Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

F) Границы




Е) Функция и правовая защита демонстраций

Статья 31 КРФ в явной форме гарантирует право на проведение митингов и
демонстраций

Демонстрации отличаются от других собраний их специфической функцией при-
зыва,
т е. преследуют цель привлечения внимания общественности к вопросам,
поставленным ее организаторами. Они, в отличие от других форм собраний, как
правило, требуют достаточно большого места

В сферу защиты основного права входят все мирные демонстрации, в том числе
и спонтанные демонстрации259.

Возможность демонстративных мероприятий на общественной земле до опре-
деленной степени соответствует законному праву. Это в первую очередь относится
к тем, кто не имеет никаких других средств для апелляции к широкой общественно-
сти. В этом смысле демонстрации имеют предупредительную, контрольную и ин-
новационную функцию.

(1) Требование наличия разрешения

Собрания и демонстрации на общественной земле могут быть поставлены в
зависимость от наличия разрешения; критерии, которые необходимо учитывать при
выдаче такого разрешения или отказа от выдачи, обсуждались в разделе Ш В 8.

Требования наличия разрешения для проведения собраний в своих организаци-

"Так и в Фровейн/ Пойкерт, Комментарий к ЕКПЧ, ст 16, Rz 2

"'Показательным для спонтанных демонстраций является решение Австрийского конституци-
онного Суда от 30 ноября 1995 в EuGRZ 1996, стр 471 и далее (Блокада железной дороги)


ях или на своей земле, напротив, недопустимо; запрет таких собраний возможен
только в порядке исключения, в случае конкретной и серьезной опасности для обще-
ственного порядка.

(2) Запрет на переодевание

Федеральный законодатель может установить запрет на переодевание для \час-
тников демонстраций. Пока он этого не сделал, органы исполнительной власти
могут пойти на это только при наличии особых причин в рамках общей оговорки об
общественной безопасности.

Запрет на переодевание оценивается с точки зрения конституционного права
так же, как и другие ограничения свободы собраний, в первую очередь необходимо
учитывать принципы законности и соразмерности

Единственное законное основание для запрета на переодевание состоит в пре-
дотвращении насилия.
Этой цели противостоят частные или общественные интере-
сы, которые могут оправдать переодевание

Переодевание некоторых или всех участников может служить для дополнитель-
ного выражения цели демонстрации (Пример, ношение противогазов для предуп-
реждения об опасности зафязнения воздуха, масок смерти для драматизации опас-
ности для жизни и здоровья).

Группы лиц, которые скрывают свою личность по религиозным причинам (на-
пример, протест исламских женщин против запрета ношения покрывала в школах
или на рабочем месте) или вследствие общественной стигматизации (например,
ВИЧ-инфицированные, гомосексуалисты, проститутки), не должны быть лишены
права на участие в демонстрациях. Ничто не вредит открытому, либеральному и
демократическому обществу больше, чем атмосфера снижения толерантности и на-
растания стигматизации определенных политических мнений

В то же время существует особый общественный интерес к тому, чтобы опреде-
ленные лица могли публично излагать свое мнение, не опасаясь последствий. При-
дание анонимного статуса при некоторых обстоятельствах может быть даже необхо-
димым, для того чтобы меньшинства, группы с периферии общества или професси-
онально уязвимые лица имели шанс представить свою точку зрения, (Например,
участие сотрудников спецслужб или социальных работников в публичных обсужде-
ниях проблем наркомании или участие должностных лиц в манифестациях групп с
нетрадиционной сексуальной ориентацией и т.п.)

Для иностранцев (например, беженцев) может быть необходимым, чтобы их
участие в акциях протеста не стало известным на родине, где им угрожают соответ-
ствующие санкции

8. Свобода объединений
а) Функция

Свобода объединений согласно ст 30 КРФ в принципе действует для объе-
динений любого рода. В комбинации со ст. 34 КРФ (свобода предприниматель-
ской деятельности) она защищает также и коммерческие объединения, такие, как


общества с совместным капиталом, общества с ограниченной ответственностью
и т.д.

При этом права объединений в рамках свободы предпринимательской деятель-
ности могут быть подвергнуты другим, более строгим ограничениям, чем в идей-
ной сфере.

Свое самостоятельное значение гарантия ст. 30 КРФ имеет для идейного объе
динения.

Возможность свободного объединения в группы по интересам является краеу-
гольным камнем любой демократии. Никакое государственное вмешательство бю-
рократического или иного рода не должно препятствовать созданию объединений260.
Демократия может состояться только в открытом обществе, где любая группа инте-
ресов может свободно сформироваться и выражать свою точку зрения.

«Товариществособственников жилья» (Постановление КС РФ от 03.04.98 г. №!0-П)
Гражданка Березина заключила договор с АО «Омский каучук» на долевое участие в строительстве
многоквартирного дома. Ей было выдано свидетельство о праве собственности на квартиру в этом
доме. Затем она была поставлена в известность о том, что является членом товарищества собствен-
ников жилья в кондоминиуме «Каучук». Березяна обратилась в суд, т. к. посчитала, что включение
в товарищество без ее волеизъявления нарушает ее интересы. Районный Суд г. Омска направил в
КС запрос о проверке конституционности отдельных норм Закона РФ «О товариществах и соб-
ственниках жилья», в которых регулируются отношения, связанные с обязательным членством в
товариществе собственников жилья.

КС решил, что данные нормы закона не соответствуют Конституции, поскольку из принципа
добровольности членства в объединении (ст. 30 Конституции) следует, что создание товарище-
ства собственников жилья не исключает возможности для отдельных домовладельцев оставаться
вне данного объединения, при этом не утрачивая с ним иных правовых связей.
Принудительное членство в товариществе собственников жилья противоречит Конституции РФ

Союзы помогают сохранять культурный и политический плюрализм.

Отсюда следует, что союз с важнейшими признаками его сегодняшнего прояв-
ления пользуется институциональной защитой в рамках основных прав и свобод.
Законодатель также связан принципом свободы объединений и обязан учитывать
потребности свободной жизни союза. Свобода объединений гарантирует отдель-
ным лицам не только фактическую, но и правовую возможность объединения, на-
пример, посредством договора союза или простого общества. Законодателю запре-
щается предусматривать какие-либо властные полномочия в форме обязанности
уведомления или регистрации, которые могли бы ограничивать учреждение или
деятельность союзов в идейной сфере.

Союзы играют большую роль также и в области экономической и трудовой
политики. Сотрудничество или борьба организаций работодателей и наемных ра-
ботников составляет картину социальной рыночной экономики.

Развитие определенных идей в организованном на правовой основе социаль-
ном союзе гарантирует им непрерывность и широкое распространение.

!60В Швейцарии союз может быть учрежден в качестве юридического лица, даже без уведомления
государства об этом. Минимум 3 лица могут действовать совместно и принять общий устав. Тем са-
мым учреждается юридическое лицо. Оно может открывать банковские счета, заключать договоры и
выступать в суде в качестве истца или ответчика (ст. 60 и далее ГК). Только если союз хочет заниматься
коммерческой деятельностью с целью получения прибыли, то он должен быть занесен в государ-
ственный реестр.


Ь) Конституционно-правовое содержание

Свобода объединений гарантирована в ст. 30 КРФ, и в частично сокращенном
объеме в ст. 11 ЕК.ПЧ26', а также в ст. 22 Международного пакта о гражданских и

(1) Что такое союз?

Союз в смысле конституционной гарантии согласно ст. 30 КРФ является собра-
нием множества физических или юридических лиц, для совместного следования
идейной (например, политической, культурной, общеполезной или профессиональ-
ной) цели.

Эта гарантия не покрывает объединения, которые действую на рынке с целью
получения прибыли.

При этом решающее значение имеет не ведение экономической деятельности
само по себе, но то, стоит ли на первом плане именно получение прибыли или
какая-либо идейная установка. Если же какое-либо идейное объединение, напри-
мер, экологический союз, выступает на рынке, то в отношении своей коммерческой
деятельности оно должно апеллировать не к свободе объединений, а к свободе пред-
принимательской деятельности в соответствии со ст. 34 КРФ.

Характерным, далее, является объединение на определенный или неопределен-
ный срок и минимальная организационная воля.

Не всегда ясно соотношение свободы объединений и свободы собраний. Есть
специфические виды деятельности, которые однозначно должны быть сопоставле-
ны тому или иному основному праву: спонтанные демонстрации — свободе собра-
ний, свобода выхода из объединения — свободе объединений. В других случаях
решающее значение имеет оптимальная реализация лежащей в основе данных двух
свобод идеи о беспрепятственном и плюралистическом формировании мнений,
например, при оценке полицейского вмешательства по поводу (открытого или зак-
рытого) собрания членов союза.

(2) Защищенные формы объединений

Свобода объединений защищает в первую очередь идейные, некоммерческие орга-
низации.
Если для аналогичного преследования идейных целей выбираются другие
правовые формы объединения (фонд, товарищество, простое общество и т.п.), то их
учреждение, деятельность, вступление и выход членов также защищены свободой
объединений.

Группы лиц, занимающиеся практической деятельностью, не приняв никакую
правовую форму, с процессуальной точки зрения не могут быть защищены иначе,

!6'Ст. 11 ч. 1 ЕКПЧ: «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и на свободу
ассоциации с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для
защиты своих интересов» // Конвенции Совета Европы и Российской Федерации, Москва, Изд-во
«Юридическая литература», 2000, стр. 42

Ст. 22 ч. 1 Международного пакта о гражданских и политических правах: «Каждый человек
имеет право на свободную ассоциацию с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в
таковые для зашиты своих интересов» См. об этом Kalin/ Mahnverni/Nowak, UNO-Menschenrechtspakte,
стр. 219 и далее.


чем посредством прав их членов. Неясно, должна ли свобода объединений действо-
вать также и применительно к созданным по специальному случаю объединениям,
инициативным комитетам, или сообществам совместно проживающих лиц.

Если достаточная защита не обеспечивается основным правом на неприкосно-
венность личности индивидуумов или свободой их мнений и собраний, то следует
исходить из тою, что свобода объединений предоставляет индивидуумам защиту
также и в гом, чтобы выражать их общие интересы, представления о жизни и соци-
альные идеи в коллективных образованиях.

Свободный выбор организационных форм относится к области защиты свободы
объединений. Так, например, объединение по развитию футбольного спорта долж-
но иметь возможность выбора адекватной правовой формы, которая соответствова-
ла бы конкретным экономическим условиям сбора и распределения средств.

Не всегда ясно соотношение свободы объединений и свободы собраний. Есть
специфические виды деятельности, которые однозначно должны быть сопоставле-
ны тому или иному основному праву: спонтанные демонстрации — свободе собра-
ний, свобода выхода из объединения — свободе объединений. В других случаях
решающее значение имеет оптимальная реализация лежащей в основе данных двух
свобод идеи о беспрепятственном и плюралистическом формировании мнений,
например, при оценке полицейского вмешательства по поводу (открытого или зак-
рытого) собрания членов союза.

(3) Защищенные виды деятельности

Свобода собраний гарантирует, что различные действия, типичные для любого
объединения, могут выполняться без вмешательства государства. Гарантируется
свободное образование союза, устройство его жизни, вступление и выход; выход
или вступление союза в другой, более крупный союз Изыскание финансовых средств,
необходимых для деятельности объединения (сбор членских взносов, сбор денег в
рамках идейной цели союза) входит в сферу защиты. Во всех случаях, смотря по
ситуации, и отдельные индивидуумы, и само объединение (если оно является юри-
дическим лицом или по меньшей мере обладает гражданско-процессуальной пра-
воспособностью), выступают носителями основного права.

Отдельный член союза пользуется частноправовой защитой от необоснованно-
го исключения Даже если устав объединения предусматривает исключение членов
без указания причин, «волюнтаристские* исключения следует считать противоправ-
ными.

Член союза, которому грозит исключение, вправе претендовать на предвари-
тельное заслушивание его дела. Эта претензия на заслушивание может считаться
удовлетворенной, если соответствующий член союза в спорном случае мог предста-
вить свои возражения в какой-либо форме, прежде чем будет принято окончатель-
ное решение об исключении.

Согласно ч. 2 ст 30 КРФ свобода объединений защищает также от государствен-
ного принуждения к вступлению в какое-либо объединение (негативная свобода
объединений)

Недопустимо обязывать объединения сообщать о том, кто является их членами.
Такое опосредованное воздействие на свободу объединений ведет к опасению, что
возможно принятие санкций, и может иметь настораживающее воздействие, про-
тиворечащее основной идее свободы собраний.


Практика Верховного Суда США учитывает это настораживающее воздействие
(chilling effect) на отправление основных прав и свобод и, например, объявляет недо-
пустимым, чтобы движения за гражданские права были обязаны публиковать спис-
ки своих членов или чтобы учителя государственных школ были обязаны сообщать
о своем членстве в союзах263.

(4) Личная сфера действия

(a) Иностранцы

Статья 30 КРФ в формулировке «каждый» определяет свободу собраний как
право человека. Тем самым защищаются также и иностранцы.

(b) Юридические лица

Не только члены объединения, но и само объединение находится под защитой
свободы объединений. Оно может, например, защищать возможность беспрепят-
ственного осуществления своей деятельности; при этом могут использоваться или
даже доминировать другие основные права и свободы, такие как свобода мнений,
право избирать и быть избранным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.