, где неясен текст закона или где есть сомнения в том, что кажущий- ся ясным текст правильно передает действительный смысл нормы. Потребность в толковании правовых норм обусловлена, с одной стороны, несовершенством язы- ка, а с другой стороны, абстрактностью правового положения с точки зрения его будущего применения к конкретному случаю.
При применении любого закона правоприменитель (чиновник, судья и т.п.) должен задаться вопросом: является ли правовая норма по смыслу и по тексту ясной и не допускающей ошибок и разногласий? В случае сомнений или неясностей их устраняют посредством определенных методов.
Толкование закона. Законы редко бывают ясными и однозначными. Всегда имеют место различные точки зрения на их содержание, опирающиеся на:
- их смысл и цель
- лингвистический анализ
- историческую волю законодателя
При грамматическом методе проводится лингвистический анализ.
При телеологическом методе с помощью формальной логики делается попытка понять целевую установку правовой нормы.
При историческом методе привлекаются источники происхождения право- вой нормы, чтобы установить исторические источники формирования воли пар- ламента.
2-933
Такая потребность в толковании существует для всех правовых норм, в особен- ности для административного права, где нормы должны постоянно проверяться на предмет соответствия конституционному праву. Именно в административном пра- ве часто встречаются незавершенные формулировки и неопределенные правовые термины.
Толкованию законов в административном праве придается большое значение, поскольку в этой области права еще во многом отсутствует общая кодификация. Парламент издает изолированные законы для самых различных сфер деятельности, начиная от организации армии и кончая добычей нефти или валютным контролем. В силу большого временного разрыва и различия профессиональных областей зву- чащие одинаково формулировки могут зачастую иметь разное значение и вести к противоречивым результатам. Путем толкования необходимо стремиться к форми- рованию единой системы основных понятий и принципов административного права в правовом государстве. Посредством толкования необходимо добиваться того, чтобы положения административного права учитывали важнейшие конституционные принципы и конституционные права.
Поскольку применение основных прав является (лавным образом проблемой конституционного права, ниже будут представлены методы толкования админист- ративного права.
Ь) Применение общих методов толкования в административном праве
Для норм административного права достаточно обычных методов толкования законов. Административное право не требует специальных методов толкования. Используются грамматические, исторические, соответствующие духу времени, си- стематические и телеологические методы толкования
Вследствие плюрализма методов в каждом конкретном случае следует комби- нировать все методы, имеющие для рассматриваемого случая наибольшую силу убеждения с точки зрения достижения разумного и практического результата. В этой связи важную роль играет — в смысле дополнения к обычным методам толкования — также и учет интересов. Взвешенное сопоставление встречных частных и общественных интересов имеет важное значение именно в админист- ративном праве.
Кроме того, в сфере административного права на передний план выходит также телеологический метод толкования. Для субъекта правоотношения смысл и цель нормы имеют ключевое значение, проявляясь на момент ее правоприменения. В смысле толкования в духе времени решающее значение должны иметь действительно существующие реалии и господствующая на данный момент система ценностей. Но это не исключает применения исторического толкования и привлечения материа- лов, использовавшихся при подготовке закона. В особенности при толковании срав- нительно «молодых» законов нельзя обойти вниманием процесс формирования воли законодателя
с) Значение формальных правил толкования
(1) Приоритет специальных (lex speciahs) и более поздних законов (lex posterior)
В случае противоречивости разных норм на передний план выходят два цент- ральных правила разрешения коллизии: специальный закон имеет приоритет над общим законом, а более поздний закон над более ранним. Но в случае приоритета специального закона (lex specialis) необходимо учитывать, что определение содержа- тельного соогношения двух правовых норм зачастую не только касается выявления чисто логических связей, но и представляет собой результат некоей оценки. Здесь речь не идет о систематически используемом инструменте; применение данного основного принципа предполагает, что по смысловой взаимосвязи одна правовая норма по отношению к другой правовой норме должна расцениваться и рассматри- ваться как специальная.
(2) Умозаключение от противного и умозаключение по аналогии
Здесь речь идет о двух противоположных друг другу методах толкования Умо- заключение от противного (argumentum e contrario) предполагает, что положение за- кона не имеет силы для ситуаций, которые в нем явным образом не описаны. При этом ориентируются исключительно на дословный текст и на — квалифицирован- ное умолчание закона. В противоположность этому умозаключение по аналогии (argumentum per analogiam) устанавливает, что правовое регулирование может быть применено к такой ситуации, которая хотя и не описана в тексте положения закона, но соответствует его основной идее и смыслу. Предпосылкой для этого служит ана- логия с тем, что записано в законе.
Сами по себе эти противоположные и взаимоисключающие аргументы не дают ответа на вопрос, какому из двух следует отдать предпочтение в каждом конкретном случае. Для этого требуется предварительная предметная оценка, ориентированная на остальные методы толкования, в частности на идеологическое толкование. Метод от противного (argumentum e contrario) применяется к заключенным в себе положе- ниям закона. При этом, однако, сначала путем толкования закона следует выяс- нить, действительно ли имеет место заключенное в себе положение закона, т.е. квалифицированное умолчание.
Прийти к выводу о негативном решении законодателя при умолчании закона можно лишь в том случае, если к тому есть объективные основания. В качестве заключенного п себе положения рассматривается, например, перечень налоговых нарушений в налоговом праве; умозаключение по аналогии здесь принципиально запрещено. Если же, напротив, квалифицированное умолчание отсутствует, то не- обходимо определить, не приведет ли толкование, например, теологическое, к до- полнению текста закона. При некоторых обстоятельствах можно также предпола- гать наличие пробелов в законодательстве.
Один закон 1ла:1п все рестораны должны иметь зарегистрированные кассовые аппараты Фут- больный союз содерж!гт для своих членов столовую, где они обслуживаются и расплачиваются как в ресторане. Относится ли требование о наличии зарегистрированного кассового аппарата и к этой закрытой столовой футбольного клуба?
В подобных случаях расширительное толкование закона или умозаключение по аналогии служит для поддержания и укрепления правопорядка и поэтому не нару- шает конституционного принципа законности.
(3) Запрет расширительного толкования положений об общественной безопасности и чрезвычайных ситуациях («in dubio pm libertate»)
Защита гражданина от чрезмерного вмешательства государства является глав- ным признаком правового государства. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы свобода гражданина не была дополнительно ограничена вследствие толкования за- конов. Особенно узко следует толковать положения о поддержании общественной безопасности и регламентацию чрезвычайных ситуаций. Это означает, что в случае неясного текста следует принимать такое толкование, которое в минимальной сте- пени ограничивает индивидуальную свободу («in dubio pro libertate»).
Этот метод следует применять с осторожностью: зачастую нормы, ограничиваю- щие права и свободы одних граждан, имеют целью защиту имущественных благ других граждан. Это в первую очередь относится к положениям об общественной безопасности.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление