Сегодня в большинстве конституционных государств свобода художественного творчества признана в качестве основного права. ЕСПЧ признает также, что свобода выражения мнений согласно ст. 10 ЕКПЧ включает в себя свободу художественных проявлений"6. Часть 2 ст. 19 (свобода мнений) Международного пакта о гражданс- ких и политических правах и ч. 3 ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах также защищают свободу художественного твор- чества237.
Вопросы обеспечения деятелям искусства свободы от государственного вмеша- тельства и запретов не покрываются в полном объеме гарантией свободы мнений Ядро свободы мнений лежит в соединении рациональных аргументов или сведе- ний, служащих для взаимопонимания. Искусство как социальный феномен хотя и связано необходимым образом с общением, но не в смысле дискуссии, основанной на рациональных посылках. Произведения искусства ощущаются прежде всего как иррациональные или в любом случае менее «понятные» проявления. Поэтому они особенно уязвимы, их нельзя защитить посредством рациональных аргументов, хотя они и могут давать определенный социальный импульс или, напротив, оказы- вать разрушительное воздействие. Поэтому специальная гарантия свободы искус- ства наряду с обшей свободой мнений имеет самостоятельное значение.
(1) Проблема конституционно-правового понятия искусства
Искусство является природной человеческой инициативой, исконным процес- сом, объединяющим фантазию, ум и технику. По своему существу искусство склонно постоянно принимать новые формы, выходить за рамки норм и ставить под вопрос существующее положение вещей. Постоянно обнаруживается, что произведения, которые на момент их возникновения не считались искусством, с течением времени становились таковым.
Сегодня конституционное право не может более исходить из существующего в обществе понятия искусства, как это было в период идеализма XVIII и XIX веков Даже внутри круга деятелей искусства вряд ли удастся прийти к консенсусу о том, что представляет собой искусство.
"'Решение ЕСПЧ по делу Мюллер против Швейцарии, сер А №133, пункт 33, EuGRZ 1988, стр 545 «Тот кто создает, интерпретирует, распространяет или выставляет произведения искусства, вно- сит вклад в обмен идеями и мнениями, важный для демократического общества Поэтому государства обязаны не ограничивать свободу выражения мнений»
И'К ст 19 Международного пакта о гражданских и политических правах см nowak. CCPR- Commentan,, ст 19, стр 342 Rz 14. а также Kalm-Malmverni-Nowak, UNO-Menschenrechtspakte, стр 211 и далее К ст 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах см Dies, стр 150 и далее, стр 152 и далее
Если же иметь в виду конкретные вопросы практики правоприменения, то ока- зывается, что нет ни особой необходимости, ни большого смысла в том, чтобы давать исчерпывающее определение искусства. Открытый вопрос о понятии искус- ства должен особо предостеречь государство от того, чтобы навязывать коммуника- ционному процессу искусства свои представления о правильном, подлинном или хорошем искусстве.
Несмотря на это, можно назвать различные критерии, указывающие на прису- щий произведениям искусства характер:
• Следует, например, спросить, претендуют ли создатели вообще на то, чтобы представить произведение искусства (а не просто промышленный продукт или игру). Самоидентификации художника, как лица занятого творчеством, самой по себе недостаточно; ему следует сопоставить «сто- роннее понимание» искусства, реакцию заинтересованной обществен- ности, других художников, экспертов в области искусства и т.д. Следует также иметь в виду, что признанные произведения искусства были со- зданы лицами, которые не были осведомлены о творческом характере их деятельности. Решающим для установления художественного характера какого-либо произведения является в конечном итоге намечающийся консенсус любителей искусства, вопрос о временных и пространствен- ных параметрах которого остается открытым.
• Другим признаком присущего произведениям искусства характера может быть факт проведения выставки или показа в определенных местах (гале- рея, театр), касательно которых можно считать, что там художественная ценность была признана заинтересованными лицами. Такое место, одна- ко, не дает надежного признака для разграничения: есть направления ис- кусства, которые сознательно избегают обычных центров искусства, та- ких, как музеи, и устремляются на улицы или на открытые пространства. Искусство зачастую перемешано также с функциональностью архитекту- ры и эффективностью рекламы238.
(2) Сфера деятельности и сфера воздействия
Если понимать искусство как процесс социального общения, то становится ясно, что в сферу защиты основного права должны входить не только проявления худож- ника, но весь процесс творчества и воздействия на окружающих как одно целое. Искусство может принять определенную форму только тогда, когда есть хоть какой- то шанс для дискуссии с его адресатами: только большая или меньшая публич- ность239 придает произведению искусства присущее ему действие. Поэтому свобода художественного творчества должна быть гарантирована также его посредникам и поклонникам: предприятиям театра и кино, изготовителям грампластинок, вла- дельцам галерей или организаторам выставок, издателю книги об искусстве, посе- тительнице концерта и читателю стихов.
"*На примере рекламы Бенетгона (United Colors of Benetton) можно покатать взаимодействие ком- мерческих, социально-политических и художественных элементов
"'Художественное творчество может поначалу происходить в изоляции, например, в психиат- рической клинике, в пространственной или временной перспективе произведению искусства долж- на быть обеспечена меньшая (например, в кругу друзей) или ботьшая наличность
Свобода художественного творчества защищает не только само художественное творчество, но и его «творения» или «произведения» Конституционный суд ФРГ изложил эту взаимосвязь в общей форме в своем решении по делу о «Мефистофе- ле»340: «Не только творческая деятельность (сфера деятельности), но сверх того также преподнесение и распространение произведения искусства являются объективно необходимыми для знакомства с произведением в качестве присущего искусству процесса; эта «сфера воздействия», в которой общество получает доступ к произве- дению искусства, является почвой, на которой и произрастает свобода художествен- ного творчества»241.
Не имеет решающего значения, преследует лицо, участвующее в создании и распространении художественных произведений, коммерческие цели или нет.
Если произведению искусства для его воздействия требуется коммерческая об- работка и распространение, то и такие виды деятельности находятся под зашитой свободы художественного творчества. К этому основному праву можно всегда апел- лировать в том случае, когда некоторая репрессивная мера направлена против реа- лизации проекта в области искусства (но не тогда, когда, например, ограничения определяются одними только нормами трудового права в отношении трудящихся в области искусства — служащих музеев, работников типографии, гравировальной мастерской и т.д.).
В случае принятия мер по поддержанию общественного порядка, например, охраны ночного покоя или общественного здоровья в первую очередь действует свобода предпринимательской деятельности согласно ст. 34 КРФ; но даже там, где, в первую очередь используется ее сфера защиты, не должно страдать внешнее воздействие произведения искусства, для которого оно создавалось; в этом отно- шении в любом случае продолжает действовать свобода художественного творче- ства В этом смысле Конституционный Суд ФРГ явным образом поставил под защиту свободы художественного творчества также и рекламу произведения ис- кусства242.
Реальность общественной жизни показывает, что сегодня искусство для дости- жения своей цели нуждается в посредничестве со стороны экономики; с другой стороны, экономика все больше использует искусство как проводника своих инте- ресов.
Примером служит спонсорство или реклама посредством распространения про-
""BVerfGE 30, 173 и далее - Мефистофель
241 Решение продолжает «Один только взгляд на националистические режимы и их политику в области искусства показывает, что гарантии индивидуальных прав художника недостаточно для за- шиты свободы художественного творчества Без распространения персональной сферы действия га- рантий свободы художественного творчества на сферу воздействия искусства это основное право работало бы в значительной мере впустую», BVerfGE 30, 173 (189) — Мефистофель
2"BVerffiE 77, 240 (251) — Херрнбургский отчет (Herrnburger Bericht) «Реклама произведения искусства не является средой, передающей само произведение искусства или его содержание Однако она является средством коммуникации, которое также относится к сфере воздействия художествен- ного произведения, искусство, как и защищенные блага других "коммуникационных основных прав", связано с публичностью и поэтому нуждается в общественном восприятии»
Конституционный Суд ФРГ, напротив, исключил критику в сфере искусства — если только она сача не облечена в художественную форму, например, сатиры — из сферы защиты свободы художе- ственного творчества, BVerfC от 25 февраля 1993 в EuGRZ 1993, стр 146 и далее — Бепь/Хеншайд (Boll Henscheid)
изведений искусства (пример: реклама, оформленная художником в виде плаката, или бутылка с элементами художественного дизайна). Конкретизация основного права требует здесь особенно дифференцированного взвешивания правовых благ, причем необходимо учитывать затронутые основные права и свободы, а также дру- гие общественные и частные интересы.
Если на переднем плане однозначно стоит стремление к получению прибыли, а «творческая» компонента служит лишь дополнением — как, например, в случае пип-шоу и т.п., то справедливым будет отнесение данного вопроса к сфере свободы предпринимательской деятельности с ее специфическими возможностями для ог- раничений243.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление