Свобода художника принимать решение о предмете, оформлении, опубликова- нии или передаче произведений при определенных обстоятельствах может вступать в противоречие с вопросами неприкосновенности личности других лиц.
Один владелец галереи выставил картину, изображавшую художника Фердинанда Ходлера на смертном одре; ваова Ходлера подала жалобу на владельца галереи, апеллируя к нарушению ее личных прав со стороны владельца галереи Личным правам вдовы, нарушенным тем, что картина с изображением ее умершего мужа была выставлена против ее воли под любопытные взгляды по- сторонних людей, суд придал больший вес, чем интересам владельца галереи, стремящегося обес- печить доступность произведения искусства для общественности
Как и ст. 44 КРФ, Основной закон ФРГ в ч.З ст. 5 также гарантирует полную свободу художественного творчества. Однако Конституционный Суд ФРГ устанав- ливает ее границы там, где она вступает в конфликт с другими конституционными принципами, к которым относится общее право неприкосновенности личности:
В решении о Мефистофеле Конституционный Суд ФРГ разбирался с этой проблематикой Он дал правовой защите личности приоритет по сравнению со свободой литературного творче-
Суд Швейцарии обвинил владельца секс-шопа в злоупотреблении своими пра- вами, когда тот апеллировал к свободе художественного творчества ВОЕ 114 IV 116 Е4Ь/сс стр 123 (фильм Нью-Йорк Сити) для виновника «в действительности речь не шла о каком-либо творчес- ком акте, но очевидно единственно о простой финансовой прибыли от сексуального предприятия») Европейская Комиссия по правам человека в аналогичном вопросе постановила, что коммерческий показ порнографического фильма «Нью-Йорк Сити» в любом случае попадает в сферу зашиты ст 10 ЕКПЧ (Европейская Комиссия по правам человека, дело Шерер (Scherer) против Швейцарии, сер А №287, пункт 53 ЕСПЧ не высказался по этому вопросу, поскольку истец умер Пограничные случаи представляет собой, например, коммерческий сбыт «серийного искусства» (почтовые открытки, по- стеры и т.д) или выставление произведений искусства в витринах универмага, во втором случае разграничение может облегчить мотив такой выставки (например, рекламная акция универмага или меценатская акция по поддержке искусства'1)
244VerfGE 30, 173 и далее — Мефистофель
"'Писатель Клаус Манн в своей книге «Мефистофель' история карьеры» показывает восхожде- ние актера Хендрика Хефгена, который скрывал свои политические убеждения и не связывал себя никакими этическими и человеческими правилами, для того чтобы сделать карьеру в качестве
ства Мера отчуждения художественного образа в данном конкретном случае была недостаточна
для того чтобы защитить репутацию и добрую память затронутого лица в необходимом для право
вой зашиты личности объеме
Остается открытым вопрос, было бы решение таким же, есчи бы высказывания книги об искрите
нии тюдей властью рассматривались также и с точки зрения свободного (политического) выраже
ния мнения В конечном итоге представляется неудовлетворительным, что гарантированная Ос
новным законом полная свобода художественного творчества должна подвергаться более строгим
ограничениям, чем общая свобода мнений
Решение вызвало жесткие споры, в 19£ t году в ФРГ новый тираж романа был опубликован без
каких-либо стожностеи
Типичное поле борьбы между искусством и защитой личности (защита чести и достоинства) представляет собой область карикатуры, сатиры или политического или критикующего общество эстрадного дивертисмента В то время как наступа- тельный потенциал и выражение протеста здесь достаточно высоко, художественное содержание зачастую бывает спорным Названные стилевые средства, безусловно, воплощают собой «элемент политической культуры в условиях действующей де- мократии» Художественный аспект состоит в творческой идее пластического пре- увеличения реальных процессов или моральных оценок
(2) Уголовное право
Определенные блага, защищенные уголовным правом, особенно часто встутла ют в противоречие со свободой художественного творчества
(а) Порнография
Ст 242 УК предусматривает наказание за противозаконное распространение порнографических материалов и предметов Поскольку наказание предусмотрено только за противозаконное распространение, то следует исходить из того, что любое распространение порнографических материалов разрешено до тех пор, пока феде- ральным законом не будет точно описано, что именно должно быть запрещено законом
любимца шасть имущих в наиионал-социчлистической Германии Описание ориентировано на личность и жизнь актера Густава Грюндгенса который ранее быт женат на сестре Манна и дружил с самим писателем Приемный сын умершего за это время Грюндгенса хотел воспрепятствовать публи- кации поскочьку она нарушала личные права его и Грюндгенса он заявил что соединение реальных фактов с выдуманными и уничижительными характеристиками создает искаженный и оскорбитель- ный образ умершего
1ч*См Philippe Mohrmg, Verfassungsgenchtliche Wertentscheiciungen, Anmerkung zur «Mefisto» // Gedachnisschrift fur Rene Marcic, Berlin 1974, стр 575 и далее, Hans-Hennch Rupp, Zum «Mefisto- Beschluss» des Bundesverfassungsgerichts, DVB11972, стр 66 и далее
24 На иную точку зрения указывает следующее решение Конституционного Суда ФРГ Стихотво- рение Бертольда Брехта во время предвыборной борьбы накануне выборов в Бундестаг в 1980 году бычо использовано противниками одною из кандидатов в канцлеры в качестве сюжета для полити- ческого > чичного театра, уличный театр среди прочего обыгрывал отчетливые отношения между дан- ным кандидатом и прежними высокопоставченнычи нацистами, что было признано судами уголов но наказуемым оскорблением Конституционный Суд ФРГ отменил это решение, поскотьку оно не бычо основано на тщатешном взвешивании 6iar свободы художественного творчества и защиты личности BVerfCE 67, 213 и далее — Поезд прошлого (EuGRZ 1984 стр 474 и далее)
(b) Оскорбление государственных символов
Статья 329 УК предусматривает наказание за надругательство над государствен- ным гербом и государственным флагом
Именно в произведениях искусства, прежде всего в карикатурах, для графичес- кого представления критики государственных структур зачастую используется сим- волика государства
Здесь сравнение правовых благ в случае их конфликта должно очевидным обра- зом делаться в пользу свободы художественного творчества
(c) Оскорбление чести и достоинства
Статья 129 УК (Клевета), статья 130 (Оскорбление), статья 319 (Оскорбление представителя власти) являются нормами уголовного права, которые ежедневно конфликтуют в карикатурах со свободой художественного творчества И здесь кон- ституционная гарантия свободы художественного творчества безусловно имеет при- оритет.
е) Программное содержание
(1) Значение
Практическое значение свободы художественного творчества лежит более в про- граммном, чем в юридически конкретном содержании основного права в качестве охранительного права против государственного вмешательства
По счастью сегодня серьезное государственное вмешательство в художе- ственное творчество вряд ли возможно Конституционно-правовое значение свободы художественного творчества находится скорее в сфере стимулирова- ния искусства
(2) Государственное стимулирование искусства с точки зрения основных прав и свобод
Для обеспечения свободы художественного творчества художники должны быть независимы от государства, с другой стороны, они нуждаются в частной или госу- дарственной поддержке и стимулировании, в современном конституционном госу- дарстве культура и стимулирование художественного творчества как правило, при- знаются одной из задач общества
Часть 2 ст 44 КРФ гарантирует каждому право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям
Естественно, что государство не может гарантировать эти права в виде доступа к частным учреждениям, а только к государственным Тем самым Конституция зак- репляет стимулирование культуры
Государственное стимулирование культуры и искусства и содержательная и фор- мальная свобода художника находятся в напряженных отношениях С учетом огра- ниченности государственных средств, предназначенных для стим>лирования ис- кусства, становится необходимым выбор стимулируемых проектов и художников
13-933
В этих условиях особенно важно, чтобы решение о распределении имеющихся средств принимались инстанциями, которые на основе своего состава, положения и проце- дуры работы обеспечивали бы объективные критерии выбора; чисто политические учреждения вряд ли пригодны для такой задачи.
Решение о стимулировании с трудом поддаются правовому регулированию Судьи могут быть призваны только для того, чтобы проверить факты наличия про- извола при выделении субсидий
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление