Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

D) Институциональные основы свободы научного творчества




C) Соотношение со свободой мнений

Свобода мнений — в отличие от свободы научного творчества — защищает
также и научно необоснованные точки зрения; в общественных дебатах плюралис-
тического общества они также имеют легитимную функцию.

Пример: одному экологу было запрещено распространение спорных с научной
точки зрения данных о возможно вредном для здоровья воздействии микроволн.
Федеральный Суд усмотрел в запрете допустимую меру в рамках обеспечения чест-
ной конкуренции248. ЕСПЧ был другого мнения: он счел запрет нарушением ст. 10
ЕКПЧ. Мнения меньшинства, которые (пока) не признаны сообществом ученых,
должны также иметь возможность для распространения249.

Наука, как исследование и теория, значительно сильнее, чем другие сферы раз-
деленного на многочисленные участки процесса формирования политического и
общественного мнения, нуждается во включении в организационную структуру
государства (например, в университет), государственном стимулировании и другой
поддержке.

Двигателем научного познания остается, однако, творческий импульс человека,
ищущего ответа на интересующие его вопросы. Несоответствия между его спонтан-
ностью и государственным планированием или управлением представляются по-
чти неизбежными там, где исследование проходит в рамках государственных уч-
реждений (высшие учебные заведения, государственное управление с его ведом-
ственными исследованиями).

Университетские экспериментальные и теоретические исследования зависят от
персонала и материальных средств, имеющихся в распоряжении, или от государ-
ственного заказа на проведение исследований, однако и в таком окружении свобода
научного творчества остается основной гарантией необходимого творческого им-
пульса научного познания.

Все более важное значение для функционирования и поддержки науки приоб-
ретает, однако, организованная на частных основах экономика. При этом центр
тяжести смещается на прикладные (ориентированные на получение выгоды) иссле-
дования^ в то время как задачей государственных университетов, как и всегда, оста-
ется ведение всего спектра научных работ. Поддержание необходимого разнообра-
зия научных дисциплин и работ, особенно в тех областях, где они (еще) не востре-

M8BGE 120 II 76ff {Хертель — микроволновые печи)

"'Решение ЕСПЧ по делу Хертель против Швейцарии от 25 августа 1998

13'


бованы экономикой, зависит в особенности от готовности государства взять на себя
эту задачу.

е) Об отдельных частных понятиях

(1) Свобода научного исследования

Исследование есть проведенный научными методами поиск знаний и их рече-
вое сообщение заинтересованным научным кругам или широкой публике посред-
ством доклада, разговора или публикации. Защищается, в частности, выбор поста-
новки вопроса и метода проведения, планирование и выполнение сбора материа-
лов, принятие решений относительно состояния исследования, составление научных
отчетов, обобщение, оценка и критика результатов исследования.

Небезразличен также вопрос о том, ведется ли исследование по личной иници-
ативе исследователя или по заказу третьего лица (исследование по заказу или на
средства третьего лица): здесь отсутствует свобода выбора исследуемой проблемы (в
любом случае выбор между различными научными методами). Даже тот, кто прово-
дит т.н. ведомственные исследования (внутренние исследования какого-либо уч-
реждения), пользуется гарантией свободы исследования; информация, полученная
вне рамок принципа свободы научного творчества, не может выдаваться в качестве
результата научного исследования. Свобода предназначена исключительно для на-
уки.

В отдельных случаях необходимо взвешивание различных благ с точки зрения
вопросов свободы научного творчества и требований других основных прав и сво-
бод, или элементарных конституционных целей (уважение человеческого достоин-
ства, защита основных прав и свобод других лиц, учет конституционных вопросов
общественного здоровья, защиты окружающей среды и т.д.). В этих рамках следует
утвердительно ответить на вопрос об установленной законом ответственности уче-
ных по учету последствий их деятельности для общества и указанию на опасные
результаты исследований.

Другими сферами столкновения интересов сегодня, например, являются кли-
нические исследования с участием людей, использование подопытных животных
для исследовательских или учебных целей или конфликт между интересами защиты
личности и исследованиями, требующими использования личных данных граждан.

(2) Свобода преподавания

В преподавании ученый представляет под свою ответственность собственные
или перенятые научные знания. Свобода преподавания относится к свободе иссле-
дований так же, как сфера воздействия относится к сфере деятельности в свободе
художественного творчества. Свобода преподавания означает, что преподаватель
может самостоятельно определять содержание, методику и ход учебного процесса.

В сегодняшней научной жизни свобода преподавания реализуется прежде всего
в свободном исполнении заданий на обучение (или обязанностей) в рамках при-
знанных высших учебных заведений. Преподаватели, назначенные государством,
должны придерживаться учебной программы, расписания занятий и экзаменов,
однако конкретизация учебного задания осуществляется именно в смысле свободы


преподавания под собственную ответственность ученого.

Академическое преподавание не является единственной формой передачи науч-
ных знаний; если таковое происходит посредством публикаций или докладов вне
высшей школы, то специфическое содержание с точки зрения свободы научного
творчества приобретают и другие основные права и свободы, такие, например, как
свобода прессы, собраний или объединений.

(3) Свобода обучения

Адресаты научной теории также пользуются свободой научной деятельности: в
рамках расписания занятий и экзаменов, а также учебных планов учащийся может
свободно принимать решения о своей учебе, в частности о своей научной работе.
Внутри научного процесса конституционное право гарантирует ему также возмож-
ность получения новых научных знаний в рамках обучения и исследования, кото-
рая не должна подавляться авторитетом обучающего. Напротив, задачей научного
обучения является приучение к критическим научным оценкам, самостоятельному
мышлению и работе.

Из свободы обучения следует, что свобода преподавания ученого как раз там, где
она осуществляется в рамках государственного задания, не должна влечь за собой
принуждение учащихся к восприятию определенных политических, мировоззрен-
ческих или идеологических ценностей или научных мнений. Свобода обучения и
свобода преподавания реализуются в процессе деликатных взаимоотношений меж-
ду обучающими и обучающимися, исследователями и студентами. Сохранение обо-
юдного уважения и признания при этом будет более способствовать прогрессу на-
уки, чем подробное юридическое регулирование соответствующих правовых при-
тязаний.

Свобода обучения, вообще говоря, с трудом поддается юридическому регули-
рованию на практике. Однако основное содержание подлежит правовому контролю:
высшее учебное заведение, предусматривающее изучение нескольких иностранных
языков, должно оставить за студентом выбор того языка, который он хочет изучать.
Произвольное распределение администрацией высшей школы, кто должен изучать
какой иностранный язые нарушает, по моему мнению, конституционную свободу
обучения.

7. Свобода собраний, ст. 31 КРФ
а) Принцип

Возможность собираться вместе с другими является основной потребностью
человека и предпосылкой для любых форм демократии. Встреча с другими людьми
снимает изоляцию, придает чувство общности и солидарности.

Гарантия основных прав и свобод запрещает принятие государственных мер
против созыва, организации и проведения собрания или против участия или
неучастия в нем. Если для собрания не используется общественная земля, то
собрание не может быть поставлено в зависимость от наличия государственного
разрешения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.