Недопустимо, чтобы какие-либо исполнительные органы самостоятельно при- нимали решения об ограничении основных прав и свобод или в какой-либо форме распоряжались ими. Естественно, что любой подзаконный акт государственного учреждения связан с определенным ограничением основных прав и свобод. Однако регламентация такого ограничения основных прав и свобод должна быть достаточ- но ясно описана в самом федеральном законе и должна быть ясна для гражданина. Неясного делегирования полномочий исполнительной власти безусловно недоста- точно для принятия правомерного подзаконного акта.
• право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательс- кой деятельности (ст. 34 КРФ): предприниматель ограничивается в выборе наемной рабочей силы;
• гарантия неприкосновенности частной собственности (ст. 35 КРФ): с работодателей взимается плата за выдачу подтверждений на право трудовой деятельности иностранцам.
13 К примеру, в Швейцарии такие акты принимаются парламентом, однако в рамках ускоренных. укороченных законодательных процедур в форме так называемых «срочных федеральных постанов- лений».
65 5-933
Исторически теория рассматривала взаимоотношения индивидуума и государ- ства при определенных особо тесных связях как «особую ситуацию власти» Име- лись в виду правовые отношения в школе, в местах заключения, в больницах, в армии, официальные служебные отношения и подобные им. Данная теория исхо- дила из того, что школьник, солдат, больной, служащий или заключенный изна- чально находится в отношениях подчинения, так что законное основание и оправ- дание по существу для отдельных ограничений прав и свобод были бы излишни.
Такой подход на сегодняшний день справедливо отклонен. В свободном право- вом государстве не могут существовать никакие особые отношения подчинения между государством и индивидуумом в некоем пространстве, лишенном основных прав и свобод; все суверенные отношения регламентированы одной и той же право- вой системой. Солдаты и заключенные также вправе претендовать на то, чтобы ограничение их основных прав и свобод было возможно только на основе положе- ний закона и чтобы эти положения допускали только такие ограничения, которые необходимы для соблюдения легитимных общественных интересов. Хотя к опреде- ленности норм, ограничивающих основные права и свободы, здесь можно предъяв- лять несколько менее высокие требования, поскольку соответствующие полномо- чия офицеров, учителей или руководителей учреждений уже и так определены теми правовыми актами, которые закрепляют цель данного государственного института.
В рамках установленной законом цели носитель власти в данном государствен- ном институте имеет компетенцию по введению необходимых ограничений основ- ных прав и свобод. При этом он вправе обойтись и без опоры на детально прописан- ные нормы закона. В каждом случае, однако, необходимо установить четкую меру необходимости и соразмерности таких ограничений.
Федеральный Суд Швейцарии, например, признал, что общий приказ для солдат касательно ко- роткой стрижки волос не обуслоатен необходимостью достижения высокой обороноспособнос- ти Тем не менее по соображениям безопасности, например, при зарядке артиллерийских снаря- дов, может быть отдано распоряжение о ношении сетки для волос.
Поэтому для оправдания ограничения основных прав и свобод для каждого их носителя действуют одни и те же правила.
«Дело обофииррезапаса» (Григориадес против Греции, ЕСПЧ, решение от 25 ноября 1997 года) Жалобщик был лейтенантом запаса греческой армии Его протесты против обращения с новобран- цами привели к дисциплинарному наказанию, вследствие которого удлинился срок его службы Он не вернулся из увольнительной, послав вместо этого своему командиру письмо В нем он кри- тиковал состояние дел в армии и писал среди прочего, что армия представляет собой учреждение, враждебное по отношению к человеку и обществу «Я абсолютно уверен, что военная служба яв- ляется причиной преступлений и агрессивности в обществе, поскольку там господствует дух на- силия, подавляющий любые попытки моратьного или психологического противодействия ему Армия остается криминальной и террористической организацией »
Военный Суд приговорил его к трем месяцам лишения свободы за «оскорбление вооруженных сил» (ст 74 греческого военного уголовно-процессуального кодекса) Жалобщик же апеллировал к ст 10 ЕКПЧ, гарантиру ющей свободу выражения мнения
«Ст 10» по определению Суда «не останавливается перед дверями казармы» Наказание, вообще говоря, имело достаточную законную основу и преследовало законную цель по обеспечению на- циональной безопасности, для чего совершенно необходима дисциплина в воор^ женных силах
В тех случаях, когда дисциплина действительно под угрозой, государство вправе ограничивать и свободу выражения мнений. Но такие ограничения не должны быть направлены на то, чтобы вообще запретить любую критику армии. Поскольку свои резкие и крайне несдержанные замеча- ния жалобщик сделал в рамках общей критики состояния дел в армии и, кроме того, отправил их только своему командиру, то суд не усмотрел в этом сколько-нибудь существенной угрозы воин- ской дисциплине Поэтому он установил нарушение ст 10ЕКПЧ
2. По каким причинам могут быть ограничены основные права и свободы
а) Общественные интересы
Посягательства на защищенные основными правами и свободами блага допус- тимы только в том случае, если они преследуют цель удовлетворения законных общественных интересов. Общественный интерес — это термин, претерпевший из- менение под действием политических представлений; в принципе все меры, кото- рые государство считает полезными для выполнения своих задач, представляют общественный интерес.
Тем не менее оправдать посягательство на блага, защищенные основными пра- вами и свободами, могут только такие общественные интересы, которые узаконены Конституцией. Их перечень приведен в ст. 55 ч. 3 КРФ; здесь, однако, в зависимо- сти от вида затронутых основных прав и свобод возможны отклонения. Важно также привлекать к рассмотрению соответствующие нормы международного права, в осо- бенности ЕКПЧ.
Так, например, посягательство на жизнь, защищенную согласно ст. 20, возможно только в случа- ях, предусмотренных ст. 2 ч. 2 ЕКПЧ, другие законные в смысле ст 55 общественные интересы не могут оправдать убийства со стороны государства Уже из формулировки ст 21 следует, что ника- кие общественные интересы не могут оправдывать пытки, жестокое или унижающее достоинство обращение
Ст. 55 КРФ называет три группы законных общественных интересов: Защита классических благ общественной безопасности: общественная безопас- ность изнутри и вовне, общественное здоровье и мораль.
А. вырос в Александровке; он получил профессию библиотекаря. Поскольку в Александровке в настоящее время нельзя найти работу в качестве библиотекаря, он переезжает в Красноярск с наме- рением там найти место.
Милиция Красноярска указала ему на то, что он должен подать заявление о регистрации в местные органы власти, в котором необходимо изложить причины, приведшие его в Красноярск. Его за- явление в конечном итоге было отклонено В Красноярске и так достаточно рабочей силы с его квалификацией А был обязан покинуть город в течение двух дней.
Здесь цель ограничения права А. на свободу выбора места жительства могла состоять в предотвра- щении возникновения в крупных городах кварталов трущоб, где люди вынуждены жить в нище- те и плохих гигиенических условиях и которые являются питательной средой для возникновения преступности Это относится в названной выше группе общественных интересов, поскольку слу- жит обеспечению общественной безопасности и здоровья Общественная безопасность и порядок входят также в круг интересов, которые согласно ст. 2 Дополнительного протокола №4 к ЕКПЧ оправдывают ограничение свободы передвижения. То же относится и к ст 12 Международного пакта о гражданских и политических правах ООН
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление