Собрания являются важным форумом для формирования общественного и по- литического мнения. Они являются важным фактором в преддверии институцио- нального политического решения. Особенно для групп и лиц, доступ которых к средствам массовой информации, например, по финансовым причинам, ограни- чен, публичное собрание дает возможность донести свое мнение до широкой обще- ственности и таким образом оказать влияние на демократический процесс приня- тия решения. При этом собрание сводит вместе людей с одинаковыми частными интересами, усиливает чувство общности, даже при небольшой степени организа- ции, и тем самым способствует интеграции группы в целом.
Внутренняя динамика, потенциально присущая собраниям, и их возможная политическая сила постоянно вызывает репрессивные меры со стороны государства.
c) Конституционно-правовое признание
Ст. 31 КРФ гарантирует гражданам250 РФ свободу собраний.
«День Победы» (Постановление заместителя Председателя ВС России от 31.07.97 г. Бюллетень ВС России №3/98)
Гражданин Кузнецов в День Победы в 9 часов утра находился с красным знаменем у памятника маршалу Жукову в Омске Работники милиции неоднократно предлагали ему покинуть это место в связи с проведением официального мероприятия у этого памятника, запланированного на 11
:SOO проблеме иностранцев смотри ниже
часов утра Проигнорировавший эти просьбы Кузнецов был выдворен с этого места насильно По решению Омского областного сула он был оштрафован за злостное неповиновение требованиям работников милиции Заместитель Генерального прокурора России подал протест в ВС России об отмене постановления.
ВС России удовлетворил протест, обосновав это тем, что Кузнецов не нарушал общественного порядка, а неповиновение работникам милиции было вызвано их незаконными действиями Офи- циальное мероприятие у памятника было намечено на 11 часов утра, таким образом, у Кузнецова была возможность воспользоваться своим правом, гарантированным ст. 31 Конституции РФ, не мешая намеченному мероприятию. Постановления об административной ответственности в от- ношении Кузнецова были отменены и административное производство было прекращено Выдворение мирного демонстранта с места проведения официальных праздничных мероприя- тий противоречит Конституции РФ.
Статья 11 ЕКПЧ25' и статья 21 Международного пакта о гражданских и полити- ческих правах253 содержат аналогичные гарантии и гарантируют также «право на мирные собрания».
Вследствие достаточно широких возможностей его ограничения в статье 11 пун- кте 2 ЕКПЧ это правовое положение Конвенции имеет значение лишь в качестве минимальной гарантии.
(1) Что такое собрание?
Под защиту данного основного права подпадает любое скопление множества людей на частной или общественной земле с целью обмена мнениями или проведе- ния дискуссии между собой или с окружающими либо с целью некоторого симво- лического мероприятия. Формы проведения собраний могут быть разнообразны, доклады, встречи общественного или частного характера, тематические вечера; в это понятие входят собрания под открытым небом (луг, площадь, стадион) или в закры- тых помещениях (квартира, зал, ресторан). Каждое скопление множества лиц с це- лью общения является собранием, предпосылкой которого служит определенная организаций. Этот принцип отсутствует для стечения народа, например, при круп- ной дорожной аварии.
Мероприятия, не привязанные к определенному месту, такие, как переходы, марши и демонстрации, также находятся под защитой свободы собраний.
Собрания неопределенной продолжительности, например, организованные на неопределенное время вахты мира (например, в знак протеста против убийства по- литика) тоже защищены свободой собраний. То, насколько коллективная голодовка протеста в качестве формы публичного изъявления мнения и приглашения к про- явлению солидарности подпадает под свободу выражения мнения или, по крайней мере, под защиту свободы выражения мнений, зависит от значения совместного обнародования мнения.
Если собрания входят в уставную деятельность союза или иного юридического
2"Ст 11 ЕК.ПЧ «Все люди имеют право собираться мирно»
25!Ст 21 Международного пакта о гражданских и политических правах: «Признается право мир- но собираться»
лица (собрания союза, собрания акционеров АО и т.п.), то они входят в сферу защиты свободы объединений согласно ст. 30 КРФ, в этом случае свобода собраний остается незатронутой; никакой дополнительной более широкой защиты она не дает.
Правовая зашита свободы собраний ограничивается собраниями, служащими для формирования мнений. Смыслом такого ограничения является исключение из их числа развлекательных или коммерческих мероприятий, например, спортивных соревнований или танцев, концертов, фильмов или театральных представлений.
Такое разграничение допустимо в той мере, в какой проводимые мероприятия могут быть отнесены к сфере действия других основных прав и свобод, как, напри- мер концерт — к свободе художественного творчества, а спортивное соревнование — к свободе предпринимательской деятельности.
(2) Исключение собраний, не являющихся мирными
Статья 31 КРФ гарантирует только право на мирные собрания.
Свобода собраний, так же как свобода мнений, справедливо рассматривается как неотъемлемая составная часть демократического устройства правового государства. В качестве таковой она может ограничиваться только мирными встречами и дей- ствиями, которые в какой-либо форме служат для свободного от насилия общения в демократическом обществе
Демократическая дискуссия по определению является свободной от насилия.
Что значит мирно? С одной стороны, необходимо отдать должное тому, что собрания, в особенности демонстрации, зачастую рассчитаны на определенное про- воцирование и на связанное с этим нарушение мирного течения будничной жизни, но по одной только этой причине они не должны утрачивать свою конституцион- ную защиту; с другой стороны, скопление лиц с целью совершения противоправ- ных действий и причинения ущерба лицам и имуществу не подпадает под защит- ное действие основных прав и свобод Если насилие осуществляется коллективно по злой воле или из одной любви к разрушению, то правовая защита отсутствует. Только случаи насильственных действий могут вести к тому, что собрания исклю- чаются из сферы защиты свободы собраний, когда, например, некоторая группа без намерения сформировать мнение или другой коммуникативной цели активно и агрессивно воздействует на людей и предметы.
На практике возникает вопрос, на основе каких признаков полиция может де- лать прогноз о том, что собрание или скопление людей нацелено на насилие в этом смысле; одних только подозрений и предположений здесь недостаточно. Прогноз опасности должен основываться на подтверждаемых обстоятельствах, фактах, ситу- ациях и прочих деталях253.
В рамках ограничений основного права возникает и вопрос соразмерности соот- ветствующего вмешательства.
Когда изначально мирное собрание утрачивает этот характер? Если в процессе мирно начавшегося собрания нарастает насилие и функция формирования мнения полностью утрачивается, а эксцессы исходят не только со стороны его отдельных участников, это может привести к выходу за рамки защиты основного права. От-
мТак в BVerfGE 69, 315 (353f) - Брокяорф (Brokdorf)
дельные лица, дебоширящие на периферии собрания, не могут лишить собрание в целом правовой зашиты254.
Если бы немирное поведение отдельных участников вело к утрате конституци- онной защиты для всего собрания, а не только для лиц, совершивших такие дей- ствия, то они могли бы «изменить функцию» демонстрации и против воли других участников придать ей противоправный характер255.
(3) Свобода организации собрания
Под зашитой свободы собраний находится право на созыв какого-либо мероп- риятия и возможность его организации по собственному усмотрению256 как с точ- ки зрения содержания, так и с точки зрения формы проведения и вида использу- емых средств257. Государство не может влиять на эту свободу организации даже тем, что оно обязывает организаторов заранее указывать всех предполагаемых ора- торов.
(4) Свобода участия
Центральным содержанием свободы собраний является право участия или не- участия в собрании.
С этой точки зрения представляется недопустимым обязательный сбор данных или иная регистрация участвующих в собрании: только особая, конкретно обуслов- ленная цель зашиты общественного порядка может оправдать такую меру. Опасе- ние быть зарегистрированным в качестве участника какого-либо собрания в случае неопределенности относительно дальнейшего использования собранных данных может существенно повлиять на готовность воспользоваться своим основным пра- вом.
В понятие свободы собраний входит также доступ на собрание, а также приезд, отъезд и возможность беспрепятственно покинуть собрание через определенное время.
(5) К личной сфере действия: иностранцы и юридические лица
Свободой собраний пользуются физические и юридические лица. Юридичес- кие лица находятся под защитой данного основною права постольку, поскольку они организуют какое-либо собрание. Как и свобода мнений и другие права свобод-
!54ЕСПЧ решил в 1991 по делу Эиелина (Ezelm) что право на мирное собрание не может быть утрачено вследствие немирных происшествий на краю демонстрации Один адвокат, господин Эие- лин (Ezelm), получил дисшш нтарное взыскание, поскольку продолжал участие в демонстрации уже после того, как она привела к имущественному ущербу (разрисовывание домов) и угрожающим и оскорбительным выкрикам Комиссия и Суд сочли действия господина Эиелина (Ezelm) даже в этих обстоятельствах защищенными гарантиями мирного собрания Решение ЕСПЧ по делу Эиелин (Ezelm) против Франции, сер А №202, пункт 40 и далее
!ssSo BVerfGE 69. 315 (361) - Брокдорф (Brokdorf)
"'Свобода собрании «гарантирует право на самостоятельное определение места, времени формы и содержания мероприятия и запрещает государственное принуждение к принятию и ни неприня- тию участия в пубтичном собрании» BVerfGE 69, 315 (343) — Брокдорф (BrokdoTf)
"'Использование громкоюворителей также подпадает под защиту свободы мнений и собраний См об этом BGb J07U 64 ЕЗЬ стр 69 (РОСН Базель)
ного общения, свободу собраний следует понимать в качестве права человека, кото- рое принадлежит и иностранцам.
Текст статьи 31 КРФ об этом не говорит. Правда, согласно ч. 3 ст. 62 КРФ иностранцы находятся в равном положении с российскими гражданами, если только их права не ограничены федеральным законом. Таким образом, инос- транцы также вправе апеллировать к свободе собраний согласно ст. 31 КРФ — правда, до тех пор и в тех рамках, пока она не ограничена для них федераль- ным законом.
Таким образом, как для иностранцев, так и для граждан России ограничения свободы собраний могут вводиться только посредством федерального закона. Раз- ница состоит в том, что граждане РФ в своей жалобе Конституционному Суду могут апеллировать непосредственно к ст. 31 КРФ.
ЕКПЧ в ст. 16 также предусматривает возможность особых ограничений свободы собраний для иностранцев. Вследствие этого ст. 11 ЕКПЧ еще отчет- ливее принимает характер минимальной гарантии. Ст 16 ЕКПЧ не обосно- вывает никаких ограничений свободы собраний иностранцев, если они по- средством собрания или демонстрации направлены на реализацию ЕКПЧ (см ст 18 ЕКПЧ)258.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление