В ст. 55 ч. 3 КРФ записано, что только федеральный парламент в федеральных законах может ограничивать основные права и свободы. Причина такой формули- ровки ясна. Тем самым законодатель хотел предотвратить возможность посягатель- ства на основные права и свободы российской Конституции со стороны местных «князьков» в их регионах.
На практике, однако, это правило не может быть реализовано:
В муниципальной районной больнице Удмуртии главный врач хочет обеспечить своим пациен- там ночной отдых, для чего распорядком больницы после 22.00 часов предусмотрен сон. Один из пациентов утверждает, что свобода слова, свобода собраний, гарантии неприкосновенности час- тной жизни установлены Конституцией Он лично хочет иметь возможность петь и разговари- вать в 03.00 часа ночи, а также собирать других людей. Нет ни одного федерального закона, кото- рый запрещал бы ему это.
Обстоит ли дело действительно так, что федеральный законодатель должен забо- титься о ночном покое в районной больнице в Удмуртии?
Поскольку любое законодательство практически всегда связано с ограничением чьих-либо прав и свобод, то никакой федерализм был бы невозможен, если бы соответствующим парламентам было запрещено ограничивать основные права и свободы в сфере их законодательной компетенции. Парламенты субъектов Федера- ции не могли бы осуществлять свою деятельность.
Конституционный Суд рано или поздно должен будет принять какое-либо ре- шение по этой проблеме. Следует исходить из того, что вместе с полномочиями на принятие законов в определенной сфере передается также и компетенция на ограни- чение основных прав и свобод в рамках данной области законодательства. Есте- ственно, что основания для такого ограничения согласно ст. 55 ч. 3 КРФ, а также границы, установленные ст. 55 ч. 2 КРФ, в том или ином виде сохранятся.
Поскольку решение вопроса об ограничении основных прав и свобод согласно ст. 55 ч.З КРФ безусловно необходимо продумать заново, мы покажем, как полно- мочия на ограничение основных прав и свобод регламентируются в других странах. Но сначала поясним некоторые термины:
(1) Терминология
Законы: общие (абстрактные).
Акты управления: индивидуальные (конкретные).
Различие между нормативными и индивидуальными актами проводится по кругу адресатов, то есть кругу дни, на который они направлены Если акт адресован всем, неопределенному кругу лиц, то он является общеобязательным, общим Если же акт адресован конкретному тацу (либо нескольким лицам), то это индивидуальный акт
Кроме того, критерием разграничения служит также круг вопросов, подлежа- щих регулированию Он может быть обозначен в общих чертах — «абстрактный акт», либо дело может касаться строго определенного вопроса — «конкретный акт»
Формальный закон закон, принятый в соответствии с установленной процеду- рой парламентом
Материальный закон любые общие абстрактные нормы, независимо от того, приняты ли они парламентом или органами исполнительной власти
(а) Общий — абстрактный или индивидуальный — конкретный Нормы могут быть
общими
Направлены на всех субъектов права (Осенью всем запрещено разводить огонь в лесах)
индивидуатьными
Направлены на конкретное лицо или конкретный круг лип
(Господину Кузнецову 12 сентября под надзором пожарных разрешено сжечь древесные отходы на участке №324)
абстрактными
Регламентируют общие ситуации (Осенью никому не разрешается разводить в лесу огонь)
конкретными
Регутируют конкретные С1учаи
(Господину Кузнецову 12 сентября под надзором пожарных разрешено слечь древесные отходы на участке №324)
Законы, как правило, должны быть общими — абстрактными нормами Они регламентируют общие правовые ситуации с неопределенным кругом участников (Осенью всем запрещено разводить в лесу огонь)
Совершенно противоположный случай представляет собой административный акт Он, как правило, индивидуально-конкретный
(Господину Кузнецову 12 сентября пол надзором пожарных разрешено сжечь древесные отходы на участке леса)
Есть еще и промежуточные формы, такие, например, как планы План занятий (расписание) в школе, планы зонирования в строительном праве Они являются общими — конкретными
«В обозначенной на карте зоне между улицей Космонавтов и рекой Туга в Александрова запрете но строительство домов выше 6 м»
(Ь) Формальные или материальные законы
Законы, то есть общие абстрактные нормы, могут быть формальными или мате- риальными
Все общие абстрактные нормы называются материальными законами Матери- альными законами являются все правила, регламентирующие общие ситуации для неопределенного крута адресатов При этом неважно, кто установил данное прави- ло федеральный законодатель или школьный сторож из Александровки
«Ходить по цветочным грядкам запрещено» есть материальный закон (посколь- ку он общий абстрактный), установленный школьным сторожем из Александровки
Все общие абстрактные нормы, установленные парламентом, имеющим пол- номочия на законодательную деятельность, называются формальными законами Эти нормы являются тем самым не только материальными, но и формальными законами
Парламент может при этом быть федеральным парламентом, или парламентом субъекта Федерации, муниципальной или иной избранной народом организацией самоуправления с общей компетенцией на издание нормативных актов
(2) Швейцария
Ограничения основных прав и свобод в Федеральной Конституции Швейцарии регламентирует ст 36
1 Ограничения основных прав и свобод осуществляются на законной основе Существенные ограничения должны быть предусмотрены в самом законе Исключением являются случаи серьез- ной непосредственной опасное™, которая не может быть устранена инлми средствами
2 Ограничения основных прав и свобод должны быть оправданы общественными интересами или зашитой основных прав и свобод третьих лиц
3 Ограничения основных прав и свобод должны быть соразмерны обстоятельствам
4 Ключевое содержание основных прав и свобод не может быть изменено
Под «законной основой» понимается положение в одном из формальных зако- нов (то есть принятых парламентом) Формальный закон не должен описывать воз- можные ограничения вплоть до мельчайших деталей Учреждения исполнительной сласти, которые более подробно форм} тируют такие ограничения, должны, однако, при выборе формулировки иметь возможность опереться на формальный закон, который был бы достаточно конкретным Чем более значительно ограничение, тем более ясно оно должно следовать из формального закона
Законная основа должна быть установлена в каком-либо формальном законе (принятом парламентом) При этом здесь подразумевается не только федеральный парламент В сфере своей компетенции любой парламент, федеральный, канто- нальный (субъекта федерации) или м>ниципальный имеет право ограничивать ос- новные права и свободы При этом все парламенты, естественно, связаны положе- ниями ст 36 Федеральной Конституции соразмерность обстоятельствам, обществен- ные интересы или защита основных прав и свобод третьих лиц, неприкосновенность ключевого содержания
(3) Германия
Статья 19 Основного закона ФРГ гласит
Ограничения основных прав и свобод гарантии сохранения неприкосновенности основного
содержания и гарантии судебного разбирательства
(1) Если согласно настоящему Основному закону основные права и свободы могут: быть ограшi- чены законом или на основании закона, то закон должен иметь общий характер, а не действовать только в данном конкретном случае. Кроме того, закон должен назвать основное право или свобо- ду с указанием статьи.
(2) Основное содержание основных прав и свобод затронуто быть не может. (3)
В результате ограничение основных прав и свобод согласно германскому праву регламентируется такими же критериями, как и в Швейцарии: существенные огра- ничения устанавливаются посредством формального закона, конкретизированные положения могут быть реализованы законом в материальном смысле — то есть по- становлением исполнительной власти. Каждый законодательный уровень — феде- рация — земли — общины — может самостоятельно ограничивать основные права и свободы в сфере своей компетенции.
(4) ЕКПЧ
ЕКПЧ не ставит никаких конкретных требований касательно законной основы для ограничения основных прав и свобод. ЕСПЧ контролирует только соблюдение гарантий Конвенции в целом. С помощью чего и как государства гарантируют соблюдение прав человека — этим занимаются сами государства. Если положения ЕКПЧ соблюдаются, то ограничения основных прав и свобод возможны и без уча- стия формального законодателя.
c) Ограничения в конституциях и законах субъектов Федерации
и ограничения, установленные муниципальными органами власти
Практически каждый законодательный акт каким-либо образом связан с огра- ничением чьей-нибудь свободы. Поэтому на практике следует включать в ту сферу, где субъекты Федерации или муниципалитеты имеют право на законодательную деятельность, также и право на принятие решения о необходимых ограничениях основных прав и свобод.
Само собой разумеется, что все прочие требования к ограничениям основных прав и свобод остаются в силе: необходимость, пригодность и соразмерность мер, а также прочие условия ст. 55 ч. 3 КРФ.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление